Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития»




Скачать 20,82 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития»
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер20,82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Учебно-методический комплекс

по дисциплине М2.В5. «Психолого-педагогическое сопровождение детей

с недостатками речевого развития»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии


Составитель:


Борякова Н.Ю., к.п.н., профессор

кафедры логопедии


Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Программа дисциплины

М2.В5 «Психолого-педагогическое сопровождение детей

с недостатками речевого развития»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии


Составитель:


Борякова Н.Ю., к.п.н., профессор

кафедры логопедии


Москва-2012

1. Пояснительная записка


Основные цели и задачи курса.

Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речевого развития.


Задачи:

  • Формирование профессионального мировоззрения и научных представлений о системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи;

  • Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для организации психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития;

  • Овладение междисциплинарным подходом в выборе коррекционных технологий в соответствии с потребностями и возможностями детей с недостатками речи;

  • Формирование практических навыков психодиагностической, психокорреционной и консультативной работы, направленной на преодоление коммуникативной и предупреждение социальной дезадаптации у детей с недостатками речи;


Объем в ЗЕ: 2 .

Время изучения: курс 2 семестр 4 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология лиц с нарушениями речи (Логопсихология), ППД, ППД детей с речевыми в объеме подготовки бакалавра.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Развитие специального образования в России и за рубежом, Сравнительная специальная педагогика, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование, Правовые и экономические основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:


из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способности и готовность:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);М

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы в области психологии детей с недостатками речи, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);М

способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с недостатками речевого развития с использованием инновационных технологий (ПК-1);И

способностью проектировать коррекционно-образовательное пространство в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речи, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);И

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированнного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с недостатками речи (ПК-1).

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речи с целью их успешной социализации (ПК-2);

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с недостатками речевого развития;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация с недостатками речевого развития как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование детей с недостатками речевого развития, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • в области преподавательской деятельности:

готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий

  • в области организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность

способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на достижение современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики. При изучении курса раскрывается содержание понятий инклюзия, интеграция, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, инклюзивное образование, тьюторство и др., характеризующих современное состояние и перспективы образования детей с недостатками речевого развитии.

Эффективность обучения детей с недостатками речи зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей данной категории и их специальным образовательным потребностям. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-педагогической сопровождения детей с недостатками речевого развитии, что соответствует современным гуманистическим тенденциям и государственной политике.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей недостатками речевого развития» позволяет углубить и расширить знания и умения студентов в исследовательской и диагностической работе с детьми данной категории, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Особое место при освоении курса занимает ознакомление с психолого-педагогическими особенностями детей с недостатками речи, проектирование оптимальных педагогических маршрутов для каждого ребенка, разработка вариативных коррекционно-развивающих программ. Программа рассчитана на учебный курс, объемом72 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

магистранты должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и за рубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о специальных образовательных условиях для детей с недостатками речи.

магистранты должны овладеть знаниями:

о психолого-педагогических особенностях детей с недостатками речи;

об особенностях становления психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи;

о специальных образовательных условиях для детей с недостатками речи как в коррекционных учреждениях, так и в системе общего образования;

магистранты должны уметь:

обследовать детей с недостатками речевого развития;

разрабатывать вариативные педагогические маршруты;

организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с недостатками речи;

разрабатывать индивидуальные программа коррекционно-развивающей работы;

осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с недостатками речи;


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер


Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ОК-07



Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос


ПК - 01


Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

Конспекты нормативных документов

реферирование

Рабочая тетрадь


Тесты



2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час

Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития

Лекции

6







Практические/семинарские










Лабораторные

12







Консультации










Курсовые/рефераты







4

Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







4

Общий объем часов по дисциплине

18

54

72


Краткое содержание курса

Тема 1. Общая характеристика речи и речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

Тема 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития. Исторические аспекты проблемы. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Характеристика когнитивной сферы. Особенности общения. Особенности личностного развития.

Тема 3. Концептуальные основы психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речевого развития. Теоретические основы логопсихологии как современной научной основы психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Характеристика научного аппарата логопсихологии. Основные положения теории Л.С. Выготского, значимые для логопсихологии. Значение научной концепции Р.Е. Левиной в становлении основ логопсихологии. Вклад В.И. Лубовского в разработку теории логопсихологии. Психолингвистические основы логопсихологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.). Современные теоретические подходы в логопсихологии (В.А. Калягин, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова и др.)

Тема 4. Организационно-методологические основы психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Определение понятий «психологическая помощь», «психологическое сопровождение». Цель и задачи психологической помощи детям с недостатками речи. Организационные формы психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Дифференцированная характеристика содержания деятельности логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Основные направления психолого-педагогической сопровождения детей с недостатками речи.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м кв. 6 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
М кв. 6 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля к «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
К «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине к «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с недостатками речевого развития»
К «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с недостатками речевого развития»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м кв4 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз»
Овз, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Философские и методологические основы образования детей с овз»
Профиль: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе»
Профиль: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля «Информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля кв. 3 «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе»
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля кв8 «Инновационные технологии в работе с участниками образовательного процесса»
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница