Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения




Скачать 23,35 Kb.
НазваниеКонцепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер23,35 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи


Милованов Константин Юрьевич


КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ


Специальность 07.00.09 –

историография, источниковедение

и методы исторического исследования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Москва – 2009


Работа выполнена

на кафедре новой, новейшей истории и методологии Московского государственного областного университета


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Смоленский Николай Иванович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Лабутина Татьяна Леонидовна,

кандидат исторических наук, доцент

Бирюков Алексей Михайлович


Ведущая организация: Московский городской

педагогический университет


Защита состоится «1» апреля 2009 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.05 по историческим наукам при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д.21а, ауд. 305.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.


Автореферат разослан «28» февраля 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Никитаева Е.Б.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Концепция правового государства эпохи Просвещения занимает почетное место в истории политической мысли. Каждый исторический период выдвигает на первый план в исследовании проблем правового государства свои аспекты данной темы. В свете современного состояния исторической науки изучение отечественной и зарубежной историографии европейского Просвещения представляет интерес по следующим причинам. Во-первых, в силу задач, стоящих в настоящее время перед отечественной наукой. Еще с конца 80-х гг. XX в. стало ясно, что ракурс рассмотрения исторических явлений, относящихся к правовой сфере века Просвещения, нуждается в значительном расширении. Именно конец 80-х годов характеризуется появлением исследовательского интереса к проблеме изучения правовой государственности, ее генезису, эволюции и историческим моделям. В эти годы проявился острейший интерес к политико-правовой мысли Просвещения и её влиянию на развитие системы государственного управления в нашей стране и за рубежом.

Во-вторых, применение новых методов исторического исследования и постановка новых проблем меняют привычный для отечественной науки угол зрения на теорию правового государства эпохи Просвещения. Все это актуализирует проблему изучения правовой государственности и создает необходимость обобщения отечественными и зарубежными историками накопленного материала.

За последние 15-20 лет накопился определенный материал, открылись новые факты, возникли новые научные подходы, что позволяет внести определенные коррективы в анализ концепции правового государства, дать новые оценки. Актуальность избранной темы обусловлена не только ее явным научно-познавательным значением, но и спецификой современной идейно-теоретической ситуации, в ходе которой значительное внимание уделяется философско-исторической мысли и интерпретациям различных политических доктрин просветительского периода. Таким образом, на сегодняшний день перед исторической наукой стоят важные задачи по актуализации идейно-теоретического наследия просветительской эпохи и комплексного изучения правового государства эпохи Просвещения.

Степень научной разработанности проблемы. В работах отечественных и зарубежных ученых политико-правовые модели английских и французских просветителей стали восприниматься как основной идейно-теоретический источник классической теории правового государства. Однако в большинстве научных трудов практически не рассматриваются конкретные пути, направления и этапы развития правовой государственности. Литературу, посвященную изучению правового государства эпохи Просвещения, условно можно разделить на три группы, являющимися базовыми для темы исследования: работы, посвященные анализу политических и правовых взглядов европейских просветителей, работы, в которых делается акцент на изучение теории и истории правового государства, и труды, показывающие специфику философско-исторической мысли эпохи Просвещения.

Историография концепции правового государства представлена работами, отражающими такие ее основные направления, как марксистское, консервативное и либеральное. С точки зрения избранной нами темы и не возможности во всех случаях четко отнести каждого ученого к тому или иному научному направлению использован хронологический принцип историографического обзора, дающий возможность увидеть в динамике изучение просветительской концепции правового государства. Ввиду того, что исследования по данной проблеме появились в России одновременно с зарубежными и были достаточно плодотворными, обзор литературы начинается именно с отечественной историографии.

Для отечественной дореволюционной историографии характерны два основных аспекта. Первый состоял в стремлении донести до общественности актуальные в то время политические и правовые идеи европейского Просвещения. Второй аспект состоял в том, что рассмотрение концепции правового государства и сопутствующей ей доктрины разделения властей шло в основном с позиций либеральной идеологии. Изучение феномена правового государства эпохи Просвещения сквозь призму либерализма нашло свое отражение в работах В.Е. Вальденберга, В.М. Гессена, С.А. Котляревского, В.Н. Ренненкампфа и Ф.В. Тарановского1. В трудах этих ученых теория правового государства представлена как наивысшая форма развития правовой мысли.

Несмотря на господство либерального подхода к изучению проблемы в дореволюционной историографии существовали альтернативные историко-правовые взгляды, отстаивающие единство государственной власти и принципа невозможности ее разделения. Здесь особо следует отметить труды видного российского правоведа и государственного деятеля К.П. Победоносцева, сторонника консервативной идеологии. Как полагал ученый, разделение властей и трансформация политической системы по просветительским рецептам не даст желаемого эффекта, ибо невозможно ограничить или разделить власть2.

Выдающийся российский философ В.С. Соловьев в своей работе «Право и нравственность» дал свою трактовку концепции правового государства3. Отрицая этатистский принцип государственной модели Гоббса, мыслитель вместе с тем выступал против разделения властей.

В русле объективного изучения проблемы написаны работы профессора Н.И. Кареева «Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Общая характеристика бюрократического государства и сословного общества «старого порядка»» и «История Западной Европы в новое время»4. В них автор подробно рассматривает проблему разделения властей и ее практическое воплощение в английском политическом строе XVIII в. Н.И. Кареев пришел к выводу о научной несостоятельности принципа разделения властей. Ученый утверждал, что применительно к английскому государственному устройству эпохи Просвещения следует говорить о значительной концентрации власти в руках законодательной ветви, что косвенным образом подтверждает принцип единства государственной власти.

После 1917 г. интерес к изучению концепции правового государства эпохи Просвещения заметно упал. Лишь с середины 50-х годов XX в. появляется ряд исследований посвященных анализу научных взглядов наиболее ярких фигур европейского Просвещения. Характерными чертами историографии правового государства в советский период было рассмотрение политико-правовых идей просветителей через призму сравнительно-исторического изучения социальных революций XVII-XVIII вв., критики просветительского принципа разделения властей и попыток построения «идеальной» государственности, разоблачение буржуазной сущности правового государства.

В работах В.П. Волгина и Х.Н. Момджяна дается подробный анализ развития идей правовой государственности во французском Просвещении XVIII в., показаны сильные и слабые стороны политико-правовых учений Ш.Л. Монтескье, К.А. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо и других выдающихся просветителей, раскрывается сущность основных принципов государственного строительства - разделения властей и верховенства закона5. В трудах Б.Ф. Поршнева «Феодализм и народные массы» и «Мелье» проблема становления правовой государственности рассматривается в контексте изучения антифеодальной борьбы XVIII в., автор подверг критике взгляды умеренных просветителей – Вольтера и Монтескье, которые ратовали за построение «образцового» буржуазного правового государства6.

В монографии В.Н. Кузнецова «Вольтер и философия французского просвещения XVIII века» показана роль Вольтера в создании концепции правового государства7.

В работах А.М. Деборина, Е.А. Добровой, Б.В. Мееровского, Е.О. Обичкиной, С.С. Сафронова отражены проблемы содержания социально-политических взглядов просветителей, довольно подробно рассмотрен вопрос о социальных качествах власти и разделении властей8.

В особую группу можно выделить работы, посвященные анализу творчества отдельных английских и французских просветителей – создателей теоретических моделей правового государства. В монографиях Н.М. Азаркина и М.П. Баскина подробно разобрана теория правового государства Шарля Луи Монтескье9. На основе анализа значительного числа источников исследованы взгляды французского просветителя о разделении властей и «свободном государстве», сделан вывод об исторической ограниченности принципа делимости власти. Несомненный интерес представляют работы А.А. Акимовой, Т.Б. Длугач и И.К. Луппола, которые посвящены изучению государственно-правовых взглядов Дени Дидро10. В этих исследованиях подробно изучена одна из теоретических моделей правовой государственности – концепция «демократической монархии».

Проблема создания концепции правового государства Т. Гоббсом и Д. Локком нашла свое отражение в трудах Г.А. Заиченко, Л.В. Зотовой, И.В. Немченко, В.Е. Сатышева, Э.Ю. Соловьева11. В этих работах подчеркивается прогрессивность идей Гоббса и Локка, исследованы основные компоненты теории правовой государственности.

Среди работ, посвященных изучению английского Просвещения, выделяется монография Н.М  Мещеряковой и др. «Просветительское движение в Англии»12. В этой монографии тщательно исследованы политико-правовые учения и модели разделения властей английских просветителей XVIII в. – от Шефтсбери до Пристли.

Исследования А.М. Барнашова, И.Е. Верцмана, М.Т. Кочаряна и А.З. Манфреда были посвящены анализу политико-правовых учений П.А. Гольбаха и Ж.Ж. Руссо13. Сильной стороной содержания этих работ является изучение единства государственной власти и ее социальной сущности.

Особенности становления правовой системы просветительской эпохи и принципа разделения властей как ее практического выражения отражены в работах А.А. Герцензона и Ю.А. Тихомирова14.

Нельзя не отметить научную ценность трудов В.И. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса, посвященных изучению проблем формирования буржуазной правовой и государственной идеологии в XVII-XVIII вв15.

В постсоветский период было продолжено исследование затрагивавшихся ранее аспектов проблемы, хотя большее внимание было уделено тем вопросам, которых ранее не касались вообще или которые вызывали неоднозначные оценки (принцип разделения властей, верховенство права, ценностное содержание основных прав человека и др.). В современной российской исторической науке к началу 90-х гг. XX в. оформилось самостоятельное направление, которое непосредственно ориентированно на изучение политической и правовой идеологии европейского Просвещения.

В статьях К.И. Батыра, Т.Н. Волынкиной и А.И. Петиновой рассматриваются конкретно-исторические причины появления принципа разделения властей в эпоху Просвещения16. Разделение властей исследователи напрямую увязывают с проблемой изучения внутренней социальной структуры Англии и Франции XVIII в.

Определенный интерес на сегодняшний день представляют собой историко-правовые исследования В.С. Нерсесянца17. Опираясь на основные положения теории Локка и Монтескье о делимости государственной власти, автор не замечает ее структурное единство, некритически относится к принципу разделения властей, видя в нем основной показатель развитости государства и права.

В работах К.А. Писаренко и Л.М. Энтина анализируются причины, побудившие Монтескье разделить власть не на две как у Локка, а на три ветви18. Мотивационная подоплека разделения властей объясняется усложнением функций государственной организации, борьбой дворянства и буржуазии за власть.

Монография М.М. Федоровой «Классическая политическая философия» стала первой научной работой обобщающего характера, рассматривающего проблему создания теории правового государства с позиций политической философии19. Изучен доктринальный переход от политических учений XVII в. к более развитым теоретическим формам правовой государственности.

В монографии А.Н. Соколова «Правовое государство: от идеи до ее материализации» обосновывается идея о принадлежности феномена правового государства политической культуре западноевропейской цивилизации20.

В исследовании Л.М. Володиной рассматривается проблема соотношения двух подходов к изучению проблемы разделения властей в эпоху Просвещения – «английский» (Локк, Монтескье, Пристли и Шефтсбери) и «римско-руссоистский» (Руссо, Мабли и др.)21. Работы И.В. Андроновой посвящены проблеме возникновения концепций правового государства и гражданского общества в контексте современной политической теории22.

В трудах В.Д. Зорькина, Б.Н. Топорнина, З.М. Черниловского принцип разделения властей рассматривается как структурообразующий фактор организации и деятельности правового государства23. Авторы прямо увязывают дробление власти с разделением труда внутри государственного аппарата, считая, что разделение властей эпохи Просвещения и разделение властей на современном этапе не одно и тоже. Статьи И.А. Ледях, В.М. Савицкого, Ю.И. Скуратова посвящены исследованию социальных свойств власти в правовом государстве, в этих работах полностью отрицается сама возможность разделения властей24. Авторы обращают внимание на историческую несостоятельность принципа разделения властей, подчеркивая, что корректнее говорить не о разделении властей, а о распределении функций.

В работах Л.А. Пименовой и Н.Ю. Плавинской анализируется широкий спектр исследовательских проблем связанных с изучением идеологии привилегированных сословий эпохи Просвещения25. Теория правового государства, созданная Монтескье, рассматривается авторами с позиций изучения социально-политической идеологии французского дворянства XVIII в. Важной особенностью монографии Т.Л. Лабутиной «У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689-1714 г.г.)» является то, что теоретические модели правовой государственности, созданные английскими просветителями, в этой работе рассматриваются в русле английской истории того времени26.

Особую ценность, в контексте исследуемой нами темы, представляют диссертационные работы, точнее те их фрагменты, которые посвящены анализу концепции правового государства Просвещения и ее компонентов27.

Комплексное изучение концепции правового государства эпохи Просвещения в зарубежной историографии стало возможным лишь на рубеже XIX и XX столетий. Монография А. Сореля «Монтескьё», вышедшая на русском языке в 1898 г., открыла новую страницу в деле изучения концепции правового государства эпохи Просвещения28. Это исследование, посвященное анализу теории «свободного государства» Монтескье и принципа разделения властей, стало первой серьезной работой в европейской историографии на данную тему. Статья Ж. Варло посвящена детальному изучению доктрины разделения властей Монтескье, автор с позиций единства государственной власти показал, что заблуждение французского мыслителя было вызвано недостаточным уровнем развития гуманитарного знания в то время29.

Монография Э. Кассирера «Философия Просвещения» отличается глубоким научным анализом этимологии основных понятий философско-исторической традиции эпохи Просвещения30. Научный труд Р. Бадентэр и Э. Бадентэр посвящен исследованию взглядов Н. Кондорсе31; авторы уделили значительное внимание изучению принципа разделения властей. В работах Ж. Веркрюйса и Д. Роша в контексте изучения социальных революций Нового времени рассматривается проблема создания просветительской концепции правового государства32.

Р. Минути в своей статье проанализировал типологию форм правовой государственности в учении Монтескье33. В монографии Н. Хеншелла тщательно разобрана проблема единства власти в абсолютных монархиях эпохи раннего Нового времени34. Б. Рассел в своей работе «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней» достаточно подробно исследовал проблему о делимости власти у Локка и Монтескье с позиций изучения просветительской традиции 35.

Марксистское направление зарубежной историографии проблемы представлено работами А.Л. Мортона и Й. Сигети 36. В этих исследованиях с позиций исторического материализма анализируются социальные и политические аспекты создания теории правового государства.

Проведенный анализ литературы показывает, что: во-первых, самый высокий уровень разработанности характерен для рассмотрения концепции правового государства через призму изучения социальных революций XVII-XVIII вв.; во-вторых, проблема разделения властей освещается в литературе весьма односторонне, не учитываются непреложные факты, свидетельствующие о единстве государственной власти; в-третьих, остается малоисследованной проблема создания просветителями историко-теоретических моделей правового государства.

Источниковая база диссертации представлена широким кругом источников, которые можно разделить на три основные группы: политические и правовые трактаты просветителей; общефилософские труды и полемические сочинения; документы личного происхождения – письма, послания и записки. Основным источником по теме исследования являются политические трактаты английских и французских просветителей.

Особую источниковедческую ценность представляют собой политические трактаты Т. Гоббса, Д. Локка, Ш.Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо37. Большой интерес для раскрытия темы представляют труды отдельных деятелей Просвещения. Среди них можно отметить ряд работ, написанных К.А. Гельвецием, П.А. Гольбахом, Д. Дидро и Д. Пристли38. В трудах просветителей содержатся фундаментальные принципы классической концепции правового государства – народного суверенитета, разделения властей и верховенства закона.

Поиск идейной преемственности привел также к необходимости использовать творческое наследие мыслителей античной эпохи – Аристотеля и Цицерона, представителей эпохи Возрождения и раннего Нового времени – Ж. Бодена, Ф. Бэкона, Н. Макиавелли.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации - комплексное исследование концепции правового государства эпохи Просвещения

Автор считает необходимым решение следующих задач:

  1. Проанализировать концепцию правового государства просветителей и изложить ее точный смысл.

  2. Показать место и роль этой концепции в философско-исторической мысли Просвещения.

  3. Проанализировать и дать оценку современным научным взглядам и интерпретациям теории правового государства просветительского периода.

  4. Выявить связь концепции правового государства с идейным наследием европейской политической философии XVII века.

  5. Определить степень влияния идей эпохи Просвещения на формирование современной теории правового государства.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1690 года, когда был опубликован фундаментальный труд Д. Локка «Два трактата о правлении», содержащий основные положения классического просветительского учения о правовом государстве, по 1788 год, последний предреволюционный год, ставший концом эпохи Просвещения.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта настоящего исследования выступает концепция правового государства эпохи Просвещения и ее исторические модификации. Предметом исследования являются историко-теоретические модели правовой государственности английских и французских просветителей.

Методологической основой является принцип историзма, принцип объективности, комплексный и системный подходы в осуществляемом исследовании. В данном диссертационном исследовании применяется широкий спектр исторических и историографических методов, которые были апробированы в отечественной историографии.

Научная новизна исследования состоит в том, что просветительская концепция правового государства впервые становится объектом комплексного исторического исследования. В исследовании определено место взглядов английских и французских просветителей на проблему разделения властей в контексте философско-исторической мысли, а также подчеркивается, что государственная власть едина по своей сути.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались на Второй научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Академии социального управления (23 апреля 2007 г.); Третьей национальной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: перспективные направления исследования феноменов педагогического прошлого в контексте современных проблем теории и практики образования» в Академии социального управления (26 октября 2007 г.), а также в ходе выступлений на кафедре новой, новейшей истории и методологии Московского государственного областного университета.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его важнейшие выводы могут быть использованы в лекционных курсах по историографии Нового времени, истории политических и правовых учений, теории государства и права.

  1   2   3

Похожие:

Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconТеоретические основы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений (сравнительно-правовой анализ)
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права ноу впо «Юридический институт» (Санкт-Петербург)
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconКонцепция проекта Экологического
Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которые распространяется действие законопроекта
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconПояснительная записка Курс направлен на усвоение системы философско-педагогических знаний, развитие философско-педагогического мышления, овладение исследовательско-эврестическими навыками
В основу программы положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: цивилизационный, антропологический,...
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconТемы семинарских занятий семинар предмет и задачи исторической науки. Темы для подготовки к семинару и докладов: Методология и теория исторической науки
Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки//Вопросы истории. 1991 №2-3
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconЛитература эпохи Просвещения
О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек ” — такую характеристику дал А....
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconКонцепция развития информационного общества в челябинской области
Анализ зрелости нормативно-правового обеспечения развития информационного общества
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconКонцепция реформирования градостроительного законодательства Введение
Минрегиона и Минэкономразвития в 2011 году и ряд достигнутых положительных результатов по совершенствованию правового поля в градостроительстве,...
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconИсторическая антропология
Филиппа Арьеса, Натали Земон Дэвис [22, 23, 24, 33, 46, 47]. О явном интересе к этому течению современной исторической мысли свидетельствует...
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconПоложение о творческом конкурсе «Урок Просвещения-2013» Учредитель, организаторы и жюри конкурса
Учредителем творческого конкурса методических разработок уроков, внеклассных мероприятий и занятий дополнительного образования «Урок...
Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения iconО книге дж. Марголиса и его концепции «эмерджентистского материализма»
«научный материализм» и показы­вает ошибочность его физикалистских и редукци-онистских принципов. Концепция «эмердженти­стского материализма»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница