Д. А. Авдеев Православная психиатрия




Скачать 12,08 Kb.
НазваниеД. А. Авдеев Православная психиатрия
страница1/10
Дата04.02.2016
Размер12,08 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Д.А. Авдеев




Православная психиатрия



Благословение Храма во имя преп. Серафима Саровского при НИИ Трансплантации


© Москва, издательство "Цитадель", 1997.

© Минск, издательство "Белфарпост", 1997.


Содержание


Д.А. Авдеев 1

Православная психиатрия 1

От автора 1

Очерки и размышления 1

Психиатрия и духовность 1

Личность в христианской антропологии 3

Через страдание - к свету православия 4

Грех и болезнь 4

Неврозы 4

По творениям святителя Феофана Затворника 7

О семье 10

Психосоматика 12

Депрессии 13

Психозы 13

Пьянство - тяжкий грех 15

Не участвуйте в делах тьмы 16

Психотерапия - "мостик" к православной вере 17

Псевдолечение 20

Психоанализ Фрейда 20

Гипноз - темная сила 22

Йога 23

Пастырская психиатрия 24

О болезнях и болеющих. Болезнь - посещение Господне 26

Приложения по творениям святых 27

По творениям святых 27

О страданиях младенцев 30

О служении больным 31

Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного 31

Душеполезное чтение 34

Исцеление Н.А. Мотовилова святым Серафимом Саровским 34

Исцеление отроковицы 36

Из беседы святого Серафима Саровского с иноком 37

Использованная к разделу литература 38

Послесловие 38



От автора


Дорогие читатели!

Будучи врачом психиатром-психотерапевтом, я убежден, что моя практическая деятельность, в основе которой - диагностика и лечение пограничных нервно-психических нарушений, душевная поддержка и утешение обращающихся за помощью людей, не может быть вне моего собственного мировоззрения, вне спасительного лона Православия. Как врач, я считаю своим долгом способствовать духовной защите психического здоровья людей, ограждать их души от посягательств многочисленных новоявленных псевдоцелителей.

Это не обстоятельное сочинение, не научный трактат, а, скорее, веление сердца и желание поделиться своими размышлениями.

Поднятые темы обширны и сложны, поэтому представленные читателю дневниковые записи не претендуют на полноту их изложения Заключительная часть книги представлена главой "О болезнях и болеющих", которая составлена по творениям святых и некоторых других душеполезных книг.

При подготовке к изданию этого материала я подолгу беседовал со священниками, монашествующими и приходскими, и получил их одобрение относительно главных выводов книги. Отдельные главы этой работы были напечатаны в христианском собеседнике "Свет Православия" и газете "Радонеж".

Книга, надеюсь, будет полезна коллегам-врачам, в чьих сердцах есть искра веры Христовой, и всем тем, кого интересуют проблемы психического здоровья.


С любовью Дмитрий Авдеев,

Москва, 1997 г.

Очерки и размышления

Психиатрия и духовность


Психиатрия... Пожалуй, нет в медицине такой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатров душа человека - то, что выделяет нас над всем животным миром, что создано по образу и подобию Божиему. Понятие болезни в психиатрии было и остается неотделимо от мировоззрения врачей и ученых, от самых разнообразных социальных, общественных и политических факторов и условий. Наша страна тому яркий и горестный пример. Я помню случай, когда еще в начале своей врачебной работы мне пришлось для выступления на конференции ворошить кипу историй болезни. Меня интересовали лишь некоторые данные относительно пола, возраста и диагноза пациентов, находившихся на стационарном лечении в психиатрической клинике. И вот как-то непроизвольно я вчитался в одну из них. Речь шла о молодом человеке, которого направили на обследование доктора из военкомата, не на шутку обеспокоенные психическим состоянием 18-летнего паренька. Факты, которые заставили врачей насторожиться, были таковы: бросил институт, уехал в деревню и поступил послушником к священнику, соблюдает посты и ритуалы. В истории болезни в качестве возможных симптомов фигурировали вера в Бога и загробную жизнь, в бессмертие человеческой души. Мне стало страшно за этого парня, за врачей, старательно описавших "сумасшествие", за судьбы других людей... Позже я ближе познакомился с этим милым и добрым юношей, твердо решившим стать православным священником, если будет на то Божия воля. Я обрадовался тому, что Саше (так его звали) удалось избежать неприятностей и он начал готовиться к вступительным экзаменам в Духовную семинарию. Саше помогли перемены в стране, а сколько было таких юношей, пострадавших за веру Христову, осмеянных, преследуемых, но счастливых и не сломленных, потому что пострадали за Христа.

Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей России в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. Братия с христианской любовью молитвами, крещенской водой и безропотным уходом облегчала их страдания. Больной был не Лишним и не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи.

Процесс отделения психиатрии от церкви начался примерно с конца XVIII века. Примечательно, что в это же время началась секуляризация культуры в России. Художник, как пишет преподаватель Московской духовной академии М. Дунаев, стал сознавать себя как бы самостоятельным творцом, но он уже не мог черпать энергию для творческого акта в глубинах соборного сознания и становился слабым копиистом заимствованных форм. Такие же метаморфозы произошли и с психиатрией и психиатрами. Психиатрия предпочла стать более "объективной", а ученые и практики -опереться только на факты, данные клинических наблюдений и лабораторных исследований. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональное объяснение и поставить точки над "i". Вот что об этом пишет известный православный писатель Сергей Нилус в книге "Великое в малом": "Случайность, известное стечение обстоятельств, психическая реакция, нервы, дряблость разнузданного барича, атавизм и много другого, одинаково мало объясняющего, приведут мудрецы века сего в объяснение психологии данного момента. Но они даже и не дадут себе труда объяснить его: им дорога не истина, а усвоенная ими их псевдонаучная точка зрения. Отказаться от нее - значит признать свою несостоятельность, а у кого из них на это хватит мужества? В области аристократизма мысли, в которой они узурпировали себе первое место, им дела нет до погибающего в созданных ими заблуждениях человечества - сохранено было бы за ними их первенство, их руководящее влияние над легкомысленной толпой. Внезапную болезнь здорового организма они умеют объяснить заразным началом, находящимся вне организма и извне в него проникающим, но микроба духовной заразы, - открытого давно и известного врачам духовным, великим молитвенникам церкви, единственным духовным врачевателям мятущейся человеческой души, - не дано открыть вновь современным лжецелителям. Закрыты отступничеством и неверием их духовные очи - и "видя не видят, и слыша не разумеют".

Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с позиции физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое.

Человек стал восприниматься винтиком большой машины (государства). В сталинские времена исследователи и врачи с большой осторожностью произносили такие слова, как "душа", "внутренний мир", "личность", опасаясь преследований. Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцам и их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезок времени длиною в 60-70 лет - единственное богатство человека, и, соответственно, карьера, деньги, власть становились критериями благополучия. От внутренней жизни и искания Бога был сделан решительный поворот к жизни внешней, к порокам, грехам и стяжательству. Коммунистическая философия, провозгласившая основной задачей рост материального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечив судьбы миллионов людей.

Ситуация в зарубежной психиатрии как бы способствовала формированию "обновленческих взглядов". В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии. Вот лишь несколько примеров. Шнайдер: "Проявления религиозной жизни - психическая болезнь"; Рейн: "Религиозные идеи - это навязчивости". Для Фрейда религия была массовым безумием.

Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к 30-40-м годам в среде психиатров да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это профессор-психиатр Д.Е. Мелихов, хирург С.С. Юдин, архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), терапевт Н.К. 1оряев и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь.

Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры и духовности. Господь наш Иисус Христос спросит нас за каждый день, за каждого пациента. Во Славу ли Божию работаем или нет? Вопрос этот остается пока открытым.


Личность в христианской антропологии


Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа. По словам Никодима Святогорца: "Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь". В этом единстве-здоровье, норма человеческой жизни. По утверждению епископа Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога. "Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку" (Православный Катехизис. Издание Московской Патриархии, 1990).

Соответственно указанным духовным сферам личности и всякая болезнь имеет в первую очередь духовную, а уже затем психофизиологическую природу. Духовный подход (а для меня это православный подход к больному человеку) не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconЛитература (Общие работы): Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000
Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период 1700-1917. М., 2003
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconРабочая программа по предмету «Православная культура» для 2 класса
Л. Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.:...
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconСудебная психиатрия планы
Судебная психиатрия: Планы семинарских и практических занятий по спецкурсу «Судебная психиатрия» для высшего профессионального образования...
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре в 10 классе составлена на основе
«Православная культура», разработанной на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»...
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре в 11 классе составлена на основе
«Православная культура», разработанной на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»...
Д. А. Авдеев Православная психиатрия icon«Православная история Тульского края» позволил увидеть дальнейшие перспективы деятельности нашего учреждения в этом новом краеведческом направлении
Исполнение и перспективы целевой программы «Тульский край земля православная». Учёт разнообразия краеведческих направлений при организации...
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconМосковский финансово-юридический университет мфюа калининградский филиал Судебная психиатрия Рабочая учебная
Судебная психиатрия: Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту для студентов заочной формы обучения. /Авт сост. Кириллова Н. А....
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconГ. В. Мосалева Русская православная духовность как типологическое основание отечественной культуры и науки
Русская православная духовность как типологическое основание отечественной культуры и науки1
Д. А. Авдеев Православная психиатрия iconС. А. Овсянников, Б. Д. Цыганков. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое рукводство. Москва, Триада-фарпм, 2001. 100 с
С. А. Овсянников, Б. Д. Цыганков. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое рукводство
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница