Программа развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"




Скачать 17,47 Kb.
НазваниеПрограмма развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер17,47 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Программа

развития логопедического пункта

"Говорим и пишем правильно"



«Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, в логопедическом пункте общеобразовательного учреждения»

Автор:


Криницкая Светлана Геннадьевна,

МБОУ «СОШ № 1»


Бийск 2012


Содержание …

Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы……….………..6

Этапы логопедической работы………………………………………………………………8

Профилактика речевых нарушений у дошкольника……………………………………….9


Диагностика и описание результатов диагностического исследования…………..…….10

Преемственно-перспективная и пропагандистская работа……………………………….11

Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность……………………………..12

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение

«Общее недоразвитие речи 4 уровня» ………………………………………………...…..13

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих .

речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 4 уровня».1 класс…………………….17

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих

речевое заключение:«Общее недоразвитие речи. Дисграфия».2 класс………………….20

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи»……………………………………………………………..…………..24

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение :

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи».1 класс…………………………………………………………………29

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи. Дисграфия».2 класс………………………………………………..….33

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«Дисграфия».3-4 классы……………………………………………………………………37

Логопедическая работа с учащимися,имеющими речевое заключение:

«Фонетический дефект»……………………………………………………………..……..40

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

« «Фонетический дефект»……………………………………………………………..…….43

Приложения (Календарно- тематическое планирование)

Приложение 1………………………………………………………………………………45

Приложение 2………………………………………………………………………………49

Приложение 3………………………………………………………………………………50

Приложение 4……………………………………………………………………………….53

Приложение 5………………………………………………………………………………55

Приложение 6………………………………………………………………………………58

Приложение 7………………………………………………………………………………60

Приложение 8………………………………………………………………………………63

Приложение 9………………………………………………………………………………64

Список информационно-методического обеспечения …………………………..………65


Пояснительная записка


Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.

Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии.

Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся.

В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:

  • диагностика устной и письменной речи детей;

  • развитие звуковой стороны речи;

  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

  • формирование связной речи;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

  • формирование полноценных учебных умений;

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;

  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей, педагогов учреждения.


Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.


Задачи программы:

  • профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;

  • комплексная диагностика уровня развития устной речи, а также письма и чтения у учащихся начальной школы;

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);

  • совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

  • обогащение словарного запаса детей;

  • развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

  • совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;

  • развитие навыков связного высказывания;

  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

  • развитие зрительного восприятия;

  • расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

  • формирование пространственных представлений;

  • развитие зрительного анализа и синтеза;

  • систематическое взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса (учителя - логопеда, родителей, педагогов ОУ и детей);

  • консультирование учителей ОУ и родителей;

  • повышение уровня квалификации учителя - логопеда (самообразование).


Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л.С. Выготским, М. Е.Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н.Садовниковой и др.


Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

  • Принцип развития, который состоит в анализе объективных и

субъективных условий формирования речевой функции ребёнка.

Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций

позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им

недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании

коррекционной работы это учитывается.

  • Принцип системного подхода, который предполагает анализ

взаимодействия различных компонентов речи и организации

преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего

процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного

формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических

компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и

слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и

внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия

подготавливает основу для формирования грамматической и

морфологической системы словообразования и словоизменения.

  • Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,

который раскрывает зависимость формирования отдельных

компонентов речи от состояния других психических процессов.

Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те

психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно

препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип постепенного перехода от простого к сложному.

  • Принцип сознательности усвоения материала.

  • Принцип учёта возрастных особенностей.

Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

  • практические (игры, упражнения);

  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);

  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

  • логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);

  • консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей;

  • совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.



Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы


В целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в ОУ организован логопедический пункт. Основные задачи логопункта – коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; разъяснения логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих).

Организационно - методическое руководство деятельностью логопункта осуществляется руководителем ОУ, зам.директора по учебно–воспитательной работе. Ответственным за работу логопункта является учитель-логопед.

В логопункт зачисляются учащиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи младших школьников, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с15 по 30 мая.

Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На каждого обучающегося в логопункте учитель-логопед заполняет речевую карту.

В логопункте одновременно занимается не менее 20 и не более30 человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков, так и по согласованию с администрацией ОУ во время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения.

Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются ,по возможности ,обучающиеся с однородными нарушениями речи.

Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.


Групповые занятия проводятся:

  • С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушениями чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;

  • С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма , обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;




  • С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

  • С заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи ,обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (ринолалия, дизартрия.)

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия- 20 минут.

Срок коррекционного обучения у детей с ФФН и ФН и обусловленными ими нарушениями чтения и письма составляет 4-9 мес.; с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными им-1,5-2 года.


Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для обследования врачами- специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения диагноза.


Ответственность за обязательное посещение учащимися ОУ занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация данного учреждения.


Материально- техническое обеспечение

и оснащение логопедического кабинета ОУ:


По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

  1. Зона коррекции звукопроизношения располагает настенным зеркалом и столом со стульями;

  2. Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.

  3. Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры, конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.

  4. Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.

  5. Информативная зона для педагогов и родителей расположены на планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

  6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

Справочная литература по логопедии;

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции звукопроизношения;

Учебно-методическая литература по коррекционному обучению;

Поурочные планы работы на каждую группу учащихся;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах);

Систематизированный по звукам картинный материал в коробках.

  1. Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения физкультминуток.

  2. Рабочий стол учителя-логопеда. На столе располагается распечатанный вид документации учителя-логопеда логопедического пункта шк.№1:

Паспорт логопедического кабинета;

Перспективное планирование на учебный год;

Журнал обследования речи детей;

Журнал посещаемости;

Речевые карты;

План методической работы учителя-логопеда;

Тетрадь консультаций с родителями и педагогами.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconКрылатые фразы из романа м. А. Булгакова
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconКонспект фронтального логопедического занятия с детьми с онр в старшей группе доу по теме
Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconОб утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего
Во исполнение пункта 4 статьи 6 и подпункта 12 пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном...
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconI. Стипендиальное обеспечение учащихся начального профессионального образования, студентов, аспирантов и докторантов
«б» «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее...
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconТиповой расчет. 9 класс. Текстовые задачи
Из пункта а в пункт В, расстояние между которыми равно 9км, вышел пешеход. Вслед за ним через 2 ч из пункта а выехал мотоциклист,...
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «Управленческие решения»
Реферат должен выявить способности студента: правильно анализировать достижения современной науки в области управления, четко и логично...
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «Совершенствование управленческих функций»
Реферат должен выявить способности студента: правильно анализировать достижения современной науки в области управления, четко и логично...
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconI. Оборудование логопедического кабинета
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconМихаэль Лайтман Эрвин Ласло Вавилонская башня последний ярус Иерусалим 2007 год
В книге описаны основные каббалистические законы, наряду с резуль­татами последних исследований в различных областях науки. Вы познакоми­тесь...
Программа развития логопедического пункта \"Говорим и пишем правильно\" iconЛюбая производственная проблема, связанная с нарушением каких-либо технологических параметров, имеет свою
Если правильно определены место, время и причина возникновения нежелательного явления, если правильно выявлен элемент, породивший...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница