Методические рекомендации по организации деятельности




Скачать 46,09 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации деятельности
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер46,09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по организации деятельности

психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования


Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с действующими законодательством Республики Казахстан и нормативными правовыми документами и направлены для организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования.


Основные положения


1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее - консилиум) направлена на решение проблем, приводящих к школьной дезадаптации, связанных с несвоевременным выявлением детей с различными отклонениями в развитии (проблемы в обучении и воспитании, поведенческого характера, неврологические расстройства).

2. Целью организации консилиума является обеспечение оптимальных лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических условий для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и возможностями.

3. Основные задачи консилиума:

обследование детей, поступающих в дошкольную организацию и школу, с целью определения их готовности к обучению и воспитанию, необходимости проведения коррекционно-развивающей и социальной работы, в том числе по индивидуальной программе реабилитации ребенка с ограниченными возможностями;

своевременное выявление детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации;

определение уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка для определения профилактических, коррекционных психолого-педагогических и социальных мероприятий, обеспечивающих индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании;

выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы, разработка рекомендаций участникам учебно-воспитательного процесса для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе общего и коррекционного обучения и воспитания;

при положительной динамике и компенсации недостатков в развитии детей определение его возможностей обучения и воспитания по основным образовательным или другим программам организации;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности консилиума, психолого-медико-педагогической консультации.

4. Контроль за организацией деятельности консилиума осуществляет администрация организации образования.

5. Методическое руководство за организацией деятельности консилиума оказывается психолого-медико-педагогическими консультациями (ПМПК).


2. Структура и организация деятельности консилиума


6. Консилиум создается в общеобразовательной дошкольной, школьной и специальной (коррекционной) организации образования приказом руководителя организации.

7. В состав консилиума входят: заместитель руководителя (завуч по учебно-воспитательной работе или методист детского сада (председатель), учителя, воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог (сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог), педагог-психолог, социальный педагог, врачи (педиатр, невропатолог, психиатр) и секретарь консилиума, выбираемый из его состава.

8. Решение об обсуждении детей и подростков на заседании консилиума осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе педагога класса (группы), в котором обучается или воспитывается ребенок, а также других специалистов, работающих в организации образования.

Работа специалистов консилиума по обследованию детей может осуществляться как предварительно каждым специалистом индивидуально, так и коллективно на заседании консилиума (при решении спорных вопросов или поступлении в школу).

9. Для обследования на заседании консилиума представляются следующие документы:

педагогическое представление на ребенка, в том числе «Оценка особенностей развития ребенка», в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагогов, работающих с ребенком;

заключения специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, врача (обязательность представления каждым специалистом заключения необходимо для решения проблем конкретного ребенка; заключение каждого специалиста отражает его мнение по поводу причин и характера проблем обучения и воспитания ребенка, предварительные рекомендации по их решению);

данные о результатах коррекционного обучения и воспитания (в случае его проведения);

письменные работы по родному (русскому) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.

10. Консилиум проводится в форме совместного обсуждения проблем ребенка и путей их разрешения специалистами различного профиля: педагога (воспитателя), педагога-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, врачей.

11. По результатам заседания консилиума коллегиально составляется заключение и рекомендации об образовательном и воспитательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

12. В ситуации, когда возникают диагностически сложные случаи, конфликтные моменты, невозможность для членов консилиума принять однозначное решение об обучении и воспитании ребенка, он направляется в психолого-медико-педагогическую консультацию (далее – ПМПК) для углубленной диагностики и определения адекватных условий его обучения и воспитания.

13. В ситуации пробного обучения ребенка (по направлению ПМПК) в течение одного года для решения вопроса о повторном прохождении программы данного класса (группы) или выборе соответствующего типа образовательной программы ребенок также направляется в ПМПК.

14. При направлении ребенка в ПМПК на консультацию из организации образования обязательно передается заключение консилиума, к которому прилагаются: педагогическое представление, заключения специалистов и данные о результатах коррекционного обучения и воспитания (в случае, если оно проводилось).

После проведения обследования ребенка специалистами ПМПК в заключение консилиума вносятся соответствующие заключение и решение ПМПК, а заключение консилиума возвращается обратно в организацию образования.

15. В случае вывода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из заключения консилиума, в которой в краткой, обобщенной форме отмечаются заключения всех специалистов, проводивших консультирование, включая педагогическую характеристику, результаты специальной коррекционной работы с ребенком, итоговое заключение консилиума организации образования.

16. Выписка выдается родителям (законным представителям) по специальному запросу из того образовательного учреждения, в котором обучается (воспитывается) ребенок.

17. Каждый ребенок, прошедший заседание консилиума, регистрируется в журнале записи и учета детей; на него заводится личное дело, в котором содержится следующая документация:

общие сведения о ребенке;

педагогическое представление на ребенка, в том числе «Оценка особенностей развития ребенка»;

заключения специалистов: психолога, логопеда, дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога), социального педагога, врача;

данные о результатах коррекционного обучения и воспитания (в случае его проведения).

18. На первом заседании консилиума составляется график проведения консилиума со списком детей, нуждающихся в динамическом наблюдении и прохождения через консилиум.

19. Секретарь консилиума ведет журнал записи и учета детей, сбор общих сведений о ребенке, осуществляет контроль за графиком проведения заседаний консилиумов, хранение документаций консилиума в архиве.

20. Архив консилиума состоит из личных дел детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания организации образования в другие образовательные системы, специализированные организации здравоохранения или социальной защиты.

Архив должен храниться в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдаться только членам консилиума, о чем в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись.

21. Председатель и специалисты, участвующие в работе консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.


3. Порядок подготовки заседания консилиума

22. Заседание консилиума подразделяется на плановое и внеплановое.

Плановое заседание консилиума проводится не реже одного раза в полугодие для каждого ученика, нуждающегося в прохождении консилиума в соответствии с графиком обследования класса (группы).

23. Первое заседание консилиума проводится в первой четверти с целью определения индивидуального образовательного маршрута, второе - в конце третьей четверти с целью отслеживания результатов намеченной ранее коррекционно-развивающей работы и решения вопросов дальнейшего обучения и воспитания.

24. Деятельность планового заседания консилиума направлена на:

определение путей психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей;

выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;

динамическую оценку состояния ребенка и коррекцию ранее намеченной программы.

25. Внеплановое заседание консилиума собирается по запросам специалистов (педагога класса, воспитателя группы), ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Поводом для внепланового заседания консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, воспитание и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения и воспитания.

26. Задачи внепланового заседания консилиума:

решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

направление в ПМПК для изменения ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

27. Подготовка к проведению заседания консилиума по обсуждению ребенка планируется не позднее 10 дней до даты проведения заседания консилиума.

28. Специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения заседания консилиума представить секретарю консилиума соответствующую документацию, письменные работы ребенка.


4. Порядок проведения заседания консилиума

29. Заседание консилиума проводится под руководством председателя, в его отсутствие - заместителя председателя консилиума.

30. На заседании консилиума основной педагог и другие специалисты докладывают свое заключение по ребенку. Оформляется протокол консилиума, в котором должны быть отражены выступления специалистов, участвующих в работе консилиума и на основе этого составляется заключение. При проведении повторного консилиума педагог и специалисты, проводившие коррекционно-развивающую работу с ребенком в соответствии с ранее составленной на заседании консилиума программой, докладывают о ее результатах.

31. Последовательность представлений специалистов определяется председателем консилиума.

Обязательно определяется корректная форма ознакомления родителей (законных представителей) с результатами заседания консилиума, назначается специалист или несколько специалистов для беседы с ними.

32. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционно-развивающую работу с ребенком или диагностическое обследование, являются равнозначными для заседания консилиума.

33. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные на заседании консилиума, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.


Приложение 1


Заключение

психолого-медико-педагогического консилиума


Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________________

Дата обследования _______________________________________________________________

Школа (детский сад) _____________________________ Класс(группа) ___________________

Домашний адрес ____________________________________________Телефон _____________

Ф.И.О. родителей (возраст, образование, род занятий в настоящее время) ________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Сведения о семье ребенка (другие члены семьи, полная/неполная семья, условия проживания и т.д.) __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Причины направления на консилиум: _______________________________________________

________________________________________________________________________________

Приложение (отметить наличие):

  1. Педагогическое представление

  2. Психологическое представление

  3. Логопедическое представление

  4. Медицинское представление

  5. Заключение социального педагога

Другие документы, представленные на заседание консилиума __________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Заключение консилиума: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации консилиума: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель психолого-медико-

педагогического консилиума ____________Подпись _______________________Ф.И.О.


Члены психолого-медико-

педагогического консилиума

специальность, подпись ________________________________________________________

М.П.


Приложение 2

Педагогическое представление для консилиума


Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Возраст _______________

Класс (группа) ___________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка

(сведения о себе и своей семье, навыки самообслуживания, выполнение общепринятых норм поведения) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знания, представления об окружающем _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков.

Соответствие усвоения учебных предметов требованиям программ.

Трудности усвоения учебных предметов, характер ошибок

Математика _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтение _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности устной речи _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изобразительная деятельность, ручной труд __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-поведенческие особенности __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата обследования ____________________ Подпись педагога ___________________________

Приложение 3


ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Фамилия, имя ребенка _______________________________________ Возраст ___________

Педагог (воспитатель) ___________________________ Класс (группа) _________________

Инструкция заполнения: предлагается оценить выраженность некоторых поведен­ческих характеристик ребенка, находящегося в классе (группе), что поможет другим специалистам организовать адекватную работу с ребенком. Необходи­мо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (по­ставить крестик или галочку) только одно из трех значений. «0, «1» или «2», что характеризует выраженность данной характеристики в настоящий момент. Значение «0» - показывает, что данный признак поведения (развития) отсут­ствует, «1» - признак выражен в средней степени, «2» - признак выражен в значительной степени.

Если возникает сомнение, как отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, надо вспомнить, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.


№ п/п


Оцениваемая характеристика


Отсут.


Слаб.


Знач.


Баллы:


0


1


2





I. Внешний вид. Отношение родителей











1.


Ребенок неопрятен. Родители не уделяют вни­мания его внешнему виду и одежде











2.


Ребенка забирают из школы (сада) одним из последних











3.


Родители мало общаются с учителями (воспитателями), не уделяют достаточного внимания ребенку











4.


Родители не интересуются жизнью класса (группы) и потребностями ребенка














П. Поведение в классе (группе)











5.


Не сразу воспринимает требования учителя/воспитателя (как бы «отсутствует»)











6.


Не выполняет правила распорядка жизни класса/груп­пы











7.


Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин











8.


Двигательная и речевая расторможенность.

Ну­ждается в контроле и многократном повторении требований взрослого














Ш. Игра и общение с детьми и взрослыми











9.


Предпочитает играть в одиночестве











10.


Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит











11.


Не умеет поддержать игру











12.


Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен со взрослыми














IV. Речевое развитие











13.


Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения











14.


Словарный запас беден











15.


Речь грамматически неправильна











16.


Малоразговорчив. Имеет выраженные трудно­сти при пересказе. Старается говорить одно­сложно













V. Социально-бытовые навыки и ориенти­ровка в окружающем












17.


Недостаточен объем знаний об окружающем мире











18.


Путается в понятиях «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п.











19.


Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно оде­вается, «грязнуля»)











20.


Не улавливает причинно-следственные отноше­ния между явлениями окружающего мира (что из чего следует)














VI. Отношение к занятиям и их успешность











21.


Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога











22.


С трудом овладевает необходимым объемом знаний











23.


Неусидчив, не доводит дело до конца











24.


Мешает педагогу и/или детям на занятиях














VII. Темповые характеристики деятельности











25.


Часто сонлив и вял в течении дня











26.


Темп работы на занятиях неравномерен











27,


Работает медленно и невнимательно











28.


Темп работы быстрый, но работает хаотично и "бестолково"














VIII. Физическое развитие











29


Недостаточно развит физически











30.


Быстро устает, истощается, становится вялым или, наоборот, расторможенным











31


Не посещает школу/детский сад из-за болезней (часто болеющий ребенок). Болеет более 7-ми раз в году.











32.


Плохо ест. Беспокойно спит днем или/и трудно засыпает














IX. Моторное развитие











33.


Плохо развита мелкая моторика рук











34.


Нарушена общая координация. Неуклюжий










35.


Медлителен в движениях











36.


Предпочитает работать левой рукой(или иногда работает левой рукой)














Общее количество баллов по каждому столб­цу:














Общее количество баллов:












Количество крестиков (галочек) умножить на соответствующее число (О, 1, 2) в данном столбце и записать получившуюся цифру в графе «Общее коли­чество баллов по каждому столбцу», суммировать полученные баллы по всем столбцам и записать полученную цифру в графу «Общее количество бал­лов».


Дата заполнения анкеты « _____» _______ ______ г. ______________ Подпись педагога




Приложение 4




Представление психолога для школьного консилиума




Ф.И.О.ученика (воспитанника) ______________________________ Возраст _______________

Класс/группа ____________________________________________________________________


Особенности поведения, общения, привычки и интересы _______________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Сформированность социально-бытовой ориентировки _________________________________ _______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Моторная ловкость ______________________________________________________________ Ведущая: рука_________________ нога ____________ ухо ___________ глаз _____________


Характеристика деятельности:
мотивация ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


критичность ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________


работоспособность ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________


темп деятельности ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________


Особенности памяти ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Качественная характеристика речи _________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Характеристика интеллектуального развития ________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Сформированность представления о пространственных и временных отношениях________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Специфические нарушения письма, чтения и счета __________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности _____________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Заключение психолога

(уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, потенциальные возможности) _____________________________________________________­­­­­­­_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Дата ___________________ Ф.И.О. психолога ______________________

Приложение 5

Логопедическое заключение на ребенка

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________________

Речевое окружение ______________________________________________________________

(недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.)

________________________________________________________________________________


Раннее речевое развитие:

лепет ____________ гуление _____________ слово ____________ фраза __________________

(3-4 мес) (6-6,5 мес) (1 год) (к 3 годам)


Когда заметили нарушения речи? _____________________________________________

Занятия с логопедом ________________________________________________________

(где, с каким результатом?)


Общее звучание речи (темп, плавность, четкость речи) ________________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Особенности речи, связанные с заиканием ___________________________________________

________________________________________________________________________________

Звуковая сторона речи

Строение и подвижность арт. аппарата

Нарушения звукопроизношения ____________________________________________________


Слоговая структура слова _________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Звуковой анализ и синтез__________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Методические рекомендации по организации деятельности iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального (коррекционного) образовательного
Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей...
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы «утверждено»
...
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов «утверждено»
Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации по вопросам организации института стажерства в органах
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях развития системы института стажерства в органах местного самоуправления муниципальных...
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой...
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации по составлению плана-конспекта урока
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и...
Методические рекомендации по организации деятельности iconМетодические рекомендации по внедрению эффективной системы мотивации деятельности муниципальных служащих
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях создания эффективной системы мотивации деятельности муниципальных служащих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница