Работы




Скачать 45,38 Kb.
НазваниеРаботы
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер45,38 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 188


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТА

К УСЛОВИЯМ ДОУ»


Воспитатель

высшей квалификационной категории

Кочеткова Наталия Ревовна


Г. Ульяновск


Содержание


1. Пояснительная записка…………………………………….2-3

2. Введение…………………………………………………….4-5

3. Глава 1Адаптация детей раннего возраста

к условиям дошкольного образовательного

учреждения.

3.1. Характеристика понятия "адаптация"

и факторы, влияющие на неё………………………………..6-9

3.2. Особенности поведения детей в период

адаптации……………………………………………………….10-13

3.3 Формы работы по организации процесса

адаптации ребенка к новым условиям……………………….14-17

4. Глава 2 Психолого-педагогические условия

организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

4.1 Описание дошкольного образовательного

учреждения МДОУ ЦРР – детский сад № 188………………18-19

4.2. Характеристика адаптации к дошкольному

учреждению детей МДОУ ЦРР – детский сад № 188

1- ой младшей группы «Непоседы»…………………………....20-31

5. Выводы……………………………………………………….32

6. Список литературы…………………………………………..33-34

7. Приложения


1. Пояснительная записка


Тема работы – «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».


Даная работа носит проектный характер.


Цель исследования: психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.


Задачи:

- Выявление психолого-педагогические условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

- Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.


Методы:

- анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

- анкетирование;

- наблюдение;

- беседа.


Результаты исследования:

Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении. Всестороннее развитие детей.


Этапы работы над проектом.

1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

3. Разработка перспективного планирования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

4. Разработка программы просвещения родителей.

5. Разработка эскизов оформления группы в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

6. Разработка совместных занятий с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

7. Проведение открытых занятий родительского клуба «Мой малыш».

8. Защита проекта.


Струна да кисть, да вечное перо -

Нам верные на этом свете братья.

Из всех ремесел воспоем Добро,

Из всех объятий - детские объятья!

Ю. Визбор


2. Введение


Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил мне сформулировать проблему моего педагогического проекта, следующим образом: каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?

Ее решение составило цель моего педагогического проекта. Объект педагогического проекта - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Предметом педагогического проекта является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.

Проблема, цель и предмет педагогического проекта предопределили следующие его задачи:

- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.

Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу педагогического проекта: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:

- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;

- будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;

- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.


3. Глава 1

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.


3.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё.


С поступлением ребенка двух - трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни.

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п..

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.


3.2 Особенности поведения детей в период адаптации.


Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).

Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения с взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

II этап – потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

III этап – потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).

Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.

В своей педагогической практике я придаю большое значение организации общения, учу ребенка не только играть, учиться, трудиться, но и общаться.

Деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому я выбираю и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, я постоянно учитываю уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.


3.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям


Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.

Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 человек в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующими правилами.

Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания.

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея, самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, я обращаю их внимание на эту сторону воспитания, раскрываю основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность, показываю характерные ошибки, даю советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрываю значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.

Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время.

Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.

Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.

Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение.

Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, я узнаю особенности его развития и поведения, и если необходимо, вношу соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

- Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

- Нервно психическое развитие;

- Черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается “влюбить” в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая “тетя”. Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.

Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.


4. Глава 2

Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению


4.1 Описание дошкольного образовательного учреждения

МДОУ ЦРР – детский сад № 188


МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 188 работает по программе «Детство» под редакцией В.К. Логиновой, Т.К. Бабаевой,

Н.А. Ноткиной и др., осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании» и иными правовыми актами.

Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.

На территории детского сада находятся:

- плавательный бассейн;

- спортивный зал, оснащенный спортивным комплексом, имеются гимнастические маты, обручи, мячи, скакалки, шведская стенка, кегли, обручи, кольцеброс, гимнастические палки, гимнастические скамейки, ребристая доска;

- музыкальный зал, в котором имеется фортепиано, музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен, погремушки), различные декорации из картона и ткани;

- кабинет психолога, где дети занимаются играми с воспитателем – психологом, проходят различные формы тестирования;

- кабинет логопеда;

- кабинет изобразительного искусства;

- спортивная площадка, на территории которой находится футбольное, волейбольное поля, беговая дорожка здоровья, турники, песочная яма для прыжков и другое спортивное оборудование.

Важным средством формирования игровых умений детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал, игрушки.

Во всех групповых комнатах имеются уголки для сюжетно – ролевых игр. В каждой возрастной группе есть изобразительный уголок, для самостоятельной художественной деятельности, где дети в свободное от занятий время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

В изобразительных уголках на стенде, полочках устраивают выставки рисунков, лепки, аппликаций, выполненных детьми на занятиях в свободное время.

Для конструктивной деятельности в группах используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал.

В каждой группе в удобном месте организуется уголок книги – стол и рядом книжная полка-витрина.

С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей в каждой возрастной группе есть условия для самостоятельной музыкальной деятельности. Для этого используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия.

В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно – печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей.

Для экологического воспитания детей созданы: уголки живой природы (аквариум с различными рыбками,), уголки озелененья (цветы соответствующие возрастной группе, растения).

В уголке озелененья дети помогают старшим по уходу за растениями: поливают цветы, вытирают пыль с листьев влажной тряпочкой.

В уголке живой природы под руководством воспитателя и при его участии дети кормят рыбок, подготовленным заранее кормом.

На участке дети вместе с воспитателем подкармливают птиц, одновременно ведут наблюдение за их повадками. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В детском саду дети помогают ухаживать за огородом и цветником. Весной воспитатель с детьми выращивают овощи, ягоды, создаются благоприятные условия для роста и созревания огородных культур. Зимой дети по желанию, вместе с воспитателями расчищают снег детскими лопатками, осенью помогают убирать сухие листья.

Таким образом, можно сказать, что в детском саду создана развивающая среда, которая наиболее адекватно приводит к приспособлению ребенка к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Создаются такие условия для развития, которые помогают гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в детях природой и собственной программой развития, безболезненному приспособлению детей раннего возраста к новым условиям.

Воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством заведующей детским садом, заместителя заведующей по УВР, ведут 26 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 1 логопед,

1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физическому развитию, инструктор по плаванию.


4.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей

МДОУ ЦРР – детский сад № 188 1- ой младшей группы «Непоседы».

"Мы с тобой, малыш!"


Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. Наша главная задача – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации.

Работу по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строю по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и собственно проведение периода адаптации.

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребёнком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребёнку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребёнка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.

Изучив идеи педагогов- новаторов Р.Камилиной в книге «Тренинг развития личности дошкольника», А.Белкиной в книге «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», я воспользовалась их практическими материалами по организации адаптационного периода и разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ.

Считаю, что адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный (констатирующий).

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Для решения этой задачи было проведено:

1. Круглый стол «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ» (Приложение №1)

Просвещение родителей по вопросам адаптации началось с первого прихода их в детский сад. В фойе ДОУ они познакомились с выставкой, на которой находился материал, как для родителей, так и для детей:

  1   2   3   4

Похожие:

Работы iconУчебный курс «Теория и методика воспитания»
Особенности внеучебной воспитательной работы, ее место и назначение в целостном педагогическом процессе. Подходы к организации воспитательной...
Работы iconПриказом Министра труда и социальной защиты населения
«Работы в цветоводстве и озеленении», «Работы по агролесомелиорации и в лесном хозяйстве», «Хозяйственные работы», «Характеристика...
Работы iconМетодические указания по подготовке курсовой работы по дисциплине
Целью работы является закрепление теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы по осуществлению планирования...
Работы iconТезисы краткие формулировки основных положений содержания книги, статьи, доклада, или исследовательской работы. Тезисы это чёткое и лаконичное изложение главных идей исследовательской работы.
Начальным этапом любой исследовательской работы является составление плана работы, представление которого осуществляется в тезисном...
Работы iconПроектно-исследовательской работы: «Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике»
Целью данной работы является выявление целесообразности применения математического вечера как одной из форм внеклассной работы по...
Работы iconМетодика выполнения курсовой работы Этапы написания курсовой работы 4 Требования к правилам оформления текста курсовой работы Общие требования к оформлению текста курсовой работы 5
...
Работы iconЮ. Шунин Требования и методические указания для разработки курсовой работы
Данные методические указания о разработке курсовой работы соответствуют требованиям и опыту исма. Основные требования к содержанию...
Работы iconОформление курсовой работы фгбоу впо «Чувгу им. И. Н. Ульянова» I. Структура курсовой работы
Основная (исследовательская) часть работы составляет 70-80% текста. Она состоит из двух-трех глав, разбивающихся, в свою очередь,...
Работы iconМетодические указания по оформлению курсовой работы
Представлены критерии кооперативной оценки содержания курсовой работы экспертами и самооценки работы самим студентом. При разработке...
Работы iconРекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница