Скачать 27,56 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет – юридический Кафедра уголовного процесса и криминалистики СУДЕБНАЯ РЕЧЬ Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501.65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500.68 Юриспруденция Самара 2010 Составитель – проф. Лазарева В.А. ,ст. препод. Шейфер М.М. Рецензент - 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения и содержания дисциплины 1.1 Цели и задачи изучении дисциплины Цель дисциплины - сформировать у студентов представление о судебном красноречии как необходимом профессиональном навыке юриста. Задачи дисциплины - сформировать у студентов теоретические представления о сущности судебной речи, целях и условиях ее произнесения, взаимосвязи с иными видами деятельности в судебном процессе, а также развить практические навыки устных выступлений на основе анализа материалов архивных уголовных дел. 1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины Студент, завершивший изучение спецкурса судебной речи, должен приобрести теоретические знания об основах ораторского искусства, особенностях судебного красноречия, значении судебной речи в реализации основополагающего принципа состязательности, предмете, содержании и приемах подготовки и произнесения судебной речи, а также практические навыки составления и произнесения обвинительной и защитительной речи. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами - спецкурс «Судебная речь» связан с такими дисциплинами, как «Суд и правоохранительные органы РФ», «Уголовный процесс РФ», «Гражданский процесс РФ», «Юридическая психология», поскольку подразумевает: знание студентами принципов и системы судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам, статуса прокурора и адвоката в судебном разбирательстве; знание закрепленных в законе правил оценки по уголовным и гражданским делам; наличие представлений о роли речи в системе познавательных процессов, осуществляемых сторонами и судом; владение психологическими приемами убеждения и воздействия на аудиторию. 1.4. Связь с последующими дисциплинами - спецкурс «Судебная речь» связан с такими дисциплинами, как «Прокурорский надзор в РФ», спецкурсом «Адвокат в уголовном процессе», поскольку закладывает основы знаний, необходимых для поддержания обвинения в суде, затрагивает этические вопросы осуществления профессиональной деятельности и развивает другие профессиональные навыки, необходимые будущему практическому работнику 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
2.3. Лекционный курс В разделе первом «Предмет и система курса» студенты получают общее представление о предмете изучения и системе спецкурса «Судебная речь». Вводятся понятия ораторского искусства и красноречия. Проводится обзор истории развития судебного ораторского искусства. Обозначаются особенности судебного ораторского искусства, красноречие и мастерство судебного оратора, значение ораторского искусства для юриста. Второй раздел «Понятие и значение судебной речи» посвящен исследованию сущности и отличительных особенностей судебной речи как разновидности публичного красноречия, как составной части судебных прений. Анализируется цель, предмет, виды судебной речи, а также ее процессуальное значение для реализации участниками процесса их процессуальных функций. Рассматриваются содержание и форма судебной речи, вводится понятие композиция судебной речи и обозначается значение и требования к вступлению, основной части и заключению судебной речи. Анализируется соотношение эмоционального и рационального в судебной речи, а также достоинства и недостатки речей исключительно эмоциональных или рациональных. Сделан акцент на особенностях прений сторон и судебных речей в суде присяжных. Третий раздел «Подготовка судебной речи» посвящен изучению методики подготовки судебных выступлений и определению позиции по делу. Анализируются приемы работы над содержанием, композицией, текстом, языком и стилем судебной речи. При этом подчеркивается значение детального анализа материалов дела при подготовке к выступлению в суде, обозначаются способы и методика изучения материалов дела. Подчеркивается необходимость изучения законодательных актов, судебной практики, юридической литературы. Рассматриваются специфические особенности различных видов вступлений, их значение для обеспечения успеха судебной речи. При освещении вопроса о работе над композицией основной части речи рассматриваются систематический и хронологический способы изложения материала, составление плана судебной речи, значение отступлений - «общих мест» в судебной речи. Четвертый раздел «Произнесение судебной речи» посвящен методике произнесения судебной речи в аудитории судебного заседания. Изучаются приемы установления контакта с аудиторией, способы возбуждения и удержания внимания слушателей, приемы психологического воздействия на аудиторию. Анализируются также способы ведения полемики в суде, приемы доказывания и опровержения, логика доказывания и основные ошибки в доказывании. Затрагиваются проблемы культуры судебного выступления, понятие ораторской морали и ораторского благоразумия. Рассматриваются средства речевой выразительности (роль голоса, дикции, интонирования, образности речи) и их использование в судебной речи. Пятый раздел «Речь прокурора по уголовному делу в суде 1 инстанции» посвящен изучению специальных вопросов выступления государственного обвинителя в судебных прениях. Формулируется понятие обвинительной речи, обозначаются основные отличительные черты обвинительной речи, анализируется ее процессуальное значение в состязательном судебном процессе. Выделяются необходимые и различные возможные структурные элементы обвинительной речи, творческий подход к определению структуры речи и соотношению ее отдельных частей. Анализируются такие элементы речи, как: социальная характеристика преступления; анализ доказательств и оценка их совокупности; построение и усиление промежуточных выводов; квалификация преступления; характеристика личности подсудимого и предложение о мере наказания. Анализируется логика обвинительной речи, требующая опровержения доводов защиты. Изучаются также процессуальные и психологические проблемы произнесения прокурором судебной речи при отказе от обвинения, содержание такой речи. Шестой раздел «Защитительная речь» исследует содержание, значение, нравственные и психологические особенности произнесения защитительной речи как средства реализации процессуальной функции защитника. Анализируются проблемы композиционного построения и тематики защитительной речи: подготовки вступления, изложения фабулы дела; понятие темы защитительной речи и основные виды тем. Анализируются отдельные элементы защитительной речи: особенности анализа доказательств, указывающих на слабость позиции обвиняемого, изложения характеристики личности подсудимого. Исследуются проблемы альтернативы в защитительной речи, сложности коллизионной защиты и защиты по групповым делам. Седьмой раздел «Иные виды судебных речей» посвящен исследованию иных форм речевой активности в суде, а именно, речей прокурора и защитника в суде второй инстанции, речей представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика по уголовному делу. Анализируются также некоторые особенности выступлений сторон по гражданским делам в судах общей юрисдикции и в арбитражном процессе. Рассматриваются предмет, анализ доказательств и фактических взаимоотношений сторон в речи по гражданскому делу, этика и психология выступления по гражданскому делу. Подчеркивается особенность речей представителей сторон в арбитражном судопроизводстве, значение грамотного изложения правовых основ разрешения спора в арбитражном судопроизводстве для достижения целей судебного оратора. 2.4. Практические (семинарские) занятия
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний 3.3.2. Тематика рефератов 1) Особенности прений и судебных речей в суде присяжных. 2) Психологические приемы воздействия на аудиторию. 3) Проблемы коллизионной защиты: теория и практика 4) Обвинительная речь как форма доказывания 5)Защитительная речь как форма доказывания 6)Нравственные аспекты обвинительной (защитительной) речи 7) Зависимость эффективного судебного выступления от подготовки к судебному заседанию 8) Приемы усиления речевого воздействия при выступлении в прениях сторон. 9) Средства выразительности судебной речи. 10) История ораторского искусства 3.4. Курсовая работа, ее характеристика; примерная тематика Написание курсовых работ по данному спецкурсу не предусмотрено. 5. Активные методы обучения. Условием допуска к зачету по спецкурсу «Судебная речь» является составление каждым студентом и произнесение на практическом занятии обвинительной или защитительной речи по материалам предложенного преподавателем обвинительного заключения, или архивного уголовного дела. 6. Материальное обеспечение дисциплины. Подборка обвинительных заключений и архивных уголовных дел, на основе которых студенты составляют судебные речи. 7. Литература: 7.1. Основная: 1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия: Риторика для юристов): Учебное пособие - М.: Юрист, 2006. 2. Лазарева В.А. Теория судебной речи: Учебное пособие – Самара: Самарский университет, 2001. 3. Сергеич П. Искусство речи на суде. М. 1988. 4. Лазарева В.А.,Таран А.С. Юношев С.В. Адвокат в уголовном процессе.-Учебное пособие.-Самара:Самарский университет,2008. 5. Лазарева В.А.Прокурор в уголовном процессе. Учебное пособие.-Самара:Самарский университет,2008. 7.2. Дополнительная: 1. Апресян Г.Х. Ораторское искусство. -М. 1978. 2. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. -Л. 1985. 3. Гольдинер В.Д. Защитительная речь. -М. 1970. 4. Макарова З.В. Професиональная защита подозреваемы, обвиняемых.-СПб.: Юридический центр «Пресс»,2008. 5. Кисенишинский И.М. Судебные речи по уголовным делам. Процессы, защита, законность.-М., 1991. 6. Савицкий В.М. Государственное обвининие в суде. -М. ,1971. 7. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1980. 8. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам.- М., 1978. 10. Бояринцева Г.С. Культура речи юриста.- Саранск. 1987. 11. Козаржевский А.И. Искусство полемики.- М., 1972. 12. Ломовский В.Д. О судебной речи. -Калинин. 1990. 13. Макарова З.В. Судебная речь. Учебное пособие.- Куйбышев. 1985. 14. Михайловская Г.Н., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. -М. 1981. 15. Некрасова Н.И. Правовые и нравственные проблемы судебной защиты. -Калининград. 1984. 16. Загорский Г.И. Судебная речь.- М., 1981. 17. Судебное красноречие русских юристов прошлого.- М., 1992. 18. Баев М.О. Теория профессиональной защиты: тактико- этические проблемы.-М.:Юрлитинфором,2006. 19. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе.-М.:Дело,2000. 20. Плевако Ф.Н. Избранные речи. -М., 1993. 21. Речи известных русских юристов. -М., 1985. 22. Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. -М., 1984. 23. Царев В.И. Слово государственному обвинителю.- М., 1982. Преподавателем может быть рекомендована дополнительная литература по каждой изучаемой теме. Программа курса (содержание отдельных тем)1 Тема 1. Предмет и система курса "Судебная речь" Понятие ораторского искусства, особенности судебного ораторского искусства. Красноречие и мастерство судебного оратора. Значение ораторского искусства для юриста. История ораторского искусства и судебного красноречия, становление и развитие Российской адвокатуры. Известные русские судебные ораторы 19 века. Современное состояние судебного красноречия. Предмет специального курса, его цели и задачи. Система курса и методика его изучения. Тема 2. Понятие и значение судебной речи. Понятие публичной речи. Понятие судебной речи. Судебная речь как составная часть судебных прений. Виды и классификация судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций. Цели судебной речи и основные средства их достижения. Предмет и значение судебной речи. Содержание и форма судебной речи. Композиция судебной речи. Особенности прений и судебных речей в суде присяжных. Соотношение эмоционального и рационального в судебной речи. Достоинства и недостатки речей исключительно рациональных и эмоциональных. Тема 3. Подготовка судебной речи. Изучение материалов дела при подготовке к судебному выступлению. Способы и методика изучения материалов дела. Определение позиции по делу. Изучение законодательных актов, судебной практики, юридической литературы. Работа над содержанием и композицией судебной речи. Подготовка вступления и заключения. Виды и особенности различных видов вступлений. Требования, предъявляемые к вступлению. Систематический и хронологический способы изложения материала. План судебной речи. Боевая схема речи. Общие места в судебной речи. Работа над текстом судебной речи: за и против письменной подготовки. Достоинства и недостатки импровизации. Работа над языком и стилем судебной речи. Виды речевых стилей. Проблема уместности речевого стиля. Украшения в судебной речи. Понятие и виды ораторского образа. Тема 4. Произнесение судебной речи. Произнесение судебной речи как кульминация судебного разбирательства. Начало судебной речи, установление контакта с аудиторией. Приемы возбуждения и удержания внимания слушателей. Полемика в судебной речи. Приемы доказывания и опровержения. Логика доказывания и основные ошибки в доказывании. Приемы психологического воздействия на аудиторию. Понятие ораторской морали и ораторского благоразумия. Культура судебной речи. Основные виды речевых ошибок. Развитие навыков публичного выступления. Средства выразительности судебной речи. Роль голоса, дикции, интонирования, образности речи в достижении цели судебного оратора. Тема 5. Речь прокурора по уголовному делу в суде первой инстанции. Понятие обвинительной речи. Требования, предъявляемые к обвинительной речи. Значение обвинительной речи в состязательном судебном процессе и её влияние на достижение задач уголовного судопроизводства. Содержание и композиция обвинительной речи. Необходимые и возможные элементы обвинительной речи. Творческий подход к определению структуры речи и соотношению её отдельных частей. Социальная характеристика преступления. Анализ доказательств как основной элемент обвинительной речи. Анализ отдельных доказательств, оценка совокупности доказательств. Построение и усиление промежуточных выводов в обвинительной речи. Вопрос о квалификации преступления и характеристике личности подсудимого в речи прокурора, предложение о мере наказания. Заключение обвинительной речи. Судебная речь при отказе прокурора от обвинения. Процессуальные и психологические проблемы отказа от обвинения. Содержание речи при отказе от обвинения. Тема 6. Защитительная речь. Понятие защитительной речи как средства реализации процессуальной функции защитника в состязательном судебном процессе. Значение защиты и защитительной речи. Нравственные и психологические аспекты защитительной речи. Композиция защитительной речи. Вступление. Изложение фабулы дела. Тема защитительной речи. Основные виды тем. Понятие и разновидности коллизионной защиты. Искусство коллизионной защиты. Альтернатива в защитительной речи. Скрытая и открытая альтернатива. Сложности защиты по групповым делам, этика взаимоотношений защитников по групповым делам. Анализ отдельных элементов защитительной речи. Особенности анализа доказательств, изложения характеристики личности подсудимого и других элементов защитительной речи. Тема 7. Иные виды судебных речей. Речь прокурора и защитника по уголовным делам в суде второй инстанции. Особенности построения и произнесения речи в суде 2-й инстанции. Речь представителя гражданского истца и гражданского ответчика по уголовному делу. Особенности выступлений сторон по гражданским делам. Предмет и значение такой речи. Анализ доказательств и фактических взаимоотношений сторон в речи по гражданскому делу. Этика и психология выступления по гражданскому делу. Особенности речей представителей сторон в арбитражном судопроизводстве. Значение грамотного изложения правовых основ разрешения спора в арбитражном судопроизводстве для достижения целей судебного оратора. Требования к итоговому контролю (зачету) по дисциплине На зачете студент должен показать высокий уровень знаний законов, регулирующих построение судебного разбирательства по уголовному делу, сущность, значение и порядок судебных прений, положения теории и практики, определяющие задачи участников судебных прений. Студент должен уметь использовать теоретические знания об основах ораторского искусства, особенностях судебного красноречия, о предмете, содержании и приемах подготовки и произнесения судебной речи при составлении и произнесении обвинительной либо защитительной речи. К зачету допускаются студенты, подготовившие по заранее определенной преподавателем фабуле уголовного дела, обвинительной либо защитительной речи. Зачет проводится в форме выступления студентов в роли государственного обвинителя и защитника с подготовленными ими речами. Вопросы для самоконтроля: 1.Что Вы знаете об ораторском искусстве? 2. Каковы особенности судебного ораторского искусства. 3.Зачем юристу красноречие? 4. Вспомните известных ораторов Древней Греции и Древнего Рима. 5.Назовите известных русские судебные ораторы конца 19 века. 6. Сформулируйте понятие публичной речи, понятие судебной речи. 7. Из чего состоят судебные прения? 8. Назовите цели судебной речи и основные средства их достижения. 9. Соотнесите предмет, содержание и форму судебной речи. Что такое композиция судебной речи? 10. Чем отличаются прения и судебные речи в суде присяжных? 11.В чем достоинства и недостатки речей рациональных и речей эмоциональных? 12.Как изучить материалы дела при подготовке к судебному выступлению? 13. Зачем нужно выступление и заключение к судебной речи? 14. Требования, предъявляемые к вступлению. 15. В чем различие систематического и хронологического способов изложения материала? 16.Зачем нужен план судебной речи? 17.Что такое боевая схема речи? 17.Зачем нужны « общие места» в судебной речи? 18. Нужно ли писать текст выступления? Обоснуйте. 19. Виды речевых стилей. Проблема уместности речевого стиля. 20. Нужны ли украшения в судебной речи? 21.Что такое ораторский образ и какие виды ораторских образов Вам известны? 22. Особенности выступления с речью в суде. Как установить контакт с аудиторией и заставить себя слушать? 23. Перечислите приемы доказывания и опровержения. 24. Приемы психологического воздействия на аудиторию. 25. Что такое ораторское благоразумие? 26. Назовите средства выразительности судебной речи и определите их роль в достижении цели судебного оратора. 27. Определите понятие и значение обвинительной речи. 28. Какие требования предъявляются к обвинительной речи? 29. От чего зависят содержание и композиция обвинительной речи? 30. Как анализировать доказательства? 31.Что должен говорить прокурор при отказе от обвинения? 32. Понятие защитительной речи как средства реализации процессуальной функции защитника в состязательном судебном процессе. 33. Значение защиты и защитительной речи. 34.Нравственные и психологические аспекты защитительной речи. 35. Назовите основные темы защитительной речи. 36. Что такое коллизионная защита? 37. Допустима ли альтернатива в защитительной речи? Ответ обоснуйте. 38. Где еще, кроме суда первой инстанции, имеют место судебные речи по уголовному делу? Их особенности. 39.В чем особенности выступлений сторон по гражданским делам? 1 Содержание отдельных тем, выносимых на семинарское занятие, используется в качестве вопросов для самостоятельной подготовки студентов. |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и семинарам для студентов и слушателей всех форм обучения специальности 030501 и направления подготовки 030900. «Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной... | ![]() | Тематика курсовых работ для студентов дневного и заочного отделения ... |
![]() | Учебно-методический комплекс по спецкурсу «российская политико-правовая мысль» (Для студентов всех форм обучения) Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Российская политико-правовая мысль» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ![]() | «Римское право» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | - «Государство и право в тоталитарном обществе» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ![]() | Программа дисциплины «Contemporary Models of Local Governance» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» |
![]() | «история государства и права зарубежных стран» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Методические указания настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с тематическим планом изучения курса «Арбитражный процесс» Сборник методических материалов для студентов факультета внебюджетного образования по специальности 030501 «Юриспруденция» (гражданско... |
![]() | Программа дисциплины История отечественной литературы (классической) для студентов очного отделения (по специальности 030601- «Журналистика» В данной программе представлена первая половина курса, занимающая 5 учебных семестров (следующие три обеспечивают другие литературоведческие... | ![]() | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дн (М). В-2»; раздел «вузовский»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория... |