Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна




НазваниеКлассный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна
Дата04.02.2016
Размер19,5 Kb.
ТипКлассный час
Классный час (8-9 класс)

Пашнина Тамара Григорьевна,

учитель биологии,

МБОУ СОШ №2.

Город Слюдянка, улица Куприна №2.

Sckool2 Slud@mail ru

Тема: « Деревья - память природы »

Цель: оказать помощь подросткам в профессиональной ориентации.

Задачи:

1. Учиться преодолевать барьер в общение.

2. Вызвать интерес к предложенной теме.

3. Познакомить учащихся с наукой дендрологией, профессией дендроклиматолога и дендрохронолога.

Форма мероприятия: классный час – заочное путешествие.

Методы: частично-поисковый(поисковая беседа), исследовательский метод, проблемное изложение материала.

Оборудование: спилы деревьев, мультимидио.

Педагогическая технология: технология коммуникативного обучения – обучение и воспитание на основе общения.,

1. Вводное слово учителя.

2. Упражнение на развитие коммуникативных свойств.

3. Конкурс на знание биологических наук.

4.Сообщение и мультимидийная презентация о науке Дендрологии.

5.Проведение игр «Сломанный телефон», «Змея».

6.Практическая работа, Сообщение и мультимидийная презентация «Определение возраста дерева».

7. Сообщение и мультимидийная презентация «Дендроиндикация природных процессов» .


8.Сообщение и мультимидийная презентация. «Дендрохронология исторических процессов

9. Рефлексия

Содержание классного часа


1.Вводное слово учителя.

Цель: привлечь внимание учащихся к предложенной теме.

Ребята, выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии 10-15 лет назад. Ситуация вокруг нас стремительно меняется. За ответом на вопрос «Кем быть?» человек выбирает не только род занятий, но и определенный образ жизни, статус в обществе. Сейчас мы с вами поведем разговор о науке дендрологии и связанных с ней профессиях. Но прежде выполним упражнение, мне кажется оно позволит нам чувствовать себя комфортнее.

2.Упражнение на развитие коммуникативных свойств.

Цель: преодоление барьера в общении.

Содержание: предлагается всем назвать сначала вежливые формы обращения с просьбой ( «прошу вас», «будьте так любезны» ), затем – вежливые формы отказа ( «к сожалению», «не смогу вам помочь, это не в моих силах»).(4)

Вопрос: Какие обращения вам больше всего понравились?

Вывод:

Люди - предпочитают просьбы и отказы в сослагательном наклонение: («Хотелось бы, ««Да, но» ).

Вот и мне сегодня хотелось бы, чтобы вы узнали ещё об одной современной науки и профессиях. Существует классификация профессий. Профессии о природе относятся к группе «Человек природа». Люди этих профессий имеют дело с живыми организмами, специалисты данной сферы не только должны все знать о природе, но и уметь прогнозировать возможные изменения и заглядывать в далекое прошлое.

3. Конкурс на знание биологических наук.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся; показать, что посредством имеющихся у учеников знаний невозможно удовлетворить возникшею познавательную потребность.

  1. Все знают, что биология наука о природе, комплексная, т. е. это группа наук о природе. Давайте вспомним названия биологических наук:

Как называется наука о рыбах?

Как называется наука о птицах?

Как называется наука о растениях?

Как называется наука о животных?

И так ещё одна наука о природе – дендрология, люди применяющие знания дендрологии называются?

Правильно, на этот вопрос ответите, если внимательно прослушаете сообщение о науке Дендрологии.

4. Сообщение учащихся, мультимидийная презентация «Наука Дендрология».

Цель: возбудить познавательный интерес детей. Усложнить содержание информации.

Деревья являются наиболее долгоживущими на земле организмами. На юго-западе США в Белых горах Калифорнии сейчас растут деревья сосны остистой (Pinus aristata) возрастом более 4000 лет. Среди них была обнаружена живая сосна возрастом в 4900 лет. Ясно различимые и четко читаемые годичные слои показали, что это дерево родилось в 2935 г. до н. э. Оно было современником всех великих событий человеческой цивилизации Старого и Нового света, начиная с эпохи строительства пирамид в Древнем Египте. Довольно большого возраста (3200 лет) достигает секвойядендрон гигантский. В Сибири наиболее долгоживущим деревом является лиственница. Биологический возраст самого старого дерева (лиственницы Каяндера), которое было обнаружено в Якутии, составлял 1104 года. Некоторые кустарники и полукустарники также не уступают по возрасту деревьям. Например, на Полярном Урале найдены экземпляры можжевельника сибирского возрастом 650-800 лет, а в долине р.Селенги обнаружена полынь, возраст которой достигает почти 100 лет (рис.1).

Рис.1. Полынь рутолистная 96-летнего возраста

С первого же дня рождения живое дерево является очевидцем многочисленных явлений природы и той среды, где оно произрастает. Годичное кольцо - это память природы, в которой хранятся с точностью до одного года оценки разнообразных климатических условий прошлого - осадки, температура воздуха, влажность почв, солнечная активность и даже удельная радиоактивность земной атмосферы. Дендрохронология может дать широкую информацию с точностью до года о разных природных явлениях, которые оказывали влияние на ширину и структуру годичных колец.

В пределах регионов умеренного и холодного климата, где четко выражается смена времен года, происходит периодическая активность камбия при вторичном приросте древесных осей. В этих зонах деревья откладывают за вегетационный период один слой прироста. На поперечных срезах эти слои хорошо заметны в виде концентрических слоев - годичных колец.

Годовой прирост деревьев зависит от большого количества внутренних и внешних факторов - от биологических особенностей древесных пород, их происхождения, возраста и условий местопроизрастания, климатических факторов, солнечной радиации, полноты насаждения, плодоношения, санитарного состояния дерева, его наследственных свойств, стихийных явлений и ряда других причин. Прирост по диаметру особенно легко реагирует на такие колебания факторов внешней среды, как температура, влажность, интенсивность освещения.

В зависимости от решаемых конкретных задач дендрохронологию в последние годы обычно делят на собственно дендрохронологию и дендроклиматологию. Дендрохронология занимается составлением древесно-кольцевых хронологий, их перекрестной и временной связью, относительным и абсолютным датированием самих хронологий и, наконец, датированием по этим хронологиям тех или иных явлений природы и объектов.

Предмет дендроклиматологии значительно шире. Дендроклиматологи выясняют качественные и количественные показатели связей элементов климата, солнечной радиации и других явлений природы прошлого с годичным приростом дерева или сообщества деревьев.

Научные исследования в области дендрохронологии в последнее десятилетие развивались по нескольким направлениям и достигли значительных успехов. Широта и многоплановость дендрохронологических работ привели к внедрению данных дендрохронологии во многие разделы естественных и гуманитарных наук. Значение дендрохронологии особенно возрастает сейчас, когда в науке стала преобладать тенденция динамического подхода к явлениям биосферы. Дендрохронология приносит в естественные науки четвертое измерение - время.

Годичные кольца деревьев, произраставших сто, тысячу и много тысяч лет тому назад являются летописью природы, в них содержится огромная информация о прошлом Земли и Космоса. Но эту информацию мы должны еще собрать и научиться читать. Сейчас дендрохронологи прочитали уже многое в этой книге истории природы.(2)

Ответ: Дендроклиматологи и дендрохронологи

5.Проведение игр «Сломанный телефон», «Змея»

Цель: снять напряжение, получить положительные переживания, через игровую мотивацию.

1игра: по 5 человек 2 команды садятся спиной к друг другу ведущий задает им задание: нарисовать дерево 1) березу, 2) ель, задание передается как сломанный телефон

2.Игра «Змея»: игроки становятся друг за другом, положив руки на пояс стоящему впереди, передние игроки голова, задние хвост, голова должна откусить хвост, хвост спасает себя, игра заканчивается, когда пойман хвост или разорвана змея. (3)

6. Сообщение учащихся, мультимидийная презентация «Сбор образцов древесины. Практическая работа.

Цель: получение практических знаний и навыков.

Для того, чтобы измерить годичные кольца деревьев, необходимо получить образец древесины. Делается это двумя способами. В первом случае от ствола дерева отпиливается его небольшая часть в нижней части, где находится наибольшее число годичных колец.

Практическая работа.

Раздаются детям спилы деревьев, предлагается подсчитать возраст деревьев.

Сколько лет прожили деревья?

Этот способ применяется для уже упавших деревьев, поваленных ветром или снежными лавинами, а также для археологической и ископаемой древесины. С живых деревьев образцы древесины отбираются специальным буром. Ствол дерева просверливается до центра и вынимается буровой образец (керн) древесины толщиной с карандаш. Дереву при этом не наносится никакого вреда, поскольку просверленное отверстие быстро заполняется смолой, а потом зарастает.(2)


7. Сообщение учащихся, мультимидийная презентация «Дендроиндикация природных процессов»

Цель: помочь учащимся увидеть практическое значение современной профессии дендрохронолога.



Дендроиндикация природных процессов заключается в определении места их действия и установления времени, частоты и интенсивности проявления. Она основана на выявлении и датировке механических повреждений у деревьев, изучении изменчивости и эксцентричности годичного прироста древесины, датировке времени гибели деревьев.

Пожары. Дендроиндикационные методы дают возможность судить о месте прохождения и границах распространения пожаров, времени и частоте прохождения огня, интенсивности пожаров.

В результате высокотемпературного воздействия на стволы деревьев происходит гибель камбия. На стволе возникает ожог, на котором отмерший участок коры отслаивается и образуется т.н. «пожарная подсушина». Поверхность древесины внутри подсушины не имеет следов обугливания. Затем рана начинает затягиваться с боков древесиной и корой, но на краю подсушины остается черная корка, которая маркирует границу годичного кольца, сформировавшегося в год пожара. Таким образом, можно установить периодичность прохождения лесных пожаров за несколько столетий, если иметь в распоряжении старые деревья с многими подсушинами (рис.6).

Рис.6. Пожарные подсушины разных лет на срезе ствола сосны

У неповрежденных огнем деревьев сразу после пожара увеличивается ширина годичного кольца, поскольку из-за гибели соседних деревьев выжившие получают больше солнечного света, а зола служит хорошим удобрением. Это также может быть использовано для датировки пожаров.


Снежные лавины, сели Дендроиндикация лавинной, селевой и ветровой деятельности основана, прежде всего, на выявлении и датировке механических повреждений и специальных новообразований (креневая древесина, вертикальные побеги) в надземных частях деревьев. В результате наклона или изгиба ствола после прохождения лавины или селевого потока начинают формироваться эксцентричные годичные кольца (с одной стороны шире, с другой – уже). Такие кольца дерево образует для того, чтобы вновь привести ствол в вертикальное положение. При этом, у хвойных деревьев более широкая часть кольца образуется в сторону наклона ствола, а у лиственных- в противоположную сторону.

. Это дает возможность производить датировку времени и частоты схода лавин или селей и ветровой деятельности.

Ледники, весенние паводки. Датировку максимального продвижения ледника или высокого весеннего паводка можно проводить по спилам деревьев, испытавшим механическое воздействие (в зоне ледниковой подрезки в первом случае и при повреждении льдинами – во втором). Особенно ценны в этом отношении деревья со шрамами на стволах и наклоненные деревья. У дерева, наклоненного ледником, начинают откладываться эксцентричные кольца. Число этих колец соответствует времени, прошедшему с момента максимального наступления ледника. Таким же показателем является число годичных колец, появившихся на поврежденном участке ствола после образования шрама (рис.9).

Рис.9. Даты повреждения ствола лиственницы льдинами во время весеннего паводка на р.Хатанга (Таймыр)

.

Вулканическая и сейсмическая деятельность. Анализ годичного радиального прироста у ныне живущих деревьев дает возможность определить даты более или менее значительных извержений вулканов за последние несколько сот лет. В зоне, непосредственно примыкающей к кратеру вулкана (до нескольких десятков километров), по живым деревьям датировка извержений осуществляется в основном на выявлении глубоких депрессий прироста (резкого снижения ширины годичного кольца), в то время как на большом удалении – на основе выявления кратковременных улучшений прироста (рис.10).

Рис.10. Резкое увеличение прироста молодого дерева в результате «эффекта удобрения» вулканическим пеплом (вулкан Катмаи, Аляска).


При крупных землетрясениях у многих деревьев происходит повреждение корневой системы. Пережившие это событие деревья, образуют в год землетрясения и после него серию узких колец, по которым можно произвести датировку землетрясения (рис.11).





Рис.11. Землетрясение в 1857 г в Калифорнии нарушило корневую систему дерева, в результате чего произошла резкая редукция прироста.(2)


8. Сообщение учащихся, мультимидийная презентация «Дендрохронология исторических процессов»

Цель: привлечение учащихся к поиску решения проблемы.


Датировка археологической древесины с помощью метода перекрестного датирования способна дать ответ на многие вопросы исторической хронологии.(2)

Например:

  • Когда было основано, то или иное поселение? Что бы вы могли предложить для решения этого вопроса?

. В нашей стране масштабные дендрохронологические исследования были проведены проф.Б.А.Колчиным при датировке новгородского городища (рис.12) и проф. С.Г.Шиятовым при датировке Мангазеи.

Рис.12. Новгород. Неревский раскоп. Разрез мостовых Великой улицы X-XV веков.


При получении абсолютно датированных древесно-кольцевых хронологий деревьев ограды Мангазеи, срубов первых домов, древесина которых хорошо сохранилась в условиях вечной мерзлоты, было установлено, что первые деревья для строительства были срублены зимой 1600/01 гг. Основными строительными породами были лиственница, ель и кедр. Иркутский острог был основан в 1661 году - эти знания человек получил из летописи, используя метод летоисчисления дендрохронологии, Иркутские ученые могут или уточнить эту дату, или опровергнуть. Используя спил деревьев из оклада Спасской церкви - первого строения острога.


Панамский кратер: высота-80м, диаметр-200м, якуты называют это место проклятым, гнездом огненного орла, геологи установили, что на глубине 110м в кратере находится металлический объект.(2)

Что это? Может быть космический корабль?

Горные породы, слагающие кратер – карбонаты. Деревья, растущие, на кратере и рядом имеют наклон в одну сторону. Дендрохронологи спилили 10 лиственниц, по годичным кольцам установили год рождения деревьев 1583. В 1841-1842гг была сильная аномалия, т. к. у всех деревьев сильный прирост, на расстояние 110 метров от кратера у деревьев сильный прирост. В1876 году пошел резкий спад прироста. В химическом составе деревьев наблюдается повышенное содержание стронция, цезия, урана. ( «Чернобыльский синдром дерева»). Ученые считают, что в 1841-1842 г.г. произошла мощная подвижка грунта, но сейсмической активности не было. Используя изотопный анализ, Дендрохронологи узнают очень многое о состояние природы.(2)

Ребята, какое практическое значение имеет профессия дендрохронолога?


Разработка и составление многовековых дендрохронологических шкал является одной из основных задач развития современной дендрохронологии. Естественно, прежде чем что-либо датировать, нужно получить и составить дендрохронологическую шкалу с относительной, а затем и абсолютной хронологией. Прежде чем читать книгу летописи природы и открывать качественные и количественные характеристики связей окружающей среды прошлого с годичным приростом деревьев, нужно собрать, систематизировать и распределить во времени страницы этой книги, т. е. составить абсолютную дендрохронологическую шкалу данного периода.(2)

Вывод:

И хотя многое уже сделано учеными. Но еще осталось немало непрочитанных и даже неоткрытых страниц в летописи природы. Летописи природы неустанно ведут деревья нашей Планеты. Эти страницы ждут своих читателей. Будущее за вами ребята.

9. Рефлексия:

Ребята, я дарю вам рисунки с разными мордашками, если данный классный час для вас не являлся потерей вашего времени, то покажите улыбающуюся мордашку, если вы зря сюда пришли, то покажите грустную мордашку.


Литература.

  1. Аджиева Е. М. «50 сценариев классных часов», г. Москва, 2000г.

  2. Воронин «Деревья - память природы » (лекция), 2007 год, Иркутск

  3. Колмакова А. В. «Досуг – как фактор социализации личности», г. Улан – Удэ, 2004г.




  1. Иванов И. П. «Методика коллективных творческих дел» из сборника методических материалов, 2004 г., г. Улан – Уде.







Похожие:

Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconОбразовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения
СанПиНом 4 1178-02 и составляет по классам: при пятидневной неделе- 1 класс – 20 часов, 2 класс – 22 часа, 3 класс – 22 часа, 4 класс...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconКлассный час в 11 классе
В предлагаемом сценарии проблема зож рассматривается сквозь призму философии. Мероприя­тие рассчитано на 2 часа: первый час работа...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconКлассный час на тему «Мы за зож»
...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconРабочая программа по геометрии 7 класс
«Начальные геометрические сведения» 1 час, «Треугольники» 1 час, «Параллельные прямые» 1 час, «Соотношения между сторонами и углами...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconКлассный час в 9 б классе, посвященный Всемирному дню борьбы со спидом и наркоманией
Звучит музыка фоном использовалась классическая и инструментальная музыка разного характера, в зависимости от блока. Класс поделен...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconВидеопрезентации. Из опыта работы классных руководителей школ района. «Классный час познавательный час» (2009-2012г г.)
Видеопрезентации. Из опыта работы классных руководителей школ района. – «Классный час – познавательный час» (2009-2012г г.)
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconКлассный час на тему: "Мы выбираем жизнь". 6-й класс «А»
На доске висит плакат со словами: “Умей сказать: “Нет!”, плакаты “Воздействие наркотиков на человека”, рабочие листы “Что бы ты сказал?”,...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconСценарий праздника «Путешествие по радуге»
Ведущий: Прошу стоя приветствовать выпускников 20012 года и их классных руководителей. В зал приглашаются выпускники 11 а класса...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconКлассный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция.
Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование...
Классный час (8-9 класс) Пашнина Тамара Григорьевна iconКлассный час: «Мы голосуем за мир»
Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница