«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»




Скачать 40,83 Kb.
Название«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер40,83 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»


Опыт работы

для педагогов дошкольных учреждений

«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики»


подготовила

учитель – логопед

Пасынкова Людмила Николаевна


г. Краснодар

2012

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ…………………………………………….3

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА…………………………………………………..5

2.1 Использование логоритмики при исправлении нарушений у детей

в группе ОНР……………………………………………………………………...5

2.2. Формирование общей моторики, координации физинструктором под руководством логопеда………………………………………………………….12

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА………………………………………...15

3.1. Анализ результатов опыта работы………………..……………………….15

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...17

5. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………..……………………………18

Приложение №1 Нарушения психических процессов и двигательных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………19.

5.2. Приложение №2. Перспективный план работы по развитию двигательных функций дошкольников………………………………………...21

5.3. Приложение №3 Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве……………………………………………………………………..39

5.4. Приложение №4. Упражнения по коррекции мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением……………………………………………………………………......44


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Актуальность опыта. Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент логопедических групп.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или от­стает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьиро­ваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недо­развития.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Наряду с перечисленными особенностями детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. Так же заметна выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Однако, в процентном соотношении при общем недоразвитии речи преобладают нарушения общей моторики в виде двигательной недостаточности.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной воспитательно-образовательной работы по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией..

Логоритмическая направленность коррекции общего недоразвития речи освещена фрагментарно в работах лишь некоторых ученых-исследователей: В. А. Гринер, Н. А. Рычковой, Е. В. Оганесян, Г. А. Волковой, а так же в методических пособиях современных авторов Е. В. Кузнецовой, М. Ю. Картушиной.

Тщательный анализ имеющейся литературы по данному направлению показал, что проблема разработки методов и принципов логопедического воздействия на общую моторику в комплексе с индивидуальными логоритмическими приемами при коррекции общего недоразвития речи мало освещена, хотя требует постоянного применения в работе специалистов при реализации мультидисциплинарного подхода. В этом актуальность данной работы.

Цель работы. Раскрыть необходимость использования логоритмических средств в формировании общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Методы педагогической работы При написании опыта работы были использованы теоретические, практические и эмпирические методы, которые тесно взаимосвязаны между собой. Посредством теоретических методов были изучены методологические основы значения логоритмики в процессе коррекционной работы и её влияние на состояние общей и мелкой моторики. Приведен анализ прошлого опыта использования логоритмики при коррекции речевых нарушений, так же были обобщены материалы, полученные эмпирическим путем. В основе эмпирического метода лежит наблюдение за процессом логопедической работы.

Новизна работы состоит в том, что было подробно рассмотрено влияние логопедической ритмики на коррекцию общей моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и подробно изучены дефицитарные речевые функции, несформированные темпо – ритмические способности, слабо развитые моторные процессы, необходимые для дифференцированного логоритмического воздействия.

Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной системы дифференцированного логоритмического воздействия в деятельности логопеда в логопедических группах дошкольных учреждений, физинструктора, музыкального руководителя.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


2.1 Использование логоритмики при исправлении нарушений у детей в группе ОНР.


Для правильной организации коррекционной работы своевременно, с 1 – 15 сентября, провела обследование дошкольников. Оно включало в себя изучение данных медицинской документации, так как дает представление о физическом и психическом развитии детей и о возможных причинах имеющихся у них отклонений, и исследование самого ребенка.

Прежде чем приступить к обследованию я тщательно к нему готовилась. Просмотрела списки детей, заполнила анкетные данные дошкольников в речевые карты, составила расписание обследования на 15 дней. Подготовила наглядный и дидактический материал (картинки, игрушки, кубики, «чудесный мешочек», «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой, специальные картинки для обследования психических процессов, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, наборы для обследования общей и мелкой моторики), а также для выявления степени сформированности фонематического слуха.

Исходя из особенностей детей с общим недоразвитием речи, огромное внимание я уделяла состоянию общей и мелкой моторики. Обследование двигательных функций производилось при неоднократном повторении. При этом отмечалась качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. При проведении диагностики соблюдались принципы комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемых детей. Использовались наглядные, словесные и практические методы. Логоритмическое (помимо логопедического обследование) позволило уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей, и обнаружить легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе и оптико-пространственных представлениях.

Приступив к обследованию общей моторики, логопед, физинструктор и музыкальный руководитель обращали внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания.

Затем, проводилось дифференцированное исследование двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных проб. Музыкальный руководитель показывал дошкольникам три движения рук (руки вперед, вверх, в стороны) и предлагал их повторить. Во время выполнения этого задания отмечалась правильность и последовательность в осуществлении этих движений.

Далее проводилась диагностика произвольного торможения движений. От дошкольников требовалось маршировать под музыку и останавливаться после ее внезапного прекращения. Отмечалась скорость реакции на условный сигнал.

При обследовании статической координации движений, дошкольникам предлагалось стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, вытянув руки вперед. На выполнение этого задания давалось 15 секунд. Обращалось внимание на то, свободно ли дети удерживают позы или с напряжением; сильно ли раскачиваются из стороны в сторону; балансируют ли туловищем, руками, головой; сходят ли с места, касаются ли пола другой ногой или падают.

Во время изучения динамической координации движений детей просили выполнить подряд три плавных приседания только на носках, не касаясь пятками пола. Логопед и музыкальный руководитель наблюдали, правильно ли дошкольники выполняли приседания, балансировали, или же становились на всю ступню.

После этого специалисты приступили к исследованию координации и переключаемости движений. Детям предлагалось поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть их в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Также дошкольники должны были пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менялся с изменением темпа музыки). Обращалось внимание на координацию и скорость переключаемости движений.

Заключительным этапом логоритмического обследования стало изучение пространственной организации движения. По словесной инструкции логопеда дети ходили от центра круга направо, проходили круг, возвращались в центр круга. Далее дошкольники проходили зал из правого угла через центр по диагонали, обходили зал вокруг и возвращались в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Затем поворачивались на месте вокруг себя и поскоками пробегали по залу, начиная движения справа; то же слева. Логопедом фиксировались ошибки в пространственной координации – незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

Обследуя мелкую моторику пальцев рук, я давала детям такие задания: сжать пальцы в кулак - разжать их (выполнить по подражанию под счет пять - шесть раз); разъединить пальцы - соединить вместе; выполнить упражнения «Крыша», "Стульчик", "Птичка", "Мостик". Дети заштриховывали нарисованные предметы различной формы, работали с ножницами, вырезали по контуру фигуры, рисовали человечка.

Таким образом, всестороннее логопедическое обследование речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения детей с общим недоразвитием речи было завершено. Логопедом были получены все данные о нарушениях дошкольников.

Данные логопедического обследования я подробно зафиксировала в речевых картах, занесла выявленные отклонения и привела соответствующие примеры образцов детской речи. Заполнение речевых карт я закончила к 15 сентября.

Я в речевых картах отметила, что у всех детей данной группы присутствуют нарушения общей и мелкой моторики (приложение 1)

Отставание в развитии общей моторики, характеризующееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Они отстают в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Общая моторика их отличается неловкостью, недостаточной координированностью: размашистые движения, качающаяся походка, наблюдается застывание в определенной позе, что сковывает детей, и они отстают в движениях от остальных. На физкультуре дети плохо бегают, прыгают, не могут стоять на одной ноге. На музыкальных занятиях они не держат ритма, их движения не точны, нет плавности и красоты.

Нарушения мелкой моторики разнообразны: дети уклоняются от навыков самообслуживания, небрежно едят, плохо держат ложку, не могут застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки, не любят лепить из пластилина, закрашивать или обводить контуры, рисовать, работать с ножницами, мозаикой и мелким конструктором, так как испытывают в трудности в этих видах деятельности.

Нарушения психических процессов проявляются у всей группы детей с ОНР участвующих в эксперименте.

В результате обследования мне удалось получить все необходимые данные о речевых нарушениях детей.

В логоритмическом воздействии можно выделить два основных звена:

- воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией;

- развитие речи и коррекция речевых нарушений.

В результате логоритмических занятий развиваются следующие неречевые процессы:восприятие, слуховое внимание и слуховая память (на занятиях логопеда, психолога, музыкального руководителя);

оптико-пространственные представления и навыки (развитием этих процессов занимается инструктор по физическому воспитанию);

координация общих движений, произвольная логоритмика и мимика лица (этому уделяют внимание физинструктор и психолог);

чувство ритма и темпа в движении (воспитывает как логопед, так и музыкальный руководитель, физинструктор).

Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личностных качеств ребёнка с речевым расстройством, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; развитию настойчивости, решительности, выдержки. Указанные качества формируются под влиянием как личного примера логопеда, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений.

Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений.В процессе двигательных упражнений логоритмикой воспитывается и развивается темп и ритм дыхания. Сначала это происходит в процессе двигательных упражнений на занятиях физкультурой, без речи, затем в эти же упражнения добавляется речь, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, с использованием ритмической речи, перечисления счета.

После обследования специалистами был составлен перспективный план Перспективный план работы по развитию двигательных функций дошкольников. (Приложение .2).. Исходя из задач эксперимента, особым разделом было выделено логоритмическое воздействие на речевые и неречевые процессы дошкольников, которое производилось при помощи средств логопедической ритмики.

Средства логопедической ритмики представляют собой систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. К ним относятся:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;

  • упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции;

  • упражнения для регуляции мышечного тонуса;

  • упражнения активирующие внимания;

  • счетные упражнения;

  • пение;

  • игровая деятельность;

  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;

  • упражнения для развития творческой инициативы.

Примерное занятие с дошкольниками, направленное на тренировку речи и других психических функций может иметь такую схему:

    1. вводные упражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;

    2. распевание: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движением рук;

    3. пение: для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, маршировкой на месте, для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;

    4. упражнения на воспитание произвольного внимания;

    5. слушанье музыки с последующим упражнениями для развития музыкальной памяти;

    6. игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности;

    7. заключительные упражнения (спокойная ходьба в колонне).

На логоритмических занятиях логопед реализует следующие задачи;

- уточнение артикуляции звуков;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с логопедом в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть логопеда, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно вместе с инм.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи.

Изучив результаты обследования, можно сделать вывод о том, что в ходе обследования были получены все данные о нарушениях детей с общим недоразвитием речи. Я составила необходимые планы для успешной коррекционной работы, изучил новые технологии проведения логоритмических занятий, ознакомил с ними специалистов, принимающих участие в исправлении данного речевого дефекта. Родители были поставлены в известность, обо всех планируемых мероприятиях для коррекции общего недоразвития речи. Проведенная работа дает достаточные основания для начала самой коррекции.

Занятия по исправлению дефектов произношения проводились в определенной последовательности:

  • постановка звука;

  • автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных); в словах; в предложениях; в разговорной речи;

  • дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;

В процесс исправления недостатков звукопроизношения логопедом выполнялись следующие условия:

  • ребенок был подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправлять звуки имело существенное значение;

  • занятия проводились регулярно;

  • речевой материал отрабатывался последовательно, не пропускались отдельные этапы работы.

  • переход от одного этапа к следующему этапу осуществлялся только после усвоения пройденного.

Я сначала объясняла ребенку «Я научу тебя правильно и красиво говорить, но тебе придется и самому не мало потрудиться. Нам помогут зеркало, (оно будет показывать, правильно ли у тебя работают губы, язык) и волшебные упражнения (артикуляционная гимнастика)». При постановке звуков целью артикуляционной гимнастики являлась выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Упражнения логопед подбирал индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с неправильно произносимыми звуками. Каждое упражнение имеет свое название, необходимо, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать "Вкусное варенье", "Индюки", "Маляр", "Барабанщики", "Завести мотор". Гимнастику логопед проводил раз в день, перед зеркалом. После приобретения некоторого навыка дети так же упражнялись дома под наблюдением родителей. Постановка звуков заняла много времени. В первую очередь логопед исправлял звуки наиболее легкие по артикуляции и далекие друг от друга акустически. Далее, последовательность работы над звуками определялась постепенным усложнением артикуляционных установок. На материале артикуляционной гимнастики логопедом проводились логоритмические распевания с одновременным развитием мелкой моторики.

Упражнение «Муха».

Логопед предлагал детям увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.

Во время проведения индивидуальных занятий по постановке звукопроизношения логопедом проводились физминутки с использованием логоритмических средств. Логопед сочетал артикуляционные упражнения с движениями рук. Ребенку рекомендовалось развести руки в стороны и пропеть звук [«и»], затем, соединить их перед собой в форме обруча — звук («о»]; из положения руки в стороны медленно сблизить их перед со­бой — звук [«у»]; из положения руки вверху медленно опустить руки вниз по обеим сторонам туловища — звук [«а»]; руки поднять до уровня плеч и согнуть в локтях, кисти рук должны быть направлены навстречу друг другу, но не соприкасаться — звук[«э»].

Подобные логоритмические упражнения вначале сопровождались музыкой, затем выполнялись только под счет и, наконец, самостоятельно в усвоен­ном темпе без музыки и счета.Поставленный звук автоматизировался в открытых (са-со-су) и закрытых (ас-ос-ус) слогах, со стечением согласных (ста – сто – сту), в словах (свеча, сом, усы), в предложениях (сегодня светит солнце), в чистоговорках (са-са-са в лесу бегает лиса), в коротких рассказах.Вот так свистнул.Однажды Сережа свистнул в свисток у самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане. Элементы логоритмики применялись логопедом и при автоматизации звуков. При автоматизации звука с логопед использовал логоритмический приём, – мелодекламацию. От ребят требовалось проговаривать на распев за логопедом стишки и считалки с повторяющимися звуками «с».

Соня – соня

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня – соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка: на дворе-то солнышко.

(М. Лепилина)

На подгрупповых занятиях я активно использовала разнообразные подвижные логоритмические игры целью, которых являлась автоматизация звуков. Важно отметить, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой и общей моторики. Эти занятия являлись одним из главных звеньев в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Общую моторику на своих занятиях развивал инструктор по физическому воспитанию. Для развития мелкой моторики, логопедом были проведены систематические упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук. Проводились такие упражнения как, застегивание и расстегивание пуговиц, раскрашивание книжек "раскрасок", штриховка нарисованных предметов различной формы. Логопед использовал упражнения пальчиковой гимнастики, стараясь превратить ее в разнообразную игру:

Шла уточка бережком. ("Идут" двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого. (Загибают безымянный палец; большой палец)

И среднего, и меньшого. (Загибают средний палец; мизинец)

И самого любимого. (Загибают указательный палец).

Также развитию мелкой моторики способствовали занятия лепкой, рисованием, конструированием, которые проводил воспитатель. Родители получали задания по развитию моторики рук в индивидуальной тетради своих детей.

Логопед на протяжении всего года проводил для родителей систематические консультации, на которых показывал приемы коррекционной, индивидуальной работы с ребенком, информировал о его трудностях и успехах, подсказывал, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка есть своя индивидуальная тетрадь, где логопед фиксировал содержание своей работы. Логопед объяснил родителям, как необходимо оформлять эту тетрадь, давал образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений, рассказов). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Для каждого ребенка индивидуально, логопед записывал в тетради домашнее задание, которое выполняли родители со своим ребенком.

Итак, во время работы над фонетической стороной речи, логопедом помимо традиционных логопедических приемов, использовались средства логопедической ритмики. Это позволило более эффективно и в сокращенные сроки повлиять на коррекцию нарушений, так как произношение под музыку текстов, насыщенных аппозиционными звуками, способствует развитию произносительной дифференциации фонем.

Развитие восприятия слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки.


2.2. Формирование общей моторики, координации физинструктором под руководством логопеда


Одновременно на протяжении всей коррекционно – развивающей работы инструктором по физическому воспитанию, под руководством логопеда осуществлялась коррекция общей моторики у дошкольников. Физинструктор в своей работе использовал специальные игры, разработанные специалистами (см.Прил.3). Физкультурные занятия являлись основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно они были основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний. Логопед объяснил физинструктору особенности моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Работа с такими детьми велась с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций логопеда. К занятиям по развитию моторики предъявлялись следующие требования.

  1. Занятие должно оказывать содействие разумному физическому развитию ребенка;

  2. Повышать общую жизнестойкость организма;

  3. Предупреждать и преодолевать различные отклонения в двигательном
    развитии и здоровье детей;

  4. Развивать необходимые двигательные качества детей;

  5. Воспитывать личностные качества;

  6. Содействовать естественному формирова­нию основных движений у детей и организации условий для их совершенствования.

От физинструктора требовалась обязательная регулярность и последовательность занятий; многократные повторения; индивидуальный подход к ребенку.

Физинструктором вместе с логопедом и родителями проводилась работа по коррекции осанки и плоскостопия. От родителей и детей требовалось заучить признаки, характеризующие правильную осанку:

  • голова и туловище держится прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад,

  • живот подтянут, грудная клетка развёрнута и выступает вперёд,

  • в поясничной части есть небольшой изгиб вперёд, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развёрнуты наружу.

Во время коррекции осанки инструктором по физическому воспитанию проводилась работа над развитием общей моторики. Основным средством развития общей моторики и формирования правильной осанки являлись занятия физическими упражнениями.

Физинструктором совместно с логопедом были разработаны комплексы упражнений, подвижные игры, упражнения на различных снарядах, которые разучивались вместе с родителями и детьми.(см.Прил.4). В ходе разучивания давались рекомендации выполнения упражнений, подвижных игр, которые предлагались инструктором по лечебной гимнастике и логопедом с учетом особенностей общей моторики при общем недоразвитии речи. Во время физкультурных занятий уделялось дополнительное внимание логоритмическим средствам (использовалась музыкальное сопровождение некоторых физических упражнений). Применение музыкального сопровождения не только развивало общую моторику, но и способствовало формированию у детей с данной речевой патологии чувства ритмичности.

    Занятия с детьми в детском саду проводились инструктором по физическому воспитанию 3 раза в неделю. От родителей за пределами детского сада требовалось следить за правильным положением тела ребенка, создать необходимые условия в семье (сон на жёсткой постели, не высокая подушка). Так же родителям были выданы письменные комплексы упражнений развивающих общую моторику которые они были обязаны проводить ежедневно в домашней обстановке.

Во время занятий физкультурой в детском саду применялось большое разнообразие двигательных действий, составлявших содержание игр, что способствовало воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости.

В подвижных играх и эстафетах использовались упражнения: на преодоление собственного веса, вес отягощений, сопротивления противника. В таких играх применялись предметы: набивные мячи, гантели, гимнастическая стенка, брусья, перекладина, упражнения с партнером, с резиновыми амортизаторами.

Для развития общей моторики инструктором по физическому воспитанию так же использовались игры, не требующие инвентаря, с различными перемещениями: в упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием из низкого приседа "Тяни в круг", "Кто сильнее?", "Выталкивание из круга", "Регби на коленях". Проводились игры и эстафеты с бегом по песку, по глубокому снегу, бег в гору, а так же игры с активным соревнованием двух сторон: "Охотники и утки", "Город за городом", "Борьба за мяч", "Русская лапта".

Так же физинструктор проводил работу по стабилизации дыхательного процесса во время движений и при выполнении упражнений.

  • во время ходьбы дыхание через нос,

  • во время бега дыхание свободное,

  • приседания наклоны повороты туловища выполняются на вдохе,

  • разведение рук выполняется на вдохе, а сведение на выдохе.

Значительно чаще использовались игровые моменты при выполнении упражнений «Ветер задул», «Гуси шипят» и другие напрямую связанные с дыханием. Дыхательные упражнения выполнялись на свежем воздухе или в хорошо проветриваемых помещениях.

Разнообразие подвижных игр на быстроту и точность выполнения действий, равновесия и координацию способствовало воспитанию. Они развивают "чувство мышечных усилий, "чувство пространства", "чувство времени". В таких играх совершенствовались функции различных анализаторов, от которых зависит развитие общей моторики.

В конце учебного года специалистами «» было проведено итоговое собрание, на котором специалисты обсудили результаты проведенной работы.


3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


3.1. Контрольное обследование дошкольников и подведение итогов


Завершающим этапом работы было подведение итогов и анализ полученных результатов. Для правильного анализа уровня усвоения детьми двигательных функций по разным методикам, было проведено обследование, куда включалось:

- произвольной мимической моторики;

- речевой моторики;

- общей произвольной моторики;

- тонких движений пальцев рук;

- возможностей действий с предметами;

- чувства ритма.

В результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные), повторного диагностирования и сравнительного анализа сделала вывод, что уровень развития моторной сферы в целом и конкретных операционных механизмов для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной мной системе коррекционно-развивающего обучения был улучшен, что отражено в сравнительной диаграмме.




В конце года специалисты убедились, что применение комплексного подхода в работе логопеда и музыкального руководителя способствовало улучшению во всех нарушенных сферах. У детей заметен явный прогресс при произношении звуков и их дифференциации, улучшение фонематического слуха, имеется устойчивая тенденция к нормализации общей и мелкой моторики. Благодаря ритмическому и музыкальному сопровождению дошкольники стали воспринимать многие логопедические упражнения, как веселую игру. Значительно снизилась утомляемость детей на логопедическом занятии. Привлечение родителей к участию в некоторых формах коррекции (игры, считалки, упражнения) способствовало созданию непринужденной домашней обстановки, что значительно повысило уровень доверия этих детей к логопеду.

Заметна положительная динамика в развитии познавательных психических процессов, улучшилось внимание, зрительный и слуховой виды памяти. Многочисленные логоритмические упражнения, направленные на развитие дыхания, также способствовали улучшению всех сторон речевой системы.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1.

Нарушения психических процессов и двигательных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи в начале учебного года.

Ф.И.

ребенка


Восприятие


Память


Внимание


Мышление


Моторика

(оценка в баллах)

Юля А.

цвета «+»

формы «-»

времени «–»

пространства «-»

страдает продуктивность запоминания.

переключаемое,

привлекаемое.

наглядно-действенное


0,25

Настя К.

цвета «+»

формы «+»

времени «–»

пространства «-»

снижена вербальная память

снижен объем активного внимания.

наглядно-образное

0

Нина З.

цвета «-»

формы «+»

времени «+»

пространства «-»

забывает сложные инструкции

недостаточная устойчивость внимания

наглядно-образное

0,5

Вася С.

цвета «+»

формы «+»

времени «–»

пространства «-»

забывает элементы и последовательность заданий.

трудности распределения внимания

наглядно-образное

0,25

Аня Р.

цвета «+»

формы «+»

времени «+»

пространства «-»

страдает продуктивность запоминания.

плохая переключаемость, объем активного внимания снижен

наглядно-образное

0,25

Дима П.

цвета «-»

формы «+»

времени «–»

пространства «-»

снижена вербальная память

переключаемое,

привлекаемое.

наглядно-образное

0,5

Коля А.

цвета «+»

формы «+»

времени «–»

пространства «-»

забывает сложные инструкции

снижен объем активного внимания

наглядно-образное

0,25

Оля К.

цвета «_»

формы «+»

времени «–»

пространства «-»

забывает элементы и последовательность заданий.

недостаточная устойчивость внимания

наглядно-образное

0,25

Андрей Ф.

цвета «+»

формы «+»

времени «+»

пространства «-»

забывает инструкции

элементы заданий

трудности распределения внимания

наглядно-действенное

0

Миша С.

цвета «+» формы «-»

времени «–»

пространства

«-».

снижена продуктивность запоминания.

объем активного внимания снижен

наглядно-образное

0,5






Приложение 2

Перспективный план работы по развитию двигательных функций дошкольников.


Цели:

  • обучающая: Помочь ребенку в усвоении знаний, соответствующих его возрасту и программе его обучения,

  • развивающая: Формировать у детей мелкую моторику , внимание, ориентацию в пространстве, координацию движений, ,навыки общения в группе,

  • коррекционная: Логопедическая коррекция имеющихся дефектов речи.


Задачи:

  • коррекция общей и мелкой моторики;

  • развитие координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

  • освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;

  • воспитание выдержки и усидчивости;

  • развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;

  • развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;

  • развитие умения согласовывать слова и жесты.


  1   2   3   4

Похожие:

«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconПравила приема: Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №428 (правоприемник Государственного...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconПубличный отчёт о деятельности мбдоу мо город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №132»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида№175»
«Детский сад комбинированного вида №175» в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconПлан работы мбдоу «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области на 2012-2013 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» эмр саратовской области» открыт...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение лужниковский детский сад комбинированного вида
Образовательное учреждение действует с 1991 года. С 01. 01. 1994 года мадоу является муниципальной собственностью. В настоящее время...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconКонцепция мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №85» на 2012 2015учебный год. Современный детский сад
Современный детский сад – это сложная система эффективного взаимодействия всех направлений внутренней и внешней его деятельности:...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconПояснительная записка Вид: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль»
Вид: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г. Белебея муниципального...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconДоклад мдоу «Детский сад №135»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №135» «Теремок» второй категории комбинированного вида...
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» Паспорт логопедического кабинета
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик» iconПубличный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница