Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению




Скачать 16,58 Kb.
НазваниеКогнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер16,58 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


Никонова Лариса Ивановна


КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


Специальность 19.00.07- педагогическая психология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


МОСКВА-2012

Работа выполнена в Московском государственном гуманитарном

университете им. М. А. Шолохова на кафедре социальной и педагогической психологии


Научный руководитель: Локалова Наталья Петровна,

кандидат психологических наук, старший научный

сотрудник, доцент


Официальные оппоненты: Холодная Марина Александровна,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая лабораторией психологии способностей

и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина

Федерального государственного бюджетного

учреждения науки Института психологии РАН

Кулагина Ирина Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент,

декан факультета повышения квалификации

Московского государственного психолого-

педагогического университета


Ведущая организация: Государственное Бюджетное Научное Учреждение

«Научно-исследовательский институт дошкольного

образования им. А.В. Запорожца»


Защита состоится «17.» мая 2012 года в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.136.08 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18, ауд. 200.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18.


Автореферат разослан «___» апреля 2012 г.


Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Минобрнауки Российской Федерации «___» апреля 2012 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент И.А.Виноградова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, несмотря на достаточно длительную историю ее изучения (Безруких М.М. и др., 1998; Божович Л.И., 2008; Венгер Л.А., 2005; Венгер А.Л., 1988; Витцлак Г., 1986; Гуткина Н.И., 2000; Диков М.Н., 1994; Запорожец А.В., 1986; Йирасек Я., 1978; Костикова М.Н., 1985; Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., 2005; Леонтьев А.Н., 2007; Поддъяков Н.Н., 1997; Разумова Г.В., 1996; Салмина Н.Г., 1998; Смирнова Е.О., 2004; Солдатова С.В., 2001;Эльконин Д.Б., 2004 и др.), продолжает занимать одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. На наш взгляд, это обусловлено, прежде всего, важностью самой проблемы для обеспечения успешности школьного обучения детей в ближайшем будущем, а также тем, что до сих пор отсутствует ясность в вопросах об условиях и способах формирования психологической готовности к школьному обучению.

В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность и значимость в связи с резкой сменой социально-экономической ситуации в нашем обществе. В этих условиях произошли качественные (психические, психофизиологические, личностные) изменения современного ребенка - дошкольника (снизился уровень когнитивного развития, энергичности, социальной и коммуникативной компетентности, возник дефицит произвольности, появились негативные тенденции в эмоциональной сфере и др.) (Фельдштейн Д. И., 2010). В связи с этим трудно ожидать, что формирование психологической готовности к школьному обучению в настоящее время явится естественным и закономерным следствием проживания ребенком дошкольного периода и что все дети к 6 – 7 годам будут психологически готовы приступить к школьному обучению. Результаты проведенных в последние годы исследований, направленных на выявление психологической готовности современных старших дошкольников к школьному обучению (Алексеева А., 2007; Безруких М.М., 2006; Семенович А.В., 2005), показали, что значительная часть детей этого возраста, развивающихся и воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), накануне их поступления в школу характеризуются недостаточным уровнем как когнитивного, так и личностного развития, что свидетельствует об их психологической неготовности к школьному обучению.

Актуальность проблемы психологической готовности к школьному обучению, и в частности роль и значение когнитивного развития будущих школьников для успешности их учебной деятельности, в настоящее время возрастает и в связи с новыми требованиями, которые к обучающимся предъявляет школьный учебный процесс в начале XXI века. Их анализ показывает, что новая парадигма школьного образования, направленная на формирование компетентной личности, и реализация новых образовательных стандартов для начальной школы, предъявляют высокие требования к уровню интеллектуального развития школьников (Холодная М.А., 2008; Локалова Н.П., 2010). С этой точки зрения, психологически готовый к школьному обучению ребенок должен характеризоваться достаточно высоким уровнем, в первую очередь, когнитивного развития.

Однако, несмотря на многочисленные работы, касающиеся различных аспектов психологической готовности к школьному обучению (содержания, компонентов, показателей сформированности, разработки психодиагностических средств, условий формирования), специальных исследований роли когнитивного развития в формировании психологической готовности к школьному обучению не проводилось. В связи с требованиями, которые к будущему школьнику предъявляет новая ситуация его развития, выступает необходимость проведения теоретико-экспериментального исследования, направленного на получение ответа на вопрос о роли когнитивного развития старших дошкольников в формировании психологической (интеллектуальной, личностной) готовности к школьному обучению.

Объект исследования: Психологическая готовность старших дошкольников к школьному обучению.

Предмет исследования: Формирование психологической (интеллектуальной, личностной) готовности к школьному обучению как результат повышения уровня когнитивного развития старших дошкольников.

Теоретико-методологические основы исследования: Принцип развития, понимаемый как модификация системно – структурных межфункциональных связей (Л.С. Выготский), принцип системной организации высших психических функций (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Чуприкова и др.); принцип единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), рассматриваемый в данном исследовании как изменение ряда личностных характеристик под влиянием целенаправленных когнитивных воздействий; закон системной дифференциации, суть которого применительно к психике ребенка состоит в переходе от глобально-диффузного отражения действительности к ее расчлененно-дифференцированным формам (Э. Клапаред, Я.А. Коменский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова и др.); представление о разноуровневости протекания психических процессов и о двойной («сверху» и «снизу») интеграции интеллекта (Л.М. Веккер, С.Л. Рубинштейн); положение о «внутренней позиции школьника» как показателе интеллектуально-личностной готовности к школе (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина); современные исследования в области взаимосвязи интеллектуальных и личностных особенностей (С.В. Гусева, З.А. Зимелева, Э.В. Зиновьева, Е.В. Иванова, А.В. Киселева, Н.П. Локалова, Т.А. Ратанова и др.).

Цель исследования: Теоретически и экспериментально доказать эффективность осуществления когнитивного развития старших дошкольников для формирования психологической готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования: Целенаправленное, систематическое и планомерное когнитивное развитие, обусловливая позитивные изменения в интеллектуальной и личностной сферах старших дошкольников, обеспечивает эффективное формирование психологической готовности к школьному обучению.

В процессе теоретической и экспериментально-исследовательской работы в соответствии с целью и гипотезой исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической литературе основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологической готовности к школьному обучению.

2. Теоретически обосновать роль когнитивного развития в обусловливании позитивных изменений в интеллектуальной и личностной сферах старших дошкольников как показателей психологической готовности к школьному обучению.

3. Составить два блока психологических методик для диагностики в констатирующей части исследования уровня развития когнитивных процессов (1-ый блок) и выявления личностных особенностей (2-ой блок) старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах в начале и конце опытного периода.

4. Провести формирующий эксперимент с помощью развивающей программы Н.П. Локаловой, направленный на повышение уровня когнитивного развития детей из экспериментальной подготовительной группы ДОУ.

5. Рассмотреть динамику показателей когнитивного и личностного развития детей в экспериментальной и контрольной группах ДОУ в начале и конце опытного периода.

6. Выявить изменения взаимосвязей показателей когнитивной, аффективно-эмоциональной и мотивационной сфер старших дошкольников в экспериментальной группе в результате повышения уровня их когнитивного развития и сравнить с соответствующими данными детей из контрольной группы; сформулировать основные обобщения и выводы.

В соответствии с целью работы и для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:

Методы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; методы констатирующего (диагностического) и формирующего экспериментов; экспрессивный проективный метод; метод математико-статистической обработки данных (вычисление среднегрупповых показателей, применение U-критерия Манна-Уитни и t-критерия Стьюдента для оценки значимости различия средних показателей, осуществление корреляционного анализа по Пирсону).

Методики психодиагностики уровня развития когнитивных процессов (8 показателей): ориентационный тест школьной зрелости А.Керна – Я.Йирасека (Шванцара Й. и кол.,1978); методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет «МЭДИС» (Аверина И.С. и др.,1994); методики для диагностики вербального и наглядного мышления: рассказы со скрытым смыслом (Белопольская Н.Л, 1999), «Опиши предмет» (операция анализа) (Обучение и развитие.., 1975), «Разложи картинки по порядку» (установление закономерностей) (Рубинштейн С.Я., 1970); методика Пьерона-Рузера на устойчивость внимания «Корректурная проба» (Практикум по возрастной психологии, 2002); методика «Графический диктант» (Диагностика учебной деятельности…,1981), выявляющая умения выполнять словесные указания взрослого; методика Т.М.Асташевской для выявления полезависимости/поленезависимости дошкольников «Найди простую фигуру в сложной» (Селиванов В.В., 2003).

Методики для диагностики личностных особенностей дошкольников (2 показателя): рисуночная проективная методика «Как я представляю себе школу», выявляющая на анализе графических репрезентаций эмоциональное отношение дошкольников к учению и субъективную личностно-смысловую значимость для них школы и личности учителя как показателей начала формирования «внутренней позиции школьника»; методика «Кружки» (Белопольская Н.Л, 1975) для выявления доминирования учебного или игрового мотивов в условиях психического пресыщения при выполнении простого задания.

Эмпирическая база исследования. Исследование проходило на базах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) № 154, 1144, 1149, 1032, 1263 г. Москвы с 2008 по 2011 г.г.

Проблема исследования и его задачи определили следующее распределение работы во времени:

2008 г. – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; подбор двух блоков психологических методик; первичное психодиагностическое обследование старших дошкольников всей выборки с целью выявления исходного уровня когнитивного и личностного развития в начале опытного периода и определение на этой основе экспериментальной и контрольной групп;

2008-2010 г.г. – проведение работы, направленной на когнитивное развитие детей экспериментальной группы по развивающей программе Н.П. Локаловой; повторное психодиагностическое обследование детей в экспериментальной и контрольной группах с использованием двух блоков психодиагностических методик с целью выявления уровня когнитивного и личностного развития в конце опытного периода;

2010-2011 г.г. – обработка данных первичного и повторного диагностических обследований, их сравнительный анализ с применением методов математико - статистического анализа экспериментальных данных и обобщение материалов исследования.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается фундаментальностью теоретико-методологической базы исследования; объемом выборки испытуемых (общее число испытуемых составило 138 человек); использованием достаточного числа показателей когнитивного и личностного развития дошкольников (10), позволяющих вынести суждения о существенности наблюдаемых изменений; использованием апробированной в ряде психолого-педагогических исследований программы Н.П. Локаловой для развития когнитивной сферы детей; содержательным анализом экспериментальных данных; применением адекватных поставленным целям и задачам методов математико-статистической обработки количественных результатов исследования.

Научная новизна исследования.

- Выявлена роль когнитивного развития в формировании психологической (интеллектуальной, мотивационной, аффективно-эмоциональной) готовности к школьному обучению;

- предложен подход к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению как системному, иерархически организованному структурно-функциональному образованию, в котором на разных уровнях представлены когнитивные (нижележащие уровни) и личностные (вышележащие уровни) характеристики ребенка;

- раскрыта связь систематических когнитивных воздействий с повышением уровня развития интеллектуально-личностной сферы старших дошкольников;

- выявлены изменения взаимосвязей когнитивной, мотивационной и аффективно-эмоциональной подсистем в целостной интеллектуально-личностной системе под влиянием когнитивных воздействий;

- найдено, что формирование психологической готовности к школьному обучению подчиняется закону системной дифференциации. Установлено, что «внутренняя картина» состояния психологической готовности к школе характеризуется процессами дифференциации показателей интеллектуальной, мотивационной и аффективно-эмоциональной сфер, а «внутренняя картина» психологической неготовности представляет собой диффузную целостность исследованных показателей («лже-интеграция»);

- описаны психолого-педагогические условия формирования позитивных личностных особенностей старших дошкольников как необходимого условия обеспечения психологической готовности к школьному обучению.

Теоретическое значение результатов проведенного исследования:

- углублено представление о системно-структурном единстве аффекта и интеллекта, трактуемого в данном исследовании как позитивное изменение личностных характеристик под влиянием развивающих воздействий на когнитивную сферу;

- внесен вклад в понимание существенной роли когнитивного развития старших дошкольников в повышение уровня психологической готовности к школьному обучению;

- полученные экспериментальные данные свидетельствуют о подчиненности становления психологического состояния готовности к школьному обучению закономерностям, сформулированным дифференционно - интеграционной теорией развития;

- проведенный сравнительный анализ показателей когнитивного и личностного развития старших дошкольников, выявление динамики изменения внутрисистемных и межсистемных связей в когнитивной и личностной сферах позволяет понять «внутреннюю картину» психологического состояния готовности/неготовности к школьному обучению.

  1   2   3   4

Похожие:

Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconПроблема психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях
Интерес к проблеме подготовки детей к школьному обучению со стороны исследователей разных стран не иссякает
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению icon«Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconПедагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российский государственный университет...
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconРодительское собрание «Доброе начало»для родителей будущих первоклассников
Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школьному обучению
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconТесты для диагностики психологической готовности к школе
Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является...
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconКалендарный план работы на март 2013 года №
Организационное совещание специалистов психологической службы Консультативно- диагностическая деятельность по определению готовности...
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconДоклад по теме: «Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации»
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника...
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению icon«Экономическое воспитание старших дошкольников»?
Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconПсихологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный...
Когнитивное развитие старших дошкольников как условие формирования психологической готовности к школьному обучению iconРабочие программы внеурочной деятельности младших школьников научно- познавательного направления Срок реализации 4 года
Ллектуальное развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объёма знаний. Благодаря существованию психологической службы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница