Психолого-педагогические основы контроля




Скачать 23,48 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогические основы контроля
Дата04.02.2016
Размер23,48 Kb.
ТипРеферат
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ………………………………………………….4.

1.1 ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ………………………………...5-6

1.2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ……7

1.3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ…8-9

1.4.ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ВИД КОНТРОЛЯ……………10 -14

1.5. ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ……………………….15 - 20

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………….. 21


ВВЕДЕНИЕ

Данный реферат посвящается изучению тестирования как одного из видов контроля в учебном процессе. Актуальность данной проблемы обусловлена введением новых стандартов образования и поиском оптимальных путей в работе над повышением качества образования. Предметом настоящей работы является знакомство и внедрение тестов открытого и закрытого вида на уроках русского языка и математики в начальной школе. Целью работы является анализ различных видов тестирования, их характеристика, отличительные особенности, рекомендации по обучению учащихся работе с тестовыми заданиями.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ.

Введение стандарта начального образования предъявляет определённые требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля.

Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Система контроля не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, находить ошибки и пути их устранения.


ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.

Контроль в начальной школе выполняет несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартом). Таким образом, в конечном счете, система контроля для учителя становится инструментом оповещения общественности о состоянии и проблемах обучения в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала, устанавливается динамика успеваемости, появляется возможность выявить проблемные области в работе. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль снимает у школьников страх перед контрольными работами, снижает уровень тревожности, формирует правильные целевые установки, ориентирует на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Информационная функция является основой диагноза, планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

Текущий контроль – наиболее оперативная динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он способствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда ещё трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает возможность учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к ещё не усвоенным правилам, операциям, действиям.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Специфика этого вида контроля:

  1. ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную отметку;

  2. при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

  3. возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.

Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (ещё не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы являются проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач: осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников.

Контрольные работы используются при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьника по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимися по степени сложности, вариантам.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но так же могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы, собрать данные о состоянии системы образования в целом.

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ВИД КОНТРОЛЯ.

В настоящее время получил достаточно широкое распространение на всех уровнях образования такой вид контроля как тестирование.

Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания в такой работе развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Прежде всего, следует уточнить суть понятий тест и тестовое задание. В переводе с английского test – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К.Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.

Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений. Таким образом, обеспечивается соответствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя часто бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправильный - знаком «-»; нередко предлагается отметить выбранный ответ с помощью определённого сигнала – символа и т.п. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Объём теста, как правило, рассчитывается на 10 - 15 минут работы ученика. Тесты чаще всего предлагаются на специальных карточках. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определённого этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определённого объёма информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. Здесь тесты обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность.

Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и, особенно в индивидуальной работе.

Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребёнку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Но этот же тест может быть разбит на несколько, предполагающих только один ответ. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.

Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умению работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания.

Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?», являющийся проявлением врожденного любопытства, что в свою очередь, выступает основой развития любознательности.

Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно даёт правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный: учитель не имеет возможности проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связной речи. Слишком частое использование тестов может привести к формализму в деятельности ученика, что отрицательно скажется на его развитии, поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления изученного материала.оении того же материала, что и сильные.


ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Анализ педагогической и методической литературы показывает, что тестовые задания могут быть следующими:


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


Открытого типа Закрытого типа установление

последоват.


дополнение свободное альтернативные установление

изложение ответы соответствия


выбор ответов


Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют правильных ответов. Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос; записывается полный предполагаемый ответ.

Например:

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает ……

(русский язык)


2. При умножении числа на нуль получается………

(математика)

В заданиях закрытого типа на выбор ответа ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трёх-четырёх вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся. Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак. Например: Каким членом предложения является глагол? 1) подлежащее 2) сказуемое 3) второстепенным

Сколько минут в 8 ч?

1) 800 мин 2) 140 мин 3) 480 мин 4) 640 мин

К задаче с альтернативными ответами даётся два варианта ответов: да – нет. Например: Можно ли узнать число у глагола в неопределённой форме?

1) да 2) нет

Можно ли представить число 20 в виде суммы двух однозначных слагаемых?

1) да 2) нет

Суть заданий на установление соответствия состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливается стрелками. Например:

Глагол библиотекарь

Существительное библиотечный

Прилагательное библиотека

Соедините выражения с их значениями.

27: 3 9 18 : 6

4 * 6 32 28 : 7

54 : 7 24 8 * 4

Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов действий. Например:

Укажи верный порядок выполнения действий:

4 * 9 - (40 +14) : 9

Ответ : 3; 4; 1; 2.

Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корне слова:

1) под ударением …. 2) ставлю его под ударение; 3) пишу ту же гласную в безударном слоге; 4) слышу в корне безударный гласный А или О

Ответ : 4; 2; 1; 3.

Тестовые задания можно дифференцировать по уровню сложности, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ученику. Согласно этой позиции, выделяются следующие уровни сложности (по П.И.Самойленко):

  • Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основного понятия, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения.

  • Уровень В – включает в себя более сложные задания на 2-4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях. Уровни А и В содержат вопросы обязательных результатов обучения, характеризующих основной уровень базовой подготовки учащихся по предмету.

  • Уровень С – задания, требующие творческого использования знаний, позволяющих выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Понимание уровня сложности тестового задания позволяет более точно оценивать его выполнение с использованием отметки в баллах:

  • Уровень А – правильный ответ -1; неправильный или его отсутствие -0.

  • Уровень В – правильный ответ -2; неправильный ответ при наличии записи, содержащей верные логические шаги, -1.

  • Уровень С – правильный ответ -3; правильный ответ, сопровождающийся записями с ошибками, или неправильный ответ, записи которого свидетельствуют о правильности хода размышления, -2; частичный ответ, который не доведён до логического завершения, -1; в остальных случаях – 0.

Систематическое использование тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках показывает, что обучение работы с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понимания. Учитель предлагает учащимся прочитать задание, найти в нем главную часть, подумать над ответом, затем сопоставить его с каждым из предложенных, выбрать правильный и обозначить его в соответствии с требованиями инструкции (+, V , подчеркнуть, обвести в кружок букву или сделать соответствующую пометку в отдельном листе ответа). По мере изучения материала виды тестов усложняются. На первых этапах обучения методика использования тестов предполагает больше времени уделить обучению учащихся работе с каждым новым видом заданий.

Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе.

Таким образом, тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ проверки знаний лишено недостатков, его целесообразно сочетать с традиционными методами.


БИБЛИОГРАФИЯ.


1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.,2001.

2. Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль по математике в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2002.

3. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку 1-2 классы. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

4. «Начальная школа» №11 2003г Тестирование как способ проверки знаний.

5. «Начальная школа» №1 2004г Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира.

6. «Начальная школа» №10 2006г Контрольно – оценочные материалы.

7. «Начальная школа» №9 2003г Тесты для проверки осознанности чтения произведений.






Похожие:

Психолого-педагогические основы контроля iconПсихолого-педагогические основы проблемы развития

Психолого-педагогические основы контроля iconТ. П. Зайченко Психолого-педагогические основы базовых информационных моделей, обеспечивающих достижение надпредметных результатов обучения
Психолого-педагогические основы базовых информационных моделей, обеспечивающих достижение надпредметных результатов обучения
Психолого-педагогические основы контроля icon«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре»
«Психолого-педагогические основы организации воспитания и развития дошкольников»
Психолого-педагогические основы контроля iconПсихолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени
Характеристика понятий «иноязычная коммуникативная компетенция», "монологическая речь", "монологическое высказывание"
Психолого-педагогические основы контроля iconПсихолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Психолого-педагогические основы контроля iconПсихолого-педагогические основы интеллектуального развития школьников в проблемном обучении Основные функции проблемного обучения
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного...
Психолого-педагогические основы контроля iconI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования
Психолого-педагогические основы контроля iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б кв «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития»
Б кв «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития»
Психолого-педагогические основы контроля icon«Этап диагностики разработанных моделей» Государственный контракт №14. 740. 11. 0234 от «15» сентября 2010 г
Тема: «Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарно-экологичес­кое...
Психолого-педагогические основы контроля iconКурсы повышения квалификации учителей татарского языка и литературы по проблеме: «Психолого-педагогические основы преподавания татарского языка и литературы», инпо, г. Н. Челны, 2006 год
Место работы моу «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница