Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает




Скачать 22,34 Kb.
НазваниеДисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер22,34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


И.В. Одарюк


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ


«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ»


Ростов-на-Дону

2010


Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, содержание самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень контрольных вопросов по дисциплине, контрольные задания для студентов заочного отделения, перечень тем рефератов.


Составитель: Одарюк И.В., к.филол.н., доцент


Рецензенты: Пищик В.И., д.псх.н., доцент, зав. каф. «Психология»,

ИУБиП

Лысакова Л.А., к.п.н., доцент, зав. каф. иностранных языков РГЭУ «РИНХ»


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

  1. Учебно-тематический план дисциплины 5

  2. Учебная программа дисциплины 6

    1. Содержание программы 6

    2. Информационно-методическое обеспечение курса 21

  3. Планы проведения семинарских занятий 23

  4. Самостоятельная работа студентов 27

    1. Пояснительная записка 27

    2. Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную

подготовку 27

  1. Рефераты по курсу «Педагогическая психология» 29

    1. Пояснительная записка 29

    2. Темы рефератов 29

  2. Контрольные работы 31

    1. Пояснительная записка 31

    2. Варианты контрольных работ для студентов

заочной формы обучения 31

  1. Контрольные вопросы по курсу

«Педагогическая психология» 33

  1. Словарь ключевых терминов и понятий 35



ВВЕДЕНИЕ


В современной подготовке специалистов психологов все более значимое место занимают смежные науки, в частности, педагогическая психология. Педагогическая психология, являясь пограничной дисциплиной между психологией и педагогикой, позволяет решить многие проблемы, связанные с деятельностью психологов в образовательных учреждениях. Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению специалиста и созданию возможностей для работы в детском саду, школе, ПТУ, вузе и других образовательных учреждениях.

Учебная дисциплина преследует цель систематически изложить основные проблемы педагогической психологии как специфической отрасли психологического знания, находящегося на стыке двух наук – психологии и педагогики.

Основные задачи курса:

  1. Познакомить студентов с современными отечественными и зарубежными теориями в области педагогической психологии.

2. Раскрыть специфику учебной деятельности субъектов учения.

3. Описать оптимальные условия осуществления педагогической деятельности.

4. Раскрыть проблемы осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса.

5. Дать сравнительный анализ традиционной и инновационной стратегии организации образования.

Курс для студентов специальности 030301.65 «Психология» рассчитан на 136 часов. Для очной формы обучения: 44 аудиторных часа (20 – лекции; 24 – практические занятия, 92 – самостоятельная работа). Для заочной формы обучения: 18 аудиторных часов (8 – лекции, 10 – практические занятия, 118 – самостоятельная работа). Для заочно-сокращенной формы обучения: 10 аудиторных часов (8 – лекции, 2 – практические занятия, 126 – самостоятельная работа).

Занятия завершаются сдачей экзамена.

В межсессионный период выполняется контрольная работа.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»




Наименование тем

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

  1. История становления и специфика педагогической психологии.

  2. Педагогическая психология как наука.

  3. Единство и взаимосвязь обучения и развития в образовательном процессе.

  4. Характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности.

  5. Обучающийся субъект учебной деятельности.

6-7.Особенности обучения младшего школьника.

8-9.Учебная деятельность подростка.

10-11.Психологические особенности обучения старшего школьника.

12-13.Психология учения студентов.

14.Общая характеристика педагогической деятельности.

15.Стиль педагогической деятельности.

16.Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

17.Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

18.Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования.




2/1/1


2/1/1


2/2/2


2/-/-

2/2/2

-/-/-

-/-/-


-/-/-

-/-/-


2/-/-

2/-/-


2/-/-


2/2/2


2/-/-

-


2/2/1


2/2/-


2/2/-

-

2/-/-

2/2/-


2/-/-

2/-/-


2/-/-

-


-


2/2/1


-


9/9/7

8/9/7


8/10/7


8/10/7

6/8/7

6/8/7

6/8/7


6/8/7

6/8/7


6/8/7

6/8/7


6/8/7


6/8/7


6/8/7


Итого:

136

20/8/8

24/10/2

92/118/126


Примечание:

– 1-я цифра – очная форма обучения;

– 2-я цифра – заочная форма обучения;

– 3-я цифра – заочно-сокращенная форма обучения.

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


2.1 Содержание программы


Тема 1. История становления и специфика

педагогической психологии


Место педагогической психологии среди других человековедческих наук. Педагогическая психология как отрасль общепсихологического знания, выделенная по основанию «конкретная деятельность». Связь педагогической психологии с другими науками.

Исторические предпосылки формирования педагогической психологии как науки. Изучение особенностей памяти и научения в ассоциативной психологии. Эмпирические данные экспериментов Г. Эббингауза по исследованию процесса забывания. Теория проб и ошибок Э. Торндайка. Разработка целостной концепции научения в бихевиоризме Д. Уотсона. Изучение З. Фрейдом категории бессознательного и стадиальности развития «Я». Теория поля К. Левина. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Акцент на знании и информированности в когнитивной психологии Г. Найссера, Д. Брунера. Гуманистический подход к обучению в теории А. Маслоу. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Отечественные теории трактовки учения.

Этапы становления педагогической психологии как науки. Первый этап (сер. 17 – конец 19 вв.) – общедидактический, который характеризуется доминированием механистических представлений и умозрительным характером теоретических представлений.

Второй этап (конец 19 – сер. 20 вв.) характеризуется появлением педологии, объективных методов измерения, распространением школьных лабораторий и экспериментально-педагогических систем и программ.

Третий этап (50-е гг. 20 в. – наст. время). Характеризуется созданием собственно психологических теорий обучения в работах Б. Скиннера, Д. Дьюи, П. Дункера, П. Гальперина, Н. Талызиной, Д. Эльконина, В. Давыдова и других.


Тема 2. Педагогическая психология как наука


Объект и предмет педагогической психологии. Отличие предмета педагогической психологии от предмета возрастной психологии. Связь педагогики и психологии. Расширение предмета педагогической психологии на современном этапе.

Характеристика задач педагогической психологии.

Структура педагогической психологии, включающая:

  • психологию образовательной деятельности, как единство учебной и педагогической деятельности;

  • психологию учебной деятельности и ее субъекта;

  • психологию педагогической деятельности;

  • психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Характеристика методов исследования в педагогической психологии: наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Методологические принципы педагогической психологии:

1 принцип – понимание психики как деятельности,

2 принцип – социальной природы законов психического развития человека,

3 принцип – единства внешней материальной деятельности и внутренней психической.

Тема 3. Единство и взаимосвязь обучения и развития в

образовательном процессе


Общая характеристика процессов обучения и развития. Научение как наиболее общее понятие. Различия в трактовке сути учения в работах Я. Коменского, И. Гербарта, А. Дистервега, Д. Дъюи, В. Лая, К. Ушинского, П. Каптерева, Л. Выготского, С. Рубинштейна, П. Гальперина.

Понятие «учебная деятельность».

Связь обучения и развития как одна из центральных проблем педагогической психологии. Разные точки зрения на решение вопроса об их соотношении.

Теория Л.С. Выготского об обучении, опирающемся на актуальное развитие и стимулирующее его. Движущие силы психического развития.

Понятие психического развития в теориях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Кризисы развития по Выготскому. Понятие и характеристика социальной ситуации развития. Основные линии психического развития.

Развитие интеллекта в контексте теории развития высших психических функций Выготского. Характеристика уровней умственного развития по Выготскому: уровень актуального развития и зона ближайшего развития. Критерии интеллектуального развития.

Развитие личности как процесс социализации индивида. Развитие личности как субъекта деятельности. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Развивающее обучение по системе В. Давыдова.


Тема 4. Характеристика педагога как

субъекта педагогической деятельности


Возникновение профессии педагога как одной из древнейших в истории общества. Характеристика педагогической профессии как относящейся к типу «Человек – человек» по Е.А. Климову и требования к ней. Противопоказания к выбору профессии педагога. Субъектные свойства педагога в теории П.Ф. Каптерева. Структура субъектных факторов компетентности педагога Н.В. Кузьминой и А.К. Марковой. Пять профессионально значимых качеств в модели личности учителя Л.М. Митиной. Понятие синдрома эмоционального сгорания и сопротивление ему как субъектное свойство педагога.

Основные группы субъектных свойств педагога:

– психофизиологические предпосылки деятельности педагога: основные свойства темперамента, эмоциональная устойчивость или невротизм, аналитический или синтетический тип восприятия, когнитивный стиль;

– способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Педагогические способности по Н.Д. Левитову. Четыре группы способностей по Ф.Н. Гоноболину. Дидактические способности по В.А. Крутецкому: дидактические, перцептивные, академические, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, способности к распределению внимания;

– личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Личностная направленность педагога. Профессиональное самосознание педагога. Три плана соответствия человека деятельности педагога: пригодность, готовность, включаемость;

– профессионально-педагогические и предметные знания и умения как профессиональная компетентность в узком смысле. Необходимые качества учителя дошкольной и младшей школьной ступени образования.


Тема 5. Обучающийся субъект учебной деятельности


Обучающийся как представитель возрастного периода. Индивидуальные личностные и деятельностные особенности обучающегося: задатки, способности, когнитивный стиль, особенности выполнения деятельности. Типичные черты обучающегося как представителя определенной возрастной ступени в жизни человека.

Три группы подходов к решению проблемы периодизации возрастного развития. Биогенетический подход, основанный на этапах филогенетического развития и на ступенях воспитания и образования. Вторая группа подходов, берущая за основу периодизации изменение одного признака. Третья группа подходов, направленная на выявление существенного в развитии.

Подход Л.С. Выготского к периодизации развития. Выделение критериев разграничения периодов: появление новообразований, динамика перехода от одного периода к другому, наличие кризисов личностного развития.

Кризисы развития по Д.Б. Эльконину. Четыре периода развития интеллекта по Ж. Пиаже. Периодизация психического развития субъекта обучения Б.Г. Ананьева.

Понятие обучаемости как характеристика субъектов учебной деятельности. Понятие обучаемости в трактовке Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготского, З.И. Калмыковой. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость. Основные показатели обучаемости: темп продвижения в освоении знаний, легкость этого освоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала. Показатели обучаемости. Методы диагностики обучаемости. Проявление обучаемости в стиле учебной деятельности. Характеристика позитивного и негативного стилей учебной деятельности.

Выделение типов субъектов учебной деятельности: младший школьник, подросток, старший школьник, студент.


Темы 6 – 7. Особенности обучения младшего школьника


Психофизиологические особенности младшего школьного возраста. Неравномерность анатомо-физиологического созревания детей, их высокая утомляемость. Изменение социальной ситуации развития.

Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий. Роль игровой деятельности в жизни младшего школьника. Понятие готовности к школьному обучению и его разработка в трудах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой. Показатели готовности школьника по Н.И. Гуткиной. Методы диагностики готовности детей к школе: тест Керна-Йирасека, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина и другие.

Понятие «избыточной» педагогической готовности и трудностей обучения «сильных» учеников. Проблема отсутствия соответствия уровней функциональной и психологической готовности. Падение успеваемости к концу младшего школьного возраста, снижение познавательной активности детей.

Причины и виды неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Признаки умственной отсталости и задержки психического развития. Диагностика этих состояний. Локальные нарушения центральной нервной системы как причина неуспеваемости. Дети с педагогической запущенностью. Интеллектуально пассивные дети. Дети с плохим здоровьем. Выделение групп чрезмерно подвижных детей и инертных, вялых. Индивидуальный подход к ним.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Формирование произвольности процессов памяти, внимания, мышления, организации деятельности. Неравномерность в развитии произвольного внимания у сильных и слабых учеников. Доминирующая роль непроизвольного внимания и требование наглядности обучения. Повышение устойчивости внимания от первого к четвертому классу.

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте – его малая дифференцированность, связанность с действиями, эмоциональность. Повышение целенаправленности и управляемости восприятия.

Увеличение веса словесно-логического вида памяти и возможности сознательного управления ею. Склонность младших школьников к механическому запоминанию. Овладение средствами запоминания как путь развития интеллектуальной активности младших школьников. Роль учителя в этом процессе.

Воображение в младшем школьном возрасте и его развитие: освобождение от влияния непосредственных впечатлений, усиление реализма. Переплетение фантазий с реальностью в младшем школьном возрасте и отграничение фантазии от лжи.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте. Формирование научных понятий. Изменение в операции обобщения от первого к четвертому классу – рост уровня обобщения. Изменения в аналитико-синтетической деятельности. Трудности в установлении причинно-следственных связей. Преодоление «конкретизма» мышления под воздействием правильно организованного обучения.

Развитие личности в младшем школьном возрасте. Формирование новых отношений со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. Включение в новый вид деятельности – учение – как путь развития личности. Формирование фундамента нравственного поведения. Особенности характера младшего школьника: импульсивность, общая недостаточность воли, отзывчивость, любознательность, непосредственность, подражательность, повышенная эмоциональность. Развитие познавательных интересов. Художественно-эстетическое развитие детей.

Формирование внутренней позиции школьника. Противоречие между учебными и игровыми мотивами. Причины формирования отрицательного отношения к школе.

Темы 8 – 9. Учебная деятельность подростка


Изменения в психике ребенка в подростковом периоде: перестройка познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления, возникновение рефлексии, произвольность, способность к саморегуляции.

Проблемы, связанные с переходом детей из начальной школы в среднюю. Потеря ведущего значения учебной деятельности в жизни подростка. Снижение интереса к учебе на рубеже четвертых-пятых классов и связь этих негативных проявлений с особенностями работы конкретных педагогов. «Мотивационный вакуум» как показатель перемен в мотивационной сфере личности младших подростков. Формирование статуса ученика в системе межличностных отношений класса. Тенденция к сохранению неблагополучного статуса. Формирование «стихийных детских норм», связанных с качествами «настоящего товарища».

Кризис самооценки в младшем подростковом возрасте.

Методики диагностики готовности к обучению в средней школе.

Адаптация пятиклассников к новым учителям. Проблема совпадения стилей руководства учащимися у классного руководителя начальной школы и средней школы.

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие теоретического мышления, умения абстрагироваться, рассуждать в чисто словесном плане. Появление способности оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. Появление интереса к философским проблемам, становление мировоззрения.

Зависимость развития процессов восприятия и памяти от обучения, возрастание его сложности. Качественная перестройка в организации мнемических процессов – отказ от дословного заучивания и рост произвольного запоминания. Освоение мнемических приемов, развитие логической памяти. Возникновение проблем с запоминанием, связанных с увеличением количества информации и жалобы на плохую память.

Смена доминирующего значения памяти в структуре познавательных процессов и передача этой функции мышлению.

Развитие воображения в подростковом возрасте в виде стремления к творчеству. Выполнение фантазией регуляторной функции – перевод неудовлетворенных потребностей и желаний подростка в мир фантазий.

Развитие навыков чтения в подростковом возрасте, а также монологической и диалогической речи под воздействием обучения. Влияние на развитие речи подростков их особенностей мышления.

Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Приоритет личностных проблем над проблемами успеваемости в подростковом возрасте. Отсутствие адекватной мотивации учения как одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости. Сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей как препятствие для развития личности подростка.

Две группы психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости. К первой группе относятся: а) несформированность приемов учебной деятельности, б) недостатки развития психических процессов, особенно мышления, в) неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Ко второй группе причин неуспеваемости относятся недостатки в развитии мотивационной сферы, которые могут проявляться в чувстве неуверенности в себе, в доминирующем влиянии мотивов «избегания неприятностей».

Пути повышения мотивированности – формирование учебных интересов, правильный выбор характера и формы порицаний и поощрений отстающего ученика.

  1   2   3   4

Похожие:

Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону
Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- дону. Издательство юфу. 28 с
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconПсихогенетика ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический комплекс включает
Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины «страхование» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс дисциплины «Страхование» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология» для студентов заочного отделения всех специальностей0503 ростов-на-дону
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Культурология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconФизиология высшей нервной деятельности ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает
Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-методический комплекс дисциплины «таможенное оформление товаров и транспортных средств с применением гтд» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс дисциплины «Таможенное оформление товаров и транспортных средств» подготовлен в соответствии с требованиями...
Дисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает iconУчебно-меодический комплекс дисциплины психофизиология ростов-на-Дону
Опд. Ф. 18 «Психофизиология» разработан в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта вые- ' шего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница