Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства»




Скачать 15,18 Kb.
НазваниеСтатья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства»
Дата04.02.2016
Размер15,18 Kb.
ТипСтатья
Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку» 2013 год


Научно-практическая статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства».


Предметная область: история и обществознание.


Автор: Колпакова Ольга Николаевна

учитель истории

МБОУ «Брянский городской лицей имени

Героя Советского Союза И.Е.Кустова».


Брянск 2013 г.


Содержание.


1.Введение

2.Семинар «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства».

-Тема семинара

-Задачи семинара

-План семинара

-Вопросы семинара

3.Заключение

4.Список литературы


1. Введение.


Духовно-нравственное образование школьников зависит от системы мировоззренческих ориентиров воспитания. Процесс коммерциализации духовной культуры приводит к коррозии нравственных ценностей, подмены традиционных моральных принципов гуманизма новыми личностными установками в сторону ужесточения и усиления агрессивного начала. Актуальность мировоззренческой проблемы в изучении разных систем морали без приобщения к определенной, например идеям гражданского общества, связана во многом с отсутствием официальной государственной идеологии. Плюрализм, многопартийность, свобода совести, свобода слова, гарантия и соблюдение прав человека и гражданина – это ориентиры современной демократической России. Духовное возрождение нашего общества многие общественные деятели, ученые связывают и искусством, а возрождение искусства – с религией. Целесообразностью разработки проблемных тем по истории и обществознанию является анализ соотношения элементов различных сфер общества, исследование теоретических проблем. Задачей моей научно-практической статьи является решение проблемы формирования религиозных и правовых течений как субъективный фактор бытия либо как объективность исторического развития общества на основе исторических и философских воззрений в рамках проведения урока-семинара по обществознанию в 10 классе. Говоря о мировоззренческих угрозах современного общества необходимо выделить цели интеграции ребенка в традиции, моральные и нравственные принципы:

- приобщение ребенка к традициям и обычаям, культуре, историческому прошлому русского народа;

- формирование потребностей у школьников быть этически грамотными людьми;

- формирование гуманистического мировоззрения неповторимости и уникальности каждой личности;

- признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений;

- формирование правовой культуры;

- формирование социальной культуры.


2. Семинар «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства».


Обратимся к современному философу Ю.М.Лотману. В работе «Исторический процесс» история ассоциируется как культура. Мало того автор уходит от традиционного изучения культуры как некоего упорядоченного пространства: «Случайности отдельных человеческий судеб, переплетение исторических событий разных уровней населяют мир культуры непредсказуемыми столкновениями... Именно эта беспорядочность, непредсказуемость, «размазанность» истории, представляет ценность истории как таковой. Именно она наполняет историю непредсказуемостью, наборами вероятных случайностей, т.е. информацией. Именно она превращает историческую науку из царства школьной скуки в мир художественного разнообразия» (тезисы конспекта «Исторический процесс» Ю.М.Лотмана являются обязательной частью задания в подготовке семинара учащихся).

Тема семинара «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» включает три научных блока: право, религию, искусство. Необходимо рассмотреть эти отрасли как историю накопления нравственных, социально-культурных, научно-теоретических знаний. Современная философская наука так и не дала однозначного ответа что первично: сознание или материя. Процесс формирования общественного сознания как взаимодействие различных форм обусловлено многими объективными обстоятельствами:

- специализацией человеческой деятельности, которая специфична для каждой из форм сознания;

- институциональным закреплением деятельности в социальных учреждениях и организациях;

- мифологически-обрядовым комплексом эстетической, религиозной, правовой деятельности.

Задачи семинара:

  1. Докажите, что практически-духовное освоение мира в искусстве, религии и праве отличается от теоретического, научного освоения.

  2. Возможно ли перерастание субъективного отношения человека к миру в осознании объективности истин, не зависящих от человека?

  3. Могут ли существовать искусство, религия и право как формы ценностного сознания вне субъективного, личностного элемента?

План семинара (2 занятия).

  1. Религия – ответ на духовные искания человека на проблемы бытия мира.

  1. От мифа к религии.

  2. Истоки религиозных воззрений.

  3. Религия – часть разума (учение В.И.Вернадского).

  1. Греческая философия – эволюция древней мифологии в поисках идеи высшего единства.

  1. Обзор учений трех мыслителей: Гераклита, Сократа, Платона.

  2. Сущность стержневой интуиции греческой философии.

  1. Правовая система Древнего общества.

  1. Право или бесправие?

а) почему возникла потребность в законе?

б) законы Хаммурапи;

в) законы Ману.

2. Развитие светской политико-правовой мысли Греции.

3. римское право: становление системы правосудия.

IV. Религиозное искусство и современность.

  1. Функции религии.

  2. Литературно-религиозные памятники.

  3. Искусство древнерусской иконописи.


ВОПРОС № 1 СЕМИНАРА. Религию связывали с чувством нравственного долга (И.Кант), с чувством зависимости Шлейермахер, со страхом пред неведомым (Рассел). Религия нас интересует как историческое и мировоззренческое явление. В определенных сферах практической деятельности первобытный человек обладал таким опытом и эмпирическими знаниями, умениями, что мог бы конкурировать со знаниями и умениями современного человека. Именно эта сторона общественной практики первобытных людей, в которой реализовывалась их свобода – была основа зарождения зачатков эстетической деятельности. (тезисы «Искусство и религия» Д.М.Угринович являются обязательной частью задания в подготовке к семинара учащихся).

Для того чтобы охарактеризовать соотношение искусства и религии в их генезисе необходимо остановиться на трех вопросах:

  1. Социальные истоки магии как древнейшей формы религиозных верований.

  2. Сущность и происхождение обрядов как специфического эмоционально-смыслового комплекта.

  3. Синкретизм первобытного мифа.

В результате обсуждения данных проблем учащиеся приходят к выводу о том, что в первобытном обществе искусство, мораль, религия еще не обособились в относительно самостоятельные формы общественного сознания. Однако в период возникновения и развития древних цивилизаций искусство и религия выступали с одной стороны как единое обрядовое действие, с другой стороны как специфическая отрасль духовной жизни общества. Моральное сознание проявляется также в религиозно-мифологической форме.

Религия была центральной формой общественного сознания в течение более двух тысячелетий вплоть до эпохи Просвещения, в которой сначала философия, а затем наука и этика стали составлять ей своего рода конкуренцию. Позже возник атеизм как учение, направленное на опровержение религиозных взглядов, продолжающих воздействовать на культуры вплоть до настоящего времени. В современном обществе проблема религиозного сознания воспринимается как социально и психологически обусловленная форма сознания людей окружающей действительности и самих себя. Изменение отношения между наукой и религией происходит под влиянием учения В.И.Вернадского о ноосфере – сфере Разума. Наука, по мнению философа – одна из форм человеческого Разума, включающая духовные проявления личности. Искусство - это тоже часть Разума, информация полученная средствами искусства обладает такой же ценностью, как информация, добытая научными методами (тезисы конспекта «Биосфера и ноосфера» В.И.Вернадского являются обязательной частью задания в подготовке к семинару учащихся).

Таким образом, по первому вопросу делаются выводы по ключевым проблемам:

- проблема жизни и смерти в духовном опыте человека;

- жизненные корни проблемы бытия;

- вопросы о границах и безграничности мира в пространстве и времени.

ВОПРОС № 2 СЕМИНАРА. Древняя Греция шла своим путем в поисках ответа на вопросы о мире и человеке. В истории древних религий есть переломный момент: противопоставление священного характера порядка, гармонии иррациональным силам «хаоса». Это событие связано с древнегреческим мифом о борьбе богов, против стихийных демонов выступают человекоподобные божества. Боги-победители Олимпа и смертные – основные герои греческого эпоса. Процесс сближения между двумя мирами (Олимпом и человеком) прослеживается в религиозном искусстве древней Греции. Вычленение философии как самостоятельной области через осмысление бытия человека, природы, Высшего начала независимо от религиозного сознания привело к появлению новых теорий происхождения мира, общества, государства. У Платона есть замечательная мысль о государственном порядке как воплощении морального состояния граждан и социальное переустройство неотделимо от внутреннего преобразования людей. (тезисы работ Гераклита, Платона, Сократа являются обязательной частью задания в подготовке к семинару учащихся).

Таким образом, по второму вопросу делаются выводы по ключевым вопросам:

- для чего необходимо было разделение науки и веры;

- для чего необходимо была эмансипация науки и философии.

ВОРОС № 3 СЕМИНАРА. Право и закон – изобретение человеческого разума, все ими пользуются, но не помнят автора. Есть научная гипотеза, согласно которой человек выпал из природной гармонии, утратил инстинктивную программу жизни. Ученые полагают, что именно это отчуждение человека от природы отразилось в библейском мифе об изгнании из рая Евы и Адама. Рай- это образ гармоничного слияния гармонии с природой. Именно вкушение запретного плода символизирует утрату инстинктивной программы поведения, поэтому первый запрет, табу носит мифологический характер, миф. Выйдя из естественного, животного состояния, человек создает «трехмерное пространство» норм, в которое вписывается его поведение в обществе: обычай, мораль, право (тезисы конспекта «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс)

В первобытном обществе правовая система была словесная, устная и состояла из традиций нравов, верований, которые управляли поведением людей. В I тысячелетии до н.э. право и закон в значительной мере были упорядочены и воплощены в законе. Анализ учащимися десяти заповедей Кодекса вавилонского царя Хаммурапи, законов Ману, естественного права, права народов, права граждан Римской империи приводит к созданию алгоритма работы с правовыми кодексами древности.

Таким образом, по третьему вопросу делаются выводы:

- личность, закон, право, государство – это базовые понятия правовой науки и ориентиры ее познания;

- самый совершенный правовой кодекс древнего мира – это римское право, т.к. его нормы основаны на идеях здравомыслия управления человеческим поведением.

ВОПРОС № 4 СЕМИНАРА. Миф и религия – это человеческая практика и мир за пределами реальности. Вопросы о критериях соотношения религии и искусства обсуждаются в ходе дискуссии о религиозном искусстве:

- система культа;

- религиозная идейная направленность;

- проблема канона в религиозном искусстве (иконопись);

- проблема анализа культового искусства.

Практическая часть дискуссии связана с анализом художественных произведений:

1.Андрей Рублев «Троица», «Живоначальная Троица», «Крещение Господне», «Владимирская Богоматерь».

2.Творчество П.Д.Корина: триптих Александра Невского, триптих Северная баллада, мозаика для станции метро «Комсомольская» - Дмитрий Донской.

Часто говорят о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов, о лжеценностях. В духовной жизни общества сложно найти фактор, играющий большую роль, чем религия. Именно православная идея может стать тем идеологическим ориентиром, который так необходим для нашей страны. Религия была и есть решающим фактором в жизни человека. Знаменитый физик Макс Бон, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация, подчеркивал, что лишь религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу. «В настоящее время, - писал он, - только один страх вынуждает людей сохранять мир. Однако такое положение дел неустойчиво и должно быть заменено чем-то лучшим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип, который мог стать более прочной основой для устройства наших дел. В нашей части мира этот принцип содержится в христианской доктрине».

Таким образом, выводы по четвертому вопросу семинара:

- на оценку произведений всегда влияют субъективные вкусы, пристрастия, симпатии, антипатии;

- при оценке идейного смысла произведения возможны не только споры, но и расхождения во мнениях.

3. Заключение.


Значимость и приоритет научного подхода в изложении правовых, философских, религиозных тем в школьном курсе способствует постоянному поиску новых тем, новых форм урока. Интегрированный семинар представляет собой научно-исследовательскую, углубленную в различные аспекты гуманитарных наук, деятельность учащихся в целостной системе. При такой форме организации учебной деятельности создаются условия для аналитической работы, для сопоставления различных точек зрения на исторические явления и процессы, для самостоятельной интерпретации школьниками информации, извлеченной из разных источников.


4.Список литературы


1. Вейдле В. В. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М., 1991.

3. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

4. Тэн И. Философия искусства. - М., 1996.

5. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). М., 1982.

6. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высшая школа, 1977.

7. Яковлев Е.Г. Эстетическое познание и религия. М., 1962; Эстетическое сознание искусство и религия. М., 1969; Искусство и мировые религии. М., 1977.

Похожие:

Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 13 «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры»
Охватывает широкий спектр фундаментальных вопросов по базовым религиоведческим курсам («Введение в специальность», «Ранние формы...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» icon16 философские проблемы космологии
По многим вопро­сам до сих пор продолжаются дискуссии. В частности, и по физическому и философскому содержанию прин­ципа дополнительности...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconЗарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей
Сформировать представления обучающихся о процессе возникновения религии и искусства в первобытном обществе
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconА. Р. Царев Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и общих дисциплин Ивановского филиала ноу впо «Институт управления»
Статья посвящена проблемам соотношения философии и морали, философии истинной и ложной. Анализируется статья о будущем философского...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» icon1. Сущность и функции денег. Денежное обращение
Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconДоклад на городском семинаре учителей информатики по теме
«Применение информационных технологий для развития мышления учащихся и способы решения проблемно- развивающего обучения на уроке...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Современная Гуманитарная Академия
...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconПлан основных мероприятий, проводимых в Ульяновской области с 16 по 28 февраля 2013 года
Перечень проблемных вопросов, особенности, новизна проведения мероприятия, количество и категории
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconТесты срс пояснительная записка целью курса «История Религии»
В рамках учебного курса «История Религии» рассматриваются принципы рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому,...
Статья «Решение проблемных вопросов на уроке-семинаре «Узловые теоретические проблемы соотношения религии и искусства» iconПлан основных мероприятий, проводимых в Ульяновской области с 1 по 31 марта 2013 года Наименование ведомства
Перечень проблемных вопросов, особенности, новизна проведения мероприятия, количество и категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница