В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной




НазваниеВ настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер8,12 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Введение

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся. Актуальность проблемы объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, взрыв информации и быстрая смена технологии производственных процессов приводят к тому, что современный работник должен постоянно обновлять свои знания. Способность человека приобретать их без посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в школьные годы, когда изучается комплекс дисциплин. Поэтому целенаправленное развитие познавательной самостоятельности школьников является одной из важных задач обучения.

Во-вторых, самостоятельная работа служит одним из основных средств повышения учебной активности школьников. Характер познавательной деятельности может быть воспроизводящим и творческим. И совсем не безразлично, как усваиваются знания, умения и навыки. Давно установлено, что если ученики только заучивают новый материал по образцу, то быстро охладевают к учению. Самостоятельная работа повышает их творческую активность и поддерживает постоянный интерес к занятиям.

Центральное место среди новых педагогических тенденций в преподавании игры на музыкальных инструментах и в музыкальном образовании вообще занимает вопрос: как достичь такого положения, при котором обучение органично гармонизовало бы с внутренним миром ребенка и производило бы на него такое воздействие, чтобы ребенок, увлеченный обучением, на более позднем этапе стал самостоятельно заниматься музыкой. В настоящее время, пожалуй, все ведущие педагоги музыки едины во мнении, что основной целью любого процесса непрофессионального музыкального воспитания является не достижение блестящей техники, а культивирование такого душевного строя у ребенка, при котором музыка смогла бы навсегда пустить корни в его душе и он мог бы чувствовать себя раскрепощено в ее прекрасной, вдохновляющей радостной среде. Разумеется, это нисколько не противоречит тому, что в процессе преподавания игры на инструменте постоянный, доставляющий ребенку радость, интерес к музыке возможен только при условии, что ребенок достигнет достаточного уровня в мастерстве владения инструментом, то есть если он по-настоящему будет «уметь играть».

В настоящее время существует много методик. Каждый автор имеет право без всяких ограничений исходить из своего собственного опыта и стиля работы. При совпадении столь различных подходов необходимо иметь ввиду три важнейших педагогических принципа, хотя и часто упоминаемых, однако, тем не менее, на практике так же часто игнорируемых.

1. Цель учебного процесса действительно может быть достигнута различными способами.

2. Деятельность преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо – даже самых замысловатых - методических указаний, а постоянно должна быть творческим процессом.

3. Преподаватель должен обладать большим запасом методических средств, из которых в зависимости от обстоятельств сможет легко выбрать то или иное. В этом смысле преподаватель может для своей собственной работы освоить внешне «противоположные» методические приемы.

Известно, что одним из главных требований воспитания музыканта является развитие самостоятельности, умения нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем художественного и технического порядка. Однако, именно в этой области, несмотря на большое подчас старание педагогов-музыкантов передать свои знания детям, результаты далеко не всегда бывают достаточными. Почему так происходит?

Современная психология и педагогика так отвечают на этот вопрос: традиционная система обучения преподносит учащимся знания, умения и навыки в готовом виде, она лишь требует, чтобы они запоминали то, что им сообщается. Подобный метод преподавания (его называют «сообщающим обучением») базируется, в основном, на запоминании материала. Но психологи утверждают: для того, чтобы процесс усвоения проходил более эффективно, у человека должна сначала появиться потребность в этом знании, которое ему преподносится, а затем он должен самостоятельно открыть это знание для себя. Потребность в новом знании является главным источником психологического развития человека, его мышления, активности, самостоятельности. Поэтому современные методы усвоения знаний и навыков основаны на принципах воспитывающего обучения.

Учение должно давать не только знания, но и формировать мышление, выявлять и совершенствовать способности, воспитывать активность в деятельности, самостоятельность. Знания ученика надо передавать в такой форме, чтобы он мог применять их в различных жизненных ситуациях. Важно, чтобы в процессе приобретения конкретных знаний и навыков школа стремилась сформировать и понимание общих принципов познания явлений, становления навыков, т. е. учила не только практической деятельности, но и ее теоретическому осмыслению.

Одним из методов, с помощью которых успешно решаются эти задачи, является проблемное обучение. При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности (скажем, приемы игры или фразировка, динамика и т. д.), а показываются пут приобретения знаний и навыков, пути развития мысли, при формировании данного понятия, умения, навыка.

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить», - говорил немецкий педагог начала XIX века А. Дистервег. В практике лучших музыкантов-педагогов прошлого и настоящего такая установка всегда была определяющей. Достаточно напомнить о творческой деятельности Л. Ауэра, П. Столярского, А. Ямпольского, Г. Нейгауза и многих других выдающихся русских и зарубежных педагогов, чей опыт запечатлен в многочисленных книгах и статьях. В сущности, проблемный подход неразрывно связан со спецификой музыкальной педагогики. С одной стороны, перед учеником всегда проблема художественной интерпретации, творческого раскрытия замысла автора музыкального произведения, зашифрованного знаками нотного текста, с другой – задача овладения комплексом выразительных средств исполнительства, исходя из объективных требований инструмента и субъективных возможностей. Две эти стороны исполнительства – две проблемы, решаемые повседневно в учебной и артистической деятельности каждого музыканта. И, тем не менее, в нашей музыкальной практике можно нередко наблюдать, как эти проблемы решаются с помощью далеко не лучших методов педагогического воздействия.

Среди них наиболее популярный «метод натаскивания», который способен принимать разнообразные формы. Этим методом пользуются многие педагоги, когда на первом же уроке, не обратив серьезного внимания на состояние общих и музыкальных задатков ребенка, не возбудив еще интереса к занятиям, заставляют его выполнять непонятные требования постановочного характера, преподносят нотную грамоту вне связи со звучанием и образно-эмоциональным восприятием музыки и т. д. Примеров подобного рода можно было бы привести немало. Причина их почти всегда одна - стремление как можно скорее добиться игровых результатов, причем на репертуаре все возрастающей трудности. Однако, когда ученик, особенно в младших классах, удачно выступает на просмотрах, это не всегда свидетельствует о том, что его развитие протекает благополучно, поскольку мы не знаем, какими методами педагог учил с ним программу. Если степень трудности произведения соответствует способности ребенка осмыслить процесс работы над ним, то его музыкальное и исполнительское мышление развивается естественно. Если же этого не происходит, а результат достигается чисто механическим повторением того, что было показано педагогом, образуются непрочные знания и навыки, которые ученик не сможет применить для исполнения другого произведения. В итоге при встрече с последним процесс обучения как бы начинается с самого начала. Не заботясь о всестороннем и по-настоящему глубоком развития учащегося на начальных этапах знаний, удовлетворяясь лишь внешними показателями игры во время не столь частых выступлений, мы нередко пожинаем плоды «псевдоразвития» в конце обучения.


Глава 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

  1   2   3   4

Похожие:

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconРуководство и контроль Тематический контроль: «Разнообразие методов и приёмов, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей улучшения их двигательного статуса,
«Развитие двигательных умений и навыков дошкольников в играх на координацию речи с движением»
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconАктивизация познавательной деятельности учащихся
Перед образованием стоят задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год
Владение иностранным языком в настоящее время является важным условием ускорения социально-экономического развития общества. Кроме...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconМетодические рекомендации по развитию образной памяти детей с использованием мнемотехнических приемов
Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconСамостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы
Большинство из них стремится приблизить процесс обучения к личности учащихся. Действительно, дифференциация обучения важнейшее средство...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconМетодическая разработка автор- составитель: педагог дополнительного образования Наталья Александровна Сак 2012г Аннотация Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир»
«Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения детей, как один из методов, стимулирующих...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconПрименение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания
Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной icon«Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconЛ. Н. Толстой Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их
Предлагаемый подход сочетания методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования...
В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной iconРеализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология это описание
В настоящее время понятие педагогической технологии часто используется педагогами и учителями. Однако, в его понимании и употреблении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница