Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»




Скачать 17,48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер17,48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

ПРОЕКТ «ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ И БИЗНЕМЕ»


И.И.Даниловская


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


РОСТОВ-НА-ДОНУ


2010


Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 0201, 080107.65 Налоги и налогообложение.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психологии» гуманитарного факультета ИУБиП 25 сентября 2008 г., протокол № 16.


Составитель: Даниловская И.И., ст. преподаватель ИУБиП


Рецензенты: Андриевская Ж.В. к. псих. н., доцент (ИУБиП)

Акперова М.Г. декан колледжа рационального обучения ИУБиП


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………2

  1. Учебно-тематический план дисциплины……………………4

  2. Содержание программы………………………………………5

  3. Планы проведения семинарских и практических занятий……………………………………………………….18

  4. Перечень тем для самостоятельного изучения……………21

  5. Рейтинговая система оценки знаний……………………….21

    1. Структура и бальная оценка рейтингов…………………...22

    2. Примерное содержание рейтингов………………………...23

    3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе

6. Задания для студентов заочной формы обучения………23

  1. Список вопросов по дисциплине………………………….24

  2. Список рекомендуемой литературы……………………..25



ВВЕДЕНИЕ


Во всех профессиях, объектом которых является человек, требуется повышенное внимание к психологической и нравственной стороне выполняемых профессиональных обязанностей.

Очевидно, что успех любого дела в условиях развивающихся рыночных отношениях зависит не только от качества производимого товара и услуг, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих эти товары и услуги. Профессиональная деятельность финансистов в значительной степени протекает в условиях общения и требует от специалиста умений устанавливать межличностные контакты с различными участниками взаимодействия. Коммуникативная компетентность является качеством, в значительной степени влияющим на эффективность труда, одним из важнейших факторов профессиональной пригодности.

Использование специалистом по налогам и налогообложению своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы людей, юридических лиц, организаций. Поэтому специалисту-профессионалу, имея глубокие профессиональные знания, необходимо совершенствовать особые личностные качества – развитый интеллект, эмоциональную уравновешенность, владение профессиональной этикой, обеспечивающей нравственный характер взаимоотношений с клиентами, коллегами, подчиненными, начальством.

Целью учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» является целенаправленное формирование представлений о психологических и нравственных особенностях профессиональной деятельности, опираясь на научные достижения психологии и этики и обобщение практики.

Исходя из требований Государственного образовательного стандарта, предлагаемый курс призван решить несколько взаимосвязанных задач:

  • дать общее представление о психических явлениях, психологических и этических особенностях профессиональной деятельности;

  • предоставить знания о психологических и этических закономерностях профессионального общения;

  • обеспечить знаниями о закономерностях конфликтного поведения, сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтов;

  • дать общее представление о технологиях успеха в профессиональной деятельности;

  • познакомить с проблемой профессионального стресса, способами саморегуляции работника в условиях профессионального стресса;

  • способствовать гармоничному сочетанию специальных и психолого-этических знаний.

Курс «Этика и психология профессиональной деятельности» для студентов колледжа рационального обучения специальности ……. Налоги и налогообложение рассчитан на 56 часов – 36 аудиторных часов (лекции 20 часов, семинары и практические занятия – 16 часов) и 20 часов самостоятельной работы.

В соответствии с вышеуказанными требованиями и рейтинговой системой оценки знаний курс состоит из четырех блоков и включает в себя следующие разделы:

  • введение в предмет «Этики и психологии профессиональной деятельности», общие представления о психике;

  • психология делового общения;

  • конфликт как социально-психологическое явление, социально-психологические проблемы руководства;

  • технологии успеха в профессиональной деятельности, этика взаимоотношений с различными субъектами профессионального общения, профессиональный стресс.




  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ


Всего

часов



Аудиторная

работа

Самостоят.

работа



Лек-

ции


Семи-

нары

1

2

3

4

5

Блок № 1

Тема 1. Введение в ЭиППД.

3

1

1

1

Тема 2. Общие представления о психике.

4

1

1

2

Тема 3. Структура психических явлений.

2

1

1

-

Тема 4. Психология познания.

6

2

2

2

По блоку № 1

15

5

5

5

Блок № 2

Тема 5. Общение и межличностные отношения.

3

1

1

1

Тема 6. Барьеры общения и мотивы поведения.

3

1

1

1

Тема 7. Психология вербального и невербального общения.

3

1

1

1

Тема 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

4

2

1

1

Тема 9. Деловое общение в рабочей группе.

3

1

1

1

По блоку № 2

16

6

5

5

Блок № 3

Тема 10. Конфликт как социальный феномен.

2

1

-

1

Тема 11. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

6

2

2

2

Тема 12. Социально-психологические проблемы руководства.


4


1


1


2

По блоку № 3

12

4

3

5

Блок № 4

Тема 13. Технологии успеха в профессиональной деятельности.

4

1

1

2

Тема 14. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.


4


2


1


1

Тема 15. Профессиональный стресс.

5

2

1

2

По блоку № 4

13

5

3

5

Итого:

56

20

16

20




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Блок № 1.


Тема 1. Введение в предмет ЭиППД.


При изучении данной темы необходимо уяснить предмет, задачи и принципы «Этики и психологии профессиональной деятельности», ее основные категории, а также проблемы этики и психологии профессиональной деятельности в истории философской и психологической мысли.

Изучение любой научной дисциплины начинается с ответа на вопрос: что она призвана изучать, каков ее предмет?

Предмет науки – это условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет четко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, ее исследовательскую «территорию».

Предметом ЭиППД является психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Психология и этика делового общения – составная часть комплекса психологических наук и этики, поэтому она опирается на основные категории и принципы, разработанные общей психологией.

Важнейшими принципами являются:

  • принцип причинности, детерминизма – признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;

  • принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

  • принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Основными категориями ЭиППД являются «психология личности», «психология общения» и «психология рабочей группы».

«Психология личности» - категория данной учебной дисциплины, включающая знания об источниках активности личности, индивидуально-психологических процессах, свойствах, состояниях, их проявлении в профессиональной деятельности.

«Психология общения» - категория, включающая знания о проявлении личностных особенностей, закономерностях восприятия, взаимодействия и передачи и приема информации людьми, которые общаются друг с другом.

«Психология рабочей группы (команды, коллектива)» – категория, включающая знания о групповых целях, потребностях, интересах, групповых нормах, групповом сознании, морально-психологическом климате, корпоративной морали, которую исповедует группа людей, реализующая социально значимые цели.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает следующие задачи:

  • овладеть знаниями о психических явлениях, психологических и этических особенностях и специфике профессионального взаимодействия;

  • выработать умения и навыки конструктивного делового общения.

Теоретическими предпосылками развития и становления ЭиППД считаются работы из области социальной и общей психологии, а также соответствующие идеи и теории из области этики.

Морально-психологические свойства людей как субъектов общения рассматриваются уже в работах древних мыслителей Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы Нового времени Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, Гельвеций и др.

Вклад отечественных философов, социологов и психологов в развитие психологии и этики делового общения.


Тема 2. Общие представления о психике.


При изучении данной темы необходимо уяснить, что психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный и уникальный внутренний мир. Достаточно трудно установить объективный характер явлений, изучаемых психологией, так как, например, изучается не физический объект, а его образ; не событие, которое принято считать «реальным», а его восприятие субъектом или воспоминание о нем. Такие феномены называют психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.).

В психологии в настоящее время отсутствует единая научная парадигма (главенствующая система «правил» познания). Влиятельные направления современной психологии нередко основываются на диаметрально противоположных научных принципах, что приводит к полемике, длящейся десятилетиями.

По этой причине существует много определений психики как предмета психологического исследования. Существуют философские, биологические, физиологические трактовки психики.

В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.

1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его. Активный и избирательный характер психики проявляется в чувствительности – общая способность к ощущению и направленность на внешнее другое, которая на высших уровнях развития психики становится произвольной.

2. Способность к предвидению, планированию и организации деятельности во времени.

3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире, которая на высших уровнях развития психики может быть осознана, проанализирована и осмыслена.

4. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптация) к окружающему миру.

5. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

6. Способность на высших уровнях развития переходить к таким сложным формам организации и самоорганизации как сознание, самосознание, личность, что предполагает активное отражение не только внешнего мира, но и собственных внутренних состояний и процессов (рефлексия).

7. Способность регулировать психическую активность посредством значений, смыслов и ценностных ориентаций.

Согласно принятой в отечественной психологии концепции А.Н. Леонтьева, объективным критерием появления зачатков психики у живых организмов служит наличие у них способности реагировать на биологически нейтральные воздействия.


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета иубиП 29...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Этика уголовно-процессуальной деятельности юриста»

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций в бизнесе» разработан в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» icon«психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине “Психология” разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бизнес-этика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница