Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на




Скачать 28,68 Kb.
НазваниеИсследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на
Дата04.02.2016
Размер28,68 Kb.
ТипИсследовательская работа


Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов

«Первые шаги в науку»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«Мнемотехника

(или правила – для себя)

на уроках русского языка»


Автор:

Кучинская Татьяна Вадимовна,

учащаяся 11 «А» класса

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»

Научный руководитель:

Козлова Алла Ивановна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»


Могилёв, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. В чём причина этого парадокса?

По мнению психологов (Г. Эббингауза, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко), всё дело в индивидуальных особенностях (различиях) человеческой памяти.

Изучение памяти началось много веков назад, при этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации). Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная [1]. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, а ещё больше слов-исключений. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету. Эта проблема существовала во все времена, но сегодня она особенно актуальна и злободневна: у школьников наблюдается низкий уровень общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.

Цель работы: исследование эффективных способов и приёмов, развивающих память, повышающих интерес к изучению русского языка, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках русского языка.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

  1. рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);

  2. апробировать приёмы мнемотехники на уроках русского языка;

  3. создать копилку эффективных мнемонических приёмов.

Объектом исследования является мнемотехника.

Предмет исследования: эффективность мнемонических приёмов при изучении русского языка.

Гипотеза: в данном исследовании предполагается, что изучение русского языка будет более эффективным, если умело использовать на уроках способы развития ассоциативной памяти при помощи мнемонических приёмов.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы; создание копилки эффективных приёмов мнемотехники; сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования; диагностика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Индивидуальные особенности памяти

У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений [6].

Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно вы­яснить, какая память — зрительная, слуховая или двигательная — больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти явля­ется доминирующим, часто отражается на школьной успевае­мости. Визуалы с большим трудом восприни­мают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспри­нять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, ес­ли нет возможности услышать информацию (такие уче­ники часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).

Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению С. М. Бондаренко, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее [2]. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность.

И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.

1.2. Мнемотехника (или техника эффективного запоминания)

Мнемотехника (то же, что мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [4].

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Но и в наше время интерес к мнемотехнике не угас.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [3].

Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение запомненных сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области; возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове; отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

1.3. Мнемоприём – путь к запоминанию

Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специаль­ные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запомина­ния «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.

В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.

По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклонился своему творению загорелый мальчик на заре», «К выращенному урожаю предложили не прикасаться до скачек», «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.

А. А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…» [5]. Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

1.4. Приёмы мнемотехники на уроках русского языка

Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.

Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

В своей работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.

1.5. Ассоциативные рисунки (или графический способ)

К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запо­минания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!

1.6. Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:

1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действи­тельно непроверяемые.

2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запом­нить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.

3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необыч­ным, может быть, даже нелепым.

4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запо­минаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В. В. Агафонов, занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приёма. Сначала связывается необходимое слово с другим, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами, - пишет В.В.Агафонов, - неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания [1].

1.7. Комбинированный метод

Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Комби­нированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

1.8. Метод списка

Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:

  1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.

  2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).

  3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).

Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Возможности применения этого способа запоминания правопи­сания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется одна или две буквы: Н или НН, Л или ЛЛ, М или ММ, С или СС, П или ПП.

1.9. Рифмовки

Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Не только акцентологическая, но и морфологическая норма вызывает, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Таким образом, несмотря на то что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память человека и мнемотехника неразрывно связаны друг с другом. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т.д. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память [6].

Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках русского языка необходимо, но совершенно не обязательно при изучении всех разделов.

В своей работе мы рассмотрели отдельные способы и приёмы запоминания трудных для написания и произношения слов. Постарались создать копилку эффективных мнемонических приёмов, которые были апробированы на уроках русского языка (задания для апробации и результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 7, 8). Освоение этих приёмов не отнимет много сил, но сэкономит время на подготовку к урокам, экзаменам и централизованному тестированию по русскому языку. Мнеморазработки помогут расширить и систематизировать знания по отдельным темам: «Непроверяемые написания», «Морфологическая и акцентологическая нормы», помогут выявить и устранить пробелы в знаниях, при этом создадут позитивный настрой, положительные эмоции, превратят учёбу в увлекательный процесс. А хорошее настроение в процессе работы – залог успеха в обучении!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / В. В. Агафонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2005. - 64 с.

2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг. - М.: Просвещение, 1989.

3. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко // http://log-in.ru/books/1247/.

4. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко // http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=131402.

5. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения / А. А. Мурашов // Русский язык в школе. - 2000. - № 3.- С. 3-12.

6. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / Т. Б. Никитина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. ФАНТа «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ.

  2. ВЕРА и ВаНДА, а где же ВЕРАНДА?

  3. А НА ТОМ берегу…. АНАТОМ живет.

  4. И ЖДИ ВЕНЕЦ, ИЖДИВЕНЕЦ.

  5. ИМ МИГРАЦИя не нужна в ИММИГРАЦИи.

  6. уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИКе.

  7. РАЙ – ОН не в РАЙОНе.

  8. ПОля-ДУШКА как ПОДУШКА.

  9. ВЕТЕр дует на РАНУ ВЕТЕРАНУ.

  10. ВЕРа и МИШа возле ЕЛИ не желали ВЕРМИШЕЛИ.

  11. БАЛ КОНчился на БАЛКОНе.

  12. ЖАК в ЖАКете очень мил!

  13. ЖИРА много у ЖИРАфа.

  14. КАРТы на КАРТине все в паутине.

  15. КОТ КОТлету утащил.

  16. МАШа в МАШИНе пробила ШИНы.

  17. к ВАЗЕ ЛИНА подошла, ВАЗЕЛИНА не нашла.

  18. В ОКна ЗАЛА ВОКЗАЛА солнце светило.

  19. И Не ВЕРСИЯ – ИНВЕРСИЯ.

  20. КОЛ за ЛЕКЦИю – это не КОЛЛЕКЦИя.

  21. А ЛАДа и ДИНА дошли до «АЛАДДИНА».

  22. КОТ ТЕДЖ залез в КОТТЕДЖ.

  23. ПРОПЕЛа ЛЕРа: «ПРОПЕЛЛЕР».

  24. ВИТя и РИНа стоят у ВИТРИНы.

  25. ВЕНя, в ТИне ВЕНТИлятор.

  26. сКОРо ЗИНа пойдет за КОРЗИНой.

  27. БЛОК НОТЫ знал, но в БЛОКНОТ не записал!

  28. ДИК ОБРАЗ ДИКОБРАЗа!

  29. СПОРТ и СМЕНКА – вот и СПОРТСМЕНКА.

  30. МАНит ДОм ЛИНУ, хочет увидеть МАНДОЛИНУ.

  31. у БАРа РИКАБАРРИКАды.

  32. А СИМа МЕТРы считал, АСИММЕТРию искал.

  33. А Папа ПЕТИ не жалуется на АППЕТИт.

  34. МОрЖ ЖЕвал МОЖЖЕвельник.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Зажужжала муха, запахло жженой резиной, я бросил вожжи и спрятался в можжевельнике.

На аккордеоне под аккомпанемент рояля аккуратно подбирал аккорды хоккеист.

Вчера я смотрела странную программу: сначала в ней рассказывали о правилах грамматики, затем обсуждали симметрию и асимметрию, зачитывали телеграммы, давали комментарии, а закончили беседой об иммунитете.

В одной палате оказалась группа ребят, подхватившая грипп после похода на ипподром, а ещё девушка из театральной труппы, потерявшая аппетит после аппендицита.

Корреспондент, встречавший министра на перроне, успел задать несколько некорректных вопросов о коррупции и терроре, пока не появилась баррикада из телохранителей.

В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации.

Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин.

Пассивный ассистент после сессии не мог отойти от стресса, а его жена-стюардесса прославилась в прессе.

Мама качала пресс, папа разгадывал кроссворд, сестра читала прессу, а я пошла в бассейн, чтобы снять стресс.

Афиша с афоризмом лежала на асфальте.

Труженики, которые добывали минералы, были накормлены винегретом и мороженым в гостиной.

Актриса искусно состроила гримасу, потому что продюсер не повез ее на вернисаж.

Вожатый в лагере раздавал драже всем «труженикам» отряда.

На балу во Дворце «Беларусь» среди белорусов и белорусок было огромное количество иностранцев.

В небольшой галерее стояло несколько велюровых кресел с подлокотниками в брильянтах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



1. Всегда старалась мама

Сыночка баловАть:

АрАхисовый пудинг

На завтрак подавать.


БалОванный же мальчик

Закатывал глаза.

Давненько по нему плачут

КрапИва и лоза!


2. Листает Атлас астронОм,

АтлАс купил портной на платье.

ВодопровОд проводят в дом,

Укроет кОжанка в ненастье.


3. Наступит возраст призывнОй,

ПризЫвный клич разбудит войско.

РазлИтый сумрак над рекой

ОтсрОчивает выход: скользко.


4. В бронированном авто

Ехал в ЗАГС жених к невесте.

В цирке не сидел никто

НА бронИрованном месте.


5. Что не в деньгах счастье,

Правы вы отчАсти.


6. В доме был ремонт приличный:

Пол на кухне мозаИчный,

Интерьера стиль лубОчный

Мы переезжаем срочно!

7. Рядом с парком, возле вишни,

Повстречался друг давнИшний.

Он, сжимая несессЕр,

Направлялся в диспансЕр.


8. Вяжет бабушка носки

Очень быстро, мастерскИ!


9. Хитроумная острОта

Вызывает громкий хохот.

Тайской кухни остротА

Неприятна для кота.


10. Пёс у Маши убежал,

Обыскала весь квартАл!

Обзвонила всех знакомых,

А он спит спокойно дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Как-то раз отряд гусар

Посетил в поместье бал.

Блеск погон и эполет

Затмевал от люстры свет.

После бала пять усадеб

Праздновали восемь свадеб.


2. Лето на море – какая краса!

Яхты расправят свои паруса,

И катера подставляют борта

Ласковым водам прилива.

Небо ночное разбудит заря,

Грянет команда: «Поднять якоря

Порты покинув, плывут корабли

В зеркале чистом залива.


3. Был на шестой авеню магазин,

Там парковала мадам лимузин!

4. Недели и месяцы,

Ступеньки и лестницы,

Деканы и ректоры,

ГАИ и инспекторы.


5. Пьесу ставят режиссеры.

Исполняют роль актеры.

А веселые гримёры

Их выслушивают споры.


6. Две селёдки иваси

Сели вечером в такси.

Провожала их салями.

Верить? Нет? Решайте сами!


7. Я пил на завтрак кофе крепкий,

А шимпанзе ел листья с ветки.


8. В зоопарке кенгуру

Чистил шёрстку поутру.

Его друг, весёлый пони,

Сладко спал в своём загоне.


9. Все в отпуска, как настанет пора!

Директора, егеря, доктора.

Даже аптекари, библиотекари,

С ними бухгалтеры и сторожа.


10. Приехал на концерт маэстро

И обмер, на глазах бледнея:

Где был рояль, пустое место…

Сегодня первое апреля!


11. Торопились повара:

Много в Новый год работы.

Ждет на праздник детвора

Кексы, сладости и торты.

12. После прогулки с подружкой по парку

Маша за солью зашла в супермаркет.

Но, посмотрев на витрины, решила

Взять ещё тортик.

Потом прикупила

Вафель, конфет, макарон, апельсинов,

Пять абрикосов, чуть-чуть мандаринов,

Зеркалец, блюдец, браслетов, ботинок,

Две пары кед, полотенец, корзинок.

Дома покупки достав, приуныла:

Соли купить почему-то забыла!


13. Юная леди по парку гуляла,

Милую шляпку вуаль украшала.


14. Модой доказано, даже не спорь:

Узкая туфля – большая мозоль.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ассоциативные рисунки (или графический способ)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Нарисуйте буквы в словах.

Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите созвучные (с ударными гласными) слова.

3. Составьте мнемофразы (со словами, в которых есть удвоенные согласные).

Комбинированный метод

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите созвучные (к первой безударной гласной) слова.

3. Нарисуйте вторую пропущенную букву.

4. Составьте мнемофразы.

Метод списка

1. Вставьте пропущенные буквы (слова, в которых пишется одна или две буквы: н, л, м, с, п и т.д.).

2. Вставьте слова в предложения.

Рифмовки

1. Вставьте пропущенные слова (в форме И. п. или Р. п. мн. ч.) в мнеморифмовки, поставьте в этих словах ударение.

2. Определите род имён существительных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Результаты апробации эффективности использования приёмов мнемотехники на уроках русского языка


В апробации приняло участие 67 респондентов: учащиеся 5 «А», 10 «А» и 11 «А» классов ГУО «Средняя школа №40 г. Могилёва».




Похожие:

Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconРазъяснительно-пропагандистская работа
То что человек в состоянии сделать или достичь, в стремлении к таким целям или ценностям, которые он или она считает важными для...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconИсследовательская работа на тему: «Модный приговор» или школьная форма»
Для этой работы нам пришлось изучить историю школьной формы, провести мини-исследование (социологический экспресс-опрос, аналитическая...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconМнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка
Данная работа выполнена для учащихся 5-7 классов, в качестве учебного пособия для развития памяти и успешного запоминания английских...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Научно-исследовательская деятельность воспитанников в Городской экологической школе»
Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности,...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconИсследовательская работа: Белозёровой Вероники
Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь. Театр открывает...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconНаучно-исследовательская работа «методы решения логических задач»
Логика нужна любому специалисту, будь он математик, медик или биолог. Логика – это необходимый инструмент, освобождающий от лишних,...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconПравила игры в «Коридорчики»
Для игры нужен лист бумаги в клетку прямоугольной или квадратной формы. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные...
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconИсследовательская работа «Динамика и распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта среди детей и подростков города Брянска»
Международная научно-исследовательская конференция учащихся и педагогов «Первые шаги в науку»
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconПравила склонения имен собственных
Правила склонения фамилии не могут зависеть от желания или нежелания носителя фамилии
Исследовательская работа мнемотехника (или правила для себя) на iconИсследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы Понятия «самостоятельность»
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница