Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»




Скачать 20,81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Дата04.02.2016
Размер20,81 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки российской федерации

Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова

(филиал) федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»


УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМСН

____________________


Зав. кафедрой

Виноходова А.Ф.

____________________


« » ____________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины

«Обществознание»




Очная

(форма обучения)


ШКОЛА экономистов XXI века


Старый Оскол

2012


Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.


Составитель Мальчикова С.Н.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ЭАФиА

Протокол №8 от «28» августа 2012 г.


Зав.кафедрой ЭАФиА,

руководитель Школы экономистов XXI века Виноходова А.Ф.


Цель курса: развитие личности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;


Задачи изучения курса:


  1. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  2. овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  3. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.


Пояснительная записка


Настоящая программа рассчитана на изучение курса «Обществознание». Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.

Изучение обществознания и применение её принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности. Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной жизни могут отразиться на личных делах и планах.

Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.


По окончании курса учащиеся должны:

Знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

I модуль


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего (час)

Лекционные занятия

102

Самостоятельная работа (подготовка к лекционным занятиям)

40

Общая трудоемкость дисциплины

142


Содержание курса


N

п/п


Наименование темы

Количество часов


Лекции Самостоя-

тельная

работа

1

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.


24 4

2

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.


16 6

3

Экономика и экономическая наука

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Основы бухгалтерского и управленческого учета. Постоянные и переменные затраты. Основные источники. финансирования бизнеса. Основы бизнес-планирования. Основы предпринимательской деятельности

Понятие ценных бумаг. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Системы налогообложения.

Государственный бюджет. Государственный долг. Макроэкономические показатели. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.


34 6

4

Социальные отношения

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак.


6 6

5

Политика как общественное явление

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества.

Политический процесс. Избирательная кампания в Российской Федерации.


6 6

6

Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Политическое лидерство.


6 6

7

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


10 6




Итого

102 40


II модуль


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего (час)

Лекционные занятия

52

Самостоятельная работа (подготовка к лекционным занятиям)

20

Общая трудоемкость дисциплины

72



Содержание курса

N

п/п

Название темы

Количество часов


Лекции Самостоятельная

работа

1

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.


8 2

2

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.


4 4



3

Экономика и экономическая наука

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Основы бухгалтерского и управленческого учета. Постоянные и переменные затраты. Основные источники. финансирования бизнеса. Основы бизнес-планирования. Основы предпринимательской деятельности

Понятие ценных бумаг. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Системы налогообложения.

Государственный бюджет. Государственный долг. Макроэкономические показатели. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

30 4

4

Социальные отношения

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак.

5 4

5

Политика как общественное явление

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества.

Политический процесс. Избирательная кампания в Российской Федерации.


4 2

6

Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Политическое лидерство.

4 2

7

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

8 2




Итого

64 20







Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины техническая механика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы и узлы периферийных устройств компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф математический анализ
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф «Дискретная математика»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Математический анализ : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. С. Бартенева– Оренбург : огим, 2011. – 22 с
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины фтд «Решение нестандартных математических задач»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа Предмет : обществознание
Программы курса Обществознание для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница