Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»




Скачать 19,48 Kb.
НазваниеСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер19,48 Kb.
ТипСказка
  1   2   3
Опыт работы

учителя-логопеда ДОУ №4 «Сказка»

Бондаренко С.В.

Исследование на тему:

«Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

Актуальность

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.

Изучением общего недоразвития речи занимались Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слы­шание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной язы­ка имеет фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звуча­нию звуки.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенно­го развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обла­дающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одно­временно происходит интенсивное овладение активным сло­варем и правильным произношением слов.

Развитый фонематический слух — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, содействует усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.

Значимость исследования фонематического восприятия свя­зана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. На мой взгляд, развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема для меня актуальна.

Цель исследования: изучить, определить методы и приемы работы по развитию фонематического восприятия в процессе обучения грамоте у детей с ОНР III уровня 6-7 лет.

Объект исследования: дети с ОНР III уровня 6-7 лет.

Предмет исследования: формирование фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте у детей с ОНР III уровня 6-7 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучить методическую литературу по теме.

  2. Обследовать фонематическое восприятие у детей с ОНР 3 уровня.

  3. Систематизировать методы и приемы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования правильного произношения.

  4. Проверить эффективность работы над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного произношения.

5) Использовать инновационные технологии в коррекционно – логопедической работе.

6) Совершенствовать систему работы с родителями по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что в процессе работы над звукопроизношением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня повысится уровень развития фонематического восприятия.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.

Методологическая основа:


теория Р.Е. Левиной о специфике речи детей с различными нарушениями произношения, положение Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепции Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, положение А.И. Максакова об особенности речи детей, методические рекомендации М.Ф. Фомичевой о детях с фонетико-фонематическими нарушениями речи, методика исследования состояния речи детей Г.Ф. Чиркиной, концепции Е.А. Стребелевой об особенностях детей с различными нарушениями, концепция Л.Ф. Спировой о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, программа Т.Б. Филичевой о методах, приемах и направлениях коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Инвариантная часть

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Р.Е. Левина и другие ученые выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

В данной работе я рассматриваю детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырех-сложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. – «Дети синили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Для детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ). Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук й – звуки л, р).

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Для оценки особенностей нарушения звукопроизношения необходимо провести соответствующее обследование.

Изучение фонетико-фонематической стороны речи детей с ОНР проводится в два этапа. Первый этап – знакомство с ребенком, беседа и анкетирование родителей по поводу раннего речевого и моторного развития детей. Второй этап – составление речевой карты с целью изучения особенностей произношения и фонематических процессов.

Александрова Т.В. при общем недоразвитии речи выделяет три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет – самолет, сеавик – снеговик, няик – мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] – сяни – сани, сюба – шуба, сяпля – цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.

Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.


Вариативная часть


Организация и методика исследования


Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 4 «Сказка» ЗАТО г. Заозерска Мурманской области в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, с сентября по май 2011-2012 гг.

Была сформирована экспериментальная группа, которая составила 10 человек с общим недоразвитием речи III уровня.


Статистика детей экспериментальной группы Таблица 1

Фамилия, имя ребенка ЭГ

Возраст

Речевое заключение

Полина Г.

12.04.2005г.

ОНР 3 ур.

Галина И.

02.07.2005г.

ОНР 3 ур.

Артур И.

02.02.2005г.

ОНР 3 ур.

Дмитрий С.

09.01.2005г.

ОНР 3 ур.

Наталья М.

04.03.2005г.

ОНР 3 ур.

Ирина П.

31.10.2005г.

ОНР 3 ур.

Алеша П.

24.09.2005г.

ОНР 3 ур.

Дмитрий Р.

11.02.2005г.

ОНР 3 ур.

Диана Р.

06.09.2005г.

ОНР 3 ур.

Анна Я.

28.01.2005г.

ОНР 3 ур.

При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в моем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.

Мною было проведено три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент

Обследование фонематических процессов состояло из нескольких этапов.

  1. Исследование состояния физиологического слуха.

Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные [у], [о], из согласных - [м],[н],[в],[р], например, ворон, двор, море, номер, нора и т.п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных - [а],[и],[э]: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.

  1. Исследование дифференциации неречевых звуков.

Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Кто смеётся?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

  1. Исследование слуховой памяти и понимание речи..

Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».

  1. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.

Для того ребенок должен повторять за логопедом:

- ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся, жа-ша, са-за;

- мышка-мишка, катушка-кадушка, роза-лоза;

- семь машин на шоссе;

- пастушек быстро шел;

- висел железный замок;

- ручное зеркало упало.

  1. Исследование фонематического анализа и синтеза.

Для этого ребенок должен выполнять следующие задания:

  • Определить есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

  • Определить количество звуков в слове и место звука [с] в словах: сок, оса, нос;

  • Составить слово из звуков: [с], [т], [о], [л]; [к], [а], [р]; [р], [а], [ш].

  • Придумать слово на заданный звук: [с], [ш], [л], [р].

  • Из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

По результатам обследования фонематического восприятия определяется уровень. За каждое правильное выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

За первое задание – 1 балл; за второе задание – 1 балл; за третье задание – 1 балл; за четвертое задание – 6 баллов; за пятое задание – 5 баллов.

Первый уровень (низкий, менее 4 баллов). У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.

Второй уровень (ниже среднего, 5-6 баллов). У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определять наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумывать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

Третий уровень (средний, 7-9 баллов). У ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определять наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумывать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

Четвертый уровень (выше среднего, 10-12 баллов). У ребенка фонематическое восприятие сформировано не полностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слов из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.

Пятый уровень (высокий, 13-14 баллов). У ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.

  1   2   3

Похожие:

Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconОптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconДиплом на тему
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» icon«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики»
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconРазвитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок
...
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconФормирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей,...
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconРазвитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, в возрасте
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение»...
Сказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» iconРуководство и контроль Самоконтроль: «Использование подвижных игр, физкультурных развлечений и досугов как фактор двигательной активности детей и улучшение их положительного и психического состояния»
Формирование лексико – грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале краеведения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница