Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов




НазваниеМетодическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер21,8 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


КУРЛЫГИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2012


Работа выполнена на кафедре теории и методики начального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова»


Научный руководитель: Соловейчик Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук, профессор


Официальные оппоненты:


Сосновская Ольга Вадимовна, доктор педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе;

Мали Любовь Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах.


Ведущая организация: ГБОУ ВПО

«Смоленский государственный университет»


Защита состоится « 21 » мая 2012.г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д.212.155.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.


Автореферат разослан «___»_____________2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Попова Наталья Алексеевна


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Национальной доктриной образования РФ (2000–2025 гг.) определены основные положения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а в качестве одной из важнейших выдвинута задача формирования учителя нового типа, обладающего высоким научно-методическим потенциалом, способного реализовывать идеи развивающего обучения, ставшие сегодня реальной перспективой массовой школы. В процессе смены образовательной парадигмы особая роль отводится учителю начальных классов, поскольку переход на новое качество образования начинается с начальной школы.

В современных психолого-педагогических и методических исследованиях предлагаются различные пути реализации требований к профессиональной подготовке учителя, которые в целом связаны с поиском способов приближения профессионального обучения к реальной педагогической деятельности, т.е. усиления практической направленности подготовки учителя. Необходимость специальных мер для повышения готовности выпускника педагогического вуза к решению профессиональных задач подтверждается как опубликованными данными (МИОО, МЦКО, АПКиППРО), так и результатами констатирующего эксперимента, проведённого в рамках данного исследования. На протяжении длительного времени при посещении и анализе уроков начинающих учителей, анкетировании выпускников, в ходе проведения диагностических работ на выпускных курсах вузов выявлялись проблемы, вызванные отсутствием у молодых специалистов не столько базовых знаний, сколько опыта их умелого применения.

Сказанное свидетельствует об актуальности научных поисков по созданию практико-ориентированных моделей подготовки будущего учителя, в частности начальных классов.

Одно из современных направлений такого поиска предполагает реализацию компетентностного подхода к формированию будущего специалиста-учителя (И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, В.А. Адольф, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.), в соответствии с которым профессиональная компетентность учителя понимается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста на основе приобретённых знаний и профессионального опыта решать типичные профессиональные задачи, возникающие в разных ситуациях педагогической деятельности.

Второе направление поиска практико-ориентированной модели подготовки специалиста связано с реализацией задачного подхода, в соответствии с которым студентам системно предъявляются для решения специально разработанные задачи (Г.А. Балл, Г.С. Костюк, З.А. Решетова, Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин и др.), с моделируемыми в их условии элементами профессиональной деятельности. Такие задачи могут служить средством не только формирования профессиональной деятельности, но и её анализа и оценки. В связи с подготовкой педагогов та же идея нашла отражение в работах Н.В.Кузьминой, Н.В.Талызиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Спирина, М.Л. Фрумкина, где раскрываются возможности задачного подхода к психолого-педагогической подготовке будущего учителя.

Близкие идеи заложены в разработанном А.А. Вербицким контекстном обучении, ориентированном на усиление практической подготовки будущих специалистов за счёт сближения процессов обучения и накопления первоначального опыта профессиональной деятельности. В качестве основного средства такого обучения выступают специальные модели, отражающие реальные профессиональные ситуации, разрешая которые, студенты «учатся, действуя».

Названные инновационные направления профессиональной подготовки учителя находят своё воплощение, прежде всего, применительно к предметам психолого-педагогического цикла; в преподавании же методических дисциплин они ещё не получили должного распространения.

При реализации компетентностного подхода к методической подготовке учителя начальных классов важно учитывать полипредметность его профессиональной деятельности, в связи с чем его профессиональная компетентность представляется как совокупность психолого-педагогической и частнометодических компетентностей. Интегративным показателем готовности будущего учителя к обучению младших школьников русскому языку выступает лингвометодическая компетентность, с которой связывается способность педагога на основе приобретённых знаний и первоначального опыта успешно осуществлять методическую деятельность по языковому образованию младших школьников (в дальнейшем – лингвометодическую деятельность). Лингвометодическая деятельность, являясь частным случаем деятельности, в том числе и профессиональной, обладает всеми присущими ей характеристиками: структурными особенностями и средствами формирования.

Среди средств подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности в современных условиях многие исследователи (Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и др.) выделяют особый тип учебных заданий, получивший в вузовской практике название «педагогические задачи». Применительно к методике преподавания конкретной школьной дисциплины (русского языка, математики, естествознания и др.) такие задачи становятся методическими.

Этот тип учебных заданий и может рассматриваться как средство обучения, позволяющее реализовать идеи современных практико-ориентированных подходов к подготовке учителя.

В настоящее время в методических исследованиях, связанных с подготовкой учителя к профессиональной деятельности по обучению младших школьников русскому языку, пока не сформировалось представление о методической задаче как разновидности учебного задания, моделирующего указанную деятельность; не установлены чёткие критерии, позволяющие отличить методическую задачу от других видов заданий (упражнений); не разработана типология методических задач с учётом структурных компонентов лингвометодической деятельности; не выявлено влияние процесса решения методических задач на становление профессиональной деятельности учителя; отсутствуют научно обоснованные рекомендации по применению методических задач как учебного средства формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов.

Сказанным определяются противоречия, имеющие место в современной подготовке учителя к обучению младших школьников русскому языку:

– потребность в сближении процесса профессионального обучения в области методики преподавания с реальной деятельностью по языковому образованию младших школьников и неразработанность методически обоснованных приёмов, обеспечивающих эту интеграцию;

– активное распространение идей компетентностного подхода на профессиональную подготовку учителя и отсутствие характеристики понятия лингвометодическая компетентность, а также разработанных рекомендаций по её формированию;

– необходимость обучения будущего учителя основам профессиональной лингвометодической деятельности и отсутствие средств, обеспечивающих становление каждого из этапов этой деятельности;

– наличие в практике подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников русскому языку методических задач как разновидности учебного задания и отсутствие научно обоснованной классификации таких задач, а также описания их функций и принципов применения.

Выявленными противоречиями определяется актуальность исследования на тему: «Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов».

Таким образом, проблема исследования связана с поиском ответа на вопрос о возможности повышения эффективности формирования у будущего учителя лингвометодической компетентности за счёт использования в учебном процессе методических задач.

Цель исследования – выявить влияние методических задач как средства обучения на эффективность формирования лингвометодической компетентности будущего учителя начальных классов.

Объект исследования – процесс лингвометодической подготовки будущего учителя начальных классов в учреждениях высшего профессионального образования.

Предмет исследования – влияние методических задач как средства обучения на становление лингвометодической компетентности будущего учителя начальных классов.

С учётом состояния педагогической теории и практики, инновационных тенденций в системе высшего профессионального образования в основу нашего исследования была положена следующая гипотеза:

использование методических задач в процессе подготовки учителя к методической деятельности по обучению младших школьников русскому языку повысит эффективность формирования лингвометодической компетентности учителя в том случае, если:

1) структура методической деятельности учителя представляется как последовательность структурных компонентов, присущих любой деятельности;

2) лингвометодическая компетентность учителя рассматривается как комплекс составляющих её компетенций, обеспечивающих выполнение каждого из структурных компонентов методической деятельности, связанной с обучением младших школьников русскому языку;

3) методические задачи как особая разновидность учебного задания:

– выступают средством формирования всех компетенций, составляющих лингвометодическую компетентность будущего учителя;

– учитывают характер выполняемых учителем лингвометодических действий, их взаимосвязь и взаимообусловленность;

– реализуют различные функции и включаются в учебный процесс с соблюдением определённых принципов их применения.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Выявить структурные компоненты лингвометодической деятельности учителя и установить характер выполняемых им методических действий;

  2. Раскрыть сущность понятия лингвометодическая компетентность учителя и определить комплекс составляющих её компетенций;

  3. Дать сущностную характеристику понятия методическая задача и обосновать специфику методических задач как особого вида учебного задания;

  4. Разработать классификацию методических задач с учётом структурных компонентов методической деятельности и характера методических действий, выполняемых учителем;

  5. Определить функции методических задач и принципы их применения в курсе «Методика обучения русскому языку»; разработать методические задачи для этого курса, установить место и способы их предъявления с учётом выявленных функций и принципов;

  6. Экспериментально проверить эффективность методических задач как средства формирования лингвометодической компетентности будущего учителя начальных классов.

Задачами исследования определены его методы:

– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования профессиональной деятельности специалиста и методической подготовки учителя;

– наблюдение за методической деятельностью учителей;

– анкетирование учителей начальных классов;

– анализ практической деятельности – выпускников педвуза;

– поисковый, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методологическую основу исследования составили: положения о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания (применительно к процессу обучения – А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин), положения психологической теории деятельности и деятельностного подхода к обучению (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), психолого-педагогические теории и концепции профессионального образования (Н.Ф. Талызина, Н.В. Кузьмина, З.А. Решетова, А.К. Маркова, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий и др.); дидактические основы методов обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.Н. Бабанский и др.) и концепция общей теории задач и задачного подхода к рассмотрению деятельности (Г.А.Балл, Г.С. Костюк, Л.Ф. Спирин, Л.М. Фридман и др.); идеи компетентностного подхода к подготовке учителя, формированию его профессиональной компетентности (В.А. Адольф, Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, В.А. Сластёнин, В.В. Сериков и др.); методическая интерпретация проблем обучения русскому языку в современной начальной и средней школе (М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, О.В. Сосновская, Т.В. Напольнова, А.Д. Дейкина, М.Б. Успенский, Е.С. Антонова, И.Ю. Гац и др.) и концепция контекстного обучения в вузе (А.А. Вербицкий).

Исследование носило длительный характер и проводилось поэтапно.

На первом этапе (1990–2000 гг.) уточнялись психолого-педагогические особенности формирования профессиональной деятельности учителя на основе изучения и анализа психолого-педагогических источников. В этот же период анализировалась степень разработанности проблемы исследования.

На втором этапе (2000–2005 гг.) разрабатывались методические задачи и проводился поисковый эксперимент для определения динамики формирования готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников русскому языку в связи с использованием в профессиональной подготовке методических задач. В это же время начался мониторинг качества лингвометодической подготовки учителя начальных классов. Тогда же определялись основные теоретические положения исследования.

На третьем этапе (2005–2010 гг.) продолжался констатирующий эксперимент – мониторинг качества лингвометодической подготовки учителя начальных классов, осуществлялось теоретическое обоснование процесса формирования готовности к профессиональной деятельности, выполнялся анализ подходов к подготовке учителя в практике высшей школы; разрабатывалась и обосновывалась классификация методических задач и технология их применения в качестве средства формирования лингвометодической компетенции учителя начальных классов.

На четвёртом этапе (2010–2011 гг.) для проверки выдвинутой гипотезы осуществлялся формирующий, а затем и контрольный эксперименты, уточнялись требования к подготовке специалиста-учителя начальных классов в связи с новыми директивными документами, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– с опорой на основные положения компетентностного подхода к подготовке специалиста определено содержание понятия лингвометодическая компетентность учителя, что позволяет конкретизировать характеристику готовности выпускника педвуза к практической деятельности по языковому образованию младших школьников;

– с учётом структурных компонентов лингвометодической деятельности установлен комплекс компетенций, составляющих лингвометодическую компетентность учителя (лингвистическая, частнометодическая, проектировочная, исполнительская и контрольно-оценочная);

– раскрыто содержание понятия методическая задача и установлены её отличия от других видов учебных заданий, главное из которых – наличие в условии смоделированного элемента реальной методической ситуации, требующей разрешения путём выполнения будущим учителем определённых методических действий;

– определены два основания классификации методических задач:

1) структура лингвометодической деятельности учителя (ориентировка в предметном содержании, способах, средствах и условиях деятельности, планирование содержания и способов её осуществления, реализация запланированных методических решений, самоконтроль и самооценка результатов обучения школьников); 2) виды выполняемых учителем взаимосвязанных и взаимообусловленных методических действий: аналитические и конструктивные.

Теоретическая значимость исследования:

– установленный комплекс компетенций, составляющих лингвометодическую компетентность учителя, соотнесён со структурными компонентами его лингвометодической деятельности, что углубляет научные основы процесса подготовки учителя начальных классов к языковому образованию младших школьников;

– теоретически обоснована роль методических задач как средства реализации практико-ориентированного подхода к подготовке учителя начальных классов, экспериментально подтверждена эффективность их применения;

– предложена научно обоснованная классификация методических задач, разработанная с учётом: а) структурных компонентов лингвометодической деятельности учителя; б) характера методических действий, выполняемых учителем на различных этапах методической деятельности.

– определены функции методических задач и принципы их применения как средства формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

– разработаны методические задачи аналитического и конструктивного характера для использования в процессе лингвометодической подготовки учителя при изучении курса «Методика обучения русскому языку» (раздел «Методика обучения грамоте»);

– предложены рекомендации по применению методических задач в практике подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников русскому языку.

Материалы исследования могут быть использованы:

– в процессе вузовского обучения учителей начальных классов (на лекциях, практических и лабораторных занятиях, в условиях подготовки к педагогической практике и анализа её результатов и др.), при проведении контроля (во всех формах отчётности) и самоконтроля (при самостоятельной работе);

­ – при совершенствовании учебников и учебных пособий по методике обучения русскому языку для высших и средних педагогических учебных заведений профессионального образования;

­ – для выявления лингвометодической компетентности будущего учителя начальных классов на завершающих этапах его профессиональной подготовки в вузе и в средних специальных педагогических учебных заведениях;

– при создании факультативных курсов с целью подготовки студентов к педагогической практике;

– для диагностики уровня сформированности лингвометодической компетентности учителя начальных классов в процессе его аттестации.

Основные результаты исследования воплощены в трёх учебных пособиях, подготовленных для студентов педагогических вузов.

Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системно-деятельностный, компетентностный и контекстный подходы к профессиональному обучению; научными основами классификации методических задач; адекватностью использованных методов цели и задачам исследования; организацией поэтапной опытно-экспериментальной работы с личным участием автора и возможностью её повторения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы при проведении лекционных и практических занятий курса «Методика обучения русскому языку» со студентами очного отделения МГГУ им. М.А. Шолохова и МГПУ, через выступления на международных научно-практических конференциях (Борисоглебск, 2009, Таганрог, 2011), на межвузовских научно-практических конференциях (Москва, МПГУ – 1996, 2010; МГПУ – 2002 – 2011гг.; Смоленск, 2011; Пермь, 2003); на занятиях с учителями начальных классов г. Москвы в рамках курсов повышения квалификации МИОО (МИПКРО) и МЦКО, при проведении лекций для учителей начальных классов в условиях курсов повышения квалификации в различных регионах России (2000 – 2011 гг.). Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе МГПУ (2005 – 2011 гг.) и кафедры теории и методики начального образования МГГУ им. М.А.Шолохова (1992 – 1996, 2011).

  1   2   3   4

Похожие:

Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconИз опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани
Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconПисьменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью...
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconЛитература
Система взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок письменной речи учащихся...
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconСмотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов
России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность...
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconМетодическая разработка
Использование современных инновационных технологий в работе с обучающимися с общим недоразвитием речи, как средство формирования...
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов icon«Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся»
Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconТема «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
Выступление по теме: «Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации»
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconИнформация о проведения кустового методического объединения №1 учителей начальных классов мкоу бурковская сош на базе Озёрной школы
Ответствии с планом работы методического объединения учителей начальных классов на 2011- 2012 год 11. 2011 года было проведено первое...
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconДеятельность вузовской библиотеки по формированию информационной компетентности пользователя
Библиотека, как наиболее традиционное учреждение хранения и распространения информации, является одним из источников формирования...
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов iconГ. Гродно, Республика Беларусь
Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в области оптимизации доверительных отношений с младшими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница