Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»




Скачать 15,41 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Дата04.02.2016
Размер15,41 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»


Институт естественных наук и математики

(наименование учебного структурного подразделения)





Программа

вступительного испытания

по географии

для лиц, поступающих на базе среднего полного общего образования


Абакан 2013

  1. Программа вступительного испытания по _____географии_________

(наименование дисциплины)


2. Разработчик (и) программы:

__Зав кафедрой_ _экологии и географии_ _______________ ___М.Л. Махрова_

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

_________________ _______________ _______________ __________________

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)


2. ПРИНЯТА на заседании кафедры

___________________экологии и географии_____________________________

(наименование кафедры)

____19.12.2012 г________ протокол № ___5____

(дата)

Зав. кафедрой_______________ М.Л. Махрова ______________

(подпись) (ФИО) (дата)

3. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета

___________________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

_______________________ протокол № ___________

(дата)

Председатель УС _______________ ______________ ______________

(подпись) (ФИО) (дата)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30.06.99 №56) с учетом Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г.№1089).

Вступительный экзамен по географии сдается в рамках школьной программы.

Целью вступительного испытания является выявление знаний программного содержания теоретических разделов дисциплины


Порядок проведения вступительного испытания

Вступительные испытания проводятся на базе ХГУ по мере комплектования групп в соответствии с графиком вступительных испытаний ХГУ им. Н.Ф. Катанова.


Результаты вступительных испытаний, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по географии не должны быть ниже установленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимального количества баллов по результатам ЕГЭ по географии.


Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.

На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен:

    иметь представление о:

    - функционировании сложной гетерогеной сферы Земли;

    - территориально-временой организации общества;

    знать:

    - закономерности и факторы формирования природы Земли, отдельных регионов;

    - закономерности и факторы формирования современной территориально-отраслевой структуры хозяйства и расселения в России и странах зарубежного мира

    уметь:

    - анализировать географическую информацию;

    - владеть современными методами географических исследований;

    - свободно ориентироваться по картам физическим, социально-экономическим, политическим;

    - давать характеристику отдельным элементам природной среды, вскрывая взаимосвязи с ними;

    -давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам территории, показывать связи между природной средой и хозяйственной деятельностью человека;

    -знать основные принципы рационального размещения производства;

    - обладать необходимыми навыками в работе с планом, картами различного типа, статистическими материалами, приборами, используемыми в наблюдении за погодой, в работе на местности.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Физическая география

Земля как планета Солнечной системы. Гипотезы происхождения Солнечной системы. Краткая характеристика планет Солнечной системы. Земля: форма, размеры.

Движения Земли и их географические следствия. Осевое движение Земли - суточная ритмика. Орбитальное движение Земли - сезонная ритмика, тепловые пояса.

Внутреннее строение Земли. Внутренние геосферы Земли : ядро, мантия, земная кора. Изменение температуры и давления с глубиной.

Земная кора. Вещественный состав земной коры - минералы и горные породы, их генетическая классификация. Типы земной коры (континентальная и океаническая).

Геологические процессы и их роль в формировании земной коры. Эндогенные процессы: тектонические движения (колебательные, складчатые, разрывные), магматизм (интрузивный, эффузивный), метаморфизм (контактный, региональный) и их отражение во внешнем облике Земли. Экзогенные процессы и их отражение во внешнем облике Земли: выветривание, деятельность ветра, временных и постоянных водотоков, подземных вод, ледников, озер, морей и океанов и их отражение во внешнем облике Земли.

Основные этапы геологической истории земной коры и эволюции органического мира. Геохронология (абсолютная, относительная). Основные этапы развития земной коры и органического мира: докембрийский, палеозойский, мезозойский, кайнозойский.

Радиационный и тепловой режим атмосферы. Солнечная радиация и ее трансформация при прохождении через атмосферу. Изменение температуры с высотой и по широтно.

Атмосферная циркуляция. Центры действия атмосферы (барические центры) и главные фронты. Воздушные массы и их движения. Общие типы циркуляции атмосферы: пассаты, западный перенос, муссоны.

Климаты Земли. Факторы климатообразования: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность. Генетическая классификация климатов Б.П.Алисова.

Мировой океан. Составные части Мирового океана. Закономерности изменения теплового режима и солености вод. Течения: типы, география.

Воды суши. Гидрология водных объектов (ледников, подземных вод, рек, озер, болот): происхождение режим, география.

Природно-территориальный комплекс. Понятие ландшафта: компоненты (литогенная основа, климат, почва, биота), структуры (горизонтальная, вертикальная).

Глобальные физико-географические закономерности и современные тенденции развития географической оболочки. Понятие «географическая оболочка», её структура, границы и основные особенности.

Физико-географическая характеристика материка: физико-географическое положение, основные этапы формирования территории, особенности рельефа, климата, внутренних вод, разнообразие природно-территориальные комплексы.

Основные этапы географических исследований России. Исследования времен Киевской Руси, и Великого Новгорода. Проникновение Ермака в Западную Сибирь. Великая Северная экспедиция. Российские исследователи Арктики и Антарктики, Средней и Центральной Азии.

Геологическое и тектоническое строение России. Основные этапы формирования тектонического строения России. Основные современные тектонические структуры России. Основные типы рельефа на территории России.

Климат России. Основные климатообразующие факторы на территории России. Основные закономерности температурного режима и выпадения осадков на территории России. Особенности климатических поясов России, характеристика климатических областей.

Внутренние воды России. Реки, озера, болота, грунтовые и подземные воды и современное оледенение России.

Природные ресурсы и условия России. Классификации природных ресурсов: по исчерпаемости, по природным свойствам и происхождению. География минеральных ресурсов (топливных, сырьевых). Водные, лесные ресурсы России и проблемы их охраны.

Физико-географическое районирование России. Методические основы и принципы районирования. Широтная зональность и секторность.

Особенности природы физико-географических регионов России (Русская равнина, Урал, Северный Кавказ, западная Сибирь, Средняя Сибирь, Алтае-Саянская горная страна, Северо-Восток, Дальний Восток): физико-географическое положение, основные этапы формирования территории, особенности рельефа, климата, внутренних вод, разнообразие природно-территориальные комплексы.


Экономическая география

Экономическая география: предмет, структура, место в системе естественнонаучного образования.

Политическая карта мира. Основные этапы формирования и сущность изменений на карте. Основные понятия политической карты: страна, государство и современные формы (правления, устройства, режим, административно-территориальное деление).

Группировки и типология стран мира. Типология стран мира по показателям ВВП и уровню развития.

География мировых природных ресурсов. Классификации природных ресурсов. География ресурсов мира для развития промышленности. География мировых ресурсов для развития сельского хозяйства. Природно-ресурсный потенциал России.

География населения. Предмет и задачи, место среди географических наук Методы учета населения. Переписи населения.

Динамика численности населения мира, ее региональные различия. Численность населения мира в различных регионах (экономически развитые страны, развивающиеся страны). Факторы влияющие на численность населения Воспроизводство населения – понятие, исторические типы, показатели. Демографические процессы в странах разного типа. Демографический переход: фазы и типы, особенности в странах разного типа.

Половозрастной состав населения мира. Группировки стран по возрасту, факторы, определяющие возрастной состав. Половой состав населения, факторы его определяющие, региональные различия. Половозрастные пирамиды.

Миграция населения. Понятия, направление и характер миграций в исторические периоды. Основные закономерности современных международных миграций, их география.

Расовый, этнический и религиозный состав населения мира. Расовый состав населения: понятие, теории формирования, расовые признаки. Классификация рас: большие и их ветви, расово-переходные и промежуточные типы, география. Этнический состав населения: понятия, признаки, исторические типы. Классификация этносов: географическая, по численности, лингвистическая. Религиозный состав населения: мировые религии их центры происхождения и география. Религиозный состав населения регионов мира.

Размещение населения. Понятия, факторы размещения: природный, демографический, социально-экономический. Типы размещения. Региональные различия в плотности населения. Основные районы концентрации населения.

Расселение населения. Расселение: понятие, типы: дисперсный и компактный. Формы расселения. Населенные пункты, их типы. Городские и сельские поселения, их признаки, функции, факторы роста, различия, соотношения в странах разного типа.

Урбанизация. Понятие, причины, стадии. Общие черты и современные особенности. Города, их возникновение, роль (функции), особенности. Городская агломерация. Мегалополисы. География крупнейших урбанизированных регионов.

Население России. Динамика численности. Региональные особенности воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России. Размещение и особенности расселения. Расовый, этнический и религиозный состав населения.

Научно-техническая революция как фактор размещения и развития хозяйства. Структура НТР (наука, техника и технология, производство, управление). Роль НТР в мировом хозяйстве.

Мировое хозяйство. Стадии развития мировой экономики. Отраслевая структура МХ. Модели пространственной структуры МХ. Международная экономическая интеграция. Факторы размещения: ЭГП, природно-ресурсный, научный. Характеристика размещения отраслей промышленности: центры, география. Характеристика размещения сельского хозяйства: центры, география. Инфраструктура и отрасли непроизводственной сферы. Транспорт: состав, структура, узлы, потоки.

Хозяйство России. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Межотраслевые комплексы: значение в хозяйстве страны, структура, сырьевая база, характерные черты производства, география производства. Характеристика основных МОК (ТЭК, МСК, Х_ЛК, МК, АПК, ИнК).

Экономико-географическая характеристика (план-программа) экономического района РФ. Особенности ЭГП. Природно-ресурсный потенциал (видовое разнообразие, география). Особенности населения. Отрасли специализации. Территориальная организация хозяйства.

Экономико-географическая характеристика (план-программа) развивающихся стран. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве. Формирование территории. Демографическая ситуация. Размещение населения. Ресурсная база как фактор развития и размещения хозяйства. Сельское хозяйство и агробизнес. Тенденции в изменении отраслевой и функциональной структуры промышленности. Инфраструктура. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.

Экономико-географическая характеристика развитых стран. Экономически развитые страны в мировом хозяйстве. Формирование территории. Демографическая ситуация. Размещение населения. Ресурсная база как фактор развития и размещения хозяйства. Сельское хозяйство и агробизнес. Тенденции в изменении отраслевой и функциональной структуры промышленности. Инфраструктура. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

ПО ГЕОГРАФИИ


Основная

Лавров С.Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. – М.: Гардарики, 2003

Экономическая и социальная география России / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М, 2002.

Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. Физическая география материков и океанов. – М., 2005.

Притула Т. Ю., Еремина В. А., Спрялин А. Н. Физическая география материков и океанов. – М., 2004.

Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 416 с.

Дополнительная

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003

Липец Ю.Г, Пуляркин В.А., Шлихтер СБ. География мирового хозяйства. — М., 1999.

Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география». Ч. 1, 2 / Под ред. проф. В.К.Бугаева, проф. СВ. Успенского. — СПб., 1997.

Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд. Ч. 1,2. — Самара, 1997.

Похожие:

Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» icon«Рассмотрено»
Рабочая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования» по географии для среднего (полного) общего...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих в институт Программа по обществознанию составлена в соответствии с программой общеобразовательной школы
Ным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ мо от 30. 06. 1999 №56), Приказом Минобразования...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Сударственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 n 1089 (ред от...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПояснительная записка рабочая программа по технологии в 8 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» icon1 общество
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Общество»
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПримерная программа среднего (полного) общего
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconРабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования (базовый уровень), примерной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница