1. Интернет-зависимость как проблема современности




Скачать 165.71 Kb.
Название1. Интернет-зависимость как проблема современности
Дата09.05.2013
Размер165.71 Kb.
ТипРеферат
Содержание


Введение 2

1. Интернет-зависимость как проблема современности 4

2. Сущность и особенности интернет-зависимости с позиций психоанализа 7

3. Последствия интернет-зависимости, возможности ее профилактики и лечения 12

Заключение 14

Список литературы 16



Введение



Интернет-зависимость с позиций психоанализа - одна из наиболее интересных и актуальных для изучения проблем современной психологии.

Одним из самых значимых процессов в современном мире является переход к информационному обществу. Интернет является ключевой технологией информационной эпохи. Информатизация и компьютеризация современного общества приобретает все более глобальные масштабы. По данным проекта «Интернет в России / Россия в Интернете», проводимого фондом «Общественное мнение», каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия. Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий является сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Неуклонно растущая компьютеризация об­щества все более актуализирует проблему патологического использования Интернета.

Психоанализ Зигмунда Фрейда и его сторонников стал тем историческим событием, которое кардинальным образом изменило представления людей о самих себе. Появление глубинной психологии, открыто заявившей о господстве влечений, в начале прошлого столетия было встречено бурным негодованием со стороны консервативно настроенной общественности. Период активного сопротивления психоаналитическому знанию, к счастью, длился недолго и довольно скоро сменился этапом возрастающего интереса к нему. К настоящему времени психоаналитические идеи стали неотъемлемой частью человеческой культуры и нашли применение практически во всех сферах социальной жизни.

Цель данной работы – рассмотрение интернет-зависимости с позиций психоанализа.

Данная проблема все больше и больше интересует современных авторов, по этому направлению работают Александров А. А., Выгонский С.И., Змановская Е. В., Егоров А.Ю., Игумнов С.А., Лейбин В. М. , Майерс Д., В.Д.Менделевич и др.

Работа состоит из трех параграфов, заключения, списка литературы.


1. Интернет-зависимость как проблема современности



Интернет-зависимость – это разновидность технологической зависимости.

Надо сказать, что аддиктивное поведение - аутодеструктивное поведение, выражающееся в стремлении личности уйти от реальности за счет употребления определенных веществ или постоянного сосредоточения внимания на определенных видах деятельности с целью искусственного изменения своего психического состояния. Термины «аддиктивное поведение» и «зависимое поведение» используются как синонимы.

Суть зависимого поведения заключается в стремлении человека путем искусственного изменения собственного психического состояния уйти от существующей реальности с формированием устойчивой связи между желаемым состоянием и действием, приведшим к нему.

В развитии зависимого поведения можно условно выделить несколько этапов: на первом этапе происходит формирование социальных и генотипических предпосылок к развитию зависимого поведения; на втором - формируется аддиктивная установка, представляющая совокупность поведенческих, когнитивных и эмоциональных характеристик, способных вызвать зависимое отношение к жизни. Благодаря формированию аддиктивной установки объект зависимости становится жизненной целью личности, а его использование – образом жизни. В рамках третьего этапа происходит уход от реальности и замещение ее новой.

В качестве основных особенностей зависимого поведения выделены: цикличность, скачкообразное нарастание, желание получения удовольствия с последующим расслаблением, развитие потребности в объекте зависимости и учащение аддиктивной активности личности с последующей ее центрацией на самом зависимом поведении с потерей собственного внутреннего мира и социальных связей.

В своем развитии зависимое поведение проходит ряд стадий: возникновение эмоционального подъема, установление индивидуального ритма взаимодействия с агентом зависимости, стереотипизация зависимого поведения и доминирование зависимости над другими видами поведения с развитием патологической деформации личности.

В основе формирования зависимого поведения лежит чередование эмоционального напряжения и положительных эмоциональных ощущений, возникающих в результате применения агента зависимости с фиксацией позитивной связи с данным агентом как со способом преодоления трудностей. В результате данной фиксации формируется сверхценное эмоциональное отношение к объекту зависимости, что приводит к превращению его в цель зависимого поведения. Объектом нехимических зависимостей выступает не химический агент, а определенный стереотип поведения.

После приобретения способности к манипуляциям с Интернетом в жизни людей автоматически возникает дополнительная реальность, которая называется «виртуальной».

Виртуальная реальность создает иллюзию удовлетворения большинства потребностей, предлагая легко доступные, очевидные преимущества перед реальностью за счет возможности создания нового образа «Я», проигрывания различных социальных ролей, возможности анонимных социальных контактов и свободного доступа к большому количеству информации 5 1.

Благодаря неограниченному объему информации, расширению возможностей для коммуникации, сверхличностной природе межличностных отношений, возможности конструирования новой реальности и создания желаемого образа «Я» происходит превращение сети Интернет в объект зависимости. При формировании зависимости происходит перенос жизненных целей личности в виртуальную реальность.

Интернет-зависимость - нехимическая зависимость, компенсирующая недостатки поведения в реальной жизни за счет смещения личностных целей в виртуальную реальность.

В современной литературе не существует единых критериев интернет-зависимости. В качестве основных критериев интернет-зависимости выделены: наличие проблем контроля времени, проводимого в Интернете; лабильность настроения при его использовании; включение в различные виды деятельности в сети Интернет и пренебрежение деятельностью вне сети; психофизиологические симптомы.


2. Сущность и особенности интернет-зависимости с позиций психоанализа



Массовое распространение информационных технологий и компьютерной техники повлекло за собой повальное увлечение Интернетом (сетью "всемирной паутиной") 2 1

Получив желанную возможность связываться практически с любой точкой земного шара за считанные секунды, люди вместе с тем приобрели проблемы, уже вызывающие серьезные опасения.

Одной из наиболее актуальных и потенциально весьма опасных проблем пользователей Интернета является проблема сетевой зависимости, т.е. специфической психической (психологической) зависимости, которую приобретают некоторые пользователи глобальной компьютерной сети, бесцельно просиживая часами перед экраном без всякой надобности и отчуждаясь от действительности. Ныне количество добровольных невольников и пленников "всемирной паутины" стремительно возрастает, и проблема психической (психологической) зависимости все более отчетливо принимает групповые и социальные измерения. У значительной части пользователей сети наступают изменения в мотивациях, ценностях, установках, поведении, образе жизни и трудовой деятельности, влекущие за собой негативные трансформации в их взаимодействии с другими людьми и окружающей реальностью.

В современной психологии, опирающейся на психоаналитические традиции, принято выделять следующие психологические и физические симптомы сетевой зависимости. К психологическим симптомам относят чувство эйфории во время общения с компьютером, неспособность отвлечься от работы с машиной, значительное увеличение количества времени, проведенного перед компьютером; чувство внутренней опустошенности, депрессию и раздражительность при длительной изоляции от компьютера и сети. К физическим симптомам относят покраснение глаз, мигрени, боли в спине, нарушение режима питания, игнорирование правил личной гигиены, беспокойный сон и др. На основании четко выраженной симптоматики психологи и психотерапевты различных направлений и школ зачастую сближают или отождествляют сетевую зависимость с зависимостью игровой (например, с пристрастием к азартным играм и т.д.). Не отрицая ни правомерности ни полезности подобных сравнений при определенных случаях, вместе с тем следует подчеркнуть, что в действительности сетевая зависимость более сложна и опасна.

По мнению Фрейда, инстинктивные потребности организмов являются принци­пиально антиобщественными. Однако, поскольку то, в чем нуждается и к чему стре­мится человек, находится, главным образом, во внешнем, социальном мире, он дол­жен адаптироваться к обществу (интернет – одно из средств адаптации). Но цена такой адаптации зачастую — тревога или невроз. Психоаналитическая теория исходит из того, что неудачи адаптации в ран­нем детстве сказываются в течение длительного времени. Поэтому подход психо­аналитика сосредоточен на истории развития человека в раннем детстве (в период от рождения до пятилетнего возраста): предполагается, что там можно найти раз­гадку внутренней природы личности, ее особенностей и патологий, включая интернет-зависимость. «На ниве монотеистической концепции Зигмунда Фрейда выросла сложная научная система, включающая разнообразные теоретические взгляды и практические подходы. Современный психоанализ представляет собой совокупность подходов, объединенных общим предметом исследования, в роли которого выступают частично или полностью неосознаваемые аспекты психической жизни людей» 3 1.

Интересно, как пользователи Сети воспринимают самих себя, и у каких авторов психоанализа можно найти этому объяснение. У примерно восьмидесяти процентов пользователей самооценка изменена (Юнг, Хорни). Около сорока процентов «населения» «Интернета» имеют нереалистичную самооценку (Эрикссон, Скиннер). У пятой части пользователей она занижена (Адлер, Бандура). Примерно для такого же числа пользователей характерно чрезмерное подчеркивание собственной независимости (Роттер, Фромм). Еще одна интересная деталь - для пользователей Интернета характерно искаженное восприятие собственного физического тела.

Кроме того, выяснилось, что у этих людей существует масса эмоциональных проблем - неустойчивость, депрессии и чувство одиночества, которое переживается очень остро. Интернет притянул их как средство избавления от проблем. С позиций психоанализа, у людей, ставших «интернетчиками» специфические качества были с самого начала, но они оказались усилены Интернетом. Пользуясь Интернетом, такие люди попадают в среду себе подобных. Поэтому Сеть кажется им более адекватной, чем реальный мир.

Абсолютно четко видно, что получается новый мир. Отличный от реальности, и эта «отличность» нарастает с каждым годом. Идеологи Интернета говорят о том, что в ближайшие десять лет Сеть станет массовой. Поэтому вполне вероятно, что люди, по сегодняшним меркам имеющие серьезные психические проблемы, через десять-пятнадцать лет станут преобладающим типом. Не исключено, психология будет считать эти проблемы нормой.

Анонимность это первое что дает Интернет-общение. Анонимность освобождает скрытые комплексы, в первую очередь связанные с агрессией и сексуальностью. Психоаналитики описывают даже возможность смены пола. Если в глубине души человек обладает, например, гомосексуальностью, то Интернет подталкивает к реализации скрытого.

Наряду с «интернетоманией» существует и «интернетофобия», когда люди опасаются пользоваться Интернетом. Существует старая психоаналитическая истина: когда человек боится, то он в первую очередь боится самого себя, боится потерять контроль над собой 5 1. «Интернетофобия» объясняется именно этим. Если «интернетофоб» становиться пользователем, он вполне может попасть в зависимость, например, от порно-сайтов.

В настоящее время в науке психоаналитического направления принято выделять пять основных типов сетевой зависимости:

1) Киберсексуальную зависимость, формирующуюся в результате постоянного или весьма частого просмотра порнографических сайтов, содержащих порнографию, эротическое видео, картинки, литературу и виртуальные чаты. В результате исследований и опросов установлено, что обращение к этим сайтам составляет до 90% от посещаемости всех сайтов сети Интернет. При анонимных опросах почти большинство пользователей сети не скрывают, что Интернет для них - это удобный или даже единственный способ получения "подлинного" сексуального удовольствия и разрядки. Реальная и потенциальная опасность такой формы сексуального удовлетворения уже изучается психоаналитиками, полагающими, что именно данный тип зависимости является доминирующим. Этот вывод подтверждается тем, что посещение порносайтов составляет до 90% от обшей посещаемости всех сайтов сети Интернет и приблизительно соответствует количеству мужчин, пользующихся Интернетом для получения сексуального удовольствия и установления новых знакомств.

2) Виртуальное общение. Проводя в сети многие часы, люди часто заводят новые знакомства посредством виртуального общения, которое, развивая и поддерживая людей и их связи, зачастую отчуждает их от реального общения и деформирует его структуру и направленность. Особую разновидность виртуального общения представляет собой так называемое фатическое общение, направленное на формирование виртуальных групп, общение в которых почти лишено смысла, поскольку реплики общающихся полностью выпадают из контекста. Люди, приобретая круг виртуальных знакомых и друзей, начинают по-другому воспринимать реальных людей и часто становятся замкнутыми и необщительными в реальной жизни.

3) Агрессию и насилие в сети, проявляющиеся в виртуальном мире, где многие люди дают волю самим жестоким и кровожадным импульсам и поступкам. В Интернете существует огромное количество игр, в которых участвуют сотни человек и смысл которых сводится к одной цели - убить как можно больше своих противников. Тихие и малозаметные в обычной жизни люди с отсутствием каких-либо признаков агрессии, оставаясь один на один с виртуальным противником, становятся злобными и безжалостными терминаторами. Некоторые пользователи Интернета используют эти сайты и игры для снятия стресса, депрессии или общей усталости. Но вместе с тем у них, как правило, остается и некоторая настороженность, что особенно характерно для людей, которые часто участвуют в виртуальных битвах.

4) Бесцельный поиск в сети, когда люди, просто не отрываясь, листают и просматривают страницы тех сайтов, которые не представляют для них никакой информационной ценности.

5) Бесцельный поиск в базе данных, который состоит в просмотре ненужной рекламы, каталогов товаров, которые не планируется приобретать, бесцельном посещении виртуальных магазинов и т.д.

Несмотря на неизбежную относительность данной типологии, она тем не менее свидетельствует о значительных теоретических, методологических и практических возможностях исследования терапии и коррекции проблемы сетевой зависимости. Это явление, конечно же, может фиксироваться, описываться и исследоваться с различных теоретических, методологических и психотерапевтических позиций. Но в данном случае, пожалуй, наиболее перспективным может оказаться психоаналитический подход, располагающий концепциями бегства от реальности и бегства в болезнь, вытеснения, сопротивления, защиты, регрессии, трансфера, агрессии и другими, позволяющими интерпретировать виртуальное удовлетворение вытесненных влечений как следствие нарушения баланса потребностей в независимости-зависимости.


3. Последствия интернет-зависимости, возможности ее профилактики и лечения



Любая зависимость каким-либо образом вредит человеку. В отличие от алкогольной или наркозависмости, зависимость от сети не влияет на физическое здоровье, не разрушает клетки головного мозга, то есть не вредит организму так, как это делают другие зависимости. Тем не менее, неограниченное пользование интернетом снижает работоспособность человека, существенно влияет на налаживание связей с реальными людьми, на возможность самореализации. Опасность пользования интернета в том, что погружаясь в виртуальный мир, человек получает иллюзию нормальных отношений с социумом, ощущение поддержки со стороны общества. Вопреки этим ощущениям некоторые зависимые от интернета понимают, что не получают реальной поддержки в виртуальном мире и как бы там не было, это не может полностью удовлетворить потребность человека в общении.

Распространенным способом облегчения синдрома отказа от зависимости является замена одной зависимости на другую, которая будет нести меньший вред человеку. Таким более легким наркотиком для зависимых от алкоголя и наркотиков является интернет-зависимость. Известны случаи, когда алкоголики и наркоманы избавлялись от своей зависимости благодаря Интернету, то есть благодаря замене своей зависимости от наркотических веществ на зависимость от интернета. Этот принцип действительно действует и распространен в методах психотерапевтического лечения зависимости с опорой на психоанализ. Зависимость от сети является наиболее безопасной даже по сравнению с зависимостью от различных религиозных сект и общин, так как подобные секты манипулируют людьми, выкачивая из них деньги.

Классический и современный психоанализ обладает значительным арсеналом средств, позволяющих эффективно противостоять сетевой зависимости как одному из, возможно, самых распространенных заболеваний третьего тысячелетия.

Приоритетным направлением в решении проблем зависимого поведения является профилактика. Оптимальным местом осуществления профилактической работы являются образовательные учреждения.

«В отношении психотерапевтической практики выделяют три относительно самостоятельных направления: 1) классическую технику психоанализа (психоанализ); 2) психоаналитическую терапию; 3) психодинамические подходы» 3 1.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил выделить основные подходы к профилактике зависимого поведения, в центре которых может находиться психоаналитическое направление:

1. Информационный подход, обеспечивающий предоставление информации о зависимом поведении и его негативных последствиях.

2. Социальный подход, объясняющий зависимое поведение влиянием социальной среды на человека.

3. Компетентностный подход, подразумевающий помощь в достижении личных целей, повышение устойчивости к влияниям социума и индивидуальной компетентности путем обучения социальным и личностным умениям.

4. Личностно-ориентированный подход, согласно которому для профилактики зависимого поведения необходимо развитие эмоциональной, коммуникативной и мотивационной сфер личности.

5. Духовно-ориентированный подход, при котором зависимое поведение понимается как выражение кризиса духовности в обществе. Цель профилактики зависимого поведения состоит в формировании нравственного поведения и определенной системы ценностей.

6. Досуговый подход рассматривает профилактику зависимого поведения через развитие альтернативной деятельности.

7. Подход формирования здорового образа жизни базируется на создании здоровой личности, имеющей здоровый стиль жизни


Заключение



Целью данной работы было рассмотрение интернет-зависимости с позиций психоанализа.

На основании проделанной работы можно сделать некоторые выводы.

Интернет-зависимость не является самой опасной зависимостью из всех существующих, в некоторых случаях она даже может помочь избавиться от более опасных зависимостей. Тем не менее, зависимость от сети может нанести большой вред нормальному функционированию человека, его общению в реальном мире.

С позиций настоящей работы важно следующее. Определяя, что есть психоанализ, З. Фрейд указывал, что под ним одновременно скрываются: 1) способ исследования психических процессов, недоступных обычному пониманию; 2) метод лечения неврозов; 3) ряд возникших в результате этого психологических теорий. Идея создания общей психологической концепции (метапсихологии), раскрывающей основные закономерности психической жизни человека в норме и патологии, никогда не покидала Фрейда. В результате реализации данного замысла были разработаны основные положения классического психоанализа, составляющие теоретико-методологическую основу для всех последующих психоаналитических школ, позиция которых позволяет интерпретировать сетевую зависимость в контексте переживаний Эдипова конфликта и показать, каким образом при относительно устойчивой зависимости она может трансформироваться в невротическую зависимость как свойство психики и поведения.

Но интернет-зависимость трактуется не только психоаналитиками.

За рубежом проблема интернет-зависимости изучается более 20 лет. Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных интернет-зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных психологических направлений и школ. Американским психологом К. Янг были выделены основные предпосылки и стадии развития данного вида зависимости; установлено, что у четверти пользователей интернет-зависимость формируется уже после полугода его использования. В ее центре была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. И. Голдбергом, К. Янг, были предложены диагностические критерии интернет-зависимости. Доктор М. Орзак выделила физические и психологические симптомы, характерные для данной зависимости. М. Гриффитсом была рассмотрена возможность формирования интернет-зависимости на базе других форм зависимого поведения. Р. Дэвисом была пред­ложена когнитивно-поведенческая модель патологического использования Интернета.

В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А. Е. Войскунским были разработаны критерии данной зависимости. В. Д. Менделевич выделил типы интернет–зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета. А.Е. Жичкиной, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, И. В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей.

Одновременно с этим, в силу ряда исторических и психологических причин, позиции психоанализа остаются окутанным шлейфом неопределенности. Обывательские представления о психоанализе интернет-зависимых личностей по большей части сведены к упрощенным и весьма далеким от истины штампам, вызывающим противоречивое, а в ряде случаев и необоснованно негативное отношение людей.


Список литературы





  1. Александров А. А. Интегративная психотерапия. - С-Пб.: Питер, 2009. - 352 с

  2. Выгонский С.И. Обратная сторона интернета: психология работы с компьютером и сетью. - Ростов н / Д : Феникс, 2010. - 317 с

  3. Змановская Е. В. Современный психоанализ. - С-Пб.: Питер, 2011. - 288 с

  4. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. - С-Пб.: Речь, 2005. - 436 с

  5. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. - М.: Мнемозина, 2010. - 137 с

  6. Лейбин В. М. Психоанализ. - С-Пб.: Питер, 2008. - 592 с

  7. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб.: Питер, 2005. –794 с.

  8. Морозов А.В. Деловая психология. – М.: Академический проект, 2005. – 1040 с.

  9. Руководство по аддиктологии. Под ред.проф.В.Д.Менделевича. - С-Пб.: Речь, 2007. - 768 с

  10. Фрейд З. Введение в психоанализ. - С-Пб.: Питер, 2008. - 384 с




1 Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. - М.: Мнемозина, 2010. – С. 4

1 Выгонский С.И. Обратная сторона интернета: психология работы с компьютером и сетью. - Ростов н / Д : Феникс, 2010. – С. 7

1 Змановская Е. В. Современный психоанализ. - С-Пб.: Питер, 2011. – С. 7

1 Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. - М.: Мнемозина, 2010. – С. 4

1 Змановская Е. В. Современный психоанализ. - С-Пб.: Питер, 2011. – С. 8




Похожие:

1. Интернет-зависимость как проблема современности icon«международный терроризм как глобальная проблема современности»
Учебно методическое пособие по дисциплине «Международный терроризм как глобальная проблема современности» разработан в соответствии...
1. Интернет-зависимость как проблема современности icon«Курить -здоровью вредить»
Лекция «Компьютерная зависимость: интернет зависимость, игромания». Центр «Дети улиц»
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconФормирование толерантной личности как актуальная проблема современности
В этой связи сформированное чувство  толерантности оценивается как фактор социального развития. Исследования в этой сфере все чаще...
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconI актуальность и обоснование программы
Проблема взаимоотношений семьи и школы давно рассматривается как в историческом аспекте, так и с позиций современности, привлекая...
1. Интернет-зависимость как проблема современности icon«Средняя общеобразовательная школа №76» города Ульяновска «Интернет-зависимость миф или реальность?»
Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое...
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconЭкологическое воспитание
I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности (философский аспект)
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconК2 комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2 балла Комментарий
Проблема – сложный вопрос, требующий разрешения проблема нравственного выбора – проблема ответственности человека за свои поступки,...
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconФилатова А. В. (Мгу им. М. В. Ломоносова) Сервисы Веб : социальные и дидактические характеристики
Интернету как к средству социальной коммуникации (Интернет включает себя функции газеты, телевидения, радио, телефона), нежели как...
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconИсследования
Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю...
1. Интернет-зависимость как проблема современности iconИнтернет-зависимость
Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница