А. А. Титова студентка Уральского института экономики




Скачать 12,66 Kb.
НазваниеА. А. Титова студентка Уральского института экономики
Дата04.02.2016
Размер12,66 Kb.
ТипДокументы


А.А. Титова

студентка Уральского института экономики


СОВРЕМЕННАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ


Разработка проблем научного управления предприятиями, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Анри Файоль (1841-1925) по образованию горный инженер. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ­ляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода А. Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

А. Файоль был менеджером не только по социальному положению, а и по интересам, и личным качествам. Подобно Г. Эмерсону, А. Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Его, как и Г. Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом. Находясь в отставке, А. Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). А. Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основой научного социально-экономического наследия А. Файоля является его труд «Общее и промышленное управление», написанный в 1916 г. и переизданный в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. В основе концепции А. Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Он впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.

А. Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. А. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Он понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции А. Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению А. Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать» [3]. Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально. Для разработки программы действий необходимо знание: ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.); ведущих направлений развития предприятия; возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее. Составление необходимой программы, по мнению А. Файоля, требует от руководящего персонала: искусства управлять людьми; известного нравственного мужества; большой активности; достаточной устойчивости; известной компетенции в производственной области; наличия достаточного опыта в делах. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

2. Организация. Под организацией работы предприятия А. Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности: установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами; наблюдение за выполнением программы; осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем; правильный подбор персонала административного аппарата; точное определение функций; согласование усилий для выполнения намеченной работы; ясное, отчетливое и точное формулирование решений; поощрение ответственности и инициативы; справедливое вознаграждение за труд; предупреждение ошибок и недоразумений; обязательное соблюдение дисциплины; подчинение личных интересов интересам предприятия; единство распорядительства; всеобщий контроль. Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени. Что особенно актуально в современных российских условиях – это борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

3. Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства. Распорядительство - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом. В соответствии с выводами А. Файоля, которые актуальны и в настоящее время, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил: знать в совершенстве подчиненных ему работников; увольнять неспособных работников; хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих; подавать положительный пример; производить периодическое инспектирование социального организма предприятия; проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий; стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность; не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

4. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.

5. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие (единство распорядительства). 5. Единство направления (дирекции). 6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. 7. Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь (иерархия). 10. Порядок. «Место – для всего, все на своем месте». 11. Справедливость. 12. Стабильность рабочего места для персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. А Файоль, что актуально для современной России в настоящее время, указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, он считал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Таким образом, главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс. Предложенная им классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. А. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства и отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Уникальный характер научного наследия Анри Файоль, его работ трудно переоценить. А. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Список литературы.

1. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Дело, 1996 г.

2. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – С-Пб: Питер, 2001.

3. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –222с.

4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 352с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. –3-е изд. – Гардарики, 2001. – 528с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 704 с.


Авторская справка:

Алена Алексеевна Титова

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Студентка 3 курса Уральского института экономики

Кафедра «Менеджмента»

Научный руководитель: к.п.н., доцент Костоусов Николай Степанович



Похожие:

А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconРоссийская академия наук Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт экономики уральского отделения Российской академии наук
Публикации сотрудников Института экономики Уральского отделения ран. 2012 г.: Библиогр указ. / сост. Г. В. Новопашина; отв ред д-р...
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconФормирование и развитие адаптивной модели российской корпорации
Пермского филиала Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconСроки в законодательстве об административных правонарушениях
Работа выполнена на кафедре административного и финансового права Уральского института экономики, управления и права
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconПрограмма конференции
Конференция проводится при финансовой поддержке Фонда Макартуров (проект «Политические сообщества в научной и политико-гражданской...
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconГосударственный университет – Высшая школа экономики протокол
В. А. Сивицкий, С. Н. Смирнов, А. В. Соколов, А. Н. Стерлигова, Н. Л. Титова, М. Ю. Урнов, И. П. Фаминский, А. Ф. Филиппов, С. Р....
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconДиссертации
Правового регулирования экономики Института экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconР. М. Валеев, И. В. Кульганек Казань Санкт-Петербург Издательство «Таглимат» иэуп 2005-2006
Печатается по решению ученых советов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения ран, Института востоковедения Казанского...
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconРесурсный потенциал и ограничения развития экономики региона (на материалах Краснодарского края)
...
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconКонцепция развития уральского отделения российской академии наук
Целевой вектор: повышение и закрепление высокого социального статуса научного работника Уральского отделения ран
А. А. Титова студентка Уральского института экономики iconДиффузия европейских инноваций в россии (XVIII начало XX вв.)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница