Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы




Скачать 24,31 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер24,31 Kb.
ТипАнализ
  1   2
Психолого-педагогическая работа школы


Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе.


Основные направления работы:

  • психологическое просвещение

  • психодиагностика

  • консультационная деятельность

  • развивающая и коррекционная деятельность

  • методическая работа, самообразование


В сентябре 2009 года психологом школы был составлен план работы на год. Были также составлены: план работы с учащимися «группы риска», план работы по профориентации учащихся. Планы утверждены директором школы и в соответствии с ними проводилась работа по основным направлениям деятельности психолога в течение года.


Психодиагностика

В соответствии с планом работы школьного психолога была проведена диагностика развития когнитивных процессов (память, внимание, мышление) у учащихся 2-х классов.

Для проведения диагностики были использованы следующие методики: «корректурная проба» - для определения устойчивости и концентрации внимания, методика для изучения типа памяти, методика для определения уровня словесно-логического мышления (выделение существенных признаков предмета, умение выделять сходства и различия по существенным признакам).

При помощи методики для изучения типа памяти в каждом классе были выявлены учащиеся с преобладающим типом памяти (слуховым, зрительным, моторно-слуховым, а также выявлены учащиеся с низким объемом кратковременной памяти).


По уровню развития концентрации внимания (способности сохранять сосредоточенность на объекте) всех учащихся можно условно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем. Результаты исследования представлены на диаграмме по классам. Исходя из показателей диаграммы можно сделать следующие выводы: показатели высокого и среднего уровня наиболее выражены у учащихся 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов, самые низкие показатели у учащихся 2 «Д» класса.





По уровню развития словесно-логического мышления учащихся 2-х классов можно условно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем.

Данные исследования умения выделять существенные признаки представлены на гистограмме:





Анализируя диаграмму можно сделать следующие выводы: наиболее высокие показатели выявлены у учащихся 2 «В» и 2 «Г» классов, самые низкие показатели у учащихся 2 «Б» и 2 «Д» классов.

По итогам диагностики когнитивных процессов у учащихся 2-х классов наиболее высокие показатели у учащихся 2 «А», 2 «В», 2 «Г» классов. У большинства учащихся перечисленных классов высокий и средний уровень развития словесно-логического мышления и внимания. Учащиеся лучше выполняют задания на выделение существенных признаков объекта, слабее развита способность к выделению сходства и различия по существенным признакам. По полученным результатам диагностики учащихся 2 «Б» класса можно сделать выводы, что в классе прослеживается недостаточный уровень развития познавательных процессов. Более высокие результаты у учащихся 2 «Б» класса обнаружены по результатам диагностики уровня концентрации внимания. Самые низкие показатели диагностики у учащихся 2 «Д» класса – познавательные процессы у учащихся класса развиты слабо, в основном преобладает низкий уровень развития концентрации внимания, памяти, словесно-логического мышления.


В соответствии с планом работы была проведена групповая диагностика учащихся первых классов. Цель проведенной работы: определить уровень сформированности учебной мотивации, определить уровень адаптации ребенка к школе, определить отношение ребенка к одноклассникам, учителю (методика Венгера).

После проведения диагностики по методике Венгера были получены следующие результаты:

1 «А» класс: Адаптированных учащихся – 11 (44%).

Временная дезадаптация выявлена у 9 учащихся (36%).

Учащихся с дезадаптацией – 5 (20%).

1 «Б» класс: Адаптированных учащихся – 2 (10%)

Временная дезадаптация выявлена у 15 учащихся (75%).

Учащихся с дезадаптацией – 3 (15%).

1 «В» класс: Адаптированных учащихся – 13 (50%).

Временная дезадаптация выявлена у 9 учащихся (34,6%).

Учащихся с дезадаптацией – 4 (15,3%).

1 «Г» класс: Адаптированных учащихся – 11 (44%).

Временная дезадаптация выявлена у 13 учащихся (52%).

Учащихся с дезадаптацией – 1 (4%).


Данные представлены на гистограмме





Исходя из полученных результатов дети, испытывающие трудности в обучении и поведении, приглашены для занятий с психологом.

Разработана методика занятий с первоклассниками, имеющими трудности в адаптации к школе.

Основными направлениями работы психолога с первоклассниками являлось: развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, внимания); упражнения для работы с тревожными детьми; релаксационные игры и упражнения.

Проведена диагностика адаптации к условиям предметного обучения (учащиеся 5-х классов). Цель проведенной работы: Определить уровень и характер школьной тревожности учащихся. Определить уровень школьной мотивации детей. Изучить выраженность познавательных интересов к учебным предметам. Использованные методики: опросник школьной тревожности Филлипса, модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой, опросник отношения учащихся к учебным предметам.

Опросник школьной тревожности Филипса позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности по 8 ниже перечисленным факторам. Кроме повышенных показателей, которые говорят о сознательно переживаемой тревоге, существует и «скрытая» тревожность – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии и даже отрицании неблагополучия, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, постукивание пальцами по столу и т.д.).

Восемь факторов тревожности по тесту Филлипса.

  1. Общая тревожность в школе.

  2. Переживание социального стресса.

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

  4. Страх самовыражения.

  5. Страх ситуации проверки знаний.

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

  9. Общее число несовпадений по всему тесту – общий показатель повышенной тревожности по классу.

Исходя из полученных результатов проведенной диагностики, определились факторы, по которым показатели тревожности являются наиболее выраженными.

В 5 «А» классе это 5-й фактор – страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей (34,6%)

4-й фактор - страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей (53,8%);

6-й фактор - страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (34,6%);

В 5 «Б» классе это также 5-й фактор – страх ситуации проверки знаний - (36%); 6-й фактор - страх не соответствовать ожиданиям (52%).

В 5 «В» классе обнаружена повышенная тревожность по 4,5,6 фактору.

В 5 «Г» классе обнаружена повышенная тревожность по 4 и 5 фактору.




Анкета Н.Г. Лускановой дает возможность определить уровень школьной мотивации учащихся 5-х классов. По данной анкете выделяется 5 уровней школьной мотивации:

5 уровень - максимально высокий уровень школьной мотивации

4 уровень - хорошая школьная мотивация

3 уровень - положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами (общение с одноклассниками, преподавателями)

2 уровень - низкая школьная мотивация

1 уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация:


Результаты диагностики школьной мотивации учащихся 5-х классов представлены в таблице и на гистограмме


класс

5

уровень

4

уровень

3

уровень

2

уровень

1

уровень

5 «А»

7

7

7

4

1

5 «Б»

1

9

11

2

2

5 «В»

2

9

10

3

1

5 «Г»

2

5

9

7

3

Общее кол-во

12 (11,7%)

30

(29,4%)

37

(36,2%)

16

(15,6%)

7

(6,8%)






Учащиеся, имеющие наиболее выраженные показатели повышенной тревожности и низкой школьной мотивации, были приглашены на занятия с психологом (18 чел). Занятия проводились в течение 2 и 3 четверти один раз в неделю. Входящие в группу учащиеся нуждаются в психологической поддержке в виде коррекционно-развивающей работы, которая способствует снижению уровня школьной тревожности, появлению позитивной динамики эмоционального развития ребенка, повышению уровня школьной мотивации, повышению уверенности в себе и своих возможностях, формированию у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.


В соответствии с планом работы школьного психолога была проведена диагностика развития когнитивных процессов (память, внимание, мышление) у учащихся 3-х классов.

Для проведения диагностики были использованы следующие методики: «корректурная проба» - для определения устойчивости и концентрации внимания, методика для изучения типа памяти, методика для определения уровня словесно-логического мышления (выделение существенных признаков предмета, умение выделять сходства и различия по существенным признакам). При помощи методики для изучения типа памяти в каждом классе были выявлены учащиеся с преобладающим типом памяти (слуховым, зрительным, моторно-слуховым), а также выявлены учащиеся с низким объемом кратковременной памяти. Данные исследования предоставлены педагогам.

По уровню развития концентрации внимания (способности сохранять сосредоточенность на объекте) всех учащихся можно условно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем.


Результаты исследования представлены на гистограмме по классам.































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Анализируя результаты диагностики концентрации внимания можно сделать следующие выводы: наиболее высокие показатели преобладают у учащихся 3 «А» и 3 «Г» классов, самый большой показатель низкого уровня развития обнаружен у учащихся 3 «Б» класса.

По уровню развития словесно-логического мышления учащихся 3-х классов можно условно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем.

Данные исследования умения выделять существенные признаки представлены на гистограмме:



Исходя из показателей диаграммы можно сделать следующие выводы: наиболее высокие показатели выявлены у учащихся 3 «Г» и 3 «А» классов, причем у учащихся 3 «Г» класса низкий уровень развития умения выделять существенные признаки не обнаружен. Наиболее низкие показатели у учащихся 3 «В» класса.

По результатам диагностики когнитивных процессов у учащихся 3-х классов наиболее высокие показатели обнаружены у учащихся 3 «Г» и 3 «А» классов. У большинства учащихся перечисленных классов высокий и средний уровень развития словесно-логического мышления и внимания. Учащиеся лучше выполняют задания на выделение существенных признаков объекта, слабее развита способность к выделению сходства и различия по существенным признакам. У учащихся 3 «Б» и 3 «В» классов прослеживается недостаточный уровень развития познавательных процессов, но важно отметить, что учащиеся 3 «В» класса успешнее справлялись с заданиями на выявление развития уровня словесно-логического мышления, чем учащиеся 3 «Б» класса.


  1   2

Похожие:

Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы icon«Здоровье» работа с учащимися вечерней школы
Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconПлан Понятие психолого-педагогического сопровождения. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений
Психологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования в условиях системных изменений
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconАнализ краевой контрольной работы по математике в 4 Х классах моу «сош №15» 2009-2010уч год
Цель работы: проверить степень овладения выпускниками начальной школы стандартом начального общего образования по математике и их...
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconМетодические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо
Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального...
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconСамостоятельная работа является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Контрольная работа
Приступать к написанию любой письменной работы, можно тогда, когда студент абсолютно ясно и отчетливо представляет себе тему работы....
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconПояснительная записка Цель кружковой работы
Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить...
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconДоклад основные направления деятельности школы
Осуществление работы по развитию образовательной среды школы, отвечающей требованиям национального проекта «Образование»
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconОсновные задачи методической работы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая...
Психолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы iconПлан работы школы на 2012/2013 учебный год
Основные направления работы базовой школы на 2012/2013 учебный год. Задачи, показатели
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница