Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы»




Скачать 22,47 Kb.
НазваниеСахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы»
Дата04.02.2016
Размер22,47 Kb.
ТипРеферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»





«Развитие лидерских качеств у субъектов ученического самоуправления»


Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Соколова Ольга Владимировна


Южно-Сахалинск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

Раздел 1. Проблемы «взращивания» современного лидера. 6

Раздел 2. Основные положения, взятые за основу при разработке экспериментальной программы. 8

Раздел 3. Задачи, методы и организация эксперимента. 12

Список использованной литературы 15


Введение.

В современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема реального участия детей в управлении образовательным учреждением. Процесс формирования органов самоуправления, управляющих советов образовательных учреждений предполагает причастность к ним обучающихся. В соответствии с п.4 ст.50 Закона РФ «Об образовании» обучающимся гарантируется соответствующее право, а также свобода выражения собственных мнений и убеждений.

Реализовать это право детям возможно, работая в органах ученического самоуправления и государственно-общественного управления.

Под ученическим самоуправлением понимается целостная, систематическая организованная и прогнозируемая по результатам деятельность обучающихся, в процессе которой реализуются функции управления. Основное его предназначение - удовлетворять индивидуальные потребности подростка, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем образовательных учреждений.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, ее организации, анализе своей работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе развивает в детях инициативу, творчество, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его жизнедеятельность.

В любой группе выделяются дети-лидеры. Лидер – это человек, способный вести за собой, пробуждать интерес к делу. Он « выкладывается» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства и меньшинства. Именно с ним советуются в трудные минуты, делятся радостью, от него во многом зависит настроение, он «заводит» окружающих. Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер – созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер – разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детских коллективах встречаются лидеры, роли которых различны:

  • лидеры-организаторы (деловые лидеры) играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом, в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристической и другой деятельности;

  • лидеры-генераторы эмоционального настроя (лидеры-инициаторы) выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива;

  • лидеры-эрудиты – наиболее интеллектуальная часть коллектива;

  • лидеры-умельцы – это наиболее подготовленные в конкретном виде деятельности члены коллектива.1

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому весь образовательный процесс в школе «Лидер» построен таким образом, чтобы через специально организованную, разнообразную по содержанию деятельность были обеспечены не только ситуации, направленные на сплочение коллектива, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом положительного влияния на сверстников.2

«Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив» определяется как одна из важных задач, сопутствующих реализации образовательной системы РФ.3

В связи с этим родилась идея разработать и апробировать программу деятельности школы «Лидер», обеспечивающую формирование деятельностно-созидательной позиции личности; внедрить эффективные технологии, методики, формы деятельности органов ученического самоуправления, такие как: ролевая игра и деловая игра, « мозговой штурм», психологический тренинг, коллективное творческое дело, проектирование и другие активные формы обучения. При условии обеспечения образовательно-воспитательного процесса в школе «Лидер» качественным психолого-педагогическим и информационно-методическим сопровождением и создания сплоченной творческой команды школьников и педагогов через КТД, возможен ожидаемый результат данного эксперимента, а именно: сформированные качества личности, ориентированной на ценности демократического общества, владеющей умениями и навыками управления процессом саморазвития.

Раздел 1. Проблемы «взращивания» современного лидера.

Основная задача современной молодежной политики – привлечение нового поколения к активной политической и социально-экономической жизни, создание современного механизма выработки и принятия решений по проблемам молодежи с широким привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных организаций, всего гражданского общества.

Нынешняя молодежь – это наше будущее, образ завтрашнего дня России.

Вместе с тем, в нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных на проведение своей молодежной политики.

Автор программы «Вместе делаем команду!», вожатая ВДЦ «Океан» Е.В. Рау, в числе причин, определяющих актуальность проектов, направленных на развитие социальной активности молодежи, называет следующие:

  • в системе ценностей старшеклассников личное превалирует над общественным;

  • у старшеклассников наблюдается высокая деятельностная активность (особенность возраста). Когда деятельность не наполнена социально значимым смыслом, - возникают проблемы асоциальные. Следовательно, будущее страны во многом зависит от социальной активности подрастающего поколения.4

В подростковом и юношеском возрасте наиболее ярко выражена социальная активность, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоутверждения и самоопределения личности. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков, а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств.

Социальная активность – динамическое образование: по мере того, как личность приобретает опыт социальной деятельности и включается во все более широкий круг общения, происходит нарастание социальной активности. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными функциями личности в деятельности, являющейся для нее ведущей, и субъективными установками на деятельность и отношения к ней. 5

Другие авторы (Калипанова С.А, методист ДДТ г. Сарова; Фришман И.И., Кочергин В.Н., Волохов А.В.; А.И. Тимонин и группа преподавателей и студентов Костромского госуниверситета) – разработчики программ, преследующих цель развития лидерских качеств у старшеклассников, а также авторы различных научных публикаций по данной теме, в основном сходятся в своем взгляде на причины проблем низкой социальной активности молодого поколения и пути их преодоления.

В нашей школе «Лидер» наряду с развитием различных личностных качеств лидера большой акцент делается на духовно-нравственное развитие старшеклассников.

В программе предусматривается время для отрядной работы, направленной на формирование и развитие временного детского коллектива, и время для работы по тематике программы. Время работы по тематике программы включает в себя занятия спецкурса, которые состоят из теоретической и практической частей.

В результате участия в программе школы «Лидер», старшеклассник приобретает навыки командного взаимодействия, коммуникативные навыки, знания о решении проблем общественно значимой направленности, осваивает методику написания проекта, получает опыт участия в акциях, брифинге, форуме и других формах социально значимых дел. Приобретенные знания и умения он может применять на практике в общественной деятельности. И самое главное ее достоинство, что детям даются знания и умения саморегуляции и самовоспитания, формирования и развития общечеловеческих ценностей. Одна из задач школы определить не только лидерство, а и вектор перспективного индивидуального саморазвития для каждого участника.


Раздел 2. Основные положения, взятые за основу при разработке экспериментальной программы.

Процесс модернизации системы дополнительного образования, когда приоритетной в учреждении дополнительного образования становится социально-развивающая функция, подталкивает педагогов к поиску и апробации новых методик и обновлению содержания образования, побуждает к научному исследованию.

Советская педагогика занималась исследованиями на предмет введения нового в народном образовании, ограничивая их внедрением достижений науки и распространением передового опыта. Причем в этих исследованиях возникал образ учителя как человека, которого достаточно наполнить новыми знаниями и умениями, предъявить к нему разумные требования, чтобы он стал вдохновенно и результативно использовать новые идеи и способы работы.

И лишь в последние десятилетия в нашей стране начинает развиваться педагогическая инноватика как новая область знаний, «сфера науки, изучающая процессы развития образовательных учреждений, связанные с созданием новой для конкретного учреждения практики образования»

Педагогическая инноватика как наука предлагает личностно ориентированный подход к разработке, освоению и распространению нововведений, при котором в центре внимания находятся интересы, цели, идеалы, установки всех участников нововведенческого процесса – педагогов, воспитанников, родителей, друзей-единомышленников.

Основными понятиями инноватики являются «инноватика» и «нововведение». Понятие «инновация» трактуется как «нововведение», как «целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу – организацию, общество, коллектив, приводящий к появлению новых стабильных элементов». Понятия «инновация» и «нововведение» тождественны. 6

Областная очно-заочная школа «Лидер» представляет собой нововведение, характеризующееся наличием относительной (местной, условной) новизной, т.к. в нашей области подобный образовательно-воспитательный опыт отсутствует.

Поскольку работа школы «Лидер» предполагает новые варианты и формы обучения детского и педагогического коллектива, создавая условия для развития лидерского и творческого потенциала подростков и взрослых, приобретения ими конкретных знаний, умений и навыков практической деятельности в коллективе, то есть необходимость в постоянном мониторинге образовательного и воспитательного процесса с целью выявления его эффективности в решении поставленных задач. Для этого к работе в нашей школе привлекаются педагоги, владеющие научными знаниями по данной теме, имеющие методическую и психологическую подготовку для работы с детской и взрослой аудиторией, контингентом образовательных учреждений Сахалинской области. С целью определения результативности обучения актива будет вестись диагностика эффективности занятий с использованием различных форм и методов. Полученные данные позволят корректировать темы занятий, формы работы, педагогический персонал и условия обучения.

Проведение очных сессий два раза в год в режиме лагеря на базе с/п «Лесное озеро» само по себе представляет собой активный метод обучения.

Его можно определить как способ перепрограммирования имеющейся у подростка и школьного педагога (тьютора) модели управления поведением и деятельностью. Так как лагерь являет собой целенаправленное воздействие, устремленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений, это средство развития компетентности в общении. Лагерь гармонизирует отношения в группе и в обществе, преобразует их, корректирует и трансформирует установки отношений. Кроме того, летние лагеря предполагают только тренинги и воспитательно-развлекательные мероприятия. Такой образовательный режим позволяет решить многие личностные проблемы обучающихся: удовлетворяет интерес подростка к себе и сверстникам, предоставляется возможность идентифицировать свою роль в группе и в обществе, организует тесное общение со значимыми лицами – сверстниками и старшими. Последствия проведения очных сессий и профильных лагерей значимые в жизни обучающихся: ломаются рамки, ограничивающие общение разных возрастных групп и районов области, развивается способность открываться для общения безусловно, растет доверие к окружающему миру, раскрываются новые способности, укрепляется вера в себя, изменяются ценностные ориентации, намечается профильная ориентация.

Таким образом, ценность данной инновации в том, что она гуманистична и способствует развитию человека как индивидуальности и социального существа.

Раздел 3. Задачи, методы и организация эксперимента.

Разработчики программы экспериментальной деятельности ставят перед собой задачу разработать программу образования и воспитания личности за определенный период (два года), используя в своей работе с подростками и педагогами (тьюторами) активные методы. Несмотря на то, что участники школы «Лидер» обучаться будут в отдельно взятом коллективе, будучи на короткие периоды изолированы от социума и дома, все же основные базовые человеческие ценности, постоянное окружение подростку уже передало и закрепило. Интересно увидеть на практике, насколько реально скорректировать мировоззрение, поведенческую линию, духовно-нравственные качества подростка и взрослого человека (тьютора), поместив его на время в среду относительно приближенную к идеальной. При помощи диагностических измерений возможно в количественном показателе увидеть качественные изменения, динамику совершенствования личности.

Педагогический эксперимент рассчитан на три этапа общей продолжительностью в два года.

Первый этап – подготовительный, в период с 15 мая по 30 сентября 2010 года, цель которого создать научно-методическую и нормативную базу для открытия областной экспериментальной площадки.

В этот период создается рабочая группа из педагогов и научных работников различных образовательных учреждений города Южно-Сахалинска, имеющих опыт работы с подростками по воспитанию духовно-нравственных и лидерских качеств. Участники группы изучают имеющиеся теоретические и методические материалы, опыт других регионов и местных сообществ по организации школы лидерства. Происходит рабочее обсуждение всех выдвинутых идей и формулировка цели, задач, гипотезы и ожидаемых результатов экспериментальной работы коллектива. Разрабатывается развернутая программа экспериментальной деятельности, распределяются функции между участниками эксперимента, формируется пакет контрольно-измерительных документов, подыскиваются источники формирования материально-технической базы и определяются источники финансирования эксперимента (ведутся переговоры с заинтересованными кругами), разрабатывается образовательная программа школы и учебный календарно-тематический план, распределяется учебная нагрузка среди преподавателей и тренеров в учебный период (во время сессий и в межсессионный период). Определены научный руководитель и научные консультанты по вопросам педагогики и психологии.

Второй этап – практический, с сентября 2010 года по апрель 2012 года, целью которого является уже реализация самой программы эксперимента образовательной программы школы «Лидер».

К началу настоящего этапа укомплектованы педагогические кадры, заключены соглашения о взаимодействии: с Министерством образования Сахалинской области о стабильном финансировании ОЭП, с Институтом развития образования Сахалинской области - о научном сопровождении, с филиалом Дальневосточного юридического института МВД и Сахалинским госуниверситетом – о психологическом сопровождении экперимента, с руководством санатория-профилактория «Лесное озеро» - о предоставлении базы санатория-профилактория для проведения осенних и весенних сессий и летней лагерной смены.

В течение всего периода обучения группа студентов – психологов под руководством Демешевой Натальи Геннадьевны ( психолога филиала Дальневосточного государственного юридического института МВД России, адъюнкта академии управления МВД России, соискателя ученой степени кандидата психологических наук) проводят диагностирование обучающихся, анализируют результаты, вырабатывают рекомендации для каждого индивидуально, а также вносят на обсуждение всей группы педагогов- участников эксперимента свои предложения по корректировке образовательного и воспитательного процесса в школе «Лидер».

Каждые полгода рабочая группа совместно со своими научными руководителями обсуждает результаты диагностики и корректирует программу школы «Лидер», по результатам таких совещаний составляются промежуточные отчеты об итогах экспериментальной деятельности за полугодие и динамике развития обучающихся, на основе которых делаются выводы об эффективности внедрения экспериментальной программы.

Третий этап – обобщающий, с мая по сентябрь 2012 года, целью которого является анализ результатов образовательной и воспитательной деятельности педагогического состава и группы психологов, а также совместной работы детского коллектива и взрослых в рамках экспериментальной площадки.

Руководители ОЭП, психолог и педагоги проводят анализ результатов мониторинга развития каждого обучающегося на протяжении двух лет, обобщают итоги деятельности школы «Лидер» в рамках эксперимента, обсуждают положительные и негативные явления и их причины, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми, анализируют деятельность руководства школы и формулируют выводы.

По итогам детального анализа работы школы «Лидер», рабочая группа совместно с научным руководством готовит методические материалы к публикации в научно-методическом журнале министерства образования Сахалинской области института развития образования Сахалинской области «Сахалинское образование – ХХI век » и будет выпущено методическое пособие как приложение к информационно-методическому журналу ГОУДОД ОЦВВР «Мастерство и творчество». Руководство ОЭП (работники ОЦВВР Первухина Т.С. и Герус Т.В.) на базе ГОУДОД ОЦВВР организуют трехдневный проблемный семинар для специалистов по воспитательной работе районных органов образования и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений области.

Список использованной литературы

  1. Э.В. Марзоева. Океанские программы: методические рекомендации по организации профильных смен / ФГОУ Всероссийский детский центр «Океан»; – Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан»; Дальнаука, 2008.

  2. Фришман И.И. Тебе, вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого. Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2005.

  3. Л.Н. Буйлова. Организация работы экспериментальных площадок в дополнительном образовании детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 56 с.

  4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. - Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. – 96 с.

  5. Е.В. Рау. Программа «Вместе делаем команду!» // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2008, №11. С. 29 – 42

  6. Буйлова Л.Н. Эксперимент в системе дополнительного образования детей: теория и практика. Часть 1. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. – 64 с.

  7. Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в общеобразовательных учреждениях общего образования» [Электронный ресурс]. – М.: 2002. – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_82737.html

  8. А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, И.И. Фришман. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007. – 87 с.





1 Э.В. Марзоева. Океанские программы: методические рекомендации по организации профильных смен / ФГОУ Всероссийский детский центр «Океан»; – Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан»; Дальнаука, 2008. – С.47-48

2 Там же, С. 49

3 Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в общеобразовательных учреждениях общего образования» [Электронный ресурс]. – М.: 2002. – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_82737.html



4 Е.В. Рау. Программа «Вместе делаем команду!» // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2008, №11. С. 28



5 Е.В. Рау. Программа «Вместе делаем команду!» // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2008, №11. С. 29.

6 Буйлова Л.Н. Эксперимент в системе дополнительного образования детей: теория и практика. Часть 1. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. – С.6.




Похожие:

Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области
Кузнецов Юрий Николаевич – педагог дополнительного образования гоудод то «Областной центр детско-юношеского туризма»
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconПояснительная записка стр. 3
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной центр детско-юношеского...
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconОбластной центр
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования новосибирской области центр повышения...
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconВиктор Фёдорович Голубев меценат Бежицы, основатель Брянского завода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр внешкольной работы» г. Брянска
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconБеседа «Город будущего»
Составила: педагог дополнительного образования Муниципального Бюджетного Учреждения Дополнительного Образования Детей Центр Внешкольной...
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconПоложение о Педагогическом совете Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник» Общие положения
Педагогический совет (далее педсовет) – главный коллегиальный орган управления учебно-воспитательным процессом Центра внешкольной...
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconОбластной конкурс «Юные дарования» 2012/2013 «Юный знаток истории» Финал 6 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Псковской области
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconОбластной конкурс «Юные дарования» 2012/2013 «Юный знаток географии» Заочный тур 8 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Псковской области
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconОбластной конкурс «Юные дарования» 2012/2013 «Юный знаток английского языка» Заочный тур 7 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Псковской области
Сахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы» iconМинистерство образования республики карелия государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр – образовательное учреждение дополнительного образования детей регионального значения, который
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница