Программа внеурочной деятельности обучающихся




НазваниеПрограмма внеурочной деятельности обучающихся
Дата04.02.2016
Размер31 Kb.
ТипПрограмма
Программа внеурочной деятельности обучающихся

начальной школы

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  2. Нормативно-правовая и документальная основа.

  3. Цели и задачи.

  4. Принципы программы.

  5. Направления реализации программы.

6. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

7. Условия реализации программы

7.1. Кадровое обеспечение программы.

7.2. Материально – техническое обеспечение.

7.3. Научно-методическое обеспечение.

8. Планируемые образовательные результаты программы внеурочной деятельности.

9. Предполагаемые результаты.

10. Содержание воспитательной деятельности.

11. Виды внеурочной деятельности.

12. Методы и средства внеурочной деятельности.

13.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.


1. Пояснительная записка




     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся, родителей и лиц их, заменяющих, и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, которые играют немаловажную роль в духовном развитии подростков. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

2. Нормативно-правовая и документальная основа программы:

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня.

  • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  • Письмо Министерства образования РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Должностная инструкция зам. директора по УВР, организующего реализацию ФГОС на ступени начального образования.

  • Должностная инструкция учителя начальных классов, реализующего ФГОС.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

3. Цель и задачи программы внеурочной деятельности:


Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, а также формирование образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов школы и социальных партнёров.

Задачи:

  • выявить интересы и способности младших школьников к различным видам деятельности, изучить заказ родителей;

  • определить содержание образования в рамках внеурочной деятельности, технологии, формы и методы работы с обучающимися;

  • создать условия для функционального единого образовательного пространства (школа – учреждения дополнительного образования – другие социальные партнёры);

  • создать условия для индивидуального развития каждого ребенка и формирования его социальной активности посредством предъявления образовательных результатов через конкурсы и олимпиады в избранной сфере деятельности;

  • развить опыт взаимодействия и сотрудничества в разновозрастных группах обучающихся;

  • разработать систему оценивания метапредметных результатов в рамках курсов внеурочной деятельности.

  1. Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого, к сложному).
  1. Направления реализации программы


  1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

  2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

  3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

  5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

  6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.


Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направления деятельности.



Классы

Направления


I


II


III


IV


Всего

Спортивно-оздоровительное

2













Художественно-эстетическое

4













Научно-познавательное

3













Гражданско-патриотическое

1













Общественно-полезная деятельность

-













Проектная деятельность

-













Итого

10

10

10

10

40



6. Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие системно - деятельностный подход по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Походы, как коллективно-творческое дело.

  • Дни здоровья.

  • Беседы по охране здоровья.

Художественно-эстетическое:

  • Экскурсии на природу (пойма реки Кети, в школьный парк, лес). Выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.

  • Концертные программы.

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, области, региона.

Научно-познавательное:

  • Предметные недели.

  • Конкурсы, экскурсии в школьный музей в районный краеведческий музей, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Духовно - нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».

  • Выставки и конкурсы рисунков (посвящённые Дню Единства, Дню матери и т.п.)

  • Встречи с участниками «горячих точек».

Социальное:

  • Разведение комнатных цветов.

  • Акция «Неделя добра».

  • Благоустройство школьной территории.

  • Общественно-полезные практики: «Школьный огород».

Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  • Разработка проектов к урокам.


7.Условия реализации программы:


Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • методическое обеспечение программы,

  • педагогические условия,

  • материально-техническое обеспечение.


7.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь;

  • работники ДО;

кадровое обеспечение проекта


Рабочая группа

Функции

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Консультативно-методическая

Обеспечивает предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов, изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения.

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями)

Привлеченные специалисты школы


Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Гражданско-патриотическое

Научно-познавательное

Проектное

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Социальное


7.2. Материально-техническое обеспечение:

Для организации внеурочной деятельности школа располагает:

- спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников,;

- 6 оборудованными кабинетами начальной школы;

- библиотекой;

- школьным музеем;

- музыкальной, мультимедийной и компьютерной техникой.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет.

7.3.Научно-методическое обеспечение

Кабинет информатики подключен к сети Интернет. Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», наглядные пособия по естествознанию для младших школьников, игры на развитие памяти и логики), библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.


  1. Планируемые образовательные результаты программы внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности под планируемыми результатами понимают образовательные результаты как систему предметных, метапредметных умений и личностных качеств, которые формируются в ходе I ступени школьного образования.

Предметные результаты - это совокупность культурных предметных способов/средств действий (научных понятий), которые необходимы для продолжения обучения на следующей ступени образования.

Метапредметные результаты – это совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование основных ключевых компетентностей: умение учиться (учебная компетентность), учебное сотрудничество (коммуникативная компетентность) и информационную компетентность.

Личностные результаты – это совокупность личностных качеств, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории; социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной жизни в современном мире.

Образовательные результаты:

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

  • Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Личностные результаты.

Самоопределение:

  • - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • - принятие образа «хорошего ученика»;

  • - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • - осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • - осознание своей этнической принадлежности;

  • - гуманистическое сознание;

  • - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

  • - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.


Смыслообразование:

  • - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

  • - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


Нравственно-этическая ориентация:

  • - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • - эстетические потребности, ценности и чувства;

  • - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • - гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

  • развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

  • оказание родителями содержательной помощи учителю в организации внеурочной деятельности.



  1. Предполагаемые результаты


Предметные

  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;

  • приобщение к системе культурных ценностей народов России и мира;

  • приобретение и накопление опыта творческой деятельности и применения предметных знаний во внеучебной деятельности;

  • умение моделировать; сравнивать, группировать и классифицировать объекты;

  • умение анализировать, синтезировать и обобщать информацию.



Метапредметные

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • сформированность коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • сформированность исследовательских компетентностей.


Личностные

  • рост социальной активности обучающихся;

  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру;

  • высокий уровень достижения креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.

  • сформированность представлений о нравственности, опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  • формирование навыков здорового образа жизни.


10. Содержание воспитательной деятельности.

Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- социальной активности;

- представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры;

- активной жизненной позиции, лидерских качеств;

- организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

11. Виды внеурочной деятельности.

-   игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проектирование;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

-   социальное творчество;

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- экскурсионно-краеведческая деятельность (эколого-краеведческая деятельность).


12. Методы и средства внеурочной деятельности


Это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

- диагностика обучающихся, их родителей (законных представителей) с целью выяснения интереса детей, информированности по данному вопросу;

-  проектные упражнения;

-  мини-исследования;

-  игры, конкурсы, концерты, выступления, защиты, презентации и т. д.;

- планирование деятельности;

-  анализ деятельности, в т. ч. самоанализ;

Эти методы всегда имеют положительное влияние на обучающихся, формируют позитивное общественное мнение о школе.


13. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

-         рост социальной активности обучающихся;

-        рост мотивации к активной познавательной деятельности;

-        уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

-        качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

         удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

1.      оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;

2.      сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3.      анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4.      анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;

5.      вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

6.      результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.





Похожие:

Программа внеурочной деятельности обучающихся iconДоклад директора мбоу сош №32 за 2011-2012 учебный год Структура анализа Сохранение контингента обучающихся Участие в нпо «Образование»
«Школа России». 100% обеспеченность умк. Была разработана основная образовательная программа начального общего образования и программа...
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconПрограмма внеурочной деятельности в 1-ом классе Школа исследователя Воспитатель гпд бурдина В. А. 2011 2012 учебный год Пояснительная записка Программа «Школа исследователя»
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательном направлению в 1 классе,...
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconПрограмма внеурочной деятельности
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению волшебный мир оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению (Английский язык)
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconПрограмма внеурочной деятельности «Моя Вселенная»
Программа внеурочной деятельности школьников «Моя Вселенная» относится к естественно-научной направленности
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 4 классов
Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconПрограмма внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички»
Поэтому «Твоя Вселенная» программа внеурочной деятельности для первоклассников является актуальной на сегодняшний день, она значительно...
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...
Программа внеурочной деятельности обучающихся iconРабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-2 классов мбоу семлёвской сош №2 на 2012/2013 учебный год
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница