Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика




Скачать 35,45 Kb.
НазваниеАвтореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер35,45 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
Краеведческий подход в преподавании географии.

Автореферат.

Автор:Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии МБОУ Игринская СОШ №5,Удмуртская Республика.


Содержание


1. Введение . стр.

2. Преподавание географического краеведения в начальной

и основной школе. стр.

3. Изучение географии Удмуртии как отдельного учебного предмета. стр.

4. Краеведение во внеурочной деятельности. стр.

5. Результаты краеведческого подхода к обучению. стр.

Заключение. стр.


ВВЕДЕНИЕ

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние региона, в их равноправном взаимодействии и выделять в краеведении особое направление – географическое краеведение.

Курс географического краеведения должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические компоненты.  Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов – географии, экологии, биологии, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения- родной край, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов, а именно: изучение истории и сегодняшней жизни своей республики, района, города, села, улицы, дома. При этом должен соблюдаться принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и своего региона, через осуществление личностно – ориентированного подхода при изучении предмета.

Данный реферат является следствием краеведческого направления в работе Игринской средней школы №5, которое существует уже многие годы как в учебной так и воспитательной работе. Это прослеживается через учебные предметы по разным направлениям краеведения – историческом, литературном, географическом, а также через предметные кружки и клубы. Природоведческая направленность краеведения начинается с начальной школы, где учебный предметы «окружающий мир» и «природоведение» во многом опираются на краеведческий материал. Затем изучение своего края переходит в среднее звено, где знания учащихся углубляются и приобретаются практические навыки изучения и исследования территории своей республики и района на уроках географии в 6-9 классах и отдельного курса географии Удмуртии в 8 классе. Для преподавания географического и природоведческого краеведения в школе имеются необходимые условия, как в начальном, так и в среднем звене. Например: все учителя начальной школы прошли курсовую подготовку по краеведению, по ходу работы могут обращаться (и обращаются) за консультацией по сложным вопросам к учителям географии и биологии. Для преподавания географии Удмуртии имеются учебники, географические атласы, настенные и контурные карты, в библиотеке в наличии дополнительная краеведческая литература. В школе есть простейшие приборы для проведения практических работ на местности, наблюдений за природой – компасы, термометры, барометр, психрометр и т.д. Трудности возникают лишь с рабочими тетрадями, которые издаются не каждый год. Недалеко от школы находится Центр народного творчества, сотрудничество с которым позволяет значительно расширить рамки урока, дать наглядные представления о прошлом и настоящем района, о народных промыслах нашей местности и даже попробовать самим изготовить поделки из бересты, лозы, льна и т.д . Поэтому не случайно географическое краеведение стало одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности

В своей работе по краеведению я ставлю главной целью - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины- Удмуртии, знающего и любящего свой край, поселок и желающего принять активное участие в его развитии.

Изучение курса «Географическое краеведение» в основной школе решает следующие задачи:

  • Изучение особенностей природных компонентов окружающей местности , объектов хозяйственной деятельности (микрорайон школы, поселок, республика);

  • Овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины (Удмуртии, своего населенного пункта);

  • Формирование практических навыков в изучении природы (погоды, почв, рек, озер, растительного и животного мира) , хозяйства ( отрасли, промышленные центры, ТПК и т.д.) и населения Удмуртии;

  • Формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.

  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Таким образом, школьное географическое краеведение является важным средством в решении проблемы связи школы с жизнью. Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет “отразить мир в капле воды”. Развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся - краеведческий принцип в преподавании географии. Как это можно сделать в масштабе школы и в рамках предмета «география» будет показано на страницах данного реферата.

2. ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


Школьное краеведение - это углубленное познание родного края, его природы, истории, населения, хозяйства, оно обеспечивает краеведческий подход к изучению географии, т. е. использование краеведческого материала, знаний по географии своей местности для формирования у учащихся географических понятий, умений устанавливать важнейшие взаимосвязи между явлениями природы. Задача заключается в том, чтобы найти, какими конкретными путями должно осуществляться преподавание географии на краеведческой основе, какие конкретные связи между местными явлениями природы можно использовать для выработки у учащихся общегеографических понятий и представлений. Главная функция регионального (национально-регионального) компонента в начальной школе – формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

Краеведение в начальной школе.

Важно начинать заниматься изучением истории своего края с младших классов. Поэтому более 10 лет назад в школе стали внедряться интегрированные уроки, которые проводились именно с первого года обучения. Работая заместителем директора по учебно – воспитательной работе приходилось неоднократно посещать такие уроки, быть не только контролером, но и главным консультантом в вопросах краеведения. Поэтому все методические находки учителей и возникающие проблемы были, как говорится, на глазах.

Работа над выбором форм, методов и способов организации и проведения интегрированных занятий привела нас к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы. В рабочих программах учителей по учебным предметам выделялся специальный раздел, где отражались все уроки с применением краеведческого принципа в обучении, отражалась интеграция краеведения с другими предметами. Однако, с отменой региональной составляющей в учебном плане школ, краеведческий раздел в рабочих программах не выделяется, но интеграция никуда не исчезла, учителя продолжают работать в этом направлении. Основная интеграция идет с предметом «Окружающий мир», где в разной степени вопросы краеведения затрагиваются на 24 – 25 уроках, а так же уроках литературного чтения, технологии, русского языка. Всего за год это охватывает не менее 40 уроков в 1 классе и до 68 часов – в 4 классах.

Исходя из опыта работы учителей, были выработаны четыре этапа проведения интеграции, которые соответствуют возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах. Поэтому первый этап является репродуктивным (1-2 кл.). Второй этап посвящается развитию творческих способностей учеников (2-3 кл.). На третьем этапе (продуктивном) развиваются исследовательские навыки детей (3-4 кл.). Четвертый этап является эвристическим (3-4 кл).

На первом этапе на уроках, учителя предлагают детям упражнения и задания, содержащие информацию о нашем поселке. Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо строить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.

На последующих уроках обучения грамоте пополняется лексический запас ребенка на краеведческие термины «Родина», «Отчизна», «малая Родина», «родная сторона», «семья», «родня», «родители» и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке в «Азбуке». Дети составляют рассказы, приносят фотографии своей семьи, то есть подходят к заданию не формально. Составляют «семейное древо». Важно только, чтобы это не было навязчивым, нудным и слишком назидательным. На таких материалах отрабатываются общеучебные навыки. У ребят заметно повышается учебная мотивация, возникает интерес к изучению родного края.

Второй этап предполагает развитие творческих способностей, которое происходит через различные творческие работы: На третьем этапе начинается работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учатся находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. В результате появляются целые исследовательские работы, которые учащихся защищают на своих научно – практических конференциях. Так в 2008- 09 учебном году первое место заняла работа реферативного типа по теме «Река Лоза» ученика 4 класса. Лучшие работы представляются на районные конференции по краеведению и экологии.

На уроках окружающего мира начинается изучение предприятий нашего поселка, оно проходит в форме деловой игры. Ученики превращаются в корреспондентов, получают задание:

Взять интервью у своих родителей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек, о том на каких предприятиях поселка они трудились или трудятся сейчас, чем занимается это предприятие, есть ли трудовые династии в вашей семье.

Или другие задания краеведческой направленности:

За последнее время площадь, занятая лесами, в нашем районе существенно сократилась. Как ты думаешь, почему это произошло? Какое влияние на окружающий мир оказывает вырубка леса? Что ты знаешь об экологической проблеме нашего поселка?

Но, несмотря на большую работу учителей начальных классов, у них возникают свои проблемы, которые отражаются в последующем на восприятии учебного материала в среднем звене школы. Все учителя отмечают главные проблемы:

- нет программы по краеведению для начальной школы, поэтому учителя могут рассчитывать только на свои силы и знания;

- не хватает наглядных пособий или они устаревшие, учителя вынуждены изготавливать их сами или адаптировать имеющуюся наглядность к краеведческому материалу;

- у двух учителей отсутствует курсовая подготовка по краеведению.


Как результат – учащиеся приходят в среднее звено недостаточно подготовленными в данных вопросах, о чем свидетельствуют результаты вводной диагностики в 5 классе. В начале учебного года, в сентябре, учащиеся отвечают на ряд коротких вопросов, включающих термины, знание природных закономерностей, изучающихся в начальной школе ( например: круговорот воды, смена природных зон и т.д.), а так же практическое задание на умение пользоваться физической картой России и полушарий. В 2009 году частично справились с работой лишь половина учащихся 5 класса. Поэтому я решила помочь учителям начальной школы, а так же облегчить и так сложный период адаптации учащихся в среднем звене обучения, создав методическое пособие «Изучение вопросов географического краеведения в начальной школе» . В этом пособии я постаралась изложить в доступной для учителя форме те вопросы, в которых они испытывают или могут испытывать затруднения, дать практические рекомендации. В пособии имеются материалы по проведению практических работ, контрольные тесты и задания, справочные материалы, включающие словарь терминов, темы для проектных работ, а так же стихи, интересные материалы для любознательных, которые могут разнообразить урок, придать ему эмоциональность. Объем материала по каждой теме значительно превышает требования учебной программы для начальной школы и возможности одного урока. Но материал можно использовать по частям, отбирая вопросы в соответствии с возрастом и подготовленностью учащихся к восприятию данной темы, использовать его не только на уроках, но и во внеурочной деятельности – на занятиях краеведческого кружка.

Сделана попытка более подробно разработать тему «Наш край на карте», который включает разработку трех уроков, так как эта тема достаточно сложная и требует подготовленности учителя , умения работать с картой. Остальные темы имеют только методический материал для разработки уроков, он достаточно универсален.

Методическое пособие было рассмотрено и одобрено на заседании школьного методического объединения учителей начальной школы. Сделано заключение о целесообразности его использования. На этом же заседании проведена первая вводная консультация по работе с данным пособием, даны рекомендации по проведению практических работ. В этом году идет его апробация. По опросам пособием в этом году пользуются учителя, главным образом, 3-4 классов. Использовались темы: «Полезные ископаемые Удмуртии», «Воды нашей местности», «Почвы Удмуртии» и «Природные комплексы Удмуртии». Но уже поступают заявки от учителей и воспитателей группы продленного дня по расширению материала о памятниках природы района, экологической ситуации и т.д.


Краеведение в основной школе.

Проблемы начальной школы выливаются в ряд проблем уже в 5 -6 классах:

- учащиеся приходят в среднее звено каждый год с разной степенью подготовленности, разным набором знаний;

- опора на жизненный опыт учащихся упрощает подачу учебного материала, что снижает научный подход в обучении, учащиеся почти не пользуются географическими терминами и понятиями;

- учащиеся не владеют картой, т.к. видят ее только как демонстрационное пособие на доске, не умеют пользоваться атласами;

- ученики могут находить информацию ( пусть даже с помощью родителей), но не могут ее анализировать, выделять главное, что снижает качество ответов.

После перехода в среднее звено обучения и на основе диагностики уже в 5- 6 классах начинаю проводить коррекцию знаний и умений учащихся. Программа природоведения включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий и терминов, а так же имеется возможность работы с атласами и контурными картами. Из 68 уроков природоведения использую краеведческий материал на 15 уроках., из них 5 уроков полностью посвящены Удмуртии. В 6 классе эта работа продолжается на 29 уроках, из них 8 уроков проводятся на местном материале. В последующих 7 -9 классах идет углубление знаний по краеведению и их использование для понимания материала по географии России и мира. Таким образом изучение географического краеведения ведется на 107 уроках, включая 34 часа географии Удмуртии в 8 классе.

Всю систему моей работы по географическому краеведению с 5 по 9 класс, исключая 8 класс, где обучение ведется по особой программе, можно представить в виде таблицы.


Использование вопросов географического краеведения

на уроках географии и природоведения в среднем звене обучения.


Класс

Тема урока

Вопросы краеведения,

рассматриваемые на уроке

5

Цель для реализации: коррекция имеющихся знаний и формирование новых о природе Удмуртии; научить пользоваться атласами и первоначальными умениями работы с контурными картами.

Планируемые результаты: знать особенности природы, климата, экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения; уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; находить необходимый материал в справочной литературе; пользоваться картами, атласами и контурными картами.




Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

На основе практической работы, знакомство с горными породами своей местности. Нефть- основное богатство Игринского района.




Природные явления. Строение Земли.(обобщающий урок)

Возможность возникновения грозных природных явлений на территории Удмуртии и причины.




Суша планеты. Материки и острова.

Евразия –материк, где мы живем. Место Удмуртии на карте материка.




Атмосфера Земли.

Атмосферные явления характерные для нашей местности: дождь, снег, гроза, туман и т.д.Коррекция по теме «Круговорот воды»




Погода и климат.

Погода в Игре в день изучения. Особенности климата и сезонов года в Удмуртии.




Воды суши.

Рассмотрение рек на примере р.Лозы, протекающей рядом со школой.




Климат и внутренние воды Удмуртии.

Работа с атласами и контурной картой Удмуртии : обозначение границ, крупных рек и водохранилищ.




Природные зоны Земли.

Определение по атласу Удмуртии природной зоны в которой мы живем.




Растения разных природных зон.

Основные породы деревьев и кустарников в лесах Удмуртии. Работа с гербарием.




Природные зоны Удмуртии и их обитатели.

Подробно рассматривается растительность и животный мир тайги, смешанных и широколиственных лесов. Сообщения учащихся о типичных представителях животного мира.




Экологические проблемы

Промышленное и бытовое загрязнение окружающей среды в Игре ( примеры приводят сами учащиеся на основе наблюдений).




Жизнь под угрозой. Редкие и исчезающие виды животных Удмуртии.

Сообщения учащихся об исчезающих и редких животных Удмуртии на основе рекомендуемой литературы.




Экскурсия в природу ( 2 часа)

1. Знакомство с природными комплексами своей местности.

2.Знакомство с водными объектами- р.Лозой и железнодорожным прудом. Болото у ж/д.

6

Цели для реализации: научить определять географические координаты и географическое положение республики на карте России; вести наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природы, проводить простейшую обработку полученных данных; выработать умения работы с картами и атласом Удмуртии

Предполагаемые результаты : определять на местности, плане и карте расстояния, направления и географические координаты; находить в разных источниках необходимую информацию о природных объектах и явлениях Удмуртии; научиться обрабатывать результаты наблюдений и описывать их.





Определение направлений по плану местности.


Выход на местность для определения направлений по азимуту и по местным признакам.




Съемка местности (2 урока)

Съемка плана школьного двора.




Географическая карта.

Определение направлений на карте России от Ижевска до ближайших морей и океанов, до г. Москвы и.т.д.




Географические координаты.

Определение географических координат г. Ижевска и п. Игра.




Породы, слагающие земную кору.

Рассмотреть коллекцию горных пород нашей местности, определить их происхождение.




Равнины.

Определить, на какой равнине расположена Удмуртия. По атласу Удмуртии найти низменности и возвышенности республики, в пределах каких из них находится Игринский район.




Воды суши. Подземные воды.

Какие воды суши есть в Игринском районе. Родники п. Игра. Как используются подземные воды в районе. Загрязнение вод нефтью.




Реки.

Строение речной долины на примере р. Лозы. Режим и питание р.Лозы.




Озера.

Озера- старицы в пойме р.Лозы.




Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод.

По атласу Удмуртии- Воткинское водохранилище, крупные пруды республики. Местные пруды. Загрязнение р.Лозы и ж/д пруда.




Температура воздуха.

Основные понятия и построение графика суточного хода температур дается на местных данных




Ветер.

Господствующие ветры в Удмуртии и Игре. Построение Розы ветров для Удмуртии




Атмосферные осадки.

Основные виды осадков и их распределение по сезонам в своей местности.




Погода и климат.

Основные типы погод для Удмуртии.




Наблюдение за погодой и ее предсказание.

Предсказание погоды по местным признакам. Результаты наблюдения за погодой.




Причины, влияющие на климат.

Какие из причин, указанных в учебнике характерны для нашей местности.




Климат нашей местности.

Описание погоды одного дня. Построение графиков годового хода температуры и диаграмм осадков для Удмуртии .Общие выводы.




Разнообразие организмов и их распределение по Земле.

Вспомнить природные зоны для Удмуртии.




Воздействие человека на природные комплексы.

Виды воздействия человека на ПТК своей местности.




Природные комплексы своей местности.

Выделение природных комплексов на территории района и в Удмуртии Описание одного из них по плану.




Природа своей местности

( 5 уроков)

Работа с картами атласа, контурными картами. Проведение комплексных экскурсий на местности. Групповая защита отчетов по результатам экскурсий.




Населенные пункты.

Населенные пункты нашего района . Рассказ учащихся об Игре.




Стихийные природные явления.

Явления, встречающиеся в нашей местности. С чем сталкивались сами учащиеся (рассказ).




7

.Цели для реализации: Научить определять положение Удмуртии на карте мира; на основе сравнения природы Удмуртии и разных материков помочь учащимся лучше понимать природу мира и ее особенности.

Предполагаемые результаты: умение сравнивать и анализировать полученную информацию через имеющиеся знания о своей республике.




Распределение температуры воздуха и осадков на Земле

Факторы влияющие на распределение температуры и осадков на территории республики.




Воздушные массы и постоянные ветры .

Воздушные массы и постоянные ветры господствующие в Удмуртии




Климаты Земли.

Тип климата , характерный для Удмуртии.




Климат Африки.

Сравнение климата с нашим для лучшего восприятия материала учащимися.




Географическое положение Австралии.

Отличия в географическом положении от нашей территории. Влияние ГП на сезонность( обратный ход сезонов)




Климат Южной Америки.

Сравнение климата умеренного пояса у нас и в Ю.Америке. Отличия климата.




Природные зоны Ю.Америки.

Сравнение природных зон юга Ю.Америки и Удмуртии ( примерно одна широта). Причины отличий.




Географическое положение С.Америки

Проекция широтного положения Удмуртии на карту С.Америки.




Природные зоны С.Америки.

Сходство и различие природных зон Удмуртии и в С.Америке на одной широте. Причины отличий.




Географическое положение Евразии.

Положение Удмуртии на материке Евразия.




Климат. Климатические пояса Евразии.

Климатический пояс в котором расположена Удмуртия и особенности климата в связи с этим.




Природные зоны Евразии.

Расположение Удмуртии в таежной зоне .










9

Цели для реализации на уроках: Коррекция знаний о населении и хозяйстве Удмуртии через изучение экономической и социальной географии России.

Предполагаемые результаты: учащиеся должны уметь находить сходство и различие в хозяйстве Удмуртии и Уральского экономического района , а также место Удмуртии в населении и хозяйстве всей России.




Политико-административное устройство РФ.

Удмуртия в составе субъектов РФ, федеральных округов.




Численность и естественный прирост населения

Численность и естественный прирост населения Удмуртии в сравнении с другими субъектами РФ.




Национальный состав.

Удмуртия- многонациональная республика.




Миграции населения.

Миграции населения республики в поисках работы.




Городское и сельское население. Расселение населения.

Численность городского и сельского населения Удмуртии в сравнении с др.регионами России.




Роль, значение и проблемы машиностроения.

Специализация машиностроения Удмуртии.




География машиностроения.

Причины размещения машиностроения в Удмуртии.




Военно – промышленный комплекс.

ВПК Удмуртии




Нефтяная и газовая промышленность.

Нефтяная отрасль Удмуртии как часть Волго-Уральской нефтяной базы, нефтепроводы, проходящие через территорию республики.




Металлургический комплекс. Факторы размещения.

Ижевск и Глазов- центры металлургии .Причины их появления в республике.




Черная металлургия.

Ижевский металлургический завод и его продукция.




Лесная промышленность.

Проблемы лесной промышленности в Удмуртии и п. Игра.




Земледелие и животноводство.

Основные культуры выращиваемые у нас, как типичные для лесной зоны. Животноводство- основная отрасль.



Пищевая и легкая промышленность.

Специализация пищевой и легкой промышленности Удмуртии. Предприятия пищевой промышленности района.




Инфраструктурный комплекс. Его состав. Роль транспорта.

Транспортные магистрали и транспортные узлы Удмуртии. Игра – трансп. Узел.




Экономическое районирование

Удмуртия в составе Приволжского федерального округа и Уральского экономического района.




ГП, ресурсы и население Урала.

Природные ресурсы Удмуртии и население в составе Уральского экономического района.




Хозяйство Урала.

Специализация промышленности Удмуртии.
  1   2   3

Похожие:

Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconОбразовательная программа «Учебные исследования в языкознании»
Автор: Корнилова Татьяна Петровна, учитель иностранного языка мбоу сош №65, г. Красноярск, school 65@mail ru
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconАдрес оу: Республика Калмыкия. Целинный район. Село Троицкое, улица Чавычалова 11 «а»
Автор: Ахмирова Наталья Васильевна – учитель географии моу «Троицкая сош имени Г. К. Жукова»
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconНаселение Африки. Современная политическая карта
Автор: Мидакова Людмила Петровна, учитель географии Кукшумской оош ядринского района чр
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconУрок по географии в 11 классе
Автор: Чернякова Елена Викторовна, учитель географии моу дубровской №2 средней общеобразовательной школы
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика icon«По знаменитым местам мира»
Автор: Кузнецова Татьяна Петровна – учитель начальных классов моу екатерининская оош
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconПрограмма элективного курса по географии для 11 классов в рамках профильной подготовки учащихся
Составитель: Копиченко В. А учитель географии высшей категории моу сош №4 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconУрок-игра в 8 классе по географии Тема: Поселок как феномен общественной жизни
Подготовила учитель географии моу – сош пос. Чайковского Клинского муниципального района Московской области Н. Б. Томилина
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconПрограмма элективного курса Образовательная область, учебный предмет: физическая культура фио автора: Серышева Людмила Александровна, учитель физической культуры мбоу «сош №40»
Фио автора: Серышева Людмила Александровна, учитель физической культуры мбоу «сош №40», 665732, г. Братск, ул. Гагарина 21А
Автореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика iconМбоу «сош №6» г. Грозного Тема: «Чеховские места в Таганроге». Автор работы: ученица 9 б класса мбоу «сош №6»
А. П. Чехова. И мне захотелось побольше узнать об этом замечательном авторе: где он жил, учился, в какой семье воспитывался, какие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница