Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте




Скачать 21,08 Kb.
НазваниеРазвитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер21,08 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, В ВОЗРАСТЕ

4 – 5 ЛЕТ , ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


ВВЕДЕНИЕ


Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров вместе с насаждаемой телевизионной рекламой – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Отсюда огромная ответственность работы логопедов за формированием связной речи русского языка. Особенно в дошкольном возрасте, так как этот период является подготовительным в подготовки детей к школе.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Особенно неоценимыми для практической логопедической работы вообще и для работы по формированию связной речи у детей с ОНР кажутся мысли Л.С.Выготского о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии процессов речи и мышления.

Связная речь предполагает овладением богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладением грамматическим строем, практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.

Сказки и русское народное творчество, для детей, носят цикличный характер - многократное повторение сюжета с небольшим изменением (особенно для младше – среднего возраста. Эта особенность позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову

К сожалению, в нынешнем, современном обществе нашей страны, многие родители позабыли о русских корнях, традициях, обычаях. Русские сказки есть в каждом доме, но читаются они часто бездумно и автоматически, совершенно не побуждая в ребёнке те цели, которые были заложены нашими предками в сюжет сказки. А именно: любовь к окружающему миру, храбрость и стойкость перед злом, честность и самостоятельность в своих поступках.

И все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берёт на себя педагог. Так как именно он несёт непосредственную ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка.

Конечным результатом обучению языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющемуся человеческой речью, является собственно связная речь.

Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучением ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы ,последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Проблема исследования: определение основных направлений логопедической работы по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи.

Объект исследования: нарушение связной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: определение направлений коррекционной работы по формированию связной речи на основе русского народного творчества у детей с ОНР.

Из указанной цели следуют следующие задачи исследования:

  1. Изучение педагогической, психологической, логопедической литературы по проблеме аттестационной работы.

  2. Составление методики диагностики состояния связной речи у младших дошкольников с ОНР.

  3. Определение особенностей развития связной речи у данной категории детей.

  4. Методические рекомендации по использованию русского народного творчества как средства развития связной речи в дошкольников с ОНР.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучение симптоматики нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также в разработке основных этапов коррекции недоразвития связной речи у дошкольников данной категории.

Практическая значимость заключается в уточнении направлений использования русского народного творчества как средства развития связной монологической речи в детей с ОНР.

Методы исследования:

1. Организационные (сравнительный анализ).

2. Эмпирические (метод констатирующего эксперимента, анализ анамнестических данных, анализ продуктов деятельности испытуемых, метод беседы, наблюдения)

3. Математические и интерпретационные методы.


ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 . 1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в трудах современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое


По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой ( занимательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и « каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи»


Речевая деятельность определяется и как процесс активного, целенаправленного , опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения, взаимодействия людей между собой.


Основу его составляет интеллектуальная деятельность передачи или приёма сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно – познавательных потребностей людей в ходе общения.


Предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлены говорение и письмо

А главным определяющим средством осуществления речевого общения является язык или языковая система. она включает в себя слова с их значениями и синтаксис. Основными и универсальными единицами языка являются слово, предложение и текст.


Слово, как универсальный знак, является основной структурообразующей единицей языка. В речевой деятельности человека слово выполняет важнейшие функции обозначения и передачи, в обобщенной форме, наиболее важной информации об обозначаемом предмете.


Предложение и текст, как основные языковые формы реализации речевого высказывания служат целям намеренной передачи информации о том или ином фрагменте окружающей действительности. Основной функцией предложения является формирование одной ,какой – либо законченной мысли. Текст, представляет собой передаваемое средствами языка развёрнутое речевое сообщение. С его помощью предмет речи (явление, событие) отображается в наиболее полном и законченном виде.


Фонемы (звуки речи в их смыслоразличительной функции) и морфемы ( структурообразующие грамматические части каждого слова) являются базовыми элементами языка. Правильное произношение звуков – фонем на внешней фазе реализации речевой деятельности обеспечивает возможность её полноценного восприятия слушающими, соответственно. Адекватную передачу мысленного содержания. Точное, безошибочное воспроизведение морфем в составе слова обеспечивает правильное грамматическое структурирование речи, соблюдение грамматических норм её оформление по законам данного языка.


Существует три формы речи : внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.


Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологическим формам речи.


Диалогическая ( диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность. Она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог, как форма речи состоит из реплик. Он осуществляется в виде чередующих обращений или в виде разговора нескольких участников. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а так - же средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний.

Монологическая ( монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которого – сообщение о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности Монолог представляет собой наиболее сложную речевую форму, служащую для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации

Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развёрнутость. Большая произвольность и программированность.


Реализация связного развёрнутого высказывания предполагает удержания в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие.


В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.


Сообщения о фактах действительности, состоящие в отношение одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развёрнутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или данных качеств.


Сообщение о фактах, находящихся в отношении последовательности, называется повествование. В нём сообщается о каком – либо событии, которое развивается во времени, содержит динамику. Развёрнутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующею композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.


Основной вид высказывания, отражающий причинно – следственную связь каких – либо фактов, называется рассуждение. В структуру монолога – рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументированная часть ( аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы.


Монологическая речь возникает у ребёнка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию. Устная монологическая речь, в известных пределах, может допускать неполноту высказываний, и тогда её грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.

Независимо от формы ( монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороны речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.


К существенным характеристикам любого вида развёрнутых высказываний относится связность, последовательность, логико – смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.


В современной лингвистической литературе для характеристики связной развёрнутой речи применяется категория текст. К основным его признакам относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность


Впервые научно – обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л. С. Выготский. Согласно этой теории процесс перехода от мысли к слову осуществляется « от мотива, порождающего какую – либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию её во внутреннем слове, зачем в значениях внешних слов, и наконец в словах».

А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание


В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, «семантическая запись») показана роль внутренней речи. Он выделил контроль за процессом построения и сознательный выбор нужных языковых компонентов.


По данным Т.В. Ахутиной, различаются три уровня программирования речи: внутреннее (смысловое), грамматическое структурирование и моторная кинетическая организация высказывания. Им соответствует три выбора элементов высказывания: выбор семантических единиц, выбор лексических единиц , которые комбинируются в соответствии с правилами грамматического структурирования, и выбор звуков.


Многие исследователи подчёркивают важность работы над предложениями различной структуры , для развития связной монологической речи ( А.Г. Зикеев, К. В. Комаров и др.) Л. П. Федоренко отмечает : « Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладевать ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями».


1. 2 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.


В ряде исследований с позиций психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирование связной речи у детей. В них рассматриваются, в частности, особенностями овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний, планированием и программированием речи. По А.А. Любинской и других авторов, переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4 – 5 летнему возрасту. Н.А. Краевской было установлено. Что речь детей 4 – 5 лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования.

В преддошкольный период, речь ребёнка, как средство общения ребёнка со взрослым и другими детьми, непосредственно связана с конкретно наглядной ситуацией общения . Осуществляясь в диалогической форме, она носит ситуативный характер. У ребёнка возникает форма речи – сообщения в виде рассказа -монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулирован6ии собственного замысла, в рассуждении по поводу способа в выполнении практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется прежде всего усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи, как в отношении её содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребёнка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.


Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста, с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской и др. исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет .


Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование.


С 5 – 6 лет, ребёнок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети . в основном, усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте, заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи.


На 7 году жизни характерно для дошкольников короткое рассуждение . Однако. Полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможны только в условиях целенаправленного обучения.


Формирования навыков построения связных развёрнутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому, на решение задач формирования связной речи ребёнка, должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.


1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНОКОВ С ОБШИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.


Приведённые выше высказывания особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

(ОНР)


В теории и практики логопеда общее недоразвитие речи ( у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя , звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В эту группу объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений ( дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трём указанным компонентам.


В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различают три уровня речевого развития ( Р. Е. Левина и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.


Первый уровень речевого развития характеризуется полным, или почти полным, отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающего ребёнка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует. При попытке рассказать о каком либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно – два сильно искажённых предложения.


На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путём употребления достаточно постоянных, хотя и достаточно искажённых в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать с взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако, дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.


Наиболее распространён у детей 5 – 6 – летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико - фонематические и лексико – грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.д.

У таких детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для них характерны: нарушение связности и последовательности изложения. Смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.


В результате длительного комплексного психолого – педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена ещё одна категория детей с ОНР « у которых признаки речевого недоразвития оказываются стёртыми» и не всегда правильно диагностируется как системное и стойкое недоразвитие речи Эта группа детей определяется отдельным, четвёртым уровнем речевого развития .


Своеобразие речи у этих детей с четвёртым уровнем речевого развития, заключается в следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме , картине, серии сюжетных картин, выявляются нарушения логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях. Пропуски главных событий. Повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются простыми, малоинформативными предложениями.

Важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит своё выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учёте специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребёнка. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа.


  1   2   3   4

Похожие:

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconСистема работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня
Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconРазвитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок
...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconОптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconГ. Хабаровск мбдоу детский сад компенсирующего вида №85 учитель-логопед савченко Светлана Геннадьевна
Мастер-класс «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники»
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте icon«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики»
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте iconЦель нашей работы – изучение места и значения моделирования в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Гипотезой
В массовом детском саду дети овладевают описательно-повествовательной, разговорной речью и другими формами речевого высказывания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница