Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012




Скачать 18,26 Kb.
НазваниеПрограмма комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер18,26 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5





Факультет предпринимательства

Кафедра «Экономики и менеджмента»


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по УНР


______________А.А.Барышев

«_____»_____________2012 г.


ПРОГРАММА


КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА


по направлению «Менеджмент» (бакалавриат)


Томск 2012

  1. Пояснительная записка


Программа междисциплинарного экзамена по менеджменту организации составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом по направлению 080500.62 «Менеджмент».

Настоящая программа включает вопросы и описание критериев оценки по следующим дисциплинам учебного плана:

Первый информационный модуль (общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины и дисциплины специализации)


1.1. Основы менеджмента

1.2. Теория организации

1.4. Маркетинг

1.5.Финансовый менеджмент

1.6. Бухгалтерский учёт

1.7. Экономическая теория

1.8. Стратегический менеджмент

1.9. Управленческие решения

1.10. Управление персоналом

1.11. Бизнес-планирование


Второй информационный модуль состоит из задач и ситуаций из практики менеджмента организации, требующих умения применить полученные знания к их анализу и разрешению.


Перечень вопросов соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста (менеджера) по направлению «Менеджмент ».



  1. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 080507 «Менеджмент организации»


Студент, успешно завершивший обучение по программе специальности 080500 «Менеджмент» отвечает следующим требованиям:

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-экономические проблемы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы. Способен в письменной и устной речи правильно оформить его результаты;

  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный характер, анализ;

  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

  • готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления , умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований. Методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.



3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

Первый информационный модуль


    1. Основы менеджмента

      1. Становление и развитие теории и практики менеджмента. Школа научного управления. Административная школа. Неоклассическая школа человеческих отношений. Школа количественного подхода. Современные подходы в менеджменте.

1.1.2. Характеристика общих функций управления, их взаимосвязь.Функции управления. Процессный подход и функции менеджмента. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль и учет. Взаимосвязь функций в процессе управления.

1.1.3. Системный подход. Типы, структура, строение систем. Социально-экономическая система. Управление системой. Организация как открытая система. Внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды организации, их взаимосвязанность. Внешняя среда организации: среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия.

1.1.4. Организационные формы и структуры управления. Понятие организационные структуры управления. Линейная структура. Функциональная структура. Матричная структура. Дивизиональная структура. Адаптивные структуры. Процессы централизации и децентрализации при построении структуры. Организационная культура.

1.1.5. Коммуникации в процессе управления. Понятие коммуникации и информации. Значение и роль коммуникации в управлении. Типы и структура коммуникационных процессов. Внешние коммуникации. Коммуникации внутри организации. Межличностные и организационные коммуникации. Информационные технологии.

1.1.6. Организационные отношения в управлении. Необходимость координации внутри организации. Делегирование. Полномочия. Ответственность. Соотношение полномочий и власти. Линейные и аппаратные полномочия. Различные типы полномочий. Проблема эффективности при распределении полномочий.

1.1.7. Контроль в системе. Необходимость и сущность контроля в организации. Основные виды контроля. Система обратной связи. Процесс контроля. Этапы проведения контроля. Влияние контроля на поведение людей в организации. Современный контроль с использованием информационных технологий.


1.2. Теория организации

1.2.1. Природа и сущность организации. Понятия «организация» и «организационные отношения». Взаимосвязь понятий «организация» и «система». Элементы организации, типология организаций.

1.2.2. Законы организации. Понятие «закон». Законы синергии, самосохранения, развития, информированности-упорядоченности, единства анализа-синтеза, композиции-пропорциональности, специфические законы организации.

1.2.3. Типология организаций. Типология организации по целевому и функциональному признакам, по продукту. Организационно-правовые формы.

1.2.4. Внутренняя и внешняя среда организации, адаптация организации к изменениям внешней среды. Элементы и анализ динамики внутренней среды организации. Элементы и анализ динамики внешней среды организации. Стратегии взаимодействия организации с внешней средой.

1.2.5. Организационное проектирование. Понятие и подходы к проектированию организационных систем. Особенности проектирования различных организаций. Этапы организационного проектирования.


1.3. Маркетинг

1.3.1. Понятие маркетинга, концепции развития маркетинга, цели и задачи системы маркетинга, субъекты, объекты, принципы, методы и функции маркетинга. Понятие и сущность маркетинга. Цели и принципы маркетинговой деятельности. Содержание маркетинговой деятельности. Функции, субъекты и объекты маркетинга. Процесс управления маркетингом на предприятии: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга и претворение в жизнь маркетинговых решений.

1.3.2. Выбор маркетинговой стратегии фирмы. Методы сегментирования рынка. Позиционирование товара.

1.3.3. Система маркетинговых исследований и информации. Понятие «маркетинговые исследования». Цели и задачи маркетинговых исследований. Основные направления и объекты маркетинговых исследований. Этапы маркетингового исследования. Методы маркетинговых исследований: кабинетные и полевые. Понятие «маркетинговая информация». Виды маркетинговой информации: первичная, вторичная и т.д. Маркетинговая информационная система.

1.3.4. Формирование товарной политики в системе маркетинга. Маркетинговое определение понятия «товар». Товарные стратегии. Разработка нового товара. Жизненный цикл товара. Основные стратегии маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга.

1.3.5. Основные методы и стратегии ценообразования. Основные маркетинговые подходы к проблеме ценообразования.

1.3.6. Маркетинговые инструменты коммуникационной политики. Комплекс маркетинговых коммуникаций и этапы его разработки. Реклама и связи с общественностью. Основные решения в сфере стимулирования сбыта.

1.3.7. Формирование и эффективное функционирование каналов распределения

Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Функции каналов распределения. Виды каналов сбыта. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Вертикальные, горизонтальные, многоканальные маркетинговые системы распределения. Стратегии сбыта: интенсивный, селективный и эксклюзивный сбыт.


1.5. Финансовый менеджмент

1.5.1.Оценка финансовой устойчивости предприятия. Виды стратегий финансирования текущих активов. Дивидендная политика и возможности ее выбора.

1.5.2. Сущность финансов предприятий, их функции и принципы организации.

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов коммерческих предприятий. Затраты предприятия.

2.8.3.Особенности инвестиционного процесса как объекта количественного финансового анализа. Основные измерители эффективности капиталовложений.

1.5.4. Выручка от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль предприятия. Основной капитал предприятия. Оборотный капитал предприятия. Финансовое планирование в системе управления предприятием. Финансовое состояние, платежеспособность и ликвидность предприятия. Организация финансового контроля на предприятии.

1.5.5.Налогообложение предприятий. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий.


1.6. Бухгалтерский учёт

1.6.1. Система бухгалтерских счетов, балансовое обобщение, двойная запись.

      1. Основное содержание и порядок ведения учёта денежных средств, основных средств, дебиторской задолженности, производственных запасов.


1.7. Экономическая теория

1.6.1. Спрос, закон спроса, функция спроса. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Функция спроса. Объяснения закона спроса: эффект дохода, эффект замещения, закон убывающей предельной полезности. Изменение величины спроса. Неценовые факторы спроса. Вкусы и предпочтения, доходы, ожидания потребителей. Демографические изменения, изменение цен на сопряженные товары. Изменения спроса.

1.7.2. Предложение, закон предложения, функция предложения. Предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Закон предложения. Функция предложения. Изменение величины предложения. Неценовые факторы предложения. Изменение издержек производства (увеличение затрат на выпуск продукции, новые технологии, налоги и дотации), появление других источников получения прибыли, ожидания производителей. Изменение предложения.

1.7.3. Механизмы функционирования рынков с несовершенной конкуренцией (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). Антимонопольная политика в России.

1.7.4 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Факторы, влияющие на уровень занятости. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Причины и виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Экономический и социальный ущерб от безработицы. Закон Оукена.

1.7.5. Инфляция, ее измерение и экономические последствия. Номинальные и реальные показатели и измерение стоимости жизни. Дефлятор. Измерение инфляции. Индекс цен, темп инфляции. Внешние и внутренние причины инфляции. Виды инфляции: открытая и скрытая; умеренная, галопирующая, гиперинфляция; ожидаемая и неожиданная; инфляция спроса и инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

1.7.6. Экономический рост. Долгосрочный экономический рост, его показатели. Сущность экономического роста и его типы. Факторы экономического роста. Экономический рост и экономическое развитие.


1.8. Стратегический менеджмент

1.8.1. Сущность концепции стратегического менеджмента. Сущность и задачи стратегического менеджмента. Возникновение и этапы развития стратегического менеджмента. Менеджер и предприниматель, их роли и взаимодействие в процессе управления организационно-экономическими системами. Стратегия и тактика. Стратегический менеджмент - совокупность концепции, подходов и методов, обеспечивающих рациональное достижение главной цели развития и функционирования объекта в условиях ограниченных ресурсов и времени.

1.8..2.Фирма (организация) как объект стратегического менеджмента. Стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы. Процесс и функции стратегического управления. Содержание и структура стратегического управления. Школы стратегического управления. Уровни стратегического управления.

1.8.3. Стратегический анализ окружающей среды. Анализ непосредственного окружения: модель пяти сил конкуренции М. Портера. Движущие силы отрасли. Оценка конкурентных позиций компании отрасли. Сущность и цели анализа внешней среды. Анализ макроокружения: экономические, политические, правовые, социальные факторы. Анализ внутренней среды фирмы. Методы анализа среды.

1.8.4.Видение, миссия и цели организации. Понятие миссии организации; цели и факторы выработки миссии. Цели организации: понятие, классификация по различным признакам; характеристика. Качественные и количественные цели. Процесс формирования целей и задач организации, его иерархия, «дерево целей».

1.8.5.Стратегия конкурентоспособности (фирмы) организации. Оценка концепции общих стратегий; потребительские предпочтения; цепочки ценностей; позиционирование организации; выбор стратегии фирмы; оценка выбранной стратегии; стратегия фирмы и глобальная стратегия. Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии. Классификация стратегий по различным признакам, их виды и характеристика. Этапы формирования стратегии: формирование общей стратегии организации; формирование конкурентной стратегии; определение функциональных стратегий.

1.8.6.Конкурентные стратегии: понятие, базовые стратегии – лидерства в издержках, дифференциации, фокусирования.

2.2.7.Основные стратегии развития: стратегии концентрированного роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегии сокращения.

1.8.8. Стратегический анализ и выбор стратегии. Стратегический анализ его значение, задачи и функции. Источники информации для проведения стратегического анализа. Модели портфельного анализа. Метод SWOT. Матрица Бостонской консультативной группы, Матрица Мак- Кинсси.

1.8.9. Стратегический контроль и контроллинг. Предназначение, цель и задачи стратегического контроля. Процесс стратегического контроля. Стратегический и тактический контроллинг; функции и характеристика стратегического и тактического контроллинга.


1.9. Управленческие решения

1.9.1.Управленческие решения. Понятие, подходы к изучению, типология управленческих решений. Сущность и свойства управленческих решений. Принятие решения как функция управления. Классификация управленческих решений.

1.9.2.Нормативная и дескриптивная теории принятия решений. История возникновения, цели, методы, основное содержание, возможности и ограничения нормативной и психологической теорий.

1.9.3. Основные элементы и этапы разработки управленческих решений. Лицо, принимающее решение (ЛПР), цель, проблемная ситуация, альтернативы, исходы и др. элементы. Различные подходы к выделению этапов принятия решения.

1.9.4.Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Понятие и типы неопределенности и риска. Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений. Выбор и оценка альтернатив управленческих решений. Принятие решения и организация его выполнения.

1.9.5.Эффективность управленческих решений. Понятия и виды эффективности: экономическая и социальная эффективность, эффективность в узком и широком смыслах, целевая эффективность.

1.9.6. Коллективные решения. Специфика коллективных решений, достоинства и недостатки коллективных решений. Феномены и эффекты коллективных решений: эффект поляризации, феномен «группового мышления» и др.


1.10 Управление персоналом

1.10.1.Функции управления персоналом. Адаптация персонала, программа введения в должность. Профориентация персонала. Работа с кадровым резервом, перемещение персонала. Планирование деловой карьеры. Оценка результатов и аттестация сотрудников. Подготовка и повышение квалификации работников предприятия.

1.10.2.Оценка эффективности службы управления персоналом. Текучесть кадров, социально-психологический климат, качество персонала и другие индикаторы состояния кадровой политики.

1.10.3.Определение потребности организации в персонале и пути ее удовлетворения. Планирование потребности в персонале. Человеческий капитал организации.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации»
Рггу по программам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальностям 080507 «Менеджмент организации»,...
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма государственного экзамена Для студентов, обучающихся по направлению: 080500. 62 «Менеджмент»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма вступительных испытаний (собеседование) по менеджменту санкт-Петербург
Целью проведения вступительного испытания является установление уровня подготовки поступающего в бакалавриат к учебной и научной...
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПримерная программа государственного экзамена по направлению подготовки
Программа государственного экзамена по дисциплинам федеральной состовляющей гос
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма курса Специальность: 060400 «Финансы и кредит» Направление: 521600 «Экономика» (бакалавриат)
Программа курса «Налоги и налогообложение» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки бакалавра по направлению 080100 «Экономика». Под ред д-ра экон наук, профессора М. А. Боровской. Таганрог: Изд-во тти юфу, 2009
Программа предназначена для сдачи государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080100 «Экономика», разработана...
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент»
«менеджмент». Эволюция подходов к определению категории «менеджмент». Роль и значение управленческих революций в развитии менеджмента....
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПояснительная записка Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению «Художественное образование»
Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки...
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconРабочая программа Государственной аттестации по направлению 080100. 62 «Экономика»
Программа междисциплинарного экзамена по направлению «Экономика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа комплексного государственного экзамена по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) Томск 2012 iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 080200. 62 Менеджмент профиль «Маркетинг»
Кронштадтский б-р, д. 43А, Москва, Россия, 125499, тел.: (495) 454-92-92, 454-74-58; факс: (495)454-31-66
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница