Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее




Скачать 21,75 Kb.
НазваниеХарактерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее
Дата04.02.2016
Размер21,75 Kb.
ТипДокументы
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России


Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества по­средством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределе­ние ресурсов через приказы. Рыночный подход предусмат­ривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход явля­ется наиболее эффективным. Он основан на взаимоот­ношениях продавца и покупателя, которые самостоя­тельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Современная американская модель менеджмента ори­ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акцио­нерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

Большое влияние на формирование теории корпора­ции оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, рас­пределяющейся пропорционально количеству принадле­жащих им акций. Корпорации пришли на смену не­большим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание кор­пораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Аме­риканский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной еди­ницей.

Американские корпорации широко используют в сво­ей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выяв­ляющую приоритеты проблем и ресурсов для достиже­ния главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким об­разом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание стратегического управления заключает­ся, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система.

Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и кон­куренты) и внутренней (научные исследования и разра­ботки, кадры и их потенциал, финансы, организацион­ная культура и пр.) среды.

Стратегическое управление требует создания органи­зационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную про­дукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фир­ме, как правило, значительно меньше количества произ­водственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурен­тоспособной продукции и ее сбыт, формирование произ­водственной программы выпуска продукции по номенк­латуре.

Важнейшей составной частью плановой работы кор­порации является стратегическое планирование, возник­шее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвиде­ние будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся соци­альной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к предприятию среды.

Некоторые американские авторы называют привлечение

непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.

Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производст­венная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять по­средством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпора­ции, а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления явля­ется совершенствование использования всего человече­ского потенциала организации.

Партисипативное управление предполагает расшире­ние привлечения работников к управлению по следую­щим направлениям:

• предоставление работникам права самостоятель­ного принятия решений;

• привлечение работников к процессу принятия ре­шений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);

•предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;

• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;

• предоставление работникам права создавать рабо­чие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распростране­ние четыре основные формы привлечения рабочих к управ­лению:

  1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.

  2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.

  3. Разработка систем участия в прибыли.

  4. Привлечение представителей рабочих в советы ди­ректоров корпораций.

В 60-е гг. в США получили широкое распростране­ние бригадные методы организации труда и кружки кон­троля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили рас­пространение в американских корпорациях.

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на Практике встречается крайне редко.

Для снижения сопротивления рабочих организаци­онным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества тру­довой жизни», с помощью которых работники корпо­рации привлекаются к разработке стратегии ее разви­тия, обсуждению вопросов рационализации производ­ства, решению разнообразных внешних и внутренних

проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разраба­тывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен. авторы известной книги «Организа­ция бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных

видов менеджмента:

  1. Правительство (его деятельность соответствует об­щему понятию менеджмента, хотя слово «ме­неджмент» не применяется к деятельности прави­тельства).

  2. Государственный менеджмент.

  3. Военный менеджмент (особый вид государствен­ного менеджмента).

  4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

  5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, от­личающийся от правительственного и государст­венного).

  6. Менеджмент в государственной собственности

(специальный вид «бизнес-менеджмента»). Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент "как психологи­ческий процесс осуществления руководства подчинен­ными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менедж­мент, считая, что его следует относить только к пред­приятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

  1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Нацио­нальный менеджмент должен учитывать свои соб­ственные традиции, культуру, историю.

  2. В центре внимания менеджмента находится чело­век, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

  3. Задачей менеджмента является направление дейст­вий всех работников на выполнение общих целей предприятия.

  4. Задачей менеджмента является постоянное разви­тие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения.

  5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.

  6. В конечном счете деятельность предприятия оце­нивается большим количеством разнообразных способов и средств.

  7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

  • определение целей предприятия и путей их дости­жения;

  • организация работы персонала предприятия (опре­деление объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структу­ры и т. д.);

  • создание системы мотивации и координация дея­тельности работников;

  • анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;

  • обеспечение роста людей в организации.

Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работни­ков делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.


Конечно, как полагал Питер Ф. Друкер, принципы менеджмента в разных странах, как и в России, могут быть различны. В России, например, большое значение имеет например такие негативные явления, как коррупция, недостаточно свободный рынок. В России имеют место такие формы предпринимательства, как Общества с ограниченной ответственностью, которые отсутствуют в США. Однако основные принципы американского менеджмента вполне применимы и в России, а именно:


1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства


Роль менеджмента в обеспечении успешной деятельности предприятия


В 1966 году Питер Друкер выпустил книгу под названием «Эффективный управляющий» («The Effective Executive»). Интересно то, что в этой работе ученый выступил не только в качестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные советы. Автор пишет, что эффективности нельзя научить, но можно и нужно научиться самому. Он говорит, что управляющие, которые не в состоянии направить свою деятельность в эффективное русло, вряд ли смогут правильно управлять своими сослуживцами и подчиненными. Управляющие, не знающие, как эффективно организовать собственный трудовой процесс, показывают дурной пример для окружающих.

Для того, чтобы эффективно работать, еще недостаточно быть трудолюбивым, хорошо информированным или обладать высокими интеллектуальными способностями. Эффективность – это нечто самостоятельное и особенное. Однако для того, чтобы быть эффективным, совсем не обязательно иметь особые способности, склонности или приобретенные навыки. Эффективность управляющего выражается в его способности выполнять определенные – достаточно простые – задачи. Эффективность слагается из нескольких практических компонентов, рассмотренных автором в этой работе.

Друкер выделяет пять основных элементов для повышения эффективности труда работника управления.

Во-первых, эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы. Этот шаг носит чисто методический характер: регистрация времени, ведение контрольных записей с его замерами. Это заставляет работника более внимательно взглянуть на то, куда он тратит свое время, на свою деятельность и цели, что в значительной степени повлияет на уровень и качество выполняемой работы.

Во-вторых, эффективные управляющие должны концентрироваться на достижениях, выходящих за рамки своей организации. Им следует быть нацеленными не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат. Хороший управляющий, прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, задают себе вопрос: «Каких результатов я должен достичь?» Сам процесс работы и ее методы отходят для него на второй план. Этот этап носит уже концептуальный характер. Управляющий приучается анализировать свою роль в организации и определять свой вклад в ее деятельность. Ответы на поставленные вопросы должны вести к повышению требований к самому себе, к размышлениям относительно собственных целей и целей организации, а также к определению ценностей. Самое главное, вопросы должны натолкнуть на мысль о необходимости повысить показатели своей работы. Они стимулируют управляющего на принятие на себя большей ответственности и отказ от роли подчиненного лица, для которого хорошо все то, что устраивает начальство. Иными словами, концентрируясь на собственном вкладе, управляющий приучается ориентироваться не на средства как таковые, а на конечные цели.

В-третьих, эффективные управляющие должны строить свою деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и руководителей, коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях. Им не следует опираться на то, что ненадежно. Нельзя начинать работу с решения нереальных на данный момент задач. Активизация сильных сторон характера находит свое отражение в поведении. Это уважение личности как своей собственной, так и других. Это система ценностей и действий. Но это снова учение в процессе выполнения работы и саморазвитие на практике. Акцентируя сильные качества, управляющий объединяет индивидуальную цель и потребности организации, индивидуальные способности и результаты работы организации, индивидуальные достижения и возможности организации.

В-четвертых, эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ и не отклоняться в их выполнении. Пустая трата сил и времени приводит к самым отрицательным результатам. В центре внимания на данном этапе – функциональные показатели управляющего и организации. Анализируется не то, что происходит, а то, что хочется, чтобы произошло в окружающих условиях. Развитию в данном случае подлежит не информация, а характер: предусмотрительность, уверенность в своих силах, смелость. Другими словами, здесь развивается лидерство, основанное на целеустремленности, решительности и уверенности.

И в-пятых, эффективные управляющие должны принимать эффективные решения. А это, прежде всего вопрос системности, то есть процесс выполнения задания должен проходить в нужной последовательности. Следует помнить, что эффективное решение – это всегда суждение, основанное, скорее, на несовпадении мнений, чем на согласованности по фактам. Чрезмерная поспешность ведет к принятию неверных решений. Решений должно быть немного, но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями.


Универмаг «Борок»



Торговый комплекс находится в наиболее удобном для покупателей месте в условном центре посёлка Борок. Торговый комплекс обслуживает не только жителей п. Борок, но и жителей близлежащих деревень, поэтому его положение очень важно для большинства жителей региона. Положительным моментом является то, что это основное в регионе торговое здание находится условно в центре посёлка, где проживает 2100 жителей, большинство из которых являются постоянными покупателями магазина, и среднее расстояние, которое необходимо преодолевать покупателям, оказывается сравнительно небольшим. В то же время, в силу растянутости посёлка Борок и отдалённости некоторых его частей, части жителей всё же приходится преодолевать довольно большое расстояние (до 2-3 километров), чтобы приобрести необходимые товары. Это создаёт некоторые трудности для покупателей и возможно снижает потенциально возможный розничный оборот торгового комплекса ПО «Борок»: некоторые покупатели находят в такой ситуации удобным при случае приобретать товары в районном центре Некоуз или городах. В этом смысле недостатком видится отсутствие нескольких небольших филиалов-магазинчиков ПО «Борок» в разных частях посёлка Борок для наибольшего удобства для покупателей.


Несколько лет назад универмаг «Борок» стал называться Торговым Комплексом. Он имеет несколько отделов, а также кафетерий «Минутка» и парикмахерскую.


ПО «Борок» имеет лидирующие позиции на рынке торговли продовольственными товарами и промышленными товарами. Основными конкурентами торгового комплекса является коммерческий магазин «Ольгас», а также частные вагончики, реализующие в основном продукты питания. При этом ПО «Борок» имеет больший охват по ассортименту. Так, торговый комплекс реализует как продукты питания, так и промышленные товары, тогда как магазин «Ольгас» специализируется лишь на продуктах питания. Также имеются небольшие специализированные магазинчики, арендующие небольшие площади, которые также не могут конкурировать с торговым комплексом по ассортименту своего товара. В то же время ПО «Борок» не может не ощущать ценовой конкуренции со стороны этих точек в отношении некоторых видов товаров (например, продуктов питания), что находит отражение на её ценовой политике.


Несмотря на сильную конкуренцию со стороны магазина «Ольгас» в реализации продуктов питания, ПО «Борок» имеет хорошие позиции на рынке торговли в районе Борка и близлежащих населённых пунктов. ПО «Борок» имеет высокую прибыль благодаря поддержанию и постоянному пополнению ассортиментного перечня товаров, как продовольственных, так и не продовольственных. За последние годы заключено более 170 договоров на поставки.

Из этого можно сделать вывод, что ПО «Борок» весьма конкурентоспособно и рентабельно.


Литература





  1. Грейсон Д., О’Делл К.

Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

  1. Семенова И.И.

История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

Похожие:

Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconУрок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания
Научно – техническая революция. Понятие о нтр. Характерные черты нтр. Составные части нтр: наука, техника и технология, производство...
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент»
«менеджмент». Эволюция подходов к определению категории «менеджмент». Роль и значение управленческих революций в развитии менеджмента....
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconПланы семинарских занятий по курсу «Основы менеджмента и маркетинга»
Багриновский К. А. Основные черты современного механизма научно-технологического развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2002....
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconМетодические указания по выполнению программы производственной практики менеджмента для студентов специальностей
Учебным планом специальности 080507 «Менеджмент организации» прохождение производственной практики менеджмента предусмотрено на 4...
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconКалендарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: xx-начало XXI века» и«Новейшая история» в 9 классе
Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального...
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconПрограмма вступительного испытания
История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды...
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconI. Явление визуальной поэзии в искусстве
Визуальная поэзия: понятие, характерные черты, классификации
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современный менеджмент»
Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основными образовательными программами по соответствующим...
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconДисциплина «История»
Возникновение Древнерусского государства. Характерные черты и особенности образования первых славянских княжеств
Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее iconФакультет менеджмента утверждена ученым советом факультета Менеджмента
Программа государственного экзамена по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации» (квалификация менеджер) специализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница