Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка




Скачать 14,28 Kb.
НазваниеИгра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка
Дата04.02.2016
Размер14,28 Kb.
ТипПояснительная записка







Игра для старшеклассников ( 8 – 9 классы )





Пояснительная записка


Центральным разделом программы по литературе в 8 – 9 классах, да и всего школьного литературного образования, является изучение творчества великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, занимающего особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с программными требованиями к преподаванию литературы в основной школе. Мероприятие призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

Разработка включает в себя выдающиеся произведения великого классика, историко-литературные сведения, помогающие освоению духовного богатства художественного наследия А.С.Пушкина.

Стремясь донести до учеников достаточно широкий круг пушкинских творений, была выбрана игровая форма проведения занятия как урочного, так и внеурочного. Материал, подобранный к игре, доступен для восприятия учениками, стимулирует познавательный процесс учащихся, превращает урок из скучного мероприятия в увлекательное путешествие по страницам книг; снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему ученика при интенсивном обучении.

Для подготовки мероприятия была использована следующая методическая литература:

  1. художественные тексты А.С.Пушкина

  2. С.А.Абрамович «Пушкин в 1836 году»

  3. П.Е.Щёголев «Дуэль и смерть Пушкина»

  4. С.Е.Шаталов «Герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

  5. Ю.М.Лотман «Александр Сергеевич Пушкин»

  6. И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

Уроки, предшествующие игре, были посвящены изучению писательской биографии, анализу художественных произведений, чтению дополнительной литературы и, конечно же, простому чтению пушкинских творений.


Оформление кабинета

  1. Портреты А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского и В.А.Тропинина

  2. Портрет Н.Н.Гончаровой

  3. На доске эпиграф:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

  1. Магнитная доска с изображённым на ней деревом с жёлто-зелёной листвой

( листочки на дереве из бумаги и приклеенные ).

  1. Различные предметы: кий, шахматы, лото.

  2. На полу цветными мелками разграничены три дорожки, поделённые на квадраты с цифрами.





Ход мероприятия

I. Слово учителя:

- Гениальное дарование сочеталось в Пушкине с огромным трудолюбием, он оставил нам в наследство целую библиотеку. Вы взрослеете, читаете Пушкина, он помогает вам стать умнее и лучше, потому что и сам поэт был одним из умных и честных писателей России. У каждого из нас свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

На уроках мы изучали биографию поэта, анализировали его произведения, читали дополнительную публицистическую литературу и просто читали его произведения.

Ибо; «...безнадёжна всякая попытка доказать Пушкина... Надо просто его читать, раскрыть почти на любой странице его книгу, отдаться ей слухом и духом, и тогда каждый сам почувствует ... величие нашего великого в самом течении, в звучащей радости его стихов...» ( Ю.Айхенвальд)

II. Знакомство с правилами игры. В игре принимают участие ведущий, научные эксперты ( жюри ), участники конкурса ( «умники» и «умницы» ) , зрители.

«Умники» и «умницы» в ходе игры, набрав наибольшее количество орденов, должны занять три «дорожки»: красную, жёлтую, зелёную. Разница в «дорожках» следующая:

  • на красной игрок не имеет права на ошибку ( ошибившись один раз, он выбывает из игры ), при этом он должен ответить только на 2 вопроса. Эта «дорожка» – самый быстрый путь к победе.

  • на жёлтой возможна одна ошибка, длина этой «дорожки» – 3 вопроса;

  • на зелёной «дорожке» можно ошибиться 2 раза, но это самый длинный путь к финишу. Он состоит из 4 вопросов.

Непосредственно перед игрой на «дорожках» проводится разминочный тур между участниками игры для определения между ними участников, набравших наибольшее количество орденов, и распределения 1, 2 и 3 мест.

Ученик, занявший 1-е место, выбирает себе любую из трёх «дорожек», занявший 2-е место выбирает из двух оставшихся, занявший 3-е место встаёт на оставшуюся «дорожку».

Игрокам по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить как можно точно и полно.

Жюри определяет правильность ответов и решает, имеет ли право участник игры перейти к следующему вопросу. Если ответа нет, вопрос предлагается зрителям, ответившему вручается «орден».

«Ордена» вручает ученица, не принимающая участия в игре. Её наряд напоминает наряд барышень XIX века ( по возможности ).





  1. Разминочный тур ( за 2 правильных ответа – «орден» )

  1. Девичья фамилия жены Пушкина? ( Гончарова )

  2. «Добрая подружка» его ссыльных лет? ( няня Арина Родионовна )

  3. О ком пишет поэт: «Друзья мои, прекрасен наш союз...»? ( мальчишеское дружество, сохранившееся на всю жизнь; 30 мальчиков 19 октября 1811 г. В Царском Селе стали учениками Лицея )

  4. Назовите лицеистов, их прозвища. ( И.И.Пущин – Жанно, В.К.Кюхельбекер – Кюхля, А.А.Дельвиг – Тося, А.Пушкин – Француз, Егоза, К.К.Данзас – Медведь, А.М.Горчаков ( Франт)

  5. Что преподавалось в Лицее? ( науки нравственные, политические и юридические, словесность, живопись, музыка, математика, танцы, гимнастика)

  6. Кем написаны известные прижизненные портреты Пушкина? ( В.А.Тропинин, О.А.Кипренский )

  7. О каком портрете А.С.Пушкин сказал:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит ?

  1. Какой из женщин Пушкин передал «Послание в Сибирь»? ( жене декабриста С.И. Муравьёва )

  2. Первая ссылка поэта. Куда и за что? ( на Кавказ в Молдавию, южная ссылка за вольнолюбивые стихи )

10) Как звали убийцу поэта? ( Дантес )

11) Назовите авторов самых известных памятников А.С.Пушкину? ( Апекушин и Оникушин )

12) Иллюстрация «Пушкин на берегу моря». К какому периоду жизни поэта относится? ( 1824г., вернулся из южной ссылки; стихотворение «К морю» как бы завершило романтический период в творчестве поэта )

13) Каким делом была занята матушка Петруши Гринёва, когда батюшка решил отправить сына на службу? ( из «Капитанской дочки», варила варенье)

14) Покажите игру, во время которой П.Гринёв проиграл 100 рублей Зурину. ( участник подходит к столу, на котором лежат предметы. Должен выбрать кий. Ответ: бильярд)

15) Соперник Сильвио во время дуэли «... стоял под пистолетом, выбирая из фуражки ...» что? ( рассказ «Выстрел» черешня )

16) Почему на дереве, нарисованном на магнитной доске, жёлтая и зелёная листва? ( Пушкин любил осень )

Жюри подсчитывает количество «орденов» у игроков. Игру продолжают участники, набравшие большее количество «орденов»


  1. Викторина «Листопад»

( участники по очереди подходят к «дереву» и срывают листочки. На листике вопрос )

  1. Кто наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? ( Лиза, «Барышня- крестьянка»)

  2. Кто делал воздушного змея из географической карты? ( Петруша Гринёв )

  3. Кто перед венчанием заблудился в поле? ( Владимир, «Метель» )

  4. Кто был похищен в день свадьбы? ( Людмила, «Руслан и Людмила» )

  5. Кто казался русским, а носил иностранное имя? ( Сильвио, «Выстрел» )

  6. К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь смолоду...»? ( «Капитанская дочка» )

  7. Назовите известные вам произведения, в которых имя главной героини Мария? ( «Дубровский», «Метель», «Капитанская дочка» и др. )

  8. Назовите произведения, в которых изображён Пётр I. ( «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Первого» )

  9. Какие кинофильмы сняты по произведениям А.С.Пушкина? ( «Руслан и Людмила», сказки, «Капитанская дочка», «Дубровский», «Барышня-крестьянка» и др. )

  10. Маша Миронова во время выстрела из пушки .... ? ( упала в обморок )

  11. Два современника, два Александра Сергеевича, оба знамениты, хотя один написал очень мало, другой – очень много. Кто это? ( Грибоедов и Пушкин)

  12. О ком поэт пишет: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» и на какое событие? ( о приезде И.Пущина к Пушкину в Михайловское )

  13. Каким было отчество Татьяны Лариной? ( Дмитриевна )


Жюри подводит итоги. Три участника с большим количеством «орденов» выходят в третий этап. Чтобы выбрать «дорожку», игрокам можно предложить задание: выразительно прочитать стихотворение Пушкина и проанализировать его. Это задание решит кто на какой «дорожке» будет продолжать борьбу за финал.


  1. Финальная игра


Вопросы «красной дорожки»


  1. «Уединённый домик на Васильевском» - повесть, записанная В.П.Титовым на основе устного рассказа А.С.Пушкина. А какие два произведения на сюжеты, подсказанные Пушкиным, написал великий Н.В.Гоголь?

( «Ревизор», «Мёртвые души» )


  1. Каким образом в Мадриде – столице Испании – в 1981 году появился первый за пределами бывшего Советского Союза памятник Пушкину, изготовленный скульптором Комовым? А где в Европе открыт памятник великому русскому поэту и тоже работы Комова?

Подсказка:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус,

и друг степей калмык...

( испанцы подарили Москве памятник М.Сервантесу, Москва отблагодарила Мадрид памятником Пушкину; в 1986 г. В финском городе Куопио открыт памятник Пушкину, подаренный городом-побратимом Псковом)


Вопросы «жёлтой дорожки»

  1. Какое название носил петербургский кружок, связанный с одним из обществом декабристов, который посещал Пушкин? И почему кружок носил такое название? ( «Зелёная лампа» - по цвету абажура )




  1. «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Когда, при каких обстоятельствах Пушкин получил это известие? ( Жуковский подарил свой портрет Пушкину после прочтения его поэмы «Руслан и Людмила»)




  1. Миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания. О чём вам говорят эти слова? ( сказка, рассказанная Пугачёвым Петруше Гринёву)



Вопросы « зелёной дорожки»


  1. Вы Пушкин, смертельно ранены, вам осталось жить чуть-чуть. Вы произносите: «Прощайте, друзья!» кому или чему вы адресуете эти слова?

( книгам )


  1. В каком произведении была попытка обработать летописную легенду? Какие ещё произведения на исторической основе можно назвать? ( «Песнь о вещем Олеге», «Капитанская дочка», «Полтава», «Борис Годунов» )




  1. С чем связано словосочетание «двенадцать телег» ? ( за два года Михайловской ссылки Пушкин прочёл массу книг, просил о присылке их своих друзей, брата, позже шутил, что прочёл «двенадцать телег»; столько их набралось, что когда стали вывозить, понадобилось 12 телег )




  1. В каких двух произведениях Пушкина встречается Черномор? Причём в одном – он «...коварный, злобный чародей», в другом – лицо тоже фантастическое, но вполне добродушное. ( в поэме «Руслан и Людмила» коварный, злобный чародей-карлик:

Волшебный страшный Чародей,

Красавиц давний похититель...

Другой из «Сказки о царе Салтане...» «старый дядька» 33 богатырей )


VI. Подведение итогов

Похожие:

Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, авторской программы «Искусство 8-9 классы»
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству,на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы»
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по физике и программы курса физики 7-9 классы авторов Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин....
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка статус документа
Программы по литературе для 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию (8 класс) пояснительная записка
«Обществознание, 6-9 классы. (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.)» (Сборник программ общеобразовательных учреждений...
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка
Информатика. 2-11 классы -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005 и в соответствии с программой...
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка. Возраст: 7-9 классы Курс рассчитан на 34 часа
Кружок компьютерной верстки и дизайна включают в себя изучение самых популярных приложений для создания и редактирования растровых...
Игра для старшеклассников ( 8 9 классы ) Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено на основе: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница