Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста




Скачать 13,37 Kb.
НазваниеИнтегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Дата04.02.2016
Размер13,37 Kb.
ТипДокументы


МБДОУ «Детский сад №3 «Чебурашка» общеобразовательного вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей»


Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии

детей старшего дошкольного возраста


Учитель – логопед С.В.Машина


Музыкальный руководитель Н.А.Татаринова


г.Шарыпово, 2013г.

В ряду задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. Чем более развита речь у дошкольника, тем шире его возможность познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и сознания в целом. Поэтому развитие правильной речи является главной и актуальной задачей в дошкольном возрасте.

Ученые, занимающиеся проблемой нарушения и недоразвития речи у детей, в ходе экспериментально - физиологических исследований доказали, что под воздействием музыки у ребенка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у ребенка меняется активность клеток мозга, улучшается память.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

Понимая важность воздействия музыки на речевое развитие детей, и учитывая современные требования в системе образования, совместно мы, учитель-логопед логопедического пункта ДОУ и музыкальный руководитель, используем метод интегративного обучения. Считаем этот метод работы актуальным и наиболее эффективным.

Почему же именно интеграция? Интеграция - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры - драматизации, сюжетно-ролевые.

Интегрированное построение занятий, во-первых, позволяет избежать перегрузки и дезадаптации детей. Во-вторых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, придумывает самостоятельно мелодии, импровизирует, познает законы и хитрости родного языка. В-третьих, в интересной, игровой форме происходит развитие умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него; обогащение словаря детей; совершенствование звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха; формирование грамматической структуры речи; развитие коммуникативных умений - свободно высказывать свою мысль, поделиться музыкальными впечатлениями, рассказать о чем-либо. В-четвертых, у дошкольников развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого и музыкального опыта, применение его в нестандартной ситуации интегрированного занятия или развлечения.

Целью совместной педагогической деятельности определили музыкальное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода интегративного обучения.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- учить умению связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

- развивать фонематический слух;

- совершенствовать звуковую культуру речи детей;

- развивать чувство ритма и умения согласовывать движения со словами и музыкой;

- воспитывать любовь и интерес к музыке;

- обогащать музыкальными впечатлениями детей, знакомя их с разнообразными произведениями;

- содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;

- развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Составили перспективно-тематическое планирование интегрированных занятий по развитию речи и музыкальному развитию детей (один раз в месяц) и музыкально-речевых развлечений с детьми старшего дошкольного возраста (два раза в год).

Разработали цикл интегрированных занятий на лексические темы: «Какие бывают звуки?», «Прогулка по осеннему лесу», «Сказки о море», «Мама – главное слово на свете», «О чем рассказала снежинка», «Сказки зимнего леса», «Мой край», «У природы нет плохой погоды», «Посвистим и пошипим» и другие; музыкально-речевые развлечения на темы: «Путешествие в страну звуков», «Карнавал животных» по пьесам одноименного цикла К. Сен-Санса», «П.И. Чайковский. Времена года», «Поющие звуки», «На дворе – трава, на траве – дрова», «Праздник правильной речи», «Живи в веках, моя Россия». Основополагающим принципом проведения данных занятий и развлечений является взаимосвязь речи, музыки и движения. Содержание занятий изменяем по мере поэтапного усложнения речевого и музыкального материала. Музыкальный репертуар подбирается с учетом лексических тем.

На интегрированных занятиях и музыкально-речевых развлечениях прием парной педагогики является основным. Деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда тесно взаимосвязана, вплетается, интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир дошкольника.

Так как ведущая деятельность дошкольника - это игра, на занятиях используем:

- музыкально-речевые игры («Музыкальный домик», «Кто моя мама?», «Дирижер», «Рассели животных», «Подбери пару», «Музыкальное эхо», «Рассказ музыкального инструмента», «Шаловливые сосульки», «Ритмический оркестр», «Найди свой вагончик», «Передай доброту», «Игры с ладошками, с палочками», «Находим ритм в стихах и музыке», «Какая музыка», «Сколько нас поет?» и др.), способствующие развитию фонематического слуха и внимания, развитию артикуляции, речевого и певческого дыхания, мимики, чувства темпа и ритма;

- задания («Весело – грустно», «Паучок мешает спать», «Гномики», «Я и Мы» и другие), развивающие эмоциональную сферу ребенка;

- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку («Паровозик», «Три медведя», «В зоопарке» и другие);

- распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети отрабатывают на занятиях с учителем – логопедом;

- распевки («Песенка домового», «Филин», «Ветерок», «Ворона» и другие), направленные на совершенствование мелодико-интонационной стороны речи.

Подобрали и систематизировали логоритмические упражнения в комплексы по темам: «Времена года», «Животные», «Зимние забавы», «Встреча с Федорой», «У бабушки в деревне», «В гостях у братцев Тики-Так», «Сказка о Маше – растеряше» и др. В методический кабинет ДОУ представили картотеку музыкально-речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

На интегрированных занятиях применяем компьютерную технологию «Игры для Тигры», игровые упражнения и задания которой формируют правильные речевые навыки и самоконтроль ребенка за своей речью, позволяют эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей, способствуют созданию у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработали серию музыкально-речевых игр («Звуки осени», «Весенняя капель», «Лето красное поет», «Звуки зимнего леса», «Папа, мама и малыш», «Волшебница вода»), способствующих развитию творческого воображения и образного мышления, обогащению словаря и музыкальных впечатлений детей, активизации интонационно-выразительной речи, совершенствованию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе. Сборник игр представлен в методическом кабинете ДОУ, предложен родителям для занятий с ребенком дома.

Для педагогов ДОУ проводим семинары – практикумы на темы: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений», «Учимся правильно дышать», «Артикуляционная гимнастика как средство активизации движений органов речедвигательного аппарата», мастер – класс «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха», консультации «Значение физкультминуток, используемых на занятиях, для развития координации слова и движения», «Влияние музыки на развитие фонематического слуха», «Этот удивительный ритм» и другие, во время которых воспитатели получают советы и рекомендации по проведению логоритмических упражнений, логопедических гимнастик, пальчиковых и речевых игр, упражнений для координации речи и движения, слушания музыки. Узнают, как правильно организовать игры и упражнения в группе, на прогулке, в каких режимных процессах лучше и грамотнее использовать музыкальные произведения.

Одними усилиями педагогического коллектива без поддержки родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном и речевом развитии детей. В течение учебного года проводим консультации, индивидуальные беседы с целью пропаганды педагогических знаний по музыкально-речевому воспитанию, рассказываем об опыте и достижениях ребенка в области музыкального и речевого развития. Считаем, что наиболее эффективными формами работы с родителями являются практикумы: например, «Игры, которые лечат», направленный на ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания; «Мы танцуем и поем - вместе весело живем!» - раскрытие особенностей музыкального развития детей и его влияние на речь; «Играем со звуками» - автоматизация поставленных звуков и развитие фонематического слуха и другие.

Посещение открытых интегрированных занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются навыки, умения их детей в музыкальном и речевом развитии. В марте 2009г. провели открытое занятие на тему: «Мягкие и твердые звуки» для педагогов ДОУ; в октябре 2009г. - открытые интегрированные занятия на тему: «Какие бывают звуки» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников подготовительных к школе групп; в мае 2010г. - открытые интегрированные занятия на тему: «День рождения звука» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников старших групп; в октябре 2010г. – открытое интегрированное занятие на тему «Мой любимый детский сад» для педагогов ДОУ города и родителей воспитанников подготовительных к школе групп.

Традиционным стало проведение музыкально-речевых развлечений (ноябрь, апрель), в ходе которых развиваются звуковой анализ и синтез, звуковысотный и фонематический слух, активизируется словарь, совершенствуется певческий голос и интонационная выразительность речи, формируется умение ритмично и выразительно двигаться под музыку и координировать слова с движениями, создается эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.

Систематическая и целенаправленная работа по использованию метода интегративного обучения способствует успешному развитию музыкального и речевого развития детей:

- показатель высокого и среднего уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4% (2008 – 2009 уч. год – 96%, 2009 – 2010 уч. год -100%);

- положительная динамика в речевом развитии детей, выпущенных из логопункта: в 2008 - 2009 уч. году из 22 детей: с речевой нормой 10 человек, с улучшением в речи 12 человек; в 2009 - 2010 уч. году из 28 детей: с речевой нормой 15 человек, с улучшением в речи 13 человек;

- показатель высокого и среднего уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4,7% (2008 – 2009 уч. год – 93%, 2009 – 2010 уч. год -97,7%).

Обобщив педагогический опыт работы по музыкально-речевому развитию детей, представили его на Неделе ГМО педагогов ДОУ в январе 2010г., став победителями. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и музыкальному воспитанию «Мама – главное слово на свете» выставлен в разделе «Методическая копилка» Интернет - странички ГМО воспитателей ДОУ, организованных на официальном сайте ИМЦ г. Шарыпово:http://imc.shr.edu.ru/.

В октябре 2010г. на IV научно-практической конференции «Образовательное пространство города Шарыпово: Опыт. Проблемы. Пути совершенствования» выступив с докладом на тему: «Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста», музыкальный руководитель стала победителем в секции «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста». Доклад включен в информационный сборник «Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогами г. Шарыпово».

В журнал «Дошкольная педагогика» представлен конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Какие бывают звуки».


Похожие:

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconИспользование презентаций в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 (мдоу д/с№55) г. Таганрог
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста icon«Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики»
...
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconОсобенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей...
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconТематика курсовых работ 2012-2013 уч год Воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconВ музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность....
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconПедагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры
Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора
Письмо Минобрнауки РФ от 27. 01. 2009 n 03-132 "о методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического...
Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница