Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы»




Скачать 26,04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер26,04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 


Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования


«Технология разработки дополнительной образовательной программы»


Подготовила

методист

Тодосийчук Валентина Викторовна


г.Красновишерск

2011

Уважаемые педагоги! В связи с изменением требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденных в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 разработано настоящее пособие, предназначенное помочь педагогам оформить свою образовательную программу в соответствии с новыми требованиями.


© Методический отдел МОУДОдетей ЦДО

 

© Ответственные за выпуск: Тодосийчук В.В,

методист

Адрес: Пермский край, г. Красновишерск,

ул. Куйбышева, 11 А.

Телефон: 8 (34 243) 3-00-10


Введение


Дополнительное образование детей – новый вид в структуре российской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (1995 г., изменения и дополнения внесены 1997 г.).

Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.

Специфические условия дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.


Дополнительная образовательная программа


  • это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат;

  • индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.




МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки )


Департамент молодежной политики,

воспитания и социальной защиты детей

ул. Тверская, д. 11, г.Москва,

ГСП-3, 125993

Телефон: 629-04-28, 629-60-92

Факс: 629-35-03

Е-mail: d06@mon.qov.ru


11 декабря 2006г. № 06-1844






О примерных требованиях к программам

дополнительного образования детей


В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по её реализации в 2006 году, направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).


Директор департамента А.А.Левитская






Приложение к письму департамента

молодежной политики, воспитания и

социальной поддержки детей

Минобрнауки России

От 11.12.2006 № 06-1844



Примерные требования

к программам дополнительного образования детей

с изменениями от 11 декабря 2006 года


Нормативно-правовой аспект


В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон), образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

  • в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).


Содержание дополнительных образовательных программ


Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).

  • Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Быть направлено на:

  • Создание условий для развития личности ребенка;

  • Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • Профилактику асоциального поведения;

  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

  • Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • Укрепление психического и физического здоровья ребенка;

  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


Структура программы дополнительного образования детей


Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса.

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:


1. На титульном листе рекомендуется указывать:

    • Наименование образовательного учреждения;

    • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    • Название дополнительной образовательной программы;

    • Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    • Срок реализации дополнительной образовательной программы;

    • Фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов), дополнительной образовательной программы;

    • Название города, населенного пункта в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    • Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • Направленность дополнительной образовательной программы;

  • Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • Формы и режим занятий;

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, Учебно-исследовательские конференции и др.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • Перечень разделов, тем;

  • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций);

  • Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

  • Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работ и т.д.

  1. Список использованной литературы.


Технология разработки

дополнительной образовательной программы





Раздел

Прог

раммы

Содержание структурных

компонентов программы

Требования

к содержанию раздела

1.

Титульный лист

  • Наименование образовательного учреждения.

  • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа.

  • Название дополнительной образовательной программы.

  • Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа.

  • Срок реализации дополнительной образовательной программы.

  • Ф.И.О, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы.

  • Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа.

- Год разработки дополнительной образовательной программы




2.



Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы (научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, естественнонаучная).

2. Новизна введение изучения новых образовательных областей, новых технологий, видов деятельности (для программ, претендующих называться авторскими).

3. Актуальность программы (ориентация на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования).

4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

5. Педагогическая целесообразность (история предмета, педагогическое кредо, принципы программы, основополагающие идеи рода практической или научной деятельности и т.д. по усмотрению педагога)

6. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения.

ЦЕЛЬ – предполагаемый результат образовательного процесса. Цель и задачи должны соответствовать целям и задачам учреждения.

  1. Образовательный процесс общеразвивающей направленности: Цель может быть:

А) создать условия для формирования здорового образа жизни посредством … деятельности (для программ спортивно-оздоровительного направления);


В данном разделе необходимо указать место данной предметной области в системе образования и связь данной программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами, а также отличительные особенности программы от уже существующих в данной области.

Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучаемого: знать и уметь, иметь представления и научиться.








Б) содействовать развитию индивидуальный способностей детей в … (например, художественно-эстетической деятельности) (для программ, развивающих художественную одаренность);

В) содействовать удовлетворению образовательных потребностей детей в …, деятельности (для познавательных программ).


  1. Образовательный процесс досугового типа: Цель может быть: Содействовать организации содержательного досуга детей.

  2. Образовательный процесс обучающей направленности: Цель может быть: Способствовать приобретению знаний и навыков в … деятельности.


4) Образовательный процесс специализированного типа: Цель

может быть: Создавать условия для оказания психолого-педагогической, социально-психологической, специальной помощи детям, посредством … деятельности.


Задачи образовательных программ:

Обучающие:

  • развитие познавательного интереса к чему-либо

  • включение в познавательную деятельность

  • приобретение определенных ЗУНов

  • развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.

Развивающие:

  • развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;

  • формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.




При этом описание должно проводится в соответствующих данной деятельности терминах. Цель должна быть реальна, достижима, измеряема.


Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения.


В определении задач должны быть конкретизированы цель, ступени ее достижения, способ решения на каждом этапе реализации цели.







Воспитательные:

  • формирование у воспитанника социальной активности, гражданской позиции;

  • культуры общения и поведения в социуме

  • навыков здорового образа жизни и т.д.

Формулирование задач не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.


7. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

- состав группы (постоянный, переменный; мальчики, девочки и т.д.)

- особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный)

- базовые знания


8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: продолжительность образовательного процесса, этапы

А) одноступенчатый образовательный процесс (с указанием периода времени);

Б) многоступенчатый (указать):

- наименование ступеней и период времени каждого из них;

- признаки, отличающие одну ступень от другой.


Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту времени.

Другими словами, цель – это общая стратегия действий, задач - тактика деятельности.

Здесь отмечаются основные возрастные особенности детей, которым адресована программа.

В этом разделе можно также выделить определенные этапы обучения, объяснять чем они отличаются по содержанию и организации.








9. Формы и режим занятий.

Форма детского образовательного объединения (кружок, студия, школа, лаборатория, мастерская, секция, ансамбль и др.)

Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

- общее кол-во часов в год,

- кол-во часов и занятий в нед.,

- периодичность занятий.

10. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • ЗУНы (что воспитанник должен знать и уметь);

  • качества личности (которые могут развиваться в ходе занятий);

  • система отслеживания и оценивания результатов обучения.

В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу, знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение – с практическими. Если программа рассчитана более чем на год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов. Кроме перечня знаний и умений учащихся, результатами могут быть изменения в познавательных интересах (мышление, воображение и т.д.), в практических умениях и навыках – в изменении соотношения репродуктивной и продуктивной сферой, в появлении стремления к творчеству.




В процессе работы над этим разделом следует учитывать требование о соответствии поставленным в программе целям предполагаемому результату реализации программы. необходимо при определении результата отразить также достижение основных целей: обучения, развития, воспитания.

Обязательное требование

- разработка системы проверки результативности.







11. Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестиваль, соревнования, конференции).

Как уже говорилось, контроль может проводиться в разных формах:

- творческие задания, тесты, анкеты;

- диагностика личностного роста

- участие в конкурсах.

3.

Учебно-тематический план

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса:

- перечень разделов тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические часы.

Учебно-тематический план включает распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени (САНПиН).

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.

В учебный план целесообразно включить часы, затраченные на контрольные формы работы, на коллективные дела, на выезды, экскурсии и т.д.



Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие










2.

Техника безопасности










I.


1.1


Название разделов

Название темы

………………..










3.

Итоговое занятие













Итого часов













Учебно-тематический план должен быть представлен в виде таблицы.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМетодические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconРекомендации по разработке программ и учебных планов дополнительного образования детей I. Требования к образовательной программе
Цели образовательной программы должны быть выстроены в определённой последовательности: обучающие, воспитывающие, развивающие
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМетодические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconПаспорт программы 6-7 Законодательная база для разработки образовательной программы учреждения 8
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМинистерство образования РФ дудко Т. Н. Вострокнутов Н. В. Гериш А. А. Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав) (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМетодические рекомендации для педагогов учреждений дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики по организации профилактической работы среди
Во второй половине 90-х гг. 20 века в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМетодические рекомендации для написания рабочей программы учителя
Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования закрепляет за образовательным учреждением право на разработку...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Технология разработки и реализации социальных программ (Цикл сд (М). Ф5 основной образовательной программы по направлению 040201. 68 «Социология»
Цикл сд (М). Ф5 основной образовательной программы по направлению 040201. 68 «Социология»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Технология разработки дополнительной образовательной программы» iconМетодические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения Современная российская школа в условиях введения новых образовательных стандартов[16] призвана обеспечить подрастающему поколению новое качество образовани
Ленинградской области направляет методические рекомендации, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница