Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок




Скачать 27,21 Kb.
НазваниеРазвитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер27,21 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Развитие речи старших дошкольников

с общим недоразвитием речи

в процессе создания сравнений и составления загадок


(Использование элементов технологии ТРИЗ)


Введение

«Духовная жизнь вашего ребёнка

полноценна тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский.


Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. ТРИЗ-педагогика оформилась как самостоятельное педагогическое направление в конце 80-хх гг. XX века. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее речевое недоразвитие, успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, образную речь, диалектическое мышление.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.


Подготовительная работа

Работа начинается со знакомства с помощниками – это "Волшебники" (анализаторы)

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, о размере и цвете.

Таким образом, уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

5 чувств

5 органов чувств

5 способов что-либо обнаружить

Зрение

Глаза

Увидеть

Слух

Уши

Услышать

Осязание

Кожа

Пощупать

Обоняние

Нос

Понюхать

Вкус

Язык

Попробовать на вкус



Приложение 1 «Восприятие признаков объектов «Волшебниками» (анализаторами)»


Этапы игровых упражнений

I ЭТАП Создание сравнений.

Вначале отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

Технология создания сравнений:

I. Модель составления сравнений:

педагог называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

На первый взгляд фраза, произнесенная таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

Пример: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее предлагается детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).

Педагог побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам: предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

Далее тренинги усложняются:

II. Модель составления сравнений:

В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

Детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

Дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному педагогом признаку. Логопед указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (логопед задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком).

Примеры из ответов детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

- Бабочка по цвету якая, как радуга после дождя.

- Цветы по запаху ароматные, как любимые мамины духи.

Алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.


II ЭТАП Составление загадок.

Теперь можно переходить к следующему этапу, во время которого отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки.

Технология обучения детей составлению загадок

Загадки составляются с помощью трех основных моделей. Обучение должно идти следующим образом.

Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. (Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.)

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

- Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

Высокое,

как строительный кран,

С листьями,

но не новенький альбом,

Зеленеет,

но не сочная трава.

(дерево

Зеленый, как молодая гусеница,

Легкий, как пушистая снежинка,

Растет, но не полевой цветок,

На дереве, но не на осине.

(лист березы)



Круглое,

как резиновый мяч,

Горячее, как раскаленный утюг,

Яркое, но не настольная лампа.

(солнце)

Мокрый, но не дождь,

Холодный, но не мороженое,

Грязный, но не поросенок.

(весенний снег)


Зеленый, но не трава,

Круглый, но не медаль,

Березовый, но не сок. (лист березы)




Зеленый, как газон,

Длинный, но не банан,

Твердый, как яблоко.

(огурец)


Круглый,

но не глобус,

Красный, как глазок светофора,

Сочный, но не спелый апельсин,

С хвостиком, но не игривая собака,

Блестящий, как чистое стекло.

(помидор)

Белый, как заяц зимой,

Много перьев, но не подушка,

Длиннолапый, как пеликан,

Длинношеий, но не страус.

(аист)



Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.


Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Модель 2

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 



Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик? - Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что? - Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). - Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

Летает, но не бумажный самолет,

Роет норки, но не слепой крот,

Ловит насекомых, но не болотная лягушка

(ласточка)


Быстро летает, но не реактивный самолет,

Звонко поет, но не веселый ребенок,

Строит жилье, но не опытный плотник.

(соловей)




Прыгает, как зеленый кузнечик,

Катиться, как мальчик на самокате,

Лежит, но не кошка в траве.

(мяч)



Особенностью освоения модели 3 является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.


Модель 3

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 



Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

Похожа на облако, но никуда не плывет,

Похожа на море, но нет волн,

Как зеркало, но нельзя разбить.

(лужа)

Похожа на жука, но нет лапок,

Похожа на улитку, но быстро движется,

Как дом, но нельзя побегать.

(легковая машина)




Созданную загадку дети выразительно повторяют несколько раз.

Когда алгоритм составления загадок усвоен детьми, предлагаются следующие формы работы:

- составлять загадки коллективно для одного отгадывающего.

- составлять загадки для подгруппы детей.

- разбить детей на команды и организовать соревнование между командами.

-предложить составить загадки дома, и подключить к домашней работе родителей. Тогда необходимо выдать детям бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется (родителем) и рисуется (ребенком) загадка, на другой — ответ. Ребенку дается опора устно (она хорошо запоминается).

Здесь мы не используем составление загадок в уме, т. к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом.

Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.


Заключение

На современном этапе логопедической практики особо остро встает вопрос о разработке эффективной методики развития образности речи как варианта коррекции связного монологического высказывания у дошкольников с ОНР.

Используя данные технологии, качественно решается задача обучения составления детьми загадок, образных сравнений.

Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Обязательно сохраняйте работы детей. Проанализируйте созданные тексты, спланируйте пути дальнейшего развития речи ребенка. Собрав творческие работы и дополнив их рисунками – иллюстрациями можно создать первую книгу речевого и изобразительного творчества детей своей группы!


Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

  2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.

  3. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.

  4. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. "Школа" -М.,1997, №2., с.49-53

  5. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15.

  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Докторская диссертация. М., 1990.

  7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.

  8. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, изд-во "Эксперимент", 1994.

  9. Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.

  10. Сидорчик Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с.

  11. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с.

  12. Творческие задания в работе с дошкольниками: Сборник методических материалов НМЦ № 242 "Садко" /Под общ.ред. Т.А.Сидорчук. - Челябинск, 2000. -

  13. Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995.

  14. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-21.



Приложение 1 «Восприятие признаков объектов «Волшебниками» (анализаторами)»


Волшебник «Я вижу»




Цвет



Форма (объемная, плоскостная)


Размер (высота, длина, ширина)



Количество


Части







Материал (вещество)



Изменения во времени


Рельеф (поверхность объекта)



Структура (соотношение и расположение частей)




Место


Ориентация в пространстве



Действия (движение)



Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»




Температура


Форма (объемная, плоскостная)


Размер (высота, длина, ширина)



Количество


Части







Материал (вещество)


Изменения во времени


Рельеф (поверхность объекта)



Вес (масса)


Влажность



Структура (соотношение и расположение частей)




Место


Ориентация в пространстве



Действия (движение)



Волшебник «Я пробую на вкус»





Вкус





Влажность




Количество





Части









Материал (вещество)





Структура (соотношение и расположение частей)





Изменения во времени



Волшебник «Я ощущаю запах»





Запах




Количество



Части








Материал (вещество)




Изменения во времени


Ориентация в пространстве



Влажность



Место


Структура (соотношение и расположение частей)



Действия (движение)




Волшебник «Я слышу звук»




Звук




Действия (движение)




Ориентация в пространстве








Материал (вещество)




Изменения во времени


Размер (высота, длина, ширина)



Структура (соотношение и расположение частей)




Место



Части




Количество

  1   2

Похожие:

Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconОптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок icon«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики»
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconРазвитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение»...
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconРуководство и контроль Самоконтроль: «Использование подвижных игр, физкультурных развлечений и досугов как фактор двигательной активности детей и улучшение их положительного и психического состояния»
Формирование лексико – грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале краеведения
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок icon«Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок iconЦель нашей работы – изучение места и значения моделирования в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Гипотезой
В массовом детском саду дети овладевают описательно-повествовательной, разговорной речью и другими формами речевого высказывания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница