Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс,




Скачать 27,56 Kb.
НазваниеРабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс,
Дата04.02.2016
Размер27,56 Kb.
ТипРабочая программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет – юридический

Кафедра уголовного процесса и криминалистики


СУДЕБНАЯ РЕЧЬ

Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501.65 Юриспруденция и

для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500.68 Юриспруденция


Самара

2010


 Составитель – проф. Лазарева В.А. ,ст. препод. Шейфер М.М.

Рецензент -


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения и содержания дисциплины

1.1 Цели и задачи изучении дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов представление о судебном красноречии как необходимом профессиональном навыке юриста.

Задачи дисциплины - сформировать у студентов теоретические представления о сущности судебной речи, целях и условиях ее произнесения, взаимосвязи с иными видами деятельности в судебном процессе, а также развить практические навыки устных выступлений на основе анализа материалов архивных уголовных дел.

 

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студент, завершивший изучение спецкурса судебной речи, должен приобрести теоретические знания об основах ораторского искусства, особенностях судебного красноречия, значении судебной речи в реализации основополагающего принципа состязательности, предмете, содержании и приемах подготовки и произнесения судебной речи, а также практические навыки составления и произнесения обвинительной и защитительной речи.

 

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами - спецкурс «Судебная речь» связан с такими дисциплинами, как «Суд и правоохранительные органы РФ», «Уголовный процесс РФ», «Гражданский процесс РФ», «Юридическая психология»,  поскольку подразумевает: знание студентами принципов и системы судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам,   статуса прокурора и адвоката в судебном разбирательстве; знание закрепленных в законе правил оценки по уголовным и гражданским делам; наличие представлений о роли речи в системе познавательных процессов, осуществляемых сторонами и судом; владение психологическими приемами убеждения и воздействия на аудиторию.

1.4. Связь с последующими дисциплинами - спецкурс «Судебная речь» связан с такими дисциплинами, как «Прокурорский надзор в РФ», спецкурсом «Адвокат в уголовном процессе», поскольку закладывает основы знаний, необходимых для поддержания обвинения в суде, затрагивает этические вопросы осуществления профессиональной деятельности и развивает другие профессиональные навыки, необходимые будущему практическому работнику

 

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Всего аудиторных занятий

30

Шестой

Лекции

20

Шестой

Практические занятия (семинары)

10

Шестой

Консультации

2

Шестой

Лабораторные занятия

нет

нет

Самостоятельная работа

40




Курсовая работа

нет

нет

Реферат

4




Всего по дисциплине

76




Вид итогового контроля

зачет

Шестой



 

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Семинары

1.

Предмет и система курса

2

-

2.

Понятие и значение судебной речи

2

2

3.

Подготовка судебной речи

4

2

4.

Произнесение судебной речи

4

2

5.

Речь прокурора по уголовному делу в суде 1 инстанции

4

2

6.

Защитительная речь

2

2

7.

Иные виды судебных речей

2




8.

ИТОГО ПО КУРСУ

20

10



2.3. Лекционный курс

В разделе первом  «Предмет и система курса» студенты получают общее представление о предмете изучения и системе спецкурса «Судебная речь». Вводятся понятия ораторского искусства и красноречия. Проводится обзор истории развития судебного ораторского искусства. Обозначаются особенности судебного ораторского искусства, красноречие и мастерство судебного оратора, значение ораторского искусства для юриста.

 


         Второй раздел «Понятие и значение судебной речи» посвящен исследованию сущности и отличительных особенностей судебной речи как разновидности публичного красноречия, как составной части судебных прений. Анализируется цель, предмет, виды судебной речи, а также ее процессуальное значение для реализации участниками процесса их процессуальных функций. Рассматриваются содержание и форма судебной речи, вводится понятие композиция судебной речи и обозначается значение и требования к вступлению, основной части и заключению судебной речи.

Анализируется соотношение эмоционального и рационального в судебной речи, а также достоинства и недостатки речей исключительно эмоциональных или рациональных. Сделан акцент на особенностях прений сторон и судебных речей в суде присяжных.

 

         Третий раздел  «Подготовка судебной речи» посвящен изучению методики подготовки судебных выступлений и определению позиции по делу. Анализируются приемы работы над содержанием, композицией, текстом, языком и  стилем судебной речи. При этом подчеркивается значение детального анализа материалов дела при подготовке к выступлению в суде, обозначаются способы и методика изучения материалов дела. Подчеркивается необходимость изучения законодательных актов, судебной практики, юридической литературы.

Рассматриваются специфические особенности различных видов вступлений, их значение для обеспечения успеха судебной речи. При освещении вопроса о работе над композицией основной части речи рассматриваются систематический и хронологический способы изложения материала, составление плана судебной речи, значение отступлений - «общих мест» в судебной  речи.

 

         Четвертый раздел «Произнесение судебной речи» посвящен методике произнесения судебной речи в аудитории судебного заседания. Изучаются приемы установления контакта с аудиторией, способы возбуждения и удержания внимания слушателей, приемы психологического воздействия на аудиторию.

 Анализируются также способы ведения полемики в суде, приемы доказывания и опровержения, логика доказывания и основные ошибки в доказывании.

Затрагиваются проблемы культуры судебного выступления, понятие ораторской морали и ораторского благоразумия. Рассматриваются средства речевой выразительности (роль голоса, дикции, интонирования, образности речи) и их использование в судебной речи.

 

         Пятый раздел «Речь прокурора по уголовному делу в суде 1 инстанции» посвящен изучению специальных вопросов выступления государственного обвинителя в судебных прениях. Формулируется понятие обвинительной речи,  обозначаются основные отличительные черты обвинительной речи, анализируется ее процессуальное значение в состязательном судебном процессе.

 Выделяются необходимые и различные возможные структурные элементы обвинительной речи, творческий подход к определению структуры речи и соотношению ее отдельных частей. Анализируются такие элементы речи, как: социальная характеристика преступления; анализ доказательств и оценка их совокупности; построение и усиление промежуточных выводов; квалификация преступления; характеристика личности подсудимого и предложение о мере наказания. Анализируется логика обвинительной речи, требующая опровержения доводов защиты.

 Изучаются также процессуальные и психологические проблемы произнесения прокурором судебной речи при отказе от обвинения, содержание такой речи.

 

         Шестой раздел  «Защитительная речь» исследует содержание, значение, нравственные и психологические особенности произнесения защитительной речи как средства реализации процессуальной функции защитника.

Анализируются проблемы композиционного построения и тематики защитительной речи: подготовки вступления, изложения фабулы дела; понятие темы защитительной речи и основные виды тем.

Анализируются отдельные элементы защитительной речи: особенности анализа доказательств, указывающих на слабость позиции обвиняемого, изложения характеристики личности подсудимого.

Исследуются проблемы альтернативы в защитительной речи, сложности коллизионной защиты и защиты по групповым делам.

 

         Седьмой раздел «Иные виды судебных речей»  посвящен исследованию иных форм речевой активности в суде, а именно, речей прокурора и защитника в суде второй инстанции, речей представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика по уголовному делу.

Анализируются также некоторые особенности выступлений сторон по гражданским делам в судах общей юрисдикции и в арбитражном процессе. Рассматриваются предмет, анализ доказательств и фактических взаимоотношений сторон в речи по гражданскому делу, этика и психология выступления по гражданскому делу. Подчеркивается особенность речей представителей сторон в арбитражном судопроизводстве, значение грамотного изложения правовых основ разрешения спора в арбитражном судопроизводстве для достижения целей судебного оратора.

 

2.4. Практические (семинарские) занятия



п/п

Количество часов

Тема практического занятия

1.




Понятие и значение судебной речи

2.

2

Подготовка судебной речи

3.

2

Произнесение судебной речи

4.

2

Речь прокурора по уголовному делу в суде первой инстанции

5.

2

Защитительная речь

6.

2

Иные виды судебных речей

 

3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

3.3.2. Тематика рефератов

1)  Особенности прений и судебных речей в суде присяжных.

2) Психологические приемы воздействия на аудиторию.

3) Проблемы коллизионной защиты: теория и практика

4) Обвинительная речь как форма доказывания

5)Защитительная речь как форма доказывания

6)Нравственные аспекты обвинительной (защитительной) речи

7) Зависимость эффективного судебного выступления от подготовки к судебному заседанию

8) Приемы усиления речевого воздействия при выступлении в прениях сторон.

9) Средства выразительности судебной речи.

10) История ораторского искусства

 

3.4. Курсовая работа, ее характеристика; примерная тематика

Написание курсовых работ по данному спецкурсу не предусмотрено.

5. Активные методы обучения.

Условием допуска к зачету по спецкурсу «Судебная речь» является составление каждым студентом и произнесение на практическом занятии обвинительной или защитительной речи по материалам предложенного преподавателем обвинительного заключения, или архивного уголовного дела.

 

6. Материальное обеспечение дисциплины.

Подборка обвинительных заключений и архивных уголовных дел, на основе которых студенты составляют судебные речи.

 


7. Литература:

7.1. Основная:

1.     Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия: Риторика для юристов): Учебное пособие - М.: Юрист, 2006.

2.     Лазарева В.А. Теория судебной речи: Учебное пособие – Самара: Самарский университет, 2001.

3.     Сергеич П. Искусство речи на суде. М. 1988.

4. Лазарева В.А.,Таран А.С. Юношев С.В. Адвокат в уголовном процессе.-Учебное пособие.-Самара:Самарский университет,2008.

5. Лазарева В.А.Прокурор в уголовном процессе. Учебное пособие.-Самара:Самарский университет,2008. 

7.2. Дополнительная:

1.     Апресян Г.Х. Ораторское искусство. -М. 1978.

2.     Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. -Л. 1985.

3.     Гольдинер В.Д. Защитительная речь. -М. 1970.

4.     Макарова З.В. Професиональная защита подозреваемы, обвиняемых.-СПб.: Юридический центр «Пресс»,2008.

5.    Кисенишинский И.М. Судебные речи по уголовным делам. Процессы, защита, законность.-М., 1991.

6.     Савицкий В.М. Государственное обвининие в суде. -М. ,1971.

7.     Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1980.

8. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам.- М., 1978.

10.  Бояринцева Г.С. Культура речи юриста.- Саранск. 1987.

11.  Козаржевский А.И. Искусство полемики.- М., 1972.

12.  Ломовский В.Д. О судебной речи. -Калинин. 1990.

13.  Макарова З.В. Судебная речь. Учебное пособие.- Куйбышев. 1985.

14.  Михайловская Г.Н., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. -М. 1981.

15.  Некрасова Н.И. Правовые и нравственные проблемы судебной защиты. -Калининград. 1984.

16.  Загорский Г.И. Судебная речь.- М., 1981.

17.  Судебное красноречие русских юристов прошлого.- М., 1992.

18.  Баев М.О. Теория профессиональной защиты: тактико- этические проблемы.-М.:Юрлитинфором,2006.

19.  Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе.-М.:Дело,2000.

20.  Плевако Ф.Н. Избранные речи. -М., 1993.

21.  Речи известных русских юристов. -М., 1985.

22.  Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. -М., 1984.

23.  Царев В.И. Слово государственному обвинителю.- М., 1982.

 Преподавателем может быть рекомендована дополнительная литература по каждой изучаемой теме.

 

Программа курса (содержание отдельных тем)1

Тема 1. Предмет и система курса "Судебная речь"

Понятие ораторского искусства, особенности судебного ора­торского искусства. Красноречие и мастерство судебного оратора. Значение ораторского искусства для юриста.

История ораторского искусства и судебного красноречия, ста­новление и развитие Российской адвокатуры. Известные русские су­дебные ораторы 19 века. Современное состояние судебного красно­речия.

Предмет специального курса, его цели и задачи. Система кур­са и методика его изучения.

 

Тема 2. Понятие и значение судебной речи.

Понятие публичной речи. Понятие судебной речи. Судебная речь как составная часть судебных прений. Виды и классификация судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций.

Цели судебной речи и основные средства их достижения.

Предмет и значение судебной речи. Содержание и форма судеб­ной речи. Композиция судебной речи.

Особенности прений и судебных речей в суде присяжных.

Соотношение эмоционального и рационального в судебной речи. Достоинства и недостатки речей исключительно рациональных и эмо­циональных.

 

Тема 3. Подготовка судебной речи.

Изучение материалов дела при подготовке к судебному выступ­лению. Способы и методика изучения материалов дела. Определение позиции по делу. Изучение законодательных актов, судебной прак­тики, юридической литературы.

Работа над содержанием и композицией судебной речи. Подго­товка вступления и заключения. Виды и особенности различных ви­дов вступлений. Требования, предъявляемые к вступлению. Система­тический и хронологический способы изложения материала. План су­дебной речи. Боевая схема речи. Общие места в судебной речи.

Работа над текстом судебной речи: за и против письменной подготовки. Достоинства и недостатки импровизации.

Работа над языком и стилем судебной речи. Виды речевых сти­лей. Проблема уместности речевого стиля. Украшения в судебной ре­чи. Понятие и виды ораторского образа.

 

Тема 4. Произнесение судебной речи.

Произнесение судебной речи как кульминация судебного разби­рательства. Начало судебной речи, установление контакта с ауди­торией. Приемы возбуждения и удержания внимания слушателей.

Полемика в судебной речи. Приемы доказывания и опроверже­ния. Логика доказывания и основные ошибки в доказывании.

Приемы психологического воздействия на аудиторию.

Понятие ораторской морали и ораторского благоразумия.

Культура судебной речи. Основные виды речевых ошибок. Раз­витие навыков публичного выступления. Средства выразительности судебной речи. Роль голоса, дикции, интонирования, образности речи в достижении цели судебного оратора.

 

Тема 5. Речь прокурора по уголовному делу в суде первой инстанции.

Понятие обвинительной речи. Требования, предъявляемые к об­винительной речи. Значение обвинительной речи в состязательном судебном процессе и её влияние на достижение задач уголовного судопроизводства.

Содержание и композиция обвинительной речи. Необходимые и возможные элементы обвинительной речи. Творческий подход к опре­делению структуры речи и соотношению её отдельных частей.

Социальная характеристика преступления. Анализ доказатель­ств как основной элемент обвинительной речи. Анализ отдельных доказательств, оценка совокупности доказательств. Построение и усиление промежуточных выводов в обвинительной речи.

Вопрос о квалификации преступления и характеристике личнос­ти подсудимого в речи прокурора, предложение о мере наказания. Заключение обвинительной речи.

Судебная речь при отказе прокурора от обвинения. Процессу­альные и психологические проблемы отказа от обвинения. Содержание речи при отказе от обвинения.

 

Тема 6. Защитительная речь.

Понятие защитительной речи как средства реализации процес­суальной функции защитника в состязательном судебном процессе. Значение защиты и защитительной речи. Нравственные и психологи­ческие аспекты защитительной речи.

Композиция защитительной речи. Вступление. Изложение фабулы дела. Тема защитительной речи. Основные виды тем. Понятие и раз­новидности коллизионной защиты. Искусство коллизионной защиты.

Альтернатива в защитительной речи. Скрытая и открытая аль­тернатива.

Сложности защиты по групповым делам, этика взаимоотношений защитников по групповым делам.

Анализ отдельных элементов защитительной речи. Особенности анализа доказательств, изложения характеристики личности подсу­димого и других элементов защитительной речи.

  Тема 7. Иные виды судебных речей.

Речь прокурора и защитника по уголовным делам в суде второй инстанции. Особенности построения и произнесения речи в суде 2-й инстанции.

Речь представителя гражданского истца и гражданского ответ­чика по уголовному делу.

Особенности выступлений сторон по гражданским делам. Предмет и значение такой речи. Анализ доказательств и фактических взаи­моотношений сторон в речи по гражданскому делу. Этика и психоло­гия выступления по гражданскому делу.

Особенности речей представителей сторон в арбитражном су­допроизводстве. Значение грамотного изложения правовых основ разрешения спора в арбитражном судопроизводстве для достижения целей судебного оратора.

 

Требования к итоговому контролю (зачету) по дисциплине

 На зачете студент должен показать высокий уровень знаний законов, регулирующих построение судебного разбирательства по уголовному делу, сущность, значение и порядок судебных прений, положения теории и практики, определяющие  задачи участников судебных прений.

 Студент должен уметь использовать теоретические знания об основах ораторского искусства, особенностях судебного красноречия, о предмете, содержании и приемах подготовки и произнесения судебной речи при составлении и произнесении обвинительной либо защитительной речи.

К зачету допускаются студенты, подготовившие по заранее определенной преподавателем фабуле уголовного дела, обвинительной либо защитительной речи. Зачет проводится в форме выступления студентов в роли государственного обвинителя и защитника с подготовленными ими речами.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что Вы знаете об ораторском искусстве?

2. Каковы особенности судебного ора­торского искусства.

3.Зачем юристу красноречие?

4. Вспомните известных ораторов Древней Греции и Древнего Рима.

5.Назовите известных русские су­дебные ораторы конца 19 века.

6. Сформулируйте понятие публичной речи, понятие судебной речи.

7. Из чего состоят судебные прения?

8. Назовите цели судебной речи и основные средства их достижения.

9. Соотнесите предмет, содержание и форму судеб­ной речи. Что такое композиция судебной речи?

10. Чем отличаются прения и судебные речи в суде присяжных?

11.В чем достоинства и недостатки речей рациональных и речей эмо­циональных?

12.Как изучить материалы дела при подготовке к судебному выступ­лению?

13. Зачем нужно выступление и заключение к судебной речи?

14. Требования, предъявляемые к вступлению.

15. В чем различие система­тического и хронологического способов изложения материала?

16.Зачем нужен план су­дебной речи?

17.Что такое боевая схема речи?

17.Зачем нужны « общие места» в судебной речи?

18. Нужно ли писать текст выступления? Обоснуйте.

19. Виды речевых сти­лей. Проблема уместности речевого стиля.

20. Нужны ли украшения в судебной ре­чи?

21.Что такое ораторский образ и какие виды ораторских образов Вам известны?

  22. Особенности выступления с речью в суде. Как установить контакт с ауди­торией и заставить себя слушать?

23. Перечислите приемы доказывания и опроверже­ния.

24. Приемы психологического воздействия на аудиторию.

25. Что такое ораторское благоразумие?

26. Назовите средства выразительности судебной речи и определите их роль в достижении цели судебного оратора.

27. Определите понятие и значение обвинительной речи.

28. Какие требования предъявляются к об­винительной речи?

29. От чего зависят содержание и композиция обвинительной речи?

30. Как анализировать доказательства?

31.Что должен говорить прокурор при отказе от обвинения?

32. Понятие защитительной речи как средства реализации процес­суальной функции защитника в состязательном судебном процессе.

33. Значение защиты и защитительной речи.

34.Нравственные и психологи­ческие аспекты защитительной речи.

35. Назовите основные темы защитительной речи.

36. Что такое коллизионная защита?

37. Допустима ли альтернатива в защитительной речи? Ответ обоснуйте.

  38. Где еще, кроме суда первой инстанции, имеют место судебные речи по уголовному делу? Их особенности.

39.В чем особенности выступлений сторон по гражданским делам?

 



1 Содержание отдельных тем, выносимых на семинарское занятие, используется в качестве вопросов для самостоятельной подготовки студентов.


Похожие:

Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и семинарам для студентов и слушателей всех форм обучения специальности 030501 и направления подготовки 030900.
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconТематика курсовых работ для студентов дневного и заочного отделения
...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу «российская политико-правовая мысль» (Для студентов всех форм обучения)
Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Российская политико-правовая мысль» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, icon«Римское право»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, icon-
«Государство и право в то­талитарном обществе» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconПрограмма дисциплины «Contemporary Models of Local Governance» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, icon«история государства и права зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconМетодические указания настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с тематическим планом изучения курса «Арбитражный процесс»
Сборник методических материалов для студентов факультета внебюджетного образования по специальности 030501 «Юриспруденция» (гражданско...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconПрограмма дисциплины История отечественной литературы (классической) для студентов очного отделения (по специальности 030601- «Журналистика»
В данной программе представлена первая половина курса, занимающая 5 учебных семестров (следующие три обеспечивают другие литературоведческие...
Рабочая программа по спецкурсу для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 030501. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 Уголовный процесс, iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«дн (М). В-2»; раздел «вузовский»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница