Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи»




Скачать 28,25 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер28,25 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол №1 от 03.09.2012



Учебно-методический комплекс


Б3.В1.3.2 «Методика формирования произносительной стороны речи»


Факультет дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Составитель:

доктор.пед.наук

кафедры СП и СП

Жигорева М.В.


Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени

М. А. Шолохова"


Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

Левченко И.Ю.


Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_3__» __09_________2012_г.


  1. Программа модуля «Методика формирования произносительной стороны речи»


Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Сурдопедагогика (образование лиц с нарушением слуха)


Составитель:

доктор пед.наук

кафедры СП и СП

Жигорева М.В.


Москва-2012


1. Пояснительная записка


Основные цели и задачи курса.


Цель: Курс «Методика формирования произносительной стороны речи» направлен на расширение научного кругозора бакалавров специального (дефектологического) образования, на формирование у них основных знаний в области теории и практики специального образования лиц с нарушениями слуха, а именно развития произносительной стороны речи и использования сохранившейся слуховой функции, что позволит наиболее полно включить слух и речь в жизнь детей.

Задачи:

-ознакомление бакалавров с основами обучения устной речи детей с нарушением слуха, историческим аспектом развития данного направления, новейшими научными аспектами и ближайшими перспективами;

- формирование знаний, умений и навыков в области методики развития произносительной стороны речи у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возрасте; применение фонематической ритмики в процессе работы над произношением.

результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности педагога: учебно-воспитательной, диагностико - аналитической, консультативной, коррекционно-развивающей, социально педагогической, организационно-управленческой, научно-методической.


Объем в ЗЕ: 5 кредитов.

Время изучения: курс 3, семестр 5,6; курс 4, семестр 7.

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с нарушениями слуха», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Инклюзивное образование», «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития», «Психология умственно отсталых детей», «Сурдопедагогика», «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе I - II вида», «Технологии обучения детей с нарушениями слуха», «Аудиология и слухопротезирование», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи», «Педагогические технологии работы с детьми с нарушениями слуха», «Социальные аспекты аномального развития», «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования», «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха».


Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2).

Дисиплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя- сурдопедагога:


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Усвоение знаний об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей с ОВЗ;

  • Изучение вопросов, связанных с организацией из воспитания и обучения;

  • Усвоение принципов организации и комплектования коррекционно-образовательных учреждения для детей дошкольного и школьного возрастов, а также взрослых с ОВЗ.

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов

программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов,

методов и средств обучения;

- использование специальных методик обучения учебным предметам в соответствии

со спецификой контингента учащихся;

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных

технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- применение современных педагогических технологий в области обучения и

воспитания детей с нарушениями слуха;

- организация и проведение внеклассных мероприятий.

в области диагностико – консультативной деятельности:

- диагностика состояния устной речи;

- анализ данных диагностики и выработка на их основе рекомендаций, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания;

в области консультативной деятельности:

- консультирование учащихся, их родителей, педагогов и воспитателей по проблемам

формирования устной речи;

в области социально-педагогической деятельности:

- реализация личностно- ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- коррекция отклонений в процессе обучения и воспитания;

- оказание помощи в социализации учащихся;

в области организационно- управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса, обеспечение охраны жизни и здоровья, учащихся во время общеобразовательного процесса;

- постоянный контакт с персоналом школы для совместной выработки путей совершенствования учебно- воспитательного процесса;

в области исследовательской деятельности:

- выполнение научно- методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

-анализ профессиональной деятельности коллег и собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования предполагает овладение ими различных аспектов психолого-педагогической помощи детям и взрослым с ОВЗ, а также расширение их научного кругозора, подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности в дошкольных и школьных коррекционно-педагогических учреждениях.

Лекционный материал курса «Методика формирования произносительной стороны речи» создает основу дефектологических знаний, обозначает ориентиры, наполнение которых производится студентами на лабораторных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы в первую очередь с учебными пособиями, научными статьями и монографиями.

На лабораторных занятиях курса происходит уточнение и расширение полученных в ходе лекций сведений о психолого-педагогических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии (по каждому из видов нарушений); знакомство бакалавров со спецификой психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ (организация, методы и приемы обследования, принципы организации психолого-педагогического обследования в ПМПК); организуется практическое изучение вопросов структуры и организации работы специальных (коррекционных) образовательных учреждения основных типов.

Лабораторные занятия предполагают помимо разъяснения преподавателем различных вопросов, организацию бесед со студентами по изучаемому вопросу. Большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; выполнение индивидуальных и групповых контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; составление практических рекомендаций для воспитателей, учителей и родителей детей с ОВЗ и др.). Кроме реферативных докладов рекомендуется организация небольших выступлений студентов по изучаемым вопросам как на основе проработки специальной учебно-методической литературы, так и наблюдений или опыта практической работы в коррекционных учреждениях. Большую пользу в овладении специальными знаниями принесет знакомство студентов с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса «Методика формирования произносительной стороны речи»».

Рекомендуется также использование «активных» форм работы преподавателя со студентами: проблемное обучение, организация дискуссий, работы по методу «малых групп», «деловые» игры, практический тренинг и др.

Часть лабораторных занятий рекомендуется проводить на базе специальных (коррекционных) учреждений (посещение открытых занятий педагогов-дефектологов, участие в методических семинарах, заседаниях ПМПК и пр.).

Целесообразно проведение контрольных работ по наиболее важным темам.

Требования к форме контрольных и учебных заданий

(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект.


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер


Технологическая карта образовательного модуля


Компетен

ции

(шифр)

Тема

Лекции (груп

повая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоя

тельная работа (индиви

дуальная работа)

Кон

троль

ОК-1




Тема 1

Конспект лек. 1, презен

тация

тесты с многозначными ответами, тест с открытой формой задания, тесты перекрёстного выбора

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ОП-1





Тема 2

Конспект лек. 2, презен

тация

тесты с заданиями на исключение лишнего,

Конспектирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Письменный опрос

ОП-2

Конспект лек. 2, презен

тация

тесты идентифика

ции

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь

тема 2

Устный опрос

ОК- 1


Тема 3

Конспект лек. 3, презен

тация

тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего

Написание реферата

Рабочая тетрадь

тема 3

Письменный опрос

ОП-1




Конспект лек. 3, презен

тация

Тесты с многозначным выбором, тесты перекрестного выбора

Конспектирование

Рабочая тетрадь

тема 3

Письменный опрос

ОК- 1




Тема 4

Конспект лек. 4, презен

тация

тесты с заданием на исключение лишнего, конспектирование

анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОП-1

Конспект лек. 4, презен

тация

тесты идентифика

ции

Конспектирование

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОК- 1




Тема 5

Конспект лек. 5, презен

тация

тесты идентифика

ции, конспектирование

структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ОП-1




Конспект лек. 5, презен

тация

Конспектирование.

Реферирова

ние.

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ОК- 1




Тема 6

Конспект лек. 6, презен

тация

тесты перекрёстного выбора, устный и письменный опрос

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь тема 6

Письменный опрос

ОП-1

Конспект лек. 6, презен

тация

тесты на соответствие, устный и письменный опрос

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь тема 6

Письменный опрос

ОК-1




Тема 7

Конспект лек. 7, презен

тация

тесты идентифика

ции, конспектирование

конспектирование

Рабочая тетрадь тема 7

Письменный опрос

ОП-1




Конспект лек. 7, презен

тация

тесты с закрытой формой ответа, конспектирование

Тезирование, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 7

Письменный опрос

ОК-1




Тема 8

Конспект лек. 8, презен

тация

тесты перекрёстного выбора, устный и письменный опрос

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь тема 8

Письменный опрос

ОП-1




Конспект лек. 8, презен

тация

тесты на соответствие, устный и письменный опрос

конспектирование

Рабочая тетрадь тема 8

Письменный опрос

ОК-1




Тема 9

Конспект лек. 9, презен

тация

Конспектирование.

конспектирование

Рабочая тетрадь тема 9

Письменный опрос

ОП-1




Конспект лек. 9, презен

тация

тесты перекрёстного выбора, устный и письменный опрос

имитационное упражнение

Рабочая тетрадь тема 9

Письменный опрос

ОК-1




Тема 10

Конспект лек. 10, презен

тация

тесты на соответствие, устный и письменный опрос

конспектирование

Рабочая тетрадь тема 10

Письменный опрос

ОП-1




Конспект лек. 10, презен

тация

тесты на соответствие, устный и письменный опрос

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь тема 10

Письменный опрос

ОП-1




Тема 11

Конспект лек. 11, презен

тация

конспектирование

реферирова

ние

Рабочая тетрадь тема 11

Письменный опрос

ОП-2




Конспект лек. 11, презен

тация

тесты идентифика

ции, конспектирование

структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 11

Письменный опрос

ОП-1




Тема 12

Конспект лек. 12, презен

тация

тесты идентифика

ции, конспектирование

структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 12

Письменный опрос

ОП-2




Конспект лек. 12, презен

тация

конспектирование

реферирова

ние

Рабочая тетрадь тема 12

Письменный опрос



2. Объем модуля и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)

Факуль

тет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Специальная педагогика


Лекции

4/6/4

28/58/60

5/6/7

Практические/семинарские

4/8/8

-

5/6/7-

Лабораторные










Консультации

+

-

7

Курсовые/рефераты

+




7

Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен


экзамен

-

7

Общий объем часов по дисциплине

34

146

180
  1   2   3   4

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе»
Профиль: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля кв. 3 «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе»
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дпп. Р. 02 «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс 2 «История сурдопедагогики»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Философские и методологические основы образования детей с овз»
Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины б б. 4 «Специальная психология»
Программа: Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями (олигофренопедагогика)
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс кв7 «Использование информационно-технических средств в коррекционно-развивающей работе»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 «Специальная психология»
Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03. 09. 2012 Учебно-методический комплекс 2 «Методика формирования произносительной стороны речи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс кв7 «Технические средства и информационные технологии в образовании лиц с нарушениями слуха»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница