УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. № 23-П
КОНЦЕПЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ до 2025 года
І. Общие положения 1. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года (далее именуется – Концепция) определяет государственную политику органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения. 2. Концепция разработана на основании: Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года; распоряжения Губернатора Челябинской области от 24.10.2011 г. № 1199-р «О создании рабочей группы».
ІІ. Основные проблемы в сфере деятельности по формированию экологической культуры
3. Становление человеческого общества стало возможным благодаря умению человека использовать с помощью орудий труда повышенное по сравнению с естественным состоянием количество различных ресурсов окружающей среды. Хотя отдельные локальные экологические кризисы, связанные с разрушением природных систем, происходили и ранее, в целом они позволяли человеческому обществу поступательно развиваться. Ситуация изменилась в современную эпоху, когда помимо истощения непосредственно используемых природных ресурсов встал вопрос о нарушениях глобальных биосферных обратных связей, которые позволяли биосфере достаточно эффективно регулировать параметры окружающей среды в пределах относительно оптимальных для развития высокоразвитых форм жизни на Земле. 4. Ряд серьезных экологических проблем отмечается и на территории Челябинской области. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов – реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир. 5. Возникновение и развитие культуры как способа внегенетической передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно. 6. Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную. 7. В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дошкольного, школьного и профессионального экологического образования в системе образования. 8. В Челябинской области дошкольные образовательные учреждения осуществляют экологическое образование в рамках основных общеобразовательных программ. Воспитание происходит в различных формах: изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое. Основные проблемы дошкольного образования связаны с тем, что его традиционная экологическая составляющая имеет в целом антропоцентрическую направленность и предполагает в основном ознакомление детей с природным окружением, однако в настоящее время необходим переход к развивающему экологическому образованию, предусматривающему реализацию трех взаимосвязанных функций – обучение, воспитание и развитие. Недостаточно развито технологическое обеспечение процесса экологического образования дошкольников. Имеются проблемы, связанные с наличием кадров, способных вести адекватную современным требованиям педагогическую деятельность в сфере экологического образования. 9. Школьное экологическое образование реализуется в основном в рамках факультативных и элективных курсов, дополнительного образования. Общеобразовательные учреждения Челябинской области занимаются экологическим образованием посредством реализации образовательных программ, ведения кружковых занятий, факультативов, организации научных обществ учащихся и тому подобное. В центрах детского творчества реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Особое внимание уделяется организации участия школьников в конкурсах учебно-исследовательских экологических проектов. Одной из форм экологического образования является проведение комплексных полевых экологических практикумов. Отмеченные выше проблемы дошкольного экологического образования в значительной мере присущи и школьному образованию. Кроме того, следует отметить слабую экологизацию основных школьных предметов и недостаточный охват школьников дополнительным экологическим образованием, а также недостаточное взаимодействие учреждений базового и дополнительного экологического образования. 10. В Челябинской области накоплен определенный опыт работы по экологическому образованию в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования разработаны и введены рабочие основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть которых предусматривает наличие дисциплины, междисциплинарного курса и/или профессионального модуля по вопросам экологии. В областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Среди других форм экологического образования можно отметить такие, как участие в работе научного общества учащихся, участие в различных конкурсах и олимпиадах и другое. 11. Развивается экологическое образование в системе высшего профессионального образования. Ряд высших учебных заведений Челябинской области в своем составе имеют специализированные кафедры, выпускающие специалистов в сфере охраны окружающей среды. Ведется в той или иной мере экологизация всего образовательного процесса. При этом наблюдается явный недостаток учебных материалов с включением местной специфики. 12. Ведется определенная работа и по экологическому образованию в системе послевузовского профессионального образования. Наиболее актуальной здесь является необходимость повышения качества обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров, непосредственно работающих в системе экологического образования: в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях. 13. В целом необходимо отметить, что имеющиеся достижения в области экологического образования обучающихся пока еще не привели к созданию целостных систем даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует между учреждениями различного уровня. Объясняется это рядом объективных причин: не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на различных этапах дошкольного, школьного и профессионального образования; нет тесных связей между учреждениями, реализующими содержание экологического образования; не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, в том числе отсутствует общая теоретическая концепция формирования экологической культуры. 14. Кроме системы образования, экологическое образование должно вестись по многим другим направлениям, и одно из них – семейное образование и воспитание. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадения ценностей семьи и школы. Низкий уровень экологической культуры родителей значительно снижает эффективность дошкольного и школьного экологического образования и воспитания. Необходимо создание условий и предпосылок для экологического самообразования, которое может осуществляться в любом возрасте. 15. Более важную роль в экологическом образовании и воспитании могут играть общественные и другие организации, не входящие в состав системы образования. 16. Около 10 процентов территории Челябинской области занимают особо охраняемые природные территории (далее именуются – ООПТ), обладающие уникальными особенностями флоры и фауны, которые могут более широко использоваться в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для воспитания экологического патриотизма. Для чего необходимо продумать сеть маршрутов и систему организации экологических походов и экскурсий (включая экотуризм) и при этом продумать таким образом, чтобы минимизировать возможный ущерб природной среде. 17. На сегодняшний день слабо развит процесс экологизации культуры быта и досуга. Практически отсутствует пропаганда продуктов питания, предметов быта, бытовой техники, при производстве которых учитывались экологические требования. 18. Освещение проблем экологии в средствах массовой коммуникации не всегда адекватно существующей ситуации и не соответствует своей значимости в современных условиях. Недостаточно средства массовой коммуникации используются и в образовательном процессе для разъяснения основ функционирования окружающего мира. 19. Параллельно с деятельностью по формированию экологической культуры отдельного человека необходимо вести работу и по изменению культурных норм общества в целом, в том числе в экономической, социальной, политической и духовной сферах. В рамках реализации Концепции необходимо на каждую сферу общества оказывать целевое воздействие, направленное на повышение ее экологической культуры. 20. Межведомственный характер деятельности по повышению экологической культуры населения приводит к тому, что одной из серьезных проблем является создание эффективной системы управления этим процессом.
ІІІ. Цели и задачи государственной политики органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры
21. Государственная политика Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения на территории Челябинской области направлена на сохранение окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов. 22. Цель государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры – повышение уровня экологической культуры отдельного человека и общества в целом на территории Челябинской области. 23. Задачи: совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования; совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования; экологизация культуры быта населения; экологизация культуры досуга населения; экологизация информационного пространства; повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.
ІV. Основные принципы и приоритеты
24. Принципы государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры: учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений; учет особенностей Челябинской области, включая природные условия, ресурсы, экологическую ситуацию, культурно-исторические и религиозные традиции населения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал; непрерывность организации обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейном, дошкольном, школьном, профессиональном, вузовском, послевузовском; связь образовательного и воспитательного процессов с опытом практической деятельности по решению природоохранных проблем; междисциплинарность, отражающая взаимосвязь философских, естественно-научных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования; взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса при решении задач по формированию экологической культуры; открытость и доступность экологической информации для населения Челябинской области; соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение. 25. Приоритеты государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры: повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания; совершенствование системы непрерывного экологического образования; экологизация информационного пространства.
V. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
Совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования 26. Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Экологическое образование должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Челябинской области. Исходя из этого, формирование экологической культуры необходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования. Для формирования экологической культуры населения Челябинской области необходима разработка моделей реализации этого направления в школах и вузах: в предметах и дисциплинах, в воспитательной работе, в укладе школьной и вузовской жизни, в создании соответствующей эколого-развивающей среды. Формирование экологической культуры зависит и от конкретной среды, в которой живут участники экологического образования: сельской или городской. Поэтому, кроме изучения общих экологических проблем, необходимо проводить спецификацию экологического образования в сельской и городской среде. Важным фактором формирования экологической культуры является воспитание чувства патриотизма по отношению к природе и культуре своей страны. 27. В целом работу по совершенствованию экологического образования и воспитания в системе образования планируется осуществлять по следующим направлениям: 1) разработка научно-методических материалов по сопровождению процессов экологического образования и воспитания. Современная стратегия естественно-научного образования в целом и экологического в частности направлена на формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Мировоззренческий потенциал современной общенаучной картины мира, которая включает в себя частные картины мира (естественно-научную, биологическую, экологическую), должен использоваться в качестве философско-методологической основы не только в сфере науки, но и в сфере экологического образования. Каждый этап экологического образования и воспитания имеет свои особенности по формированию экологического сознания. Необходимо шире использовать существующие передовые методики экологического образования и воспитания и разрабатывать новые. Направления деятельности:
|