Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»




Скачать 43,81 Kb.
НазваниеПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер43,81 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»


Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской области






«Утверждаю»

Директор филиала ФГБОУ ВПО СГУ

в г. Н.Новгород Нижегородской области

доцент, к.м.н. ______________М.В.Курникова

«____»_______________2012 г.



ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

По специальности 032102

«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»


Нижний Новгород

2012-2013 уч.год


ОГЛАВЛЕНИЕ


1

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

5


1.1

Основные направления ТМФКиС, понятийный аппарат теории и методики физической культуры и спорта


5

1.2

Система физической культуры в обществе

5

1.3

Систематика средств, методов и форм физического воспитания

5

1.4

Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения

6

1.5

Технология обучения двигательным действиям индивида в физическом воспитании


7

1.6

Развитие двигательно-координационных способностей средствами физической культуры


7

1.7

Развитие силовых способностей средствами физической культуры

8

1.8

Развитие скоростно-силовых способностей средствами физической культуры

8

1.9

Развитие скоростных способностей средствами физической культуры

8

1.10

Развитие выносливости средствами физической культуры

9

1.11

Развитие гибкости средствами физической культуры

9

1.12

Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста


9

1.13

Основы физического воспитания детей и молодежи школьного возраста

10

1.14

Физическая культура в средних учебных заведениях разного типа

10

1.15

Физическая культура в системе высшего образования и в быту студенческой молодежи


11

1.16

Физическая культура в системе рациональной организации труда и в быту основных контингентов трудящихся


11

1.17

Особенности использования факторов физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста


11

1.18

Планирование как инструмент оптимального построения процесса физического воспитания.


11

1.19

Сущность спорта, его функции, формы и условия функционирования в обществе, современное спортивное движение


12

1.20

Система подготовки спортсмена

12

1.21

Основные стороны подготовки спортсмена

13

1.22

Спортивная тренировка как многолетний процесс

13

1.23

Технология планирования и контроля в спорте

13




Учебно-методическое обеспечение дисциплины

14










2

ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

16


2.1

Специальность адаптивная физическая культура. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры


16

2.2

Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики


16

2.3

Основные виды адаптивной физической культуры

17

2.4

Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре



17

2.5

История адаптивной физической культуры



18

2.6

Организация адаптивной физической культуры в Российской Федерации и мировом сообществе


19

2.7

Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт для лиц с умственной отсталостью


19

2.8

Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата


20

2.9

Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт для лиц с последствиями детского церебрального паралича


20

2.10

Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт для лиц с нарушением зрения.


20

2.11

Адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт для лиц с нарушением слуха


21

2.12

Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья


21

2.13

Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры

21

2.14

Функции адаптивной физической культуры

22

2.15

Принципы адаптивной физической культуры

22

2.16

Задачи адаптивной физической культуры

23

2.17

Средства адаптивной физической культуры

23

2.18

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре

24

2.19

Развитие двигательных способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья


24

2.20

Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся


25

2.21

Адаптивная двигательная рекреация

25

2.22

Адаптивный спорт

26

2.23

Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации лиц с инвалидностью


28




Учебно-методическое обеспечение дисциплины

30










3

ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

31


3.1

Общие основы лечебной физической культуры

31

3.2

Систематизация средств лечебной физической культуры

31

3.3

Организация лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждениях


31

3.4

Анатомо-физиологические особенности детского организма

32

3.5

Лечебная физическая культура и массаж детей грудного и раннего возраста

32

3.6

Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

32

3.7

Лечебная физическая культура при нарушениях костно-мышечной системы у детей


33

3.8

Лечебная физическая культура со студентами высших учебных заведений, школьниками общеобразовательных учреждений специальных медицинских групп



33

3.9

Лечебная физическая культура в комплексном санаторно-курортном лечении

33

3.10

Лечебная физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста

33

3.11

Лечебная физическая культура при заболевании суставов

34

3.12

Лечебная физическая культура и массаж при гипоксически-травматических поражениях нервной системы у детей грудного и раннего возраста, при детском церебральном параличе



34

3.13

Лечебная физическая культура в процессе реабилитации при заболеваниях и травмах головного и спинного мозга


34

3.14

Лечебная физическая культура в процессе реабилитации при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы


34

3.15

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения

35

3.16

Лечебная физическая культура при нарушении обмена веществ, заболеваниях мочевыделительной системы


35

3.17

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата

35

3.18

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания

35

3.19

Лечебная физическая культура в пред- и послеоперационном периоде восстановительного лечения хирургии


36

3.20

Лечебная физическая культура при заболеваниях детей и подростков

36

3.21

Лечебная физическая культура в акушерстве и гинекологии

36

3.22

Лечебная физическая культура при ожоговой болезни и отморожениях

36

3.23

Основные принципы реабилитации спортсменов

36




Учебно-методическое обеспечение дисциплины

37



1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА



    1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТМФКиС


Двигательная деятельность как необходимость, компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека.

Двигательная деятельность в жизни человека: в обеспечении нормальной жизнедеятельности, эффективного освоения профессии, продуктивности трудовой деятельности.

Физическая активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для обеспечения и поддержания оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья. Понятие физической активности как отражение активного отношения, понимания и участия личности в системе явлений, свойственных физической культуре и спорту. Физическая активность человека на основе двигательной деятельности как результат формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Основные понятия теории и методики физической культуры и спорта, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, физическая активность, физическая культура.


    1. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ


Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни. Связь физического воспитания и спорта с образованием и воспитанием. Структура системы физического воспитания, ее составные части или подсистемы.

Цель, задачи (образовательные воспитательные, оздоровительные); основы (идеологические, научные методические, программные, нормативные, управленческие), принципы (гармоничного развития личности, связи с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленностью); направления (общая физическая подготовка, профессиональная физическая подготовка, спортивная подготовка, реабилитационно-лечебная физкультура); организационные формы (дошкольные учреждения, учебные заведения, внешкольные учреждения, спортивные клубы и объединения на предприятиях).

Принципы системы, основы системы: социально-экономическая, научно-методическая, программно-нормативная, организационно-управленческая.


1.3. СИСТЕМАТИКА СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ФОРМ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Физические упражнения, двигательные действия, движения как главные компоненты физической активности, как основа достижения цели и решения задач физического воспитания всех слоев населения, каждого отдельного человека.

Характеристика средств физического воспитания, физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Образцовая (эталонная) техника, индивидуальная техника, фазы техники: подготовительная, основная (ведущая), заключительная (завершающая).

Использование биомеханических характеристик двигательного действия в физическом воспитании. Критерии оценки эффективности техники. Эволюция развития техники.

Классификация физических упражнений. Использование «искусственной» управляющей среды (специальные сооружения) для повышения эффективности физических упражнений.

Единство средств физического воспитания как необходимое условий успешного решения задач физического воспитания.

Понятия: метод, методический прием, методика, классификация методов. Характеристика методов обучения в физическом воспитании и спорте. Методы словесного воздействия; средства и методы обеспечения наглядности. Метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные Требования к методам. Признаки.

Характеристика форм физического воспитания, разнообразие форм. Формы физического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дошкольного образования. Взаимосвязь формы и содержания занятий.

Динамика работоспособности на занятиях, характеристика структур занятий.

Урочные и неурочные формы. Урок - основная форма организации занятий, характеристика, требования к методике проведения урока. Виды уроков. Структура урока. Неурочные формы: индивидуальные и групповые самостоятельные занятия, игры и состязания.

Значение и задачи внеклассной работы (ВР) в школе. Педагогическое руководство ВР. Формы организации ВР в школе. Задачи, организация, содержание и методика проведения занятий в кружках физической культуры, спортивных секциях. Задачи, организация и основы методики проведения занятий в группах ОФП. Значение и формы пропаганды физической культуры в школе. Проведение общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Планирование работы по внеклассным формам занятий.

Организация физического воспитания детей школьного возраста во внешкольных учреждениях различного типа. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах, в культурно-оздоровительных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних и зимних оздоровительных лагерях. Формы физического воспитания в семье. Индивидуальные занятия различными упражнениями в домашних условиях.


    1. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАЖНЕНИЯ


Понятие «нагрузка». Нагрузка и отдых – взаимосвязанные компоненты процесса упражнения, регламентация нагрузки и отдыха. Классификация нагрузок, типы отдыха.

Внешняя и внутренняя стороны нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки, их соотношение при выполнении физических упражнений. Параметры суммарной нагрузки в совокупности упражнений. Определение суммарного объема нагрузки при выполнении ряда однотипных упражнений, нескольких или многих разнохарактерных упражнений.

Определение оптимальной нагрузки при развитии различных физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы). Состояния утомления и переутомления в процессе нагрузки, их признаки. Профилактика переутомления и перетренированности.


1.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ИНДИВИДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Формирование двигательных умений, навыков, и специальных знаний обучения в физическом воспитании. Реализация принципов обучения в физическом воспитании.

Принципы сознательности и активности: осмысление сущности двигательной активности; психофизиологический механизм принципа; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания; особенность реализации при обучении детей. Принцип наглядности: анатомико-синтетическая деятельность коры головного мозга как объективное условие реализации принципа; значение обратной связи; комплексный подход в использовании разработанных форм наглядности.

Принцип систематичности: использование эффекта сверхвосстановления для развития функциональных возможностей; непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузки и отдыха.

Принцип последовательности и его связь с проблемой доступности методические правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», реализация путем усложнения и расширения объема двигательных и тактических умений.

Принцип постепенности постепенность повышения требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, определение меры доступного, увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Значение принципа прочности приобретаемых специальных знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуализации: учет возрастных и индивидуальных особенностей при обучении, индивидуализация как необходимое условие для развития способностей личности.

Уровни овладения двигательным действием в процессе обучения двигательные умение, двигательное навык, двигательное умение высшего порядка (суперумение).

Структура обучения как этапы обучения отдельному двигательному действию. Характеристика связи формирования двигательного навыка и этапы обучения:

I этап: ознакомление, создание представления: задачи, средства, методы.

II этап: начальное разучивание: задачи, средства, методы. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приемы исправления. Освоение двигательного действия на уровне умения.

III этап: закрепление: и совершенствование: задачи средства, методы освоение двигательного действия на уровне навыка.

IV этап: интегральное совершенствование навыков и качеств; задачи, средства, методы.

Умение применять комплекс двигательных действий в вариантных условиях на основе высокого уровня физических качеств и специальных знаний на уровне умений высокого порядка (суперумения).

Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом Воспитании. Содержание знаний сведения о физическом воспитании в целом, о закономерностях движения человеческого тела, о правилах разучивания двигательных действий и способах их выполнения, о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека.


    1. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Понятие двигательно-координационных способностей (ловкости), их комплексный характер. Формы проявления ловкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития ловкости. Средства и методы, применяемые для развития двигательно-координационных способностей. Возрастные особенности проявления.

Общие и частные задачи, реализуемые в процессе развития двигательно-координационных способностей. Благоприятные периоды для развития. Основные направления в воспитании двигательно-координационных способностей.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие двигательно-координационных способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости.


    1. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Понятие «силы», формы проявления силовых способностей. Методика развития силовых способностей. Виды упражнений, используемые для развития силы мышц (упражнения с внешним сопротивлением; упражнения с преодолением веса собственного тела; изометрические упражнения, упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с амортизаторами и др.). Характеристика методов тренировки по развитию силовых способностей (метод повторных усилий, метод динамических усилий, метод максимальных усилий, метод круговой тренировки). Критерии и параметры нагрузки при использовании различных средств развития силовых способностей.

Благоприятные возрастные периоды развития силы. Особенности использования силовых упражнений в различные возрастные периоды жизни человека.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие силовых способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей для различных возрастных групп занимающихся.


    1. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Понятие скоростно-силовых способностей, формы их проявления. Факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых. Физические упражнения, используемые для развития скоростно-силовых способностей. Проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений.

Критерии и параметры нагрузки при использовании различных средств развития силовых способностей.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие скоростно-силовых способностей с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростно-силовых способностей для различных возрастных групп занимающихся.


    1. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Определение скоростных способностей (быстроты), формы их проявления. Физиологический механизм проявления быстроты.

Наиболее благоприятные периоды развития скоростных способностей. Методика развития быстроты. Методы и средства развития скоростных способностей: метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью; игровой и соревновательный метод, метод динамических усилий, облегчённых внешних усилий. Дозировка нагрузки при использовании различных средств развития сскоростных способностей.

Возрастные особенности применения средств для развития скоростных способностей.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие выносливости с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения /тесты/ для определения уровня развития быстроты.


    1. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Понятие выносливости, виды (общая и специальная: силовая, скоростная, координационная, специальная). Работоспособность, утомление и выносливость. Факторы, влияющие на проявление и развитие выносливости. Методика развития выносливости. Средства развития общей и специальной выносливости. Методы развития выносливости (равномерный, непрерывный, повторный, переменный) и этапы развития выносливости. Дозировка нагрузки при использовании различных средств развития выносливости.

Особенности применения упражнений на выносливость в различные возрастные периоды жизни человека.

Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие выносливости с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения /тесты/ для определения уровня развития выносливости.


    1. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Определение понятия гибкости, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявления. Общая и специальная, активная и пассивная гибкость. Физиологический механизм проявления гибкости.

Методика развития гибкости: средства, методы. Физические упражнения, применяемые для развития гибкости. Влияние температуры окружающей среды, времени суток на проявление гибкости. Возрастные периоды развития гибкости. Особенности применения упражнений на гибкость (подвижность в суставах) в различные возрастные периоды жизни человека.

Место упражнений на гибкость в учебно-тренировочном занятии. Сочетание в одном тренировочном занятии, цикле занятий упражнений на развитие гибкости с упражнениями на развитие других физических качеств.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости


1.12. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста.

Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Особенности построения учебных занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.


1.13. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Средства физического воспитания детей школьного возраста. Гимнастика. Легкая атлетика. Ходьба на лыжах. Плавание. Игры.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики физического воспитания. Домашние задания.

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Средства физического воспитания. Особенности методики физического воспитания детей в среднем школьном возрасте.

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Особенности возрастного развития. Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте. Характеристика средств физического воспитания. Особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.

Урок физической культуры как основная форма физического воспитания в школе. Требования к уроку. Структура урока и характеристика его частей. Постановка задач урока. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. Организация и методические основы проведения урока физической культуры. Дозирование физических нагрузок на уроке. Физическая нагрузка. Общая и моторная плотность урока. Формирования навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Внеклассные формы организации занятий. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений. Формы физического воспитания в семье.


1.14. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА


Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Задачи физического воспитания. Основные разделы программы физического воспитания. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура во внеучебное время. Массовые спортивные и туристские мероприятия.

Сущность и значение планирования. Виды планирования- перспективное планирование; текущее планирование; оперативное планирование. Требования к планированию в физическом воспитании. Целевая направленность педагогического процесса. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Учет закономерностей физического воспитания. Конкретность планирования. Методическая последовательность планирования. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, план-конспект урока. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании. Предварительный контроль. Оперативный контроль. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль. Методы контроля. Требования к учету. Документы учета. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию. Педагогическая технология. Общий план работы по физическому воспитанию. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию Поурочный рабочий (тематический) план на четверть. План-конспект урока.


1.15. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И В БЫТУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ


Обязательный и факультативный курс физического воспитания в ВУЗЕ. Особенности задач, содержания и построения вузовского курса физического воспитания. Типовое содержание программы по физическому воспитанию студентов, ее нормативные основы. Особенности методики и общего построения занятий в подготовительном и специальном отделениях, отделении спортивного совершенствования. Профессионально-прикладная подготовка в вузе.

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в ВУЗе. Спортивные соревнования среди студентов. Организация физического воспитания как формы досуга студенческой молодежи.


1.16. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И В БЫТУ ОСНОВНЫХ КОНТИНГЕНТОВ ТРУДЯЩИХСЯ


Значение и задачи направленного использования факторов физической культуры в период основной трудовой деятельности. Социальные и биологические факторы, обуславливающие специфику задач по направленному использованию факторов физической культуры в период основной трудовой деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Производственная гимнастика, ее формы и содержание. Физкультурно-оздоровительные мероприятия на производстве. Ведомственные соревнования.


1.17. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА


Социальные факторы, определяющие значение физической культуры в жизни людей зрелого и пожилого возраста. Проблема противодействия возрастной инволюции с использованием факторов физической культуры. задачи физкультурной деятельности. Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма, принципы их выбора и нормирования. Оздоровительно-гигиенические, реабилитационные и рекреативные формы использования физической культуры.


1.18. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Планирование физического воспитания (перспективное, текущее, оперативное). Требования и к планированию, методическая последовательность. Характеристика основных документов: учебный план, учебная программа, учебный план-график, календарно-тематическое планирование занятий, расписание занятий, план-конспект урока.

Планирование дополнительных форм физического воспитания (спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, соревнования, спортивные праздники и т.д.).

Планирование занятий по физическому воспитанию для людей различных возрастных групп. Учет деятельности по физическому воспитанию в различных учреждениях и его влияние на планирование.


1.19. СУЩНОСТЬ СПОРТА, ЕГО ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, СОВРЕМЕННОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ


Спорт как исторически сложившаяся специфическая человеческая деятельность. Спорт в структуре современного общества, спортивные, объединения в мировой социально-политической системе. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта. Специальные и общие функции спорта. Массовый (общедоступный) спорт. Главная черта – доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора. Детско-юношеский спорт. Два направления: подготовка спортивных резервов и использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подрастающего поколения. Критерии эффективности – массовость охвата занимающихся, подготовка резерва высококвалифицированными спортсменами. Спорт высших достижений.

Виды спорта. Отличительный их признак - предметная основа Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта. Система отбора и спортивной организации. Система соревнований. Система спортивной тренировки. Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки. Спортивные достижения и тенденции их развития. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте соревновательной деятельности (бег, плавание, игры и т. п.). Разнообразие видов спорта в мире, в нашей стране.

Функции современного спорта. Гуманистическая направленность функции спорта.

Типы спорта, сложившиеся в мире. Спорт высших достижений. Установка на победу, рекорд, призовое место. Критерии эффективности - по итогам крупнейших соревнований. Наличие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.

Массовый спорт (спорт для всех). Критерии эффективности по факту регулярных занятий и участия в соревнованиях, личных достижений. Главная черта- доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора.

Детско-юношеский спорт. Два направления: первое - подготовка спортивных резервов, связь со спортом высших достижений; второе - использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подрастающего поколения, связь с массовым спортом. Критерии эффективности - массовость охвата занимающихся, подготовка резерва высококвалифицированным спортсменам.

Профессиональный спорт. В его основе лежит стремление спортсменов победить и получить вознаграждение. Источники существования - самоокупаемость, прибыль, реклама и пр. Характеристика спортсменов-профессионалов и профессиональных клубов.

Основные направления спортивного движения: массовый спорт и спорт высших достижений. Школьный, студенческий спорт. Профессионально-прикладной спорт. Спорт для инвалидов (паралимпийские игры), профессиональный спорт. Нормативные документы о физической культуре и спорте.


1.20. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА


Требования к спортсмену в современном спорте и необходимость совершенствования подготовки спортсменов на основе системного подхода. Понятие «спортивная подготовка».

Многолетний характер подготовки спортсменов от начала специализированных занятий спортом в детском возрасте до прекращения активных выступлений в спорте высших достижений.

Структура системы подготовки спортсменов: подсистема целей и модельных показателей на весь многолетний период: подсистема обеспечения (отбор спортсменов, тренерские и др. кадры, материально-техническая оснащенность, формы организации, управление); подсистема реализации целей и достижения модельных уровней (тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена).


1.21. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА


Определение «спортивная тренировка», «спортивная форма». Цели и задачи, методы, принципы спортивной тренировки. Спортивно-техническая подготовка. Критерии техники. Сбивающие факторы. Характер сбивающих факторов и причины возникающих нарушений, вызываемые ими процессы. Спортивно-тактическая подготовка. Физическая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка. Психическая подготовка. Классификация нагрузок и характеристика отдельных зон интенсивности.


1.22. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МНОГОЛЕТНИЙ ПРОЦЕСС


Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Характеристика этапов спортивной тренировки: этап предварительной подготовки, этап начальной спортивной специализации, этап углубленной специализации в избранном виде спорта, этап спортивного совершенствования, этап высшего спортивного мастерства. Отбор, этапы отбора, спортивная ориентация.

Понятие «спортивная ориентация». Понятие «спортивный отбор». Место отбора в многолетней системе подготовки спортсменов. Связь со спортом высших достижений, массовым и детско-юношеским спортом. Организация отбора на всех уровнях. Методика отбора на всех уровнях.


1.23. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ


Суть планирования в спорте. Перспективные, годичные планы. Цикличность планирования спортивной тренировки. Построение тренировки в микроциклах, мезоциклах, макроциклах
  1   2   3

Похожие:

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 032102. 65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconУчебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconУчебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconГосударственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconПрограмма собеседования по направлению
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» icon«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья адаптивная физическая культура»

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconПрограмма практики по специализации направление подготовки 032102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сочинский государственный...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconМетодическая разработка к лабораторно-практическому занятию для студентов II курса специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconПрограмма дисциплины Психология по специальности среднего профессионального образования 050142 «Адаптивная физическая культура»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» iconПрограмма дисциплины Возрастная психология по специальности среднего профессионального образования 050142 «Адаптивная физическая культура»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница