Федеральное агенство по образованию




Скачать 25,41 Kb.
НазваниеФедеральное агенство по образованию
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер25,41 Kb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Оренбургский государственный педагогический университет


Факультет педагогики и методики

начального образования


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


студентки 4 курса заочного отделения

Рудской Ларисы Геннадьевны


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

Швецова Резеда Фаритовна


Оренбург 2010 г.

Содержание стр.


Введение__________________________________________________ 3 – 5

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной

деятельности младших школьников.

    1. Активизация познавательной деятельности младших школьников

как психолого - педагогическая проблема._____________________ 5 – 15

1.2. Дидактическая игра как средство развития познавательного

интереса младших школьников. 16 - 28

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников 29 - 33

Глава 11. Опытно – экспериментальная работа по развитию

познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности

учащихся 2 класса.____________________________________________ 35 – 45

2.2. Комплекс упражнений способствующих активизации познава-

тельной активности. __________________________________________ 46 – 53

2.3. Динамика развития познавательной активности учащихся

2 класса._____________________________________________________ 54 – 57

Заключение._________________________________________________ 58 – 59

Список литературы.___________________________________________ 60 - 63


Введение

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.

Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью на уроках.

Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.

Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития». [53,136]

В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и других. Вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной деятельности.

Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.

Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л.П.Аристовой, Т.Г.Рамзаевой, Н.Ф. Талызиной, И.Ф.Харламова.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования – активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Цель исследования – теоретически обосновать, практически проверить активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования – процесс развития познавательного интереса будет эффективным, если:

  • учитываются возрастные особенности младших школьников;

  • используется комплекс специально подобранных дидактических игр на уроках математики.

Задачи исследования:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследо- вания;

  2. разработать комплекс дидактических игр для 2 класса;

  3. Провести диагностику уровня познавательной деятельности учащихся 2 класса.

Опытная работа проводилась в Белоярской средней школе № 3, во 2

классе 2008 – 2009 учебном году. Учитель Рудская Л.Г.


ГЛАВА 1.

Теоретические аспекты дидактической игры - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

1. 1 Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого – педагогическая проблема.

Опираясь на труды ученых - психологов и педагогов, можно отметить, что основой развития и воспитания растущего человека являются деятельность и общение. В которых выражена социальная сущность человека нашей эпохи, его жизненная активность и связь с людьми.

Проблема деятельности – одна из фундаментальных научных абстракций философии, педагогики и психологии. Это – предмет изучения всех наук о человеке и обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становления его личности. [ 34,105]

Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребенка в собственном развитии. [34,105]

Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата. [42,97]

Понятие деятельности разрабатывалось в отечественной педагогике и психологии в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Пурия, С.Л. Рубинштейна.

Несмотря на некоторые различия в трактовках понятия «деятельность» у разных авторов, можно определить, что деятельность – это не просто выполнение каких – либо действий, движений, а подлинный источник развития личности.

Различные виды деятельности – комплекс необходимых социальных основ, в котором формируется активная личность. Для всех видов деятельности закономерности их протекания едины. Различным является их предметность, благодаря чему материальный мир открывается ребенку и осваивается им всесторонне. [42,53]

Г.И.Щукина пишет, что существует две деятельности – «учебная деятель- ность» и «познавательная деятельность»[63, 15].

Интересна позиция Н.Ф.Талызиной, которая о познавательной деятельнос- ти пишет: «Познавательная деятельность – взаимосвязь практической и теорети- ческой деятельности человека». [54, 8]

Некоторые авторы отождествляют познавательную деятельность уча- щихся с мыслительной. Такое отождествление, по Скаткину М.Н., неправо- мерно: в познавательной деятельности в отличие от мыслительной является то, что в ней отражается отношение человека к окружающему. Самое главное различие состоит в том, что мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, чаще всего не мысля нельзя.[49,5]

Якиманская И.С. отмечает, что применительно к школьнику термин «учебная деятельность» синонемичен термину «познавательная деятельность». Хотя у каждой из данных видов деятельности есть свои специфические особенности. [66,19]

Рамзаева Т.Г. выделяет, что в учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. Познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это обстоятельство, считает Рамзаева, позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью. Итак, с учетом некоторых уточнений можно сказать, что учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях. [46,18]

Г.И.Щукина раскрывает, что «познавательная деятельность» иначе выра- жена термином «учение». С позиции общей теории деятельности психологами правомерно различают понятия «учебная деятельность» и «познавательная деятельность». Понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» (или познавательной деятельности) рассматривается как более широкое, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого. [64,19]

Психологи склонны рассматривать понятие «учение» как совокупность психических процессов, обусловленных нервными механизмами. В дидактике же этот термин применяется в связи с познавательной деятельностью ученика. В учебном процессе познавательная деятельность ученика, учение – представля- ет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений к системе познания.[44,123]

Как отмечала Аристова Л.П., в развитии каждого человека учение занимает определенное место. Но учение осуществляется не только в области практических действий трудового характера. Его главная функция для подрастающего поколения состоит в гностическом характере (гнозис – знания), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками. В силу того, что систематическая гностическая деятельность принимает организованные общест- вом формы, учение чаще всего идентифицируют с познавательной деятельнос- тью школьника.[ 1,57]

Рассматривая гностический характер учения как познавательную деятельность, следует установить ее особенности.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-техни- ческого прогресса, развитию духовных ценностей народа. В то же время познавательная деятельность для подрастающего поколения наиболее сложна, обладает объективными трудностями и для учителя – руководителя процесса познания.[42,34]

Шамова Т.И. отмечала, что цель познавательной деятельности младших школьников,- формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что она открывает ребенку окно в мир книг, мир удивительных открытий. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. [61,118]

Познавательная деятельность, отмечает Оконь В.В., требует интеллекту- альных усилий, анализа, размышления. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Немаловажно также то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношения к знанию как к ценности, значимой для общества и для каждой в отдельности личности.

Поскольку предметом (содержанием) познавательной деятельности яв- ляются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человека, который и становится объектом освоения для ребенка. Поэтому задача учителя – увлечь всех детей интересным содержанием. [40,25]

Щукина Г.И., Шамова Т.И. отмечают, что субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, ее сознание, ее отношение и к познавательному миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам, учителям, организующим и направляющим его учение. [63,206]

Структура познавательной деятельности младшего школьника по своим компонентам отражает построение любой деятельности ( мотив – цель – дейст- вия – операции), отмечает Леонтьев А.Н., своеобразие же состоит в том, какое место и какой характер в ее протекании имеет каждый из них.

Управляя деятельностью ученика, учителю важно представлять всю структуру деятельности младших школьников и разумно прогнозировать ее от начального этапа до конечного результата. [34,127]

Мотив – основной компонент познавательной деятельности. Мотивам посвящен ряд исследований в психологии и педагогике (Божович Л.И.,

Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Савин Л.С., Щукина Г.И.). Исследования в этой области утверждают, что учение школьника побуждается не одним, а множеством мотивов. В общей структуре мотивации одни из них играют доминирующую роль, другие – подчиненную, иные – слабую, заметную. В зави- симости от того, какие мотивы преобладают, в зависимости от их силы, их значимости для личности и учение школьника принимает меру значимости для него (Н.Ф.Добрынин). Научная классификация мотивов учения полностью еще не сложилась, однако практически принято различать их следующие группы: социальные мотивы, мотивы самовоспитания, познавательные мотивы. Мотивы, которые побуждают деятельность, умножают ценность ее развития. Именно они решают успех конечных результатов. Мотивы деятельности многообразны, а подчас противоречивы. Они выражают внутренние побуждения личности, ее потребности, ее интересы. Соответствия их целям деятельности, ее общественной пользе благоприятствует развитию школьника.

Щукина Г.И. в структуре учения школьника выделяла цели деятельности, её целеполагание, которые определяют длительный процесс учения, объективно выражают ее социальную направленность и обуславливают ее конечные результаты. Вместе с тем исследователями доказано, что субъективно эти сложные и далекие от непосредственного опыта младшего школьника цели не всегда осознаются и сам ученик как субъект деятельности не является их непосредственным носителем.[64,19]

Действия. В зависимости от того, какова задача данного действия, кем она ставится, ориентирует ли она на повторение прежнего опыта или требует нового действия на более сложный основе, эффект каждого действия может быть и менее и более значимым для развития.

Социальная направленность учения младшего школьника обусловлена деятельностью учителя. Для ученика младшего школьного возраста цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом активной деятельности являются его внутренние побуждения, которые, отнюдь не спонтанны, а являются результатом связей и отношений школьника с предметной средой, возникающих в его деятельности.

Для рассмотрения сущности понятия «активизация познавательной дея- тельности» необходимо ответить на вопрос: что является «активностью» и «ак- тивизацией учения»?

Прежде всего, активность, как личностное образование выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности). [64,135]

Так в своих работах Г.И.Щукина отмечает, что «если деятельность пред- ставляет собой единство объективно-субъективных свойств, то активность- при- надлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер». [63,122]

Таким образом, несмотря на распространённое оперирование в педагоги- ческой теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным. В науке оно трактуется по - разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятель- ности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуаль- ным достижениям. Познавательная активность проявляется и развивается в процессе учебной деятельности.[45,40]

Польский дидакт В.Оконь, работая над вопросами проблемности в обуче- нии, писал: « Под активностью мы понимаем непроизвольное желание действия, вызывающее внутреннее или внешнее проявление деятельности».[40,25]

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень.

Управление активностью школьников традиционно называют активи- зацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотип- ной деятельности, спада застоя в умственной работе.

Уточнение и дифференциация понятия «познавательная активность» и смежных с ним (мыслительная деятельность, творческая активность, познава- тельная самостоятельность) особенно интенсивно проходили в 60-70 годы. Ша- мова Т.И. соглашается с М.Н. Скаткиным, утверждая, что активизация познавательной деятельности направлена и на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качеств лич- ности школьников. Т.И. Шамова добавляла, что такая активизация – условие развития не только умственных возможностей ученика, но и личности в целом. [61,174]

В 60-е годы познавательная активность и самостоятельность часто рас- сматривались как идентичные понятия. Однако это не совсем верно, по мнению Т.И. Шамовой, ученик может работать под диктовку учителя, решать задачу вместе с учеником, включающим это же задание на доске. Здесь нет проявления самостоятельности. В практике нередко активность сводят лишь к внешним формам её проявления (рисовать, лепка др.), слушание же относится к пассив- ному состоянию школьника. Подобное понимание активности односторонне, так как ученик может, не совершая внешних действий, активно мылить.[61,175]

Всё это привело, как отмечает Проскура, к необходимости различать ак- тивность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную). В процессе учения младших школьников имеет место как тот, так и другой вид активности. Однако активизация познавательной деятельности учащихся связана, прежде всего, с активностью мышления, внешняя (моторная) деятельность служит средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль над её протеканием. Подход к проблеме активности учащихся по отношению их к самой познавательной деятельности и средствам учения выражен коллективом авторов в учебном пособии по педагогике: внимательное слушание учителя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, внутренняя активность, сосредоточенность мысли ученика могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя же активность ученика, его суетливость вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли школьников.[43,128]

Многие исследователи рассматривают сущность познавательной актив- ности учащегося как психолого-педагогическую проблему. Коваленко В.Г. обратил внимание на психологическую сторону того понятия. Автор ставит в прямую зависимость активность школьника в учебном процессе от напряжения и внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости. Проанализировав труды пси- хологов и педагогов, можно вычленить основные подходы исследователей к рассмотрению вопроса. Таких подходов фактически два. Одни авторы рассмат- ривают познавательную активность как деятельность, другие как черту личнос- ти. [27,81]

М.Н. Скаткин утверждал, что активизация познавательной деятельности направлена и на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование ак- тивности и самостоятельности как качеств личности школьника.[49,5]

Различают три уровня познавательной активности:

1 уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его при- менения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».

2 уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стрем- лением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3 уровень – творческая активность. Характеризуется интересов и стрем- лением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление применить знание в новой ситуации, то есть произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет ещё черты особенные, отличающие его от предшествующего.

На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитико–синтетической деятельности, однако, доза помощи учителя в её совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.

Таким образом, активность в учении мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика.

Считаем важным, отметить тот факт, что нередко активность учащихся оценивается только по объёму самостоятельно выполненной работы, тогда как главное состоит в активности мысли ребенка.

Учебный труд – труд умственный. Основной критерий активности уча- щихся поэтому – степень умственных усилий, приложенных к решению постав- ленной перед ними познавательной задачи.

Обязательным условием успешного обучения, считал Э.И. Моносзон, яв- ляется активная познавательная деятельность учащихся, их потребность в знаниях.[36,27]

Обращаясь к истории педагогики можно сказать, что в настоящее время особо интересен и современен опыт немецкого педагога А.Дистерверга, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» [18,118]

Это возбуждение, как считал педагог Моносзон, происходит по причине противоречия между знанием и незнанием ребенка. Противоречие осознается учащимися, когда учитель и родители ставят перед детьми интересные познава- тельные вопросы, создают проблемную ситуацию. [36,30]

Г.И. Щукина приходит к выводу, что «самым общим определением акти- визации учебно-познавательной деятельности можно считать процесс, на- правленный на усиленную, совместную познавательную деятельность учащихся и учителя на преодоление пассивных форм преподавания и учения».[64,135]

Деятельность-

Познавательная деятельность-

Активизация познавательной деятельности –

Нужно написать расшифровать.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Федеральное агенство по образованию iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агенство по образованию

Федеральное агенство по образованию iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агенство по образованию

Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Расчеты показателей, применяемых при планировании бюджета коммерческой организации
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Рабочая программа предназначена для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. «Размещение производительных...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет
Россия в эпоху перемен: социальный вектор. Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2008 года....
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию РФ комитет по образованию администрации волгоградской области
Дискутируются актуальные для современной филологии проблемы лингвоконцептологии и лингвокультурных типажей
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольно-измерительные материалы содержат комплекс тестовых заданий по учебному пособию «Физическая культура студента» и перечень...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию

Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница