Педагогического Совета «Снежинка»




Скачать 20,54 Kb.
НазваниеПедагогического Совета «Снежинка»
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер20,54 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

На заседании Приказом заведующего Педагогического Совета «Снежинка» города Радужный

от «___» ________ 2012 № ____ __________ Л.А. Дроздова

Протокол № _____ «___» _______ 2012г. № ___


Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения

«Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

с проблемами общения»

на 2012-2013 учебный год


Составитель:

педагог-психолог

Музыка О.И.


г. Радужный


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка …………………………………………......................................................................................................3

Раздел 1. Психологическая характеристика детей с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте …………………………………….4


Раздел 2. Игровая деятельность как средство коррекционной работы с детьми ………………………………………………………………….. 7


Раздел 3. Цель и задачи программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста………………9


Раздел 4 Принципы построения программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста, этапы коррекционной работы. Основные показатели, определяющие необходимость проведения коррекционной работы с детьми……………..10


Раздел 5. Основные этапы программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста…………….13


Раздел 6. Этапы работы с родителями и педагогами по программе игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего

дошкольного возраста……………………………………………....................................................................................................................16

Раздел 7. Колендарно-тематическое планирование по этапам программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста………………….......................................................................................................................................................20


Раздел 8. Предполагаемый результат реализуемой программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………………………………………………………………………...25


Список используемой литературы…………………………………………...................................................................................................26


Приложение 1. Структура игрового занятия …………………………………………………………………………………………………………28

Приложение 2. Конспекты занятий…………………………………………………………………………………………………………………….31

Приложение 3. Карта настроения………………………………………………………………………………………………………………………48

Приложение 4. Семинар-практикум «Психолого-педагогические основы общения» для педагогов…………………………………………..49

Приложение 5. Лекция-диалог: «Убеждение – это не начало, а венец всякого познания» для педагогов………………………………………..51

Приложение 6. Семинар-практикум для родителей и детей. «Играйте вместе с детьми» ………………………………………………………..57

Приложение 7. Семинар-практикум для родителей и детей. «Игры, в которые играют…» ……………………………………………………..61


Пояснительная записка.


Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста построена с опорой на основные этапы игровой коррекции, рекомендованные О.А. Карабановой. В программе использованы игры, упражнения, этюды М.И. Чистяковой «Психогимнастика». Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых навыков общения), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения в школе.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.

Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Концентрическое построение программы позволит повторять материал, продолжить обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.


Раздел 1.

Психологическая характеристика детей

с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте.


В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с «проблемами» развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3-х лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года по стране.

Надо отметить и то, что с каждым годом в ДОУ поступают все более ослабленные и болезненные дети: с отклонениями в поведении, с нервно-психическими нарушениями, которые содержат разнообразный спектр своих проявлений (минимальная мозговая дисфункция, неврозы, психосоматические заболевания, психическое недоразвитие и др.).

Как показывает практика, буквально каждый ребенок в той или иной степени нуждается и в медикаментозной поддержке, и в коррекции образовательной среды, и в изменениях семейной ситуации.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

Принимая во внимание важность коррекции трудностей в общении, в программе особое внимание уделено изучение эмоциональных состояний. Однако четкой границы между трудным и благополучным ребенком нет, во время переходных форм развития личности ребенка можно выявить глубинные психологические причины нарушения эмоциональных состояний и процессов ребенка. Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности. Состояние психической нестабильности взрослых передается их детям, и поэтому все чаще за консультацией к нам обращаются родители вполне благополучных, на первый взгляд, развитых, умных и в целом управляемых детей. При этом родители справедливо отмечают, что им не хватает психологических знаний, чтобы отделить повышенную оживленность ребенка от проявления нервозности, определить тот момент, когда естественный детский страх становится патологическим, решить, стоит ли наказывать ребенка за капризность и упрямство или, напротив, успокоить и обласкать его; иными словами, определить ту грань, за которой ребенок становится трудным.

Следует подчеркнуть, что проблемные дети отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, однако специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов, и на укладе их познавательной активности (особенно в ее ориентировочной части). Если рассмотреть дошкольников с позиций управления детским поведением, гармоничности эмоциональных процессов, адекватности эмоционального реагирования, то дети проблемного типа находятся между детьми-невротиками (понимая под этим достаточно широкий класс функциональных психических нарушений) и так называемыми благополучными детьми. Для невротиков характерны устойчивые страхи, депрессии, функциональные расстройства сна и аппетита, тяжелые формы тревожности. У проблемных детей эти признаки могут проявляться в очень слабой степени или не проявляются вообще, кроме одного признака – тревожности, уровень которой часто меняется, но которая присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. По мнению целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости.

Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно, главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других, основа которой заложена в нестабильности их самооценки.

Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти стремления навязчивы, распространяются на самые различные ситуации и приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей реализации.

Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться.

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблеем, не только окружающим, но и себе.

Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, мы отметили следующие:

  • Особенности семейного воспитания;

  • Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;

  • Уровень эмоциональной напряженности ребенка.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также:

- обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению;

- застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими;

- демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме пристальное внимание.

Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры, сформированность которых нам кажется наиболее важные для дальнейшего школьного обучения:

  • умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;

  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.


Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников друг с другом.

Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической работы с ними:

  • Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;

  • Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;

  • В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Эти проблемы и определяют направления работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с проблемами общения.


Раздел 2.

Игровая деятельность как средство коррекционной работы с детьми.


Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. В программе используются элементы психогимнастики, упражнения и этюды, направленные на повышение сплоченности группы, на обеспечение безопасного пространства для общения, способности к эмоциональной децентрации, психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду.

Игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможности свободного самовыражения. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. В самом деле, как трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут посидеть на месте или постоять, сохраняя одну и ту же позу. В игру же, выполняя, например, роль часового, дети могут сохранять одну и туже позу

9 – 10 минут.

Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных.

В игре бурно развивается воображение ребенка. Он мысленно творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу его выполнения.

Сюжетно-ролевая игра – это игра коллективная, и именно она развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Умение играть со сверстниками важно для самоутверждения ребенка, и для общего психического развития.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми к концу дошкольного возраста появляется игра с правилами. Умение подчинятся правилу, развивается в процессе ролевой игры, где любая роль содержит скрытые правила.

Умение подчиняться правилу, самоконтроль, который требуется ребенку для выполнения роли, оценка правильности своих действий – все это, развивается в игре, необходимо для новой деятельности – учения. В игре складываются предпосылки учебной деятельности, которая станет основой для ребенка 7 – 8 лет.

По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка. Игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилам в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.

Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.

Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.

Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок получает только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. От того, как сложатся отношения ребенка в группе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Педагогического Совета «Снежинка» iconНа основании решения педагогического совета огоу спо ульяновского педагогического училища №3 от 29 ноября 2007 года №2 в целях определения готовности
На основании решения педагогического совета огоу спо ульяновского педагогического училища №3 от 29 ноября 2007 года №2 в целях определения...
Педагогического Совета «Снежинка» iconДипломного педагогического образования коррекция нарушений письменной речи
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования
Педагогического Совета «Снежинка» iconОтчет об итогах III дистанционного областного конкурса педагогического мастерства
Совета директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Самарской области был объявлен III...
Педагогического Совета «Снежинка» iconПрограмма принята на заседании Педагогического совета

Педагогического Совета «Снежинка» iconМетодика преподавания музыки
Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
Педагогического Совета «Снежинка» iconРешением Педагогического Совета
Структура основной образовательной программы моу агаповская начальная общеобразовательная школа (оп анош)
Педагогического Совета «Снежинка» iconРешением педагогического совета главный специалист
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающиеся в образовательном учреждении
Педагогического Совета «Снежинка» iconПротокол заседания «1» сентября 2012 г педагогического совета школы
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. Программа «Русский язык» М.: Просвещение, 2011
Педагогического Совета «Снежинка» iconПринят: на заседании педагогического совета
Ионова Вера Васильевна, директор, высшая категория, Почетный работник общего образования РФ
Педагогического Совета «Снежинка» iconПедагогического Совета. Тг
«Пути совершенствования взаимодействия с родителями, вовлечение родителей в деятельность детского сада по вопросам воспитания, образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница