Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ




Скачать 41,14 Kb.
НазваниеЦенности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ
Дата04.02.2016
Размер41,14 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи


Щукин Александр Меджидович


Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ


22.00.06 – социология культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Майкоп 2011

Работа выполнена на кафедре философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».


Научный руководитель: Афасижев Туркубий Индрисович

доктор социологических наук, профессор

Официальные оппоненты: Лежебоков Андрей Александрович

доктор социологических наук, профессор


Крынина Ольга Юрьевна

кандидат социологических наук, доцент


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»


Защита состоится «22» декабря 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета, с авторефератом – на сайте ВАК http:/www.vak.ed.gov.ru и сайте http://www.adygnet.ru


Автореферат разослан « 22 » ноября 2011 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета С. А. Ляушева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В качестве одной из важнейших целей модернизации российского общества выступает становление и повышение уровня правовой культуры молодежи. Модернизационные процессы в России характеризуются тотальным, всеобщим характером, они распространяются практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности.

Начальные периоды модернизации в России выявили проблему сохранения социальной системы в состоянии динамического равновесия, баланса интересов различных социальных групп в условиях существенной поляризации сил. Данная проблема вытекает из болезненности всех значительных социально-экономических преобразований. Наиболее значимым аспектом модернизации России является формирование механизма преодоления социокультурных противоречий, так как они определяют логику и характер возможных социальных изменений. В современных социально-экономических условиях знание права как основы гражданского общества приобретает все более ощутимую жизненную значимость, граждане России приходят к пониманию того, что кроме законов в изменяющемся обществе нет средств защиты прав и интересов личности.

Ситуация социальной неопределенности образует среду, на основе которой происходит формирование правовой культуры молодого поколения. В условиях модернизации общество не может предоставить молодежи четких ценностных ориентиров, в связи, с чем обозначилась тенденция игнорирования законов, стремления к уклонению от их соблюдения и открытое нарушение правовых норм. Поэтому значительное внимание автором уделено изучению системы ценностей в целом и правовых ценностей в частности, выступающих базой для формирования правовой культуры.

Ценностные ориентиры выступают исходным моментом формирования как поведенческих приоритетов, так и самих поступков. Поэтому эффективность правовых норм возможна лишь в случае корреляции ценностей и права. И в этом случае правовая культура выступит важным фактором развития человека как гражданина, выступая средством создания и функционирования правового общества.

Правовая культура является важным компонентом механизма правовой социализации личности – процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения.

Актуальность исследуемой проблемы вызвана еще и тем, что в условиях модернизации особенно незащищенным перед упадком духовности и морали, деформации правосознания и невысоким уровнем правовой культуры становится молодое поколение, что нередко приводит к росту противоправного поведения. Данная ситуация связана с несформировавшейся системой ценностей молодежи, с неустойчивым представлением о социально одобряемом поведении, с недостаточным багажом жизненного опыта и отсутствием навыка в саморазвитии правового сознания и поведения. Правовая культура молодежи может рассматриваться как динамично формирующаяся совокупность противоречиво усваиваемых ею в процессе социализации правовых ценностей, установок, норм, правил и прочих знаний, касающихся собственных возможностей достижения желаемых данной общностью благ, обеспечиваемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений в зависимости от степени освоения ее системообразующих компонентов, а также от уровня соответствия поведения входящих в эту общность членов установленным законодательным нормам.

В данном исследовании представлен социологический анализ особенностей и противоречий, характеризующих современное состояние и особенности формирования правовой культуры молодежи, на основе ценностных ориентаций российского общества, что соответствует требованиям осуществляемого в обществе модернизационного проекта. Правовая культура молодежи отражает реальные ценности российского общества как позитивные, так и негативные. В связи с этим необходим постоянный анализ системообразующих компонентов правовой культуры членов общества, в особенности молодежи, что и обусловило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В социологии достаточно разработанной как в теоретическом, так и в эмпирическом плане может считаться проблема ценностей. Большое внимание данной проблеме уделено в работах ведущих западных ученых: М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина. Существенный вклад в разработку ценностной проблематики внесли Ф. Адлер, У. Колб, М. Рокич.

Различные подходы к анализу культуры пред­ставлены в работах отечественных ученых А.И. Арнольдова, Ю.Р. Вишневского, Н.С. Злобина, Л.Г. Ионина, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуева, А.В. Меренкова, Ю.И. Се­менова, В.Т. Шапко и др. В них выявлены общеметодологические принципы социологического анализа культуры и ее различных видов.

Правовая культура и особенности ее формирования изучались Г. Беккером, Г. Берманом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Н. Лукманом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, К. Поппером, П. Сорокиным, М. Фуко, Ф. Хаском.

В отечественной социологии проблема соотношения «личность – ценности» разрабатывалась в работах ряда авторов: В.П. Вардомацкого, Л.С. Гурьевой, А.Г. Здравомыслова, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, В.Я. Ядова и др. Изучению ценностей молодежи России посвя­щены работы Ю.Р. Вишневского, А.Г. Кузнецова, В.Т. Лисовского, Н.П. Медведева, А.В. Соколова, Ч.А. Шакеевой, И.О. Щербаковой.

В области правовых ценностей, в исследованиях правового сознания и правовой культуры представлены работы: Е.А. Лукашевой, Г.С. Остроумова, Д.А. Потопейко, И.Е. Фарбер. Социологическому изучению правового сознания посвящены работы В.В. Лапаевой, В.А. Щегорцова, Р.С. Байниязова, И.Д. Неважай, В.И. Суслова, проводятся также многочисленные эмпирические исследования отдельных аспектов правовой культуры и правового сознания. Представляют интерес работы, представленные в сборнике ис­следований, изданным под редакцией Ф.Э. Шереги.

Социологические теории социализации изначально представлены в разработках Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Дж. Х. Мида, Э. Дюркгейма. Дальнейшее развитие они получили в работах отечественных и западных социологов: Л.Я. Аверьянова, Е.С. Баразговой, О.В. Василенко, Э. Гидденса, В.А. Глазырина, Е.В. Грунт, Г. Е. Зборовского, И.С. Кона, А.В. Меренкова, Л.Я. Рубиной, Ф.М. Руткевича. Проблемы социализации молодежи, в которых большое место занимает обозначенная нами тема, нашли свое отражение в работах таких западных социологов, как К. Адельман, М. Брейк, О. Кнутсен, К. Манхенм, С. Фланаган. Проблемы правовой социализации представлены в трудах А.Н. Бабенко, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, О.Г. Шапиевой.

Анализ молодежи как социальной группы и иная молодежная проблематика представлены в различных концепциях как западных, так и российских ученых: Т. Парсонса, Е.С. Баразговой, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Коган, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, В.А. Мансурова, В.Г. Васильева, Ю.Е. Волкова, В.Ф. Журавлева, М.Н. Руткевича, Б.А. Ручкина и др.

Среди диссертационных иссле­дований по проблемам правовой культуры молодежи, социализации, правосознания можно выделить работы Т.Б. Берсирова, Я.В. Зубовой, П.С. Самыгина, С.Ю. Тренихиной и др.

Объектом исследования являются ценности современного российского общества в условиях его модернизации.

Предмет исследования: специфика влияния ценностей российского общества на формирование правовой культуры молодежи.

Цель исследования заключается в изучении ценностных факторов, влияющих на формирование правовой культуры российской молодежи в контексте модернизирующегося социума. Достижение данной цели возможно путем решения следующих исследовательских задач:

  • выявить теоретические и методологические основания понятий «ценность» и «ценностные ориентации»;

  • охарактеризовать молодежь как социально-демографическую категорию через выявление специфики ее существования в модернизирующемся обществе;

  • осмыслить социальные механизмы формирования, функционирования и развития правовой культуры;

  • исследовать влияние различных факторов правовой социализации на степень усвоения ценностных ориентаций молодежью;

  • изучить степень вовлеченности молодежи в процесс формирования толерантности, как компонента правовых ценностей;

  • выявить специфику формирования правовой культуры молодежи в модернизирующемся социуме.

Методологические основы исследования представлены комплексом различных методов: диалектико-системных, структурно-функциональных, социокультурных; а также теоретико-методологические подходы к социологическому изучению правовой культуры молодежи, содержащиеся в трудах пере­численных авторов. Исследование базируется на синтезе правовых и социо­культурных концепций, спроецированном на специфичность изучения пра­вовой культуры молодежи. Также применялись конкретные социологические методы: анкетирование, интервью, методика анализа социальных фактов и явлений, контент-анализ научных публикаций.

Эмпирическую базу составляет количественный метод - анкетный опрос, проведенный автором исследования. Его применение позволило выявить мнение молодежи относительно роли и функций права, качества российских законов, эффективности работы правоохранительной системы. Объем выборки составил 1250 человек. Тип выборки – случайная. Исследование проводилось в филиалах Российского государственного социального университета в городах Майкоп, Анапа, Армавир. Опрашивались студенты очного и заочного отделений, а также работники в возрасте до 35 лет организаций и предприятий различных форм собственности указанных населенных пунктов.

Проведен также вторичный анализ результатов исследований, посвященных изучению правовой культуры, правовой социализации, правового сознания молодежи1.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

  • Эксплицированы основные концептуальные направления в изучении понятий «ценность» и «ценностные ориентации».

  • Выявлена специфика современного статуса молодежи как особой социально-демографической категории.

  • Доказано, что правовая культура мо­лодежи является синтезом наследуемой ею правовой культуры общества с элементами инновации, продуцируемыми самой молодежью.

  • Изучены основные аспекты усвоения молодежью ценностных ориентаций, одним из которых является правовая социализация.

  • Установлено место и значение толерантности в системе правовых ценностей современной молодежи.

  • Введен новый эмпирический материал по итогам социологического исследования, проведенного диссертантом.

Гипотеза исследования состоит в том, что модернизация российского общества предъявляет новые требования к его правовой культуре – достижение высокого уровня. Важными причинами низкого уровня правовой культуры выступают: политическая и социальная нестабильность, недостатки культурно-бытовых условий жизни, деградация базовых ценностей молодежи. Современная правовая культура формируется в условиях дефицита духовно-нравственных ценностей, находящихся в арсенале индивида; отсутствия стремления к расширению объема нравственных и правовых знаний и представлений о жизненно важных ценностях; низкого потенциала нравственного и правового сознания. Положения, выносимые на защиту:

    1. Использование социокультурного подхода к изучению ценностей и ценностных ориентаций в условиях модернизации дает возможность предположить, что ценность представляет собой основное влечение человека, определяющее направленность его активности, обусловливая тем самым и характер цели, и характер отдельных действий, и характер операций, осуществляемых человеком. Ее можно определить как основание действий личности.

    2. Молодёжь как особая социально-демографическая категория является носителем интеллектуального потенциала ввиду ее способности к творческой, эвристической деятельности, оптимально трудоспособен. Отсутствие идеалов и целей в современной жизни весьма отрицательно сказывается на становлении социального статуса молодежи, в силу чего общество обязательно должно определить социально значимые идеалы и цели, на которые молодежь могла бы ориентироваться в процессе личностного развития.

    3. Правовая культура молодежи может рассматриваться как динамично формирующаяся совокупность противоречиво усваиваемых ею в процессе социализации правовых ценностей, установок, норм, правил и прочих знаний, касающихся собственных возможностей достижения желаемых данной общностью благ, которые продуцируются в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений в зависимости от степени освоения ее системообразующих компонентов, а также от уровня соответствия поведения входящих в эту общность членов установленным законодательным нормам.

    4. Правовая социализация молодежи, являясь неотъемлемым компонентом процесса усвоения ценностных ориентаций, может рассматриваться как одна из базовых функций институтов социального воспроизводства. Однако процесс правовой социализации молодежи приобретает специфические характеристики в зависимости от состояния конкретного социума, под влиянием которого алгоритм усвоения ценностных ориентаций общества может претерпевать изменения.

    5. Общество заинтересовано в том, чтобы у молодежи сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений, к устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Поэтому делаем вывод, что толерантность - это ценность, которая предполагает соблюдение прав и свобод человека, взаимное понимание и уважение, признание ценности любой человеческой жизни, взаимное понимание и солидарность между народами и культурами. Это та ценность, которая способствует укреплению мира и гармоничному сосуществованию членов общества.

    6. Формирование правовой культуры российской молодежи – длительный и сложный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни, который включает в себя пропаганду права, изучение прав и обязанностей, изложенных в Конституции РФ, ознакомление с юридически-правовыми нормами и знаниями, а также процесс совершенствования системы правовых актов и конституционных норм. В условиях модернизации России происходит повышение требований к компетенции её носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства, а также в формировании правового поведения, ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права в реальном правовом поведении молодежи.

Теоретическая значимость: в теоретическом аспекте работа представляет интерес как исследование качества формирования правовой культуры молодежи в настоящее время, в условиях модернизации российского общества. А также ее значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве основы для дальнейшей разработки проблемы в области социологии культуры, других общественных наук.

Практическая значимость: данные диссертационного исследования могут существенно дополнить учебные курсы «Социология права» и «Социология культуры». Научные результаты могут учитываться при разработке учебных программ по правовым дисциплинам для студентов неюридических специальностей, а также могут быть использованы правозащитными организациями для оптимизации взаимодействия с гражданами и корректировки направлений правозащитной деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты предложенного исследования обсуждались на научно-методологическом семинаре «Содержание и структура понятия «Социальная сплоченность»» (Москва, 2009), Региональной научно-практической конференции «Социальные науки и социальные технологии в современной России» (Майкоп, 2011).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета.

Основные положения и выводы работы отражены в 7 публикациях общим объемом 9,35 п.л., в том числе в 2 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определена степень разработанности проблемы, сформулированы объект, цель, предмет, гипотеза и задачи исследования, его новизна, обозначены теоретико-методологические основы диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, выявлена теоретическая и эмпирическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические проблемы исследования ценностного содержания правовой культуры молодежи» анализируются основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций, раскрывается специфика социального статуса молодежи в современном обществе, показывается значение ценностных ориентиров общества в правовой культуре молодежи.

Первый параграф «Концептуальные направления в определении понятий «ценность» и «ценностные ориентации» посвящен анализу различных аксиологических теорий.

Автор отмечает, что при всем множестве исследований, посвященных проблеме ценностного мира, и многочисленности существующих классификаций вопрос о том, что причислять к ценностям, остается открытым, так как вещи, нормы, идеи и т. п. могут стать ценностью для человека, если он ощутил их как значимые для самого себя, а могут ими и не стать, если личностной значимости не обнаружилось. Для одного человека ценностью может представиться одно, а для другого - совсем иное.

Теоретический анализ понятия «ценность» показал, что и в понимании различными авторами данного понятия присутствует относительное терминологическое единство. Ценности понимаются как предметы и явления окружающей действительности, необходимые для удовлетворения потребностей личности, как ориентиры, с которыми личность соотносит свои действия.

Можно сделать вывод о том, что ценность - свойство предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта; понятие, с помощью которого характеризуются социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Истоки ценностных отношений лежат в социальном характере деятельности людей. В качестве объектов такого отношения выступает все многообразие предметно-практической деятельности и общественных отношений. Ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения людей и их отношений. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока индивид, социальная группа, общество в целом не выявят проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет или способ ее удовлетворения.

Ценностные ориентации представляют собой социологическую категорию, определяющую устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение к объектам как к социальным ценностям, которое формируется на основе потребностей и интересов личности. Специфика ценностных ориентаций заключается в том, что, в отличии от всех остальных ценностных категорий, они наиболее тесно связаны с поведением субъекта, обусловливают его поступки и действия.

В силу того что система ценностных ориентаций зависит от процессов, происходящих в обществе под влиянием различных факторов, она не может быть постоянной, раз и навсегда данной. С изменением условий жизни появляются новые ценностные ориентации личности, происходит их полная или частичная переоценка. В современных условиях можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Во втором параграфе «Специфика социального статуса молодежи в современном обществе» представлено теоретическое обоснование специфики социального статуса молодежи в современном обществе.

Автором отмечается, что молодежь – это необходимая для нормального функционирования социума группа, содержащая код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества.

Определение возрастных границ молодежи возможно как:

  • разграничение этапов жизненного цикла: молодежь – это группа на этапе жизни между детством и взрослостью;

  • выявление специфики ее образа и стиля жизни, культуры и поведения;

  • определение молодости как периода решения задач социализации.

Возрастные границы молодого поколения принято выделять в диапазоне от 15 до 30 лет, при этом в 15 лет молодой человек физиологически перестает быть ребенком, и с этого возраста он наиболее восприимчив в созидательном отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств. Обычно к 30 годам человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, и он занимает более - менее стабильное положение в обществе.

Молодёжь является носителем интеллектуального потенциала. Именно в молодости человек, как никогда, способен к творческой, эвристической деятельности, оптимально трудоспособен; любое общество воспроизводит себя через молодёжь не только физически, но и интеллектуально.

Поэтому молодёжь сегодня должна стать предметом вложения средств, капитала для экономической, политической и общекультурной выгоды государства.

Вместе с тем, приходится констатировать, что условия российской действительности во многом мешают молодым проявлять передовые черты и тормозят формирование по-настоящему современного мировоззрения в молодежной среде.

Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях есть не что иное, как отражение сложностей процесса ее социализации, который воплощает интегральный результат взаимодействия двух целостных систем: с одной стороны - общества во всей совокупности проявления общественной жизни, воздействующего на личность молодого человека, с другой стороны - личности, активно и избирательно усваивающей предыдущий актуальный опыт социума, знания, нормы, ценности, традиции, накапливаемые и передаваемые от поколения к поколению. От того, насколько эффективно будут усвоены те или иные ценности и каким образом будут вырабатываться потребности и интересы, зависит уровень успешности социализации: станет ли человек полноценным гражданином и личностью или же мы должны ожидать от него проявления девиантности и т.д. Отсутствие идеалов и целей в современной жизни весьма отрицательно сказывается на становлении молодежи. И потому обязательно должны быть определены социально значимые идеалы и цели, на которые молодежь могла бы ориентироваться в процессе личностного развития.

В третьем параграфе «Правовая культура молодежи как отражение ценностных ориентиров общества» отмечается, что важнейшей особенностью социального мира является выработка в процессе становления культуры специальных норм и прав, регулирующих совместную деятельность людей.

Стержнем любой культуры является ценностно-нормативная структура, выступающая ориентиром мотиваций конкретных действий людей, вызванных к жизни потребностями индивидов и социальных групп. Они, образуя единые культурные пространства, формируют свои законы функционирования и развития.

В современных условиях правомерно говорить о феномене правовой культуры молодежи, системные компоненты которой - правовое сознание, правовое мышление, правовое поведение - характеризуются определенным своеобразием функционирования и развития.

Правовая культура выполняет различные функции:

  • регулятивные, представляющие нормы, с которыми должны соотноситься правовые действия;

  • конституирующие, осуществляемые через ознакомление с новой информацией и переосмысление в связи с этим ситуаций в процессе правовых действий.

Правовая культура характеризуется уровнем правосознания, включает степень знания права, на которое опирается исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений и ценности права. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства.

Правовая культура молодежи может рассматриваться как динамично формирующаяся совокупность противоречиво усваиваемых ею в процессе социализации правовых ценностей, установок, норм, правил и прочих знаний, касающихся собственных возможностей достижения желаемых данной общностью благ, обеспечиваемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений в зависимости от степени освоения ее системообразующих компонентов, а также соответствия поведения входящих в эту общность членов установленным законодательным нормам.

Вторая глава «Правовая культура в системе ценностей молодежи» раскрывает такие важные аспекты правовой культуры, как правовая социализация и толерантность, а также обосновывается специфика правовой культуры молодежи.

В первом параграфе «Правовая социализация как один из аспектов усвоения молодежью ценностных ориентаций» рассматривается освоение индивидом правовой культуры общества через понятие правовой социализации.

В данном исследовании автор останавливается на трактовке социализации как процесса усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, формирования на данной основе личностных качеств. Благодаря перманентному процессу социализации личность посредством своей активной деятельности преобразует социальную реальность.

Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. Началом этого процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым полноценным участником правоотношений, сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.

Несмотря на то, что правовая социализация является процессом, проходящим в течение всей жизни человека, в качестве его основного субъекта принято рассматривать молодежь. Ведь именно на той стадии личностного развития, который принято называть молодостью, человек усваивает базовые ценности общества, приобретает навыки социального взаимодействия и вырабатывает собственную жизненную позицию. Здесь могут возникать и деформации социализационного процесса, способные в дальнейшем привести к формированию асоциальной личности, поведение которой будет противоречить основополагающим общественным нормам.

Средствами осуществления правовой социализации являются правовое воспитание молодежи и нормативная система как основа контроля процессов ее осуществления, а также юридическая литература, законодательство, СМИ.

На социализацию в сфере права могут оказывать существенное влияние происходящие в обществе трансформационные процессы. Не могут не отражаться на правовой социализации личности ухудшение социально-экономической обстановки в стране, процессы деидеологизации и возникновение общемировоззренческого кризиса. Данные процессы особенно сильное воздействие оказывают на молодежь.

Во втором параграфе «Толерантность в системе правовых ценностей молодежи» предпринимается попытка рассмотрения толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

толерантность относится к ряду моральных ценностей гуманизма и часто определяется как позитивный способ принятия различий, исключающий развитие конфронтации и ксенофобии.

Традиционно в качестве некой универсальной ценности принято рассматривать толерантность, в нашем исследовании понимаемую как готовность молодежи к принятию инаковости во всех ее проявлениях. Толерантность выступает фактором социальной регуляции поведения молодежи, однако без различных условий толерантность во всех ее проявлениях приняли лишь 40% респондентов1. Предвзято относятся к:

  • представителям другой национальности – 10%;

  • человеку, исповедующему другую религию – 5%;

  • представителям другой расы – 5%;

  • мигрантам – 15%;

  • людям других политических взглядов – 10%;

  • представителям нетрадиционной сексуальной ориентации – 60%2.

Таким образом, эмпирическое изучение толерантности позволяет говорить о несформированной диспозиционной готовности молодежи к проявлению терпимости, что говорит либо о невысоком уровне культуры, и в частности - правовой культуры, либо о недостаточном внимании к проблемам толерантности со стороны федеральных и муниципальных властей (рис. 1).

1 – просветительские теле- и радиопередачи (20%);

2 – статьи в печатных СМИ, способствующие снижению социальной напряженности (20%);

3 – культурно-массовые мероприятия, проводимые в Вашем населенном пункте (20%);

4 – не сталкивался ни с одним (25%); 5 – со всеми вышеперечисленными (15%).

Рис. 1. С какими мероприятиями по формированию толерантности Вы сталкивались в повседневной жизни?

Внутренняя противоречивость толерантности как моральной ценности вытекает из природы морали, обусловленной соединением двух начал: личностной автономии и нравственной нормативности. С одной стороны, моральный индивид - суверенная личность, обладающая свободной волей, а с другой - область морали, где соответствующие требования имеют абсолютную власть. Существует точка зрения, что толерантность не является универсальной моральной ценностью, поскольку представляет собой некий компромисс между теми принципами, на которых строится сфера морали, моральное сознание и поведение индивида.

Таким образом, можно заключить, что толерантность - это некая ценность, которая предполагает соблюдение прав и свобод человека, взаимное понимание и уважение, признание ценности любой человеческой жизни, взаимное понимание и солидарность между народами и культурами. Это та ценность, которая способствует укреплению мира и гармоничному сосуществованию.

В третьем параграфе «Особенности правовой культуры молодежи в модернизирующемся российском обществе» автор размышляет о том, что в условиях модернизации российского общества остро стоит проблема повышения общего уровня правового сознания, преодоления правового нигилизма, изучения проблем ресоциализации личности как механизма целенаправленного повышения правовой культуры граждан и общества.

Анализируя правовую культуру молодежи, мы учитывали, что модернизация современного российского общества должна сопровождаться расширением правового мировоззрения молодежи. Правовая культура выступает как разновидность общей культуры, отличающейся определенным уровнем правосознания, законности, совершенства законодательства, являющейся результатом и способом творческой деятельности граждан по созданию и реализации правовых ценностей. Правовая культура отражает характер и степень правового развития личности, основанного на преимуществах позитивного правосознания, реализующегося в активной творческой правоприменительной деятельности, и выступает как ценностное ядро общественной правовой культуры.

Однако, анализируя данные, полученные в ходе авторского социологического исследования необходимо отметить, что молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет практически не воспринимают право как социальный институт. В ответах респондентов значительно чаще встречается ассоциация с действиями: то, что я могу делать (40%). Говоря о том, что такое «право», респонденты, прежде всего, подразумевают свои личные права и свободы, т.е. то, чем человек обладает и что связано с его интересами.

Основной формой реализации права является закон. В некой идеальной форме закон рассматривается как абсолютная, единая для всех и при любых обстоятельствах норма. В этом случае закон предстает в качестве высшей ценности, что продемонстрировали 60% респондентов. Однако результаты опроса показывают, что для значительной части современной молодежи (30% опрошенных) безусловное соблюдение закона не является аксиомой, а у незначительной доли опрошенных – 10% - вообще нет определенной позиции по поводу того, как нужно относиться к закону.

Исследуя специфику правовой культуры современной молодежи, мы обратили внимание на источники получения информации о правовых феноменах, так как знание источников поможет определить достоверность получаемых сведений: средства массовой информации (65%); преподаватели (10%); родители, товарищи (10%); правоохранительные органы (5%); затрудняюсь ответить (10%).

Подавляющее большинство респондентов черпает правовую информацию из СМИ, то есть существует вероятность искажения, вытекающая из избирательности предоставления информации. Из СМИ поступает информация о принятии новых законов и политического характера.

Необходимым составным компонентом правовой культуры являются правовые ценности. Для анализа правовых ценностей необходимо рассмотреть структуру ценностей личности в целом и определить место права и государства в общих ценностях; выявить те ценности, которые могут быть связаны с правом, могут являться предпосылками законопослушного поведения или, напротив, выступать антиподами правовых ценностей.

В проведенном нами исследовании под базовыми ценностями рассматривались такие ценности, которым правовое регулирование не должно противоречить, а должно их учитывать: 1- положение в обществе (90%); 2 - власть, возможность воздействия на других людей (50%); 3 - известность, слава (25%); 4 - семейное счастье (90%); 5 - богатство и материальный достаток (85%); 6 - карьера (65%); 7 - возможность реализации способностей (65%); 8 - польза обществу, Родине (55%).




Рис. 2. Значение базовых ценностей в жизни респондентов (количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать два и более варианта ответа).


Ценности выступают регулятором правовых отношений, оптимизируя выбор целесообразных способов поведения. Выбор респондентом отношений правового характера в качестве того или иного принципа свидетельствует о соответствующей мотивационной направленности поведения, что становится его нормой.

Иерархия мотивов действий молодых людей выглядит так: преследование собственных целей (60%); следование определенным нормам поведения (30%); взаимная выгода (5%); способность пожертвовать своими принципами (5%).

Наиболее предпочтительным для респондентов путем достижения жизненного успеха в отношениях с другими людьми выступает «преследование собственных целей», в чем сказывается влияние современных индивидуалистических установок и ориентаций. На второй по значимости позиции располагается «следование во всем общепринятым нормам, правилам поведения». Возможность проявления компромисса, допускающего в выборе образцов поведения гибкость, способность на время пожертвовать собственными принципами, отодвигается на последнее место, тем самым демонстрируется относительная устойчивость нормативной мотивации.

Результаты исследований свидетельствуют о высокой активности молодежи региона в стремлении самостоятельно получить необходимые юридические сведения, а также о том, что эта группа населения отличается высокой потребностью в получении и использовании правовой информации, осознании ее важности.

В заключение можно также констатировать, что правовая культура отражает объективные потребности в совершенствовании социального управления и обязательных механизмов реализации интересов гражданского общества, помогает сделать их средством оценки соответствия стандартов поведения нормам права.


В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические и эмпирические результаты диссертации, а также обозначаются некоторые наиболее перспективные направления дальнейшего развития темы.


По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в издании, рекомендованном ВАК РФ

  1. Щукин А. М. Специфика правовой культуры молодежи: результаты социологического исследования /А. М. Щукин //Вестник Адыгейского государственного университета: Серия «Регионоведение». –– Майкоп, 2011. Вып. 3 - (0,5 п.л.).

  2. Щукин А. М. Толерантность в системе правовых ценностей молодежи /А. М. Щукин // Изд. ФГБОУ ВПО «МГТУ» Новые технологии. – Майкоп, 2011. Вып. 4 – (0,5 п.л).

Статьи, публикации в других изданиях

  1. Щукин А. М. Государственное правовое регулирование и социальная сплоченность /А. М. Щукин //Материалы научно-методологического семинара «Содержание и структура понятия «социальная сплоченность»». – М., 2009. – (0,5 п.л.)

  2. Щукин А. М. Правовая культура молодежи: ценностный аспект /А. М. Щукин. – Майкоп, 2009. – (3,5 п.л.).

  3. Ильинова Н. А., Щукин А. М. Молодежь и ее место в социальном пространстве общества. Научное издание / Н. А. Ильинова, А. М. Щукин. – Майкоп, 2010. – (3,8 п.л.).

  4. Щукин А. М. Теоретический аспект рассмотрения правовой культуры /А. М. Щукин //Молодые голоса в науке. Выпуск девятнадцатый. – С. 45-49. – Майкоп, изд. АГУ, 2011 (0,3 п.л.).

  5. Щукин А. М. Социокультурная значимость молодежи в условиях модернизации общества /А. М. Щукин //Социальные науки и социальные технологии в современной России: сборник научных статей. – Вып. 7-й. – Майкоп, изд. А2011. – (0,25 п.л.).



Щукин Александр Меджидович


Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук



1 Зубок, Ю. А. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси /Ю. А. Зубок, В. И. Чупров //Социологические исследования. – 2006. – №10; Самыгин, П. С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: диссертация ... доктора социологических наук /П. С. Самыгин. - Ростов-на-Дону, 2008; Тренихина, С. Ю. Правовая культура учащихся: социологический анализ: диссертация … кандидата социологических наук /С. Ю. Тренихина. – Екатеринбург, 2009; Берсиров, Т. Б. Правосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект: автореферат дис. ... кандидата социологических наук /Т. Б. Берсиров. - Майкоп, 2007.



1 Результаты авторского социологического исследования.

2 Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать два и более варианта ответа.


Похожие:

Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconЧастная жизнь в культуре современного российского общества: социологический анализ
Диссертация выполнена на кафедре философии и социологии ноу впо «Северо-Кавказский социальный институт»
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconСоциокультурный потенциал средств массовой коммуникации в молодёжной культуре современного российского общества
Охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Продолжающееся инновационное преобразование средств массовой коммуникации...
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconСетевые коммуникации в культуре современного российского общества
Фгбоу впо «Адыгейский государственный университет», профессор кафедры философии и социологии
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconСоциокультурные ценности территориальных общин в функционировании современного китайского общества

Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconРабочая программа по православной культуре для 1 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.
Изучение православной культуры в системе образования Белгородской области обусловлено настоятельной потребностью современного российского...
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconВ контексте толерантности удк 316. 347
«Инновационные установки российского населения в условиях реализации задач модернизации» (направление №3 «Пространственные трансформации...
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconРегиональные антропологические ценности как элемент национальной безопасности россии в условиях глобализации
Охватывают все стороны социокультурной жизни российского общества
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconПрограмма «Одаренные дети»
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня...
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconУроках математики в 5-6 классах
Ить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В «Концепции модернизации российского...
Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ iconНис «Управление социальными конфликтами» Примерная тематика рефератов
Основные социальные проблемы современного российского общества, генерирующие конфликты
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница