И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу




Скачать 29,08 Kb.
НазваниеИ. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу
Дата04.02.2016
Размер29,08 Kb.
ТипДокументы



ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МАНИПУЛИРУЮЩИХ АБОНЕНТОВ НА ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ

Е.Н.Васильева

И.П.Ежова


Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей - от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культурам и историческим условиям. На современном этапе развития общества тенденция к использованию манипуляции не снижается, а усиливается, например, в СМИ и политике. Манипуляция нередко присутствует в межличностном общении и проявляет себя в разных сферах взаимодействия людей, и одной из таких сфер является психологическое консультирование. Здесь манипуляция занимает особое место, поскольку оказывает негативное влияние не только на личность человека, но и на сам процесс консультирования. Разрушительный эффект манипуляции может проявляться в состоянии фрустрации, стресса у психолога-консультанта, а в дальнейшем вызвать эмоциональное выгорание специалиста. Кроме того, манипуляция влияет на терапевтические отношения между клиентом и психологом-консультантом, от характера которых зависит эффективность и динамика процесса психологического консультирования. Поэтому каждому психологу-консультанту, особенно начинающему, важно иметь представление о явлении манипуляции, его сущности, особенностях, о технологиях и приемах манипулятивного воздействия, обладать навыками конструктивного взаимодействия с «клиентами-манипуляторами», оказывая при этом им эффективную психологическую помощь.

Сначала попробуем разобраться с самим понятием «манипуляция», а также с тем, что является ее признаками и причинами.

В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляции человеком, его сознанием и поведением, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях (Ю.А.Ермаков, 1995; Е.А.Доценко, 1993,1997; Грачев Г.В. Мельник И.П. 1999; Моховиков А.Н., 2001; Бабина А., 2002 и др.).

Манипуляция может быть определена как вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определённых действий (Е.Л.Доценко, 1993). С точки зрения В.П. Шейнова, манипуляция – это скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества (В.П.Шейнов, 2001).

В качестве рабочего определения в данном исследовании, мы условились подразумевать под манипуляцией воздействие на человека с целью изменения его поведения, целей или мнений, воспринимаемое им как ущемление его интересов.

Среди признаков манипулирования можно выделить скрытность, эксплуатацию, управление, принуждение, соблюдение интересов манипулятора, стремление манипулятора к выигрышу, игру на слабостях, отношение к другому как к средству, объекту, программирование мыслей и некоторые другие признаки (Е.Л.Доценко, 1997).

Что же можно выделить в качестве причин манипулирующего воздействия?

Э. Шостром считает, что манипулирование вызвано серьёзными проблемами самой личности манипулятора. Он находится в конфликте с самим собой, поскольку в жизни вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду. Здесь возникает проблема доверия себе и другим.

Э. Фромм выдвигает другую причину манипулирования. Люди придерживаются лжепостулата, что, чем мы лучше, тем совершеннее, тем любимее. Ещё одна причина - это страх затруднительного положения. Манипулятор - это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения. Манипуляторы имеют потребность получить одобрение всех и каждого (Э. Шостром , 1992).

Согласно мнениям психологов психоаналитического направления, причинами манипуляции являются стремление к символическому (сублимация) овладению партнёрами по общению как объектами сексуального вожделения (З. Фрейд); естественная по форме реализация компенсаторного стремления к власти (А. Адлер).

По Э. Эриксону, при неадекватном разрешении кризиса шестой стадии психосоциального развития (интимность – изоляция, 20 – 25 лет) люди в условиях изоляции часто манипулируют друг другом, эксплуатируют друг друга. Это молодые люди, чья неспособность разделить свою идентичность с другими лишает их возможности вступать в глубокие доверительные отношения (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1999).

Причинами манипуляции, исходя из позиций представителей гуманистического направления, являются недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм); пассивное заполнение индивидуального смыслового вакуума культивируемыми в обществе псевдоценностями (В. Франкл, 1990).

В качестве основных мишеней манипуляции используются наши потребности, слабости, пристрастия и стереотипы, порой превращая людей в послушных марионеток. Механизмы (то есть внутренние психические процессы, на которые опирается манипулятор) состоят в удержании контакта (сенсорного, эмоционального, знакового, операционального, когнитивного, личностного и/или духовного), психических автоматизмах, актуализации какого-либо мотива.

Е. Л. Доценко выделены следующие основные составляющие манипулятивного воздействия: 1) оперирование информацией (её искажение, утаивание, удачный для манипулятора способ и время подачи информации); 2) сокрытие манипулятивного воздействия; 3) степень и средства принуждения, применения силы; 4) мишени воздействия (воздействие манипуляторов обычно строится в расчёте на влечения и базовые потребности человека или его агрессивные устремления, например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас, неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т. п.); 5) роботообразность, машиноподобие адресата воздействия (Е.Л. Доценко, 1997).

Хотя и не во всех случаях, исключение составляют, например, некоторые манипулятивные игры (Э.Берн, 1992), но очень часто человеку необходима защита от манипулирования. Справедливым следует признать «обвинения» манипуляции в том, что она нередко адресуется к низменным или примитивным влечениям человека, уводящим его от духовного роста, превращает человека в послушное орудие. Личностная структура адресата, если он достаточно часто подвергается такого рода воздействию, уплощается и упрощается. В результате человек искусственно задерживается в своем личностном и духовном развитии.

Возможными защитами от манипуляции различными исследователями предлагаются разные тактики, такие как уход, изгнание, блокировка, управление, замирание, игнорирование (Е.Л.Доценко, 1997), сокращение контактов, изменение темпа, непредсказуемость, диалогичность мышления, создание альтернатив, создание контекстов, включение здравого смысла, поиск корня проблемы, включение памяти, проекция в будущее, смена языка, отключение эмоций (С.Г.Кара-Мурза, 2000) или, наоборот, установление контакта с собственными чувствами, восстановление эмоционального спокойствия и  следование первоначальным целям, проведение техник «эмоциональной стабилизации» (Л.Д.Демина, 1995).

Человека, осознанно или неосознанно использующего манипуляцию для воздействия на других людей принято называть «манипулятором». «…Манипулятор- это человек с глубинным нарушением в определении жизненных приоритетов. Его желание контролировать других и руководить ими- это проявление недоверия к миру. Цели, которые манипулятор ставит перед собой - всегда чисто внешние, а суть их заключается в том, чтобы доказать себе « Я самый сильный». Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы «производить некое должное впечатление», чтобы другие видели его таким, каким он хочет казаться»(А.Бабина, 2002).

Картина разрушений от манипуляции содержит также и ущерб, наносимый самому манипулятору. Деформация или задержка личностного роста для манипулятора возможно чревата даже большими издержками, чем для адресата, поскольку в данном случае он не жертва манипуляции, а "сам того хочет". Манипулятор, особенно успешный, в угоду манипуляции сужает свой арсенал средств достижения целей, поэтому ему со временем все труднее вырваться из "своей колеи".

Человек, использующий манипуляцию в качестве орудия воздействия на других людей, не всегда является «сильной» личностью, достаточно часто он оказывается в положении «клиента», обратившегося за психологической помощью. При этом он продолжает действовать в своей «манере», оказывая разрушительное воздействие уже на психолога-консультанта.

Одной из разновидностей оказания психологической и психотерапевтической помощи населению является телефонное консультирование.

У помощи по телефону есть две основные особенности: контакт с абонентом носит сугубо вербальный характер, а ситуация подчас столь остра, что требует быстрых и точных действий. К тому же всегда остается возможность, что первая беседа окажется единственной, поэтому диалог нередко строится по законам краткосрочной интенсивной психотерапии(Л.Д.Демина, 1995). Сами условия телефонного контакта облегчают возникновения доверительных отношений. Благодаря тому, что мы только слышим собеседника, но не видим, мы в большей степени и непосредственно ощущаем его личность, не "опосредуя" ее своими представлениями на его счет.

В настоящее время телефонная помощь осмысливается профессиональным со­обществом как сфера, главным образом, психологической практики, ориентированной на здо­ровых людей, которые хотя и переживают стресс, кризис, находятся в затруднительной ситуа­ции, но способны нести ответственность за себя и своих близких.

Специфика Телефона Доверия проявляется в том, что телефон буквально связывает, соединяет людей, находящихся далеко друг от друга, и делает это незамедлительно, что крайне важно для тех, кто переживает сложную жизненную ситуацию.

Кроме того, для многих людей в силу возрастных или личностных особенностей психо­логически комфортнее обратиться за помощью заочно. Абонент имеет возможность в любой момент прервать контакт и расстаться с консультантом, чего он лишен при очном общении.

Как мы уже говорили, человек-манипулятор в повседневной жизни не изменяет своей тактике и при общении по телефону, в этом случае мы можем говорить о «манипулирующем абоненте». Манипулирующий абонент в начале телефонной беседы скрывает свои деструктивные цели. Он использует незаметные хитрости, уловки и т.д.

Это является попыткой «завладеть» консультантом. Поэтому рекомендуется обращать внимание на следующие черты манипулятора: неустойчивость и прихотливость эмоций; туннельное сознание- он видит только то, то хочет видеть и слышит только то, что желает слышать; играет в проблемы, конфликты, жизненные ситуации (А.Н.Моховиков,2001).

Проблемы, возникающие в общении с манипуляторами, являются самыми распространёнными (наряду с проблемой суицида) и наиболее волнуют психологов-консультантов, работающих в сфере телефонного консультирования.

Вот почему важно проанализировать особенности феномена манипуляции на Телефоне Доверия, создать профилактическую и реабилитационную программу для консультантов, научить их защищаться от чьих-либо манипуляций.

Довольно часто проблема защиты от манипуляции является составной частью других, комплексных проблем. Потому знание закономерностей манипулирования поможет практическому психологу повысить свой профессионализм.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили исследовать проблему влияния манипулирующих абонентов на психолога-консультанта с помощью практического исследования, организованного на базе Нижегородского Молодежного Телефона Доверия. В задачи нашего исследования входило следующее:

1. Выявить, какое влияние оказывает манипулирующий абонент на состояние психолога-консультанта;

2. Разработать программу помощи (профилактической и реабилитационной) консультантам Телефона Доверия, с целью повышения их профессиональной компетентности и предотвращения появления синдрома «эмоционального выгорания».

Основными использованными в исследовании методами были наблюдение, анкетирование, опросник САН (Райгородский, 1998) и опросник В. В. Знакова по макиавеллизму (Знаков, 2001) и метод саморефлексии, при котором консультанты описывали своё состояние после общения с манипулирующим абонентом.

Участие в исследовании приняли 30 работающих телефонных консультантов-волонтёров Молодёжного Телефона Доверия в возрасте от 18 до 47 лет. Из испытуемых 4 представителя мужского пола и 26 человек – женского пола

Мы сформировали две группы – экспериментальную и контрольную, относительно однородные по возрасту, полу, профессии. В экспериментальную и контрольную группы вошли по 15 консультантов Телефона Доверия, из которых 13 человек женского пола( в каждой) , средний возраст в обеих группах- 23,5 года. Все волонтёры, участвующие в исследовании, работают в службе Телефона Доверия в течение периода от шести месяцев до одного года.

Волонтёры обеих групп выполняли задания 1-3 методик во время своего пребывания в службе Телефона Доверия. Задание методики 4 было предложено выполнить консультантам экспериментальной группы во время семинара – тренинга ,,Манипуляции в общении и манипулирующие абоненты Телефона Доверия”.

Через 3 месяца после первого обследования консультантам обеих групп снова было предложено выполнить снова задания методик 1,2 с целью выявления изменений на когнитивном и эмоциональном уровнях по отношению к манипуляциям и манипулирующим абонентам.

Первичное анкетирование было направлено на выявление проблемных ситуаций в работе телефонных консультантов. Было предложено ответить на вопросы анкеты, выбрав подходящий вариант, например: « Вопрос 13. Работа с какими абонентами вызывает у Вас наибольшее затруднение?

а) абонент с внутриличностной проблемой; б) абонент с проблемой межличностных отношений;

в) абонент с проблемой социальной адаптации; г) абонент с проблемой суицида; г) зависающий абонент; д) манипулирующий абонент; е) другие (напишите).


В ответах на вопрос «Как Вы себя чувствовали после разговора с манипулирующим абонентом?» при первичном анкетировании у большинства волонтёров были выявлены негативные чувства и эмоции после общения с манипулирующими абонентами (в 100 % (15 чел.) от общего количества ответов в экспериментальной группе и в 93,3 % (14 чел.)- в контрольной группе).

По результатам первичного анкетирования выяснилось, что наибольшие трудности испытывают консультанты обеих групп при общении с абонентами с проблемой суицида (56,6 %, 17чел.), столь же сложно для консультантов и общение с манипулирующими абонентами (56,6 % 17 чел.).

По данным первичного обследования по опроснику САН только у 2-х (6,7 % )из 30 (100%) опрошенных консультантов Молодёжного Телефона Доверия после разговора с манипулирующими абонентами было хорошее самочувствие ( от 5,1 до 7 баллов). У 13 . (43,3 %) опрошенных самочувствие на среднем уровне (от 3,1 до 5 баллов). У 15 (50 % ) волонтёров самочувствие плохое или очень плохое (от 1 до 3 баллов). Аналогичные результаты получены по уровню активности и настроения.

Мы выделили и подсчитали количество наиболее часто упоминаемых чувств, эмоций и состояний, наличие которых отметили у себя волонтёры после общения с манипулирующими абонентами (по методике 4, направленной на саморефлексию). Наиболее часто встречающимися были такие чувства, эмоции и состояния как желание прекратить общение (у 20( 66,7 % )волонтёров), напряжение, бессилие (у 16(53,3 %) волонтёров), обида (у 14 (46,7 %), усталость, раздражение (у 12 (40 %), неприязнь (у 10 чел. 33,3 %), агрессия, разочарование (у 8( 26,7 %), дискомфорт, ощущение своих обязательств, обязанность, головная боль (у 6 (20 %), сожаление, зависимость, беспомощность, ощущение униженности, чувство собственной неполноценности, чувство вины (у 4 ( 13,4 %), безысходность, опустошённость (у 2 (6,7 %).

Мы полагаем, что на основании этих данных в совокупности с результатами методик № 1,2 можно говорить о крайне негативном влиянии манипулирующих абонентов на чувства и эмоции (обида, раздражение, неприязнь, агрессия, разочарование, сожаление, вина), телесные ощущения (напряжение, усталость, дискомфорт, головная боль), желания (желание прекратить общение), активность (бессилие, беспомощность, опустошённость), самооценку (ощущение униженности, чувство собственной неполноценности, чувство вины).

Полученные результаты обосновали необходимость создания программы помощи (профилактической и реабилитационной) для консультантов ТД из следующих составляющих:

1. Отслеживание состояния телефонных консультантов после общения с манипуляторами с помощью различных методов (наблюдение, анкетирование и др.).

2. Индивидуальная и групповая супервизия для консультантов Телефона Доверия.

3. Консультирование волонтёров Телефона Доверия и прохождение ими личной терапии.

4. Семинар – тренинг для консультантов ТД ,,Манипуляции в общении и манипулирующие абоненты Телефона Доверия”.

Основными составляющими данного семинара-тренинга являются:

* Приветствие участниками друг друга. Ожидания и пожелания.

* Разминка-приветствие.

* Обсуждение – дискуссия, обмен опытом

Участникам группы предлагается подумать и, исходя из собственного опыта, ответить на вопросы: 1) Что такое ,,манипуляция”? 2) Приходилось ли вам сталкиваться с манипуляциями?

* Манипулирующие абоненты на Телефоне Доверия. Информационный блок.

* Примеры манипуляций. Обсуждение – дискуссия, обмен опытом

* Работа в парах.

Ведущий предлагает вспомнить и в парах в течении семи минут рассказать о ситуации, когда вами манипулировали. Данное упражнение проводится для погружения в состояние жертвы манипуляции.

* Обсуждение работы в парах.

Участники делятся своими чувствами, ощущениям, которые возникли при работе в парах.

* Мозговой штурм. Признаки манипуляции.

Участников группы просят на основе имеющегося и приобретённого за время работы в группе опыта вычленить основные признаки манипулирования. Участники группы называют признаки. Ведущий стимулирует их ответы, уточняет, проясняет, дополняет, сопровождает примерами.

* Упражнения на понимание и прочувствование признаков манипулирования.

Упражнение ,,Город”

Упражнение ,,Ловушки консультирования”

* Типы манипуляторов. Информационный блок с примерами и обсуждением.

* Способы избежать манипулирования. Мозговой штурм.

* Работа с правами. Основные психологические права личности.

После проведения программы профилактической и реабилитационной помощи для консультантов Телефона Доверия в целях профилактики эмоционального сгорания, стрессовых и некомфортных состояний, негативных эмоций консультантов, и реабилитации пострадавших от давления манипуляторов, нами было решено провести ориентировочную проверку ее эффективности.

При вторичном анкетировании экспериментальной группы после активного проведения программы помощи общее количество трудностей на работе на Телефоне Доверия уменьшилось у них на 53,3 % ( на первоначальном этапе (15 чел. 100%) ,т. е. только 7 консультантов(46,7%) продолжают испытывать трудности в своей работе (р<0,05). В контрольной группе в ответах на вопрос о трудностях изменений не произошло.

После проведения программы помощи в экспериментальной группе не осталось волонтёров, не знакомых с понятиями ,,манипулирование” и ,,манипулирующий абонент” (отсутствует ответ - ,,не знаю, кто такие манипулирующие абоненты”); в контрольной же группе остались консультанты, не знакомые с данными понятиями (4 чел. 26,7%) (р<0,05).

Следует подчеркнуть, что после проведённого в экспериментальной группе семинара-тренинга, после ознакомления с соответствующей информацией о манипулировании при проведении вторичного анкетирования все волонтёры (15 чел. 100 %,) смогли верно ответить на данный вопрос. В то время как ответы большинства членов контрольной группы (10 чел. 66,7%) были неточны или отсутствовали(р<0,05). Это свидетельствует об успешном достижении одной из задач как семинара-тренинга по манипулированию, так и программы помощи в целом.

В экспериментальной группе при вторичном анкетировании только 26,7 % ответов ( у 4-х чел.) на вопрос ,,Как Вы себя чувствовали после разговора с манипулирующим абонентом?” отражают негативные состояния и чувства (вместо 100 % при первичном анкетировании (р<0,05).

В ходе реализации программы произошли позитивные изменения в жизни 4-х волонтёров экспериментальной группы (26,7 %), 5-ти волонтёрам (33,3%) удалось открыть в себе новый ресурс. По результатам вторичного анкетирования в экспериментальной группе не выявлены волонтёры, которым стало хуже от переживания чужих проблем, тогда как первоначально такой волонтёр был в группе. В контрольной же группе по результатам второго анкетирования в сравнении с первым произошли позитивные изменения только у одного человека (6,7 %), других улучшений не выявлено.

После проведения программы, направленной на помощь телефонным консультантам в работе с манипулирующими абонентами, количество волонтёров, у которых общение с манипулятором вызывает затруднения, снизилось на 66,7 %.(т.е. из 6 волонтеров(100%), испытывающих трудности, осталось только 2 (33,3%) В контрольной же группе( 15 чел.100%) число консультантов, испытывающих затруднения в общении с манипуляторами даже увеличилось на одного человека.(4 чел.26,7% в первичном обследовании и 5 чел.33,3%) (p<0,05).

Таблица 2

Ответы волонтёров на вопрос «Работа с какими абонентами вызывает у Вас наибольшее затруднение?»




Кол-во консультантов, у которых общение с определёнными абонентами вызывает затруднение по результатам первичного анкетирования

Кол-во консультантов, у которых общение с определёнными абонентами вызывает затруднение по результатам вторичного анкетирования




Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

группа

группа

группа

группа

Абонент с внутриличностной проблемой

1

1

0

1

Абонент с проблемой межличностных отношений

0

1

0

1

Абонент с проблемой социальной адаптации

1

1

0

1

Абонент с проблемой суицида

6

5

4

5

Зависающий абонент

1

2

1

2

Манипулируюший абонент

6

4

2

5

Другое

0

1

0

0


По данным опросника САН по после проведённой программы помощи состояние консультантов после общения с манипуляторами в целом стало лучше.

При вторичном обследовании плохое самочувствие после общения с манипулирующими абонентами отметили у себя (2 чел. 13,3 %) волонтёров экспериментальной группы (при первичном обследовании таковых было 11 чел.73,3 %) (p<0,05), а хорошее самочувствие (от 5,1 до 7 баллов) после общения с манипуляторами отметили 5чел. (33,3 %) волонтёров экспериментальной группы. После первичного исследования таковых не было.(p<0,05)/ В контрольной группе никаких изменений при вторичном проведении методики САН не выявлено .

По результатам вторичного анкетирования низкий уровень активности выявлен у 2-[ волонтёров( 13,3%) экспериментальной группы (при первичном обследовании таковых было 12 чел. 80 %), у 3-х консультантов(20%) экспериментальной группы уровень активности после общения с манипуляторами высокий и очень высокий (после первичного исследования таковых не было).(p<0,05). У контрольной группы по результатам первичного обследования были зафиксированы 11 ( 73,3 %) волонтёров с низким и очень низким уровнем активности, по результатам вторичного обследования, это число несколько уменьшилось ( 8 чел. 53,3 %). Консультантов с высоким уровнем активности в контрольной группе не выявлено(p<0,05).

Следует отметить и позитивные изменения в настроении волонтёров после проведённой программы. Так, после общения с манипулирующими абонентами плохое и очень плохое настроение было у 3 (20 %) волонтёров экспериментальной группы (при первичном обследовании таковых было 9 чел.( 60 %). (p<0,05). По данным вторичного проведения методики САН у 3 (20 %) испытуемых сохраняется хорошее настроение после общения с манипуляторами (по данным первичного исследования таковых не было). В контрольной же группе первоначально было 9 чел.( 60 % )испытуемых с плохим и очень плохим настроением, при вторичном анкетировании их кол-во увеличилось ( 12 чел. 80 %)(p<0,05).

Делая выводы по методике 3, можно сказать, что у исследуемой группы волонтёров есть неярко выраженная склонность быть жертвами манипулирования, поскольку у 9 (30 %) членов группы выявлен низкий балл по Мак-шкале, а только у 4 человек (13,3 %) - высокий балл. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs) равен 0,85, то есть методика В.В. Знакова может считаться надёжной.

Мы полагаем, что достаточно сильное влияние, оказываемое манипулирующими абонентами на консультантов Молодёжного Телефона Доверия, выявленное при первичном обследовании, отчасти обусловлено низкой степенью развития макиавеллизма.

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Манипуляции способствуют возникновению у консультантов Телефона Доверия негативных чувств и эмоций, ухудшения самочувствия, настроения, появления неприятных телесных ощущений, снижения активности, что было подтверждено результатами нашего исследования.

  2. Для эффективности работы консультантов Телефона Доверия необходимо оказывать им специальную помощь по защите от манипулирующих абонентов.

  3. Созданная нами программа профилактической и реабилитационной помощи для данной группы консультантов Телефона Доверия в целях профилактики эмоционального сгорания, стрессовых и некомфортных состояний, негативных эмоций консультантов и реабилитации пострадавших от давления манипуляторов, первично оказалась достоверно результативной.

Литература:

  1. Барчина Е. Т., Ионов Ю. В. Профессия – телефонный консультант. // Вестник РАТЭПП. 2000. № 1.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Спб., 1992.

  3. Демина Л. Д. Телефон доверия. Методические рекомендации. Барнаул, 1995.

  4. Доценко Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993, № 4.

  5. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

  6. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности. М., 2001.

  7. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

  8. Лукин-Григорьев В. В. Психологическое консультирование. Барнаул, 2001.

  9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 2001.

  10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998.

  11. Соловейчик М.Я. Ловушки консультирования. // Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб., 2002.

  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

  14. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., Минск, 2001.

  15. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Похожие:

И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconСоциокультурный потенциал средств массовой коммуникации в молодёжной культуре современного российского общества
Охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Продолжающееся инновационное преобразование средств массовой коммуникации...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconЖурналистика в политических технологиях
Модели сми во всех современных политических системах стали ключевым инструментом управления и господства, поскольку в процессе массовой...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconУчебно-методическое обеспечение для слушателей курса
В частности, к таким компетенциям относится способность управлять конфликтами, управлять стрессом, строить эффективные коммуникации...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconПолитические коммуникации в избирательных компаниях содержание
Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине «Иностранный язык»
Целью обучения является овладение иностранным языком как средством межкультурного, межличностного и профессионального общения в различных...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconВоспитание психологической культуры молодого поколения страны – одна из насущных задач современного образования
Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу icon«Социология лидерства»
Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством...
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconНа всех уровнях и во всех подразделениях организаций людям приходится принимать те или иные решения

И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconСоздание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних
Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми
И. П. Ежова Манипуляция личностью как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей от межличностного общения до массовой коммуникации, и присуще различным культу iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся
Передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница