Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника




Скачать 29,06 Kb.
НазваниеПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер29,06 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2















1 Пояснительная записка



1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Цель и задачи изучения дисциплины

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

- с исследованием экономических процессов в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного характера;


  • с научным обоснованием текущих и перспективных планов, бизнес-планов и оценкой степени их выполнения;

  • с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением степени их влияния;

  • с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

  • с принятием оптимальных управленческих решений.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности.

Предметом собственно теория экономического анализа является логическое обобщение приемов, способов и методов экономического анализа, его гносеология и энтропия становления и развития.


Выписка из ГОС ВПО специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ОПД.Ф.13.

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА







Научные основы экономического анализа; место его в системе экономической науки; роль экономического анализа в информационном обеспечении управления; экономический анализ и его связь с контролем; методология и методика экономического анализа деятельности предприятий; предмет экономического анализа; методы экономического анализа, их состав, взаимосвязь, последовательность применения; экономико-математические методы (ЭММ) анализа хозяйственной деятельности; применение ЭММ в решении типовых аналитических задач; информационное обеспечение экономического анализа; система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности; виды резервов, их классификация, комплексная оценка резервов производства; экстенсивные и интенсивные факторы роста производства; методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности; основные концепции анализа; история и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений и реформирования бухгалтерского учета.







Цель дисциплины – раскрыть сущность и область практического применения приемов, способов, методов и моделей экономического анализа.

Задачи дисциплины:

  • повысить научно-экономическую обоснованность текущих, перспективных планов, бизнес-планов и нормативов;

  • объективное и всестороннее исследование фактических и плановых результатов хозяйственной деятельности;

  • определение экономической эффективности использования энергетических, материальных трудовых и финансовых ресурсов.

  • обеспечить изучение новейших методологических и практических разработок в области организации и применения экономического анализа.



Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины


Курс дисциплины рассчитан на то, что студенты знакомы с основными понятиями из дисциплин «Экономическая теория», «Хозяйственное право», «Финансовое право», «Налоги и налогообложение», «Экономика предприятия». Содержание курса полностью соответствует сложившейся в настоящее время экономической ситуации в стране. Данная дисциплина изучается студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


1.2 Особенности изучения дисциплины, формы контроля


Курс «Теория экономического анализа» для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» состоит из теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – групповое и индивидуальное решение задач по темам курса, сквозных задач по блокам тем. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по основным темам курса по вариантам, составлении студентами тестов, задач.


Объем часов по видам занятий


Виды занятий

ДО

ЗО

Б

Сокращенное

БЗВ, С-07

Всего по учебному плану (общая трудоемкость)

100

Аудиторные занятия

48

12

Лекции

32

8

Практические занятия

16

4

Семинары







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

52

88

Курсовая работа







Контрольная работа




40

Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины




28

Выполнение индивидуальных заданий

20




Подготовка к практическим и семинарским занятиям

28

20

Подготовка к контрольным мероприятиям

4




Рефераты







Другие виды внеаудиторной СРС







2 Требования к уровню усвоения дисциплины и формы контроля

В результате изучения дисциплины специалист должен знать современные отечественные и международные, приемы, способы, методы и модели экономического анализа, систему экономической информации, необходимой для выполнения комплексного экономического анализа.

В ходе изучения дисциплины студент должен приобрести практические навыки и умения:

  • сбора и обобщения экономической информации;

  • сравнения и сопоставления различных показателей результатов хозяйственной деятельности по исследуемым периодам;

  • оценивать степень отклонения этих показателей по исследуемым периодам и выявление факторов отрицательного и положительного влияния на эти отклонения;

  • разрабатывать комплекс организационно-технических и социально-экономических мероприятий по элиминированию отрицательного и усилению положительного влияния факторов;

  • определять расчетные показатели результатов хозяйственной деятельности в перспективе на основе реализации разработанных мероприятий.

Экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев приемы и методы исследования, присущие статистики, планированию, бухгалтерскому учету, математике, экономической теории и другим непосредственно связанным с ним наукам.


Виды и формы контроля знаний и умений студентов


Виды контроля

Формы контроля для ДО

Формы контроля для ЗО

Текущий

1тестовый опрос по блокам тем,

выполнение индивидуальных практических заданий

Выполнение контрольной работы

Промежуточный

1 контрольная работа по блокам тем

-

Итоговый

Экзамен

Экзамен


Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Выполнение контрольной работы оценивается на «зачтено», «не зачтено».


3 Материалы, определяющие порядок и содержание проведения

промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии

с требованиями ГОС


Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:

  1. График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих аттестации.

  2. Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.

  3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

  • вопросы на экзамен,

  • тематика контрольных работ (для заочного отделения),

  • задания для самостоятельной работы (для дневного отделения);

4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:

  • вопросы к экзамену.

4 Учебно-тематический план дисциплины




Название и содержание тем

Объем часов

Примеча-ния, дополните-льные указания, методичес-кие материалы, техничес-кие средства и др., необхо-димые для учебной работы

Общий

Аудиторная работа

Самосто-ятельная работа

Лекции

Практи-ческие (или семи-нарские) занятия

Лабора-торные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Очная форма обучения

1-2

1. Научные основы экономического анализа, место его в системе экономической науки, экономический анализ и теория познания



15



4



2




9




3-4

2. Методология и методика экономического анализа деятельности предприятий, экономико-математические методы и модели анализа хозяйственной деятельности.

15

4

2




9




5-7

3.Информационное обеспечение экономического анализа, системность и комплексность экономического анализа

17

6

2




9




8-10

4. Система комплексного экономического анализа, методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности

17

6

2




9




11-13

5. Резервы повышения эффективности производства, их классификация и оценка, факторы роста производства

19

6

4




9




14-16

6. Основные концепции экономического анализа, история и перспективы развития анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений

17

6

4




7







Итого по дисциплине

100

32

16




52




Заочная форма обучения

БЗВ, С-07


1

1. Научные основы экономического анализа, место его в системе экономической науки, экономический анализ и теория познания

50

4

2




44




2

2. Методология и методика экономического анализа деятельности предприятий, экономико-математические методы и модели анализа хозяйственной деятельности.

50

4

2




44







Итого по дисциплине

100

8

4




88




БЗВ-06

Формы контроля

  • Итоговый контроль – экзамен (для ДО и ЗО)






5 Содержание курса


Тема 1 Научные основы экономического анализа, место его в системе экономической науки, экономический анализ и теория познания.

Единство индукции и дедукции, диалектики причинно-следственных связей. Диалектическое единство объекта и субъекта познания. Анализ и синтез, эксперимент и моделирование. Созерцание, научная абстракция, новый уровень знаний. Сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Экономический анализ и смежные науки (управление, менеджмент, маркетинг, планирование, экономико-математическое моделирование. аудит ).


Тема 2 Методология и методика экономического анализа деятельности предприятий, экономико-математические методы и модели анализа хозяйственной деятельности.

Метод экономического анализа, система показателей хозяйственной деятельности. Абсолютные, относительные и средние величины. Методы и приемы: сравнение обобщение, группировка, графический способ, балансовый способ, способ табличного отображения аналитических данных, индексный метод, метод цепных подстановок, инженерно-аналитические методы, математические методы, статистические методы, методы математического программирования, теория игр, методы исследования операций, экономико-математическое моделирование.


Тема 3. .Информационное обеспечение экономического анализа, системность и комплексность экономического анализа.

Математическая теория информации, создание рационального потока информации, единство информации учетных данных и плановых показателей, оперативность, достоверность, надежность и репрезентативность информации. Единая система экономической информации, внутренняя система информации, маркетинговая информация, организация компьютерной обработки экономической информации. Системность и комплексность экономической информации, взаимосвязь экономических процессов, объектов и параметров, тенденции и закономерности развития экономических объектов.


Тема 4 Система комплексного экономического анализа, методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности

Триединство комплексного анализа – основа обеспечения непрерывности экономического анализа. Комплексный анализ – научная основа принятия управленческих решений в бизнесе. Применение современных методов экономических исследований степени взаимосвязи и взаимообусловленности результатов хозяйственной деятельности предприятия с внутренними факторами (технический уровень производства, уровень организации производства и труда, формами и системами оплаты труда, степенью рациональности использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов) и внутренних ( соотношением спроса и предложения на рынке на рынке потребителей и на рынке поставщиков, социальная система, политическая система, уровень демографии, финансово-кредитная политика, международное положение).


Тема 5 Резервы повышения эффективности производства, их классификация и оценка, факторы роста производства.

Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов, их классификация. Принципы организации поиска резервов, методика определения и обоснования величины резервов и оцека их значимости. Понятие и задачи факторного анализа, классификация и систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности, моделирование и оценка степени влияния факторов на уровень показателей хозяйственной деятельности предприятия.


Тема 6 Основные концепции экономического анализа, история и перспективы развития анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений

Истоки экономического анализа. Становление и развитие экономического анализа в странах западной Европы и США. Экономический анализ в России в дооктябрьский период Экономический анализ в России в послеоктябрьский период. Экономический анализ в России в период становление и развития товарно-денежных, рыночных отношений.


6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002.


Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины

Теория экономического анализа_________________________

название дисциплины, цикл, компонент

Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7







Теория экономического анализа (рекомендовано УМО для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») -

М.: Финансы и статистика

Баканов М.И., Шеремет А.Д.

2002

Соответствует требованиям ГОС

Электронная версия
























7 Методические рекомендации преподавателю


Особенностью курса «Теория экономического анализа» для данной специальности является то, что вопросы методологии теории экономического анализа должны рассматриваться применительно к решению различных задач.

Преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя, безусловно, научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенческих подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки и решения.

Главный акцент при изучении курса «Теория экономического анализа» делается на его практическую часть – решение сквозных задач по блокам тем.

Методы обучения

Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации.

С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками и т. д.

Наибольший эффект в преподавании «Теории экономического анализа» достигается при использовании информационно-объяснительной и проблемной лекций.

Методика чтения лекций.

Методика чтения учебной лекции по бухгалтерскому учету включает ряд практически важных вопросов, касающихся формы изложения материала: способ его подачи, темп чтения лекции, язык и словарный запас лектора, освещение дискуссионных вопросов.

Для лекций по «Теории экономического анализа» наиболее приемлемым следует признать средний темп изложения материала, так как это связано с новизной понятий дисциплины, которые студент должен записать. Также необходимо делать отступления по ходу лекции с целью приведения практических примеров.

Что касается манеры изложения, то наиболее приемлемой является так называемый академический стиль, для которого характерна четкость и ясность формулировок, хорошая литературная форма, владение голосом, хорошая дикция, умение держаться перед аудиторией и устанавливать с ней контакт, поддержание дисциплины.

Практические занятия по «Теории экономического анализа» наиболее целесообразно проводить по схеме:

  • Устный или письменный опрос по теории в начале занятия;

  • Решение типовых примеров по теме занятия;

  • Самостоятельное решение студентами заданий на изучаемую тему.

Также после отдельным блокам тем студентам выдается индивидуальное задание с целью закрепления навыков.

Цель практического занятия - научить студентов применять теоретические знания при решении практических задач на основе реальных данных.

На практических занятиях должны преобладать следующие методы:

а) практические (письменные здания, групповые задания и т. п.);

б) вербальные (преобладающим методом должно быть объяснение).

Подготовка преподавателя к проведению занятия имеет первостепенное значение. Каким бы опытом преподаватель не обладал, он все равно должен готовиться к каждому практическому занятию.

Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия.

Во-вторых преподаватель должен решить все заданные задачи и проблемные ситуации, предусмотреть, чтобы избежать неожиданностей, возможные варианты, которые могут предложить слушатели. Преподаватель должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи.

В-третьих, желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов следует спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям. Проработать содержание опроса знаний и методику ее проведения (в случае необходимости).

Для контроля уровня усвоения материала дисциплины в течение семестра наиболее целесообразно проводить контрольная работа по решению практических задач и тестовые опросы по теории.


8 Методические указания для студентов по изучению дисциплины

8.1 Пояснительная записка
  1   2

Похожие:

Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (городское хозяйство)»

Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Товарная политика предприятия» изучается буду­щими экономистами-менеджерами по специальности 060800 «Экономика и управление...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения курса
Дисциплина “Организация предпринимательской деятельности” изучается будущими экономистами–менеджерами по специальности 080502 “Экономика...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Планирование на предприятии городского хозяйства»
Экономика и управление на предприятии городского хозяйства, входит в федеральный компонент раздела опд (обще-профессиональные дисциплины,...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка. Место дисциплин в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения курса
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов умений и навыков, необходимых для выполнения административно-хозяйственной,...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка. Место дисциплин в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения курса
Дисциплина «Экономика предприятий» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин для специальностей 080502 «Экономика и управление...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconФакультета, кафедры
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения курса
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconПояснительная записка 6 1 Место и роль курса в профессиональной подготовке выпускника 6 2 Особенности изучения дисциплины, формы контроля 6 2 Организация обучения по дисциплине 8 «Организация финансирования проектов»
Учебная дисциплина «Организация финансирования проектов» является неотъемлемой составляющей цикла дисциплин специализации, без которой...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника iconМетодические указания по выполнению практических работ Заочная форма обучения
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения курса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница