Совершен- ствования уроков чтения




Скачать 29,48 Kb.
НазваниеСовершен- ствования уроков чтения
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер29,48 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4
ПУТИ

СОВЕРШЕН-

СТВОВАНИЯ

УРОКОВ

ЧТЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 26

Гузикова Мадлена Мартыновна


Д. КОЧКИНО

Для меня все обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребенок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой , то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой. Чтобы ученик уже в начальной школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему своё отношение.

Уроки чтения и развития речи , должны прежде всего решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения.

Наиболее распространенные недостатки:

  1. воспитательная работа строится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;

  2. отсутствует ясная и логически правильно определенная цель урока, к осуществлению которой должен бы быть на урок. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения;

  3. уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи;

  4. дети не заняты непрерывным, целенаправ-ленным, умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы;

  5. многие уроки не дают возможности совершенствовать навык чтения у всех и у каждого учащихся;

  6. не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью учащихся. Неправильно понимая программное требование –« главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом.»-учитель не оставляет времени для системати-ческой работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления. Более того, учитель просто не планирует эту нужную ра-боту;

  7. урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.



Во время работы старалась не останавливаться, а постоянно совершенствовала свой профессиональный уровень, искала новые приёмы в работе.

Весь процесс обучения старалась строить на интересе детей к учебе. Поэтому на уроках использую наглядность, технические средства обучения, загадки, чистоговорки, скороговорки,

ребусы Эффективность образования зависит от развития навыка чтения.

Первый шаг к овладению чтением – знакомство с буквами. Графическое начертание буквы и ёё звучание формирует навык вокализации. Спе-циализированных уроков на первом этапе нет.

Все учебное время подчинено одной задаче - овладению алфавитом. Необходимо представить детям весь алфавит и за этот период добиться его усвоения. Уроки строила так, что они были подчинены одной идеи, т. е. на день выбиралась одна игровая ситуация, один сюжет: '' В лесной школе.'', '' На рыбалке.'' ,или уроки строились на фоне какой-либо сказки, например: ''Колобок,'' Репка'', ''Теремок''.

Элементы занимательности на уроке вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности. Дети отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в пословицах и скороговорках, придумывают сами слова с этим звуком. Они встают, хлопают в ладоши, если

слышат нужный звук в словах. Играют в разные игры, н-р: ''Буква заблудилась,'' Доскажи словечко,'' слушают и сочиняют сказки про буквы. За это время дети заучивают буквы, играют с ними, рисуют, лепят, выщипывают из бумаги.

Особенно хороши кубики с буквами. Из кубиков конструируют слова по образцу данному учителем, строят крепости и делают подписи к ним.

Вырезали буквы из газет, составляли из них имена и наклеивали на лист,выкладывали буквы из счётных палочек. Лепили слова из пласти-лина. Всё это для того, чтобы как можно в более короткий срок все дети запомнили и освоили алфавит. В процессе этих занятий происходит взаимообучение. Одновременно предъявляется звуковой и графический образ слова.

При обучении грамоте по данной методике не надо заставлять детей читать. Самим нужно читать им. У детей нет страха перед книгой, перед учителем, перед школой.

Ребёнка надо учить, только следить за теми словами, которые звучат сейчас в классе.

.Дети начинают читать сами, не сознавая, что уже читают. Все трудности этого периода обучения грамоте снимаются. А ведь это по традиционной методике самый сложный и даже страшный период для детей и для учителя.

Задачи этого периода:

  1. познакомить со всеми буквами;

  2. научить следить по тексту за словами, звучащими в данный момент.

Для последующих уроков я приготовила много карточек с изображением различных животных, предметов и подписями к ним, таблиц-плакатов четверостишиями, пословицами, загадками, шапочки-маски и шапочки сказочных героев. Это необходимо для выработки у ребёнка спо- собности соотносить звучащий и графический образ, т. е. научить следить за звуковым ориентиром. Начинать учить следить по таблицам на доске. Висит перед глазами таблица с текстом, учитель вслух читает медленно, не допуская слогового чтения (лучше побольше сделать паузу между словами), а ученики следят. Затем к таблице приглашаю по очереди учеников, ученик ведёт указкой, учитель читает, все дети ведут в воздухе вытянутый к тексту пальчик. Затем надо учить следить по книге. К работе подключила магнитофон, так учителю легче.

Заранее запишу на плёнку тексты, которые будут читать на уроке, перед чтением любого произведения задам детям проблемный вопрос и включаю магнитофон. Дети пальчиком следят, они видят это слово, слышат его, прекрасно понимают содержание.При таком чтении не про-иходит регрессии глаз, т.е. детям не приходится возвращаться к прочитанному, чтобы понять, о чём прочитали. А учитель в это время ходит по классу и помогает тем, кто потеряет строчку. С каждым днём таких ''потеряшек'' меньше. Скорость начитки надо начинать с 30-35 слов в минуту.

В данное время подвергаются критике сверхкороткие букварные тексты, не претендующие на информативность, многократное перечитывание. По старой методике в течение всего урока надо удерживать интерес ребёнка на данном тексте, то здесь ситуация другая- все дети читают, все заинтересованы. По данной системе мы вместе с детьми прочитали детской литературы очень много. Начинали с ярких, красочных книг-стихов:К.Чуковского, А. Барто, А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова. Почему стихи? Здесь короткая строчка, дети её почти не теряют за звуковым ориентиром при слежении, удобен рифмованный ритм чтения. Да и сами произведения интересные, эмоциональные.

Слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха – все слишком заняты: интересный сюжет, чтение со звуковым ориентиром постоянно поддерживает определённый ритм работы, слабые хорошо понимают содержание, это позволяет активно участвовать в обсуждении. Интенсивность урока со звуковым ориентиром крайне высока. Огромное количество ин-формации на каждом уроке. По окончанию чтения проверка с помощью тестов-экспрессопрос. Утверждения из текста, могут быть провокационные вопросы. Дети в специальных тетрадках дают утвердительные или отрицательные ответы. 10 вопросов и утверждений да (+) нет(-). Вопросы даются на внимание по содержанию. Дети могут сами готовить вопросы для тестирования - это творческая работа. Таким образом, за несколько минут проверяется понимание прочитанного.

Преимущества такой проверки:

  1. дети приучаются внимательно вчитываться в содержание, т. к. знают, что могут быть утверждения типа:

-В этом лесу было много осин.

( А в тексте говорилось о берёзах.), или

-У Тани были белые туфельки.(красные)

Таким образом, дети приучаются читать внимательно.

  1. При тестировании на каждом уроке можно оценить работу каждого, понимание содержания прочитанного, а всего на это уходит 3-5 м.

Отметки ставлю:

''5''- без единой ошибки,

''4''- за одну, две ошибки,

''3'' за четыре ошибки.

Но такое количество ошибок бывает редко.

В 1 классе тест-опрос состоит в основном из вопросов. В последующих классах ,утверждения, можно использовать пословицы; из загадок, выдержки из текста, в форме усвоения лексических значений.

Н-р: при чтении произведения Е. Чарушина ''Верный Трой'' провела тестирование – описание главного героя рассказа – бульдога Троя.

  • 1.Нос у собаки был острый( курносая морда ).

  • 2. Морда гладкая ( морщинистая).

+ 3. На загривке складки.

- 4. Лапки узкие и длинные (короткие, широкие).

+ 5.Лапы широко расставлены.

  • 6. Клыки старые, затупились (6 пиджаков прокусил зубами).

  • 7. Хвост длинный, пушистый (обрубок).

+ 8. Грудь у Троя могучая.

+ 9. Задние лапы не двигались.

+ 10. Когда сильно сжимал челюсти, сам не мог их разжать.

С первого класса вводится план восприятия материала. Перед глазами детей постоянно находится такая памятка:

1. Автор книги.

2. Название темы.(книги)

3. Издательство.

4. Художник.

5. Жанр.

6. Новое.

7. Знакомое.

8. Особенности языка.

Дети по этому плану всё рассказывают о книге.

Принципиальные моменты организации обучения.

-Чтение со звуковым ориентиром должно занимать не менее 30 мин.

-Разнообразие на уроке обеспечивается не множеством приёмов работы, а большим кол-вом, новизной и привлекательностью материала для чтения, поэтому все тексты читаются один раз.

-Прочитанное обсуждается, но не навязывается.

-Оценивается не техника чтения, а понимание, переживание прочитанного.

-Полностью исключается чтение по слогам.

Чтение чередуется с пением песен, но пение здесь выступает в новой форме. Происходит отдых для глаз и переключение вида чтения. Особенно нравятся детям уроки драматизации.

Элементы инсценирования начала использовать

Уже с первых дней обучения на материале сказок; ''Колобок'', ''Теремок'', ''Репка''.

Дети научились следить за звучащим текстом и читать вслух вместе с магнитофоном. Речевой аппарат окреп. Темп начитки на магнитофон достигает 100-120 слов в минуту, и дети уже не читают вслух, а только следят глазами. На этом этапе надо полностью исключить даже чтение шёпотом. Для этого провожу упражнение ''Губы'', которое развивает гибкость и скорость чтения ''молча'' без внешних речевых движений: к плотно прижатым губам прикладывается палец левой руки, чем подкрепляется установка на беззвучное чтение. Шевеление губами не может считаться чтением '' про себя''.

Во втором классе использую описанный приём ''Губы'', только теперь без звукового ориентира, убирая на магнитофоне звук. Чтение ''молча'' на первом этапе должно быть обстоятельным, не очень быстрым, т. к. погоня за скоростью, чтение текста '' молча ''без звукового ориентира, приводит к искажению слов, повторам, другим ошибкам и непониманию текста. Когда

Дети научились чтению '' молча '' без установки

''быстро '', использую такой приём: ученики читают со звуковым ориентиром, затем убираю звук и предлагаю продолжить чтение '' молча'' с таким же темпом, с каким звучал текст на магнитофоне. Затем включаю звук и выясняем, кто читал с заданным темпом, кто отстал, а кто про-читал быстрее.

На следующем этапе использую такой приём. Звучит текст со скоростью 130 слов в минуту, дети '' молча '' читают со звуковым ориентиром.

Затем предупреждаю: ''молния!''. Это значит, что дети должны приготовиться к более быстрому темпу чтения. Звучит запись текста в максимально ускоренном режиме. Дети должны успевать читать молча за диктором. Через две минуты установка – читать про себя без ориентира до конца главы. Ребята стараются читать в очень быстром темпе, к которому были подготовлены предыдущим сигналом '' Молния ''.

При чтении нового произведения использую поэтические минутки для выделения темы урока. Н-р, перед чтением сказки ''Два мороза '' провела такую поэтическую минутку.

  • Ю. Ахарнов.

Однажды суровою снежной зимой

С портфелем шагал я из школы домой

Неслышно подкравшись, за щёки и нос

Так больно щипал меня жгучий мороз

Что сам я его ущипнул бы без спроса,

Да нет у мороза ни щёк и ни носа.

1.Чтение.

2. Анализ.

3.Выделение рифмы.

4. Чтение с ускорением.

5. Выразительное чтение.

6. Выделение темы урока.

На уроках чтения необходимо разнообразить виды словарной работы , как для ознакомления с этими словами, так и для включения их в активный словарный запас.

Виды словарной работы:

  1. Знакомство с малопонятными словами из контекста.

  2. Объяснение слов перед чтением.

  3. Наглядный показ рисунка, таблицы.

  4. Экскурсия с целью наблюдения предмета.

  5. Объяснение слов по ходу чтения.

  6. Отправление к сноскам и словарю.

  7. Практический показ незнакомого слова.

  8. Использование загадок.

Есть одна трудность в работе и заключается в том, что для уроков необходимо много художественной литературы. К сожалению школьные библиотеки очень бедны, поэтому обеспечить всех учащихся на уроках данным произведением бывает сложно.

Принципиальные моменты организации обучения.

1.Чтение со звуковым ориентиром должно занимать не менее 30 мин.

2.Разнообразие на уроке обеспечивается не множеством приёмов работы, а большим количеством, новизной и привлекательностью материала для чтения, поэтому все тексты читаются только один раз.

3.Прочитанное обсуждается, но не навязывается.

4.Оценивается не техника чтения, а понимание, переживание прочитанного.

5.Полностью исключается чтение по слогам.

6.Родители ставятся в известность о вредности чтения по слогам и проинструктированы о том, как организовать домашнее чтение у де-тей в период автоматизации навыка.


Наглядность

Очень много наглядности используется на начальном этапе обучения алфавита.

Изготовила шапочки, на которых были написаны имена детей.






Гласные – выделяю красным цветом, согласные синим.

Для дальнейшего формирования у детей соответствие зрительного образа и звукового звучания слова приготовила много сказочных персонажей с надписью к ним. Шапочки- маски и шапочки с напечатанными на них названиями героев сказок.






















самолёт











роза




Для последующего этапа формирования чтения, рисунок с карточки убирается, остаётся одно графическое изображение слова.

Слова, напечатанные на карточках, хорошо использовать для скорочтения в упражнении ''Мелькающие слова''.


1класс.

Тема: '' Колобок.''

Задачи: Познакомить с гласными буквами О,И – научить их узнавать, печатать. Повторять все буквы. Вспомнить и повторить содержание сказки. Развивать речь учащихся. Учить счёту предметов от 1 до 10.

Воспитывать аккуратность, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: шапочки – маски, картины, проигрыватель.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Содержание урока.

  • Сегодня мы поиграем в сказку ''Колобок.''

(Раздаю книги со сказкой, предлагаю рассмотреть иллюстрации, чтобы дети вспомнили сказку .)

-Вспомните, с чего начинается сказка ?

-Попросил дед испечь бабу колобок.

В тетрадях (у каждого тетрадь в клеточку для обучения грамоте ) напечатаем слово колобок.

(Учитель на доске, дети за ним в тетрадях)

КОЛОБОК

Выбираем артистов деда и бабу. Они подходят к учительскому столу и выбирают шапочку – маску на голову. На шапочках нарисованы дед и баба, подписано крупно ''ДЕД'' и ''БАБКА''.

Дети видят рисунок и сразу слово, его обозначающее.

-Напечатаем в тетради героев сказки.

3. Беседа –диалог, воспроизводящая сказку.

-Давайте бабке поможем печь колобок. Что для этого нужно иметь, чтобы колобок получился вкусным.

Б
вода


соль


сахар





молоко


абка выбирает картинки с нарисованными и подписанными предметами (рисунки и слова на альбомном листе выставлены на классной доске .)


сметана



мука





Я беру муку, сметану, сахар, молоко, соль, соду и т. д.

Дети видят сразу предмет, а внизу (вверху)

название этого предмета.

Перечитываем слова все вместе. Дети считают,

Сколько букв вмещает одно слово ''колобок''

  • З
    амесила бабка колобок и поставила его в печь.

Рисуем все в тетради печь, и подписываем её печатным способом.

Колобок наш сидит в печи, подрумянивается, а мы с вами отдохнём

Физминутка

Ой- ой- ой! Ой- ой-ой!

К нам пришёл волшебник злой

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

В класс пришли друзья- зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

  • Колобок испёкся, надо его положить, куда? На окошко. Рисуем окошко в тетради, подписываем его.
































ОКНО

- Сколько колобков?

- Какой по счёту самый большой?

- Сколько маленьких?

  • Какой по счёту Димин, Женин?

Выберем следующих героев сказки. По желанию дети выходят к столу и выбирают шапочку- маску зайца, волка, лисы. – Сколько зверей встретит Колобок? (4)

  • Найдите в кассе эту цифру. Как получить число 4?

  • Пока колобок остывает, мы с вами разучим песню, которую он поёт зверям.

( Текст песни отпечатан. Учитель ведет указкой по словам, дети, вытянув руку к тексту тоже ведут- следят и все вместе читаем.)

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

У тебя, зайца, не хитро уйти!

Убежал Колобок от Зайца и катится по полянке. А на ней цветов видимо-невидимо.

(На карточках рисунки с надписями. Дети должны отделить полевые и садовые цветы.

Так по сказке печатаются слова:

ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЛИСА.

Каждый раз дети играют роль колобка – поют песню.

-А лисичка Колобку попалась учённая. Она сказала, что если Вы выполните её задание ,она не съест Колобка. Она написала КОЛБ

-Какие буквы она забыла?

Штриховка букв.

-Укатился Колобок от Лисы, а тут новая беда –Сова его заметила и говорит: ''Напиши моё имя.''

-Давайте поможем Колобку, напишем СОВА.

-Сколько букв в слове ''сова''?

-А в слове ''колобок''?

-Какие буквы одинаковые?

-Сколько разных букв?

Счет всех колобков в классе, счет зверей.

4. Инсценирование сказки.


2 класс

Тема: Г. Х. Андерсен ''Гадкий утёнок''.

Задачи: учить правильному , беглому ,

осознанному чтению. Развивать

логическое мышление, оператив-

ную память, связную речь. Расши-

рять словарный запас учащихся.

Прививать любовь к книге, к чтению.

Оборудование: блокноты для тест – опроса, лента букв, портрет Г. Х. Андерсена, таблицы-плакаты с загадками, пословица на разрезных карточках, текст песни ''Не дразните собак.'',

Сюжетные картинки по содержанию песни, магнитофон, проигрыватель.


Ход урока.

I. Орг. момент.

II.Опрос домашнего задания и проверка качест-ва чтения.

-Мы изучили произведение ''Рике с хохолком.''

Сейчас поо этой сказке проведём тест-опрос с целью выяснить, как вы поняли и запомнили содержание.

( Тест-опрос в форме утверждения и вопроса. )

1.Жила когда-то фея, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомнева-лись – человек ли он.

2. Что утешило королеву? Что родила гадкого малыша.

3.Лет через 10 у королевы одной из соседних стран родились две дочери.

4.Королева просила волшебницу, чтоб младшая стала красивой?

5.Все восхищались красотой старшей дочери, а на младшую не обращали внимания.

6.Принцесса не обращала на свою глупость внимания.

7.Принц Рике предложил принцессе выйти за него замуж.

8.Принцесса не согласилась выйти замуж за Ри-ки.

9.Принцесса приобрела ум.

  1. Принцесса не вышла замуж за Рики.

Подходит ли к сказке эта пословица.

Полюби-ка нас в черне, а в красне и всяк по-любит.

III.Чтение по ленте букв.

Глазки опережают звук.

IV.Чтение '' мелькающих ''слов.

(Слова напечатаны на карточках. На несколько секунд показываю детям слово, а потом уби-раю. За очень короткое время дети должны прочитать слово и назвать его. Развивает оперативную память. Слова подобрала с орфограм. ЖИ – ШИ.)


машина


жираф


камыши


лыжи


малыши


пружина




V.Чтение и отгадывание загадок с печатанием отгадок на доске.

( Загадки написаны на плакатах.)

1.По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.


2. Ходит по двору будильник,

Разгребает лапой сор.

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор.

3.Явился в жёлтой шубке

Прощайте, две скорлупки.

4. Витя-трус, кричит – ''Боюсь!''

Зашипел на Витю … .

5.Здесь по речке по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперёд

Всю ватагу поведёт.

6.Мохнатенька, усатенька,

по кладовочкам рыщет,

сметану ищет.


Прочитать с доски отгадки: ГУСЬ, ПЕТУХ,

ЦЫПЛЁНОК, УТКА с УТЯТАМИ, КОШКА.

-Как можно объединить отгадки? (Животные)

Все эти животные встретятся в нашем новом произведении, которое мы будем сегодня чи-тать.

V. Раздаю книги.

-Рассматриваем книгу и анализируем её по алгоритму:

1.Автор книги.

2.Название книги.

3.Издательство.

4.Художник.

5.Жанр.

6.Новоё.

7. Знакомое.

8.Особенности языка.

О
Г. Х. Андерсен

формление доски:

портрет

  1   2   3   4

Похожие:

Совершен- ствования уроков чтения iconМетодические рекомендации к организации уроков литературного чтения
Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории...
Совершен- ствования уроков чтения iconОлимпиадная работа по истории России первой половины XIX века
Последний дворцовый переворот, в результате которого воцарился Александр I, был совершён в
Совершен- ствования уроков чтения iconКонспект урока внеклассного чтения в 1 классе
Цель: Формирование навыков правильного плавного чтения у обучающихся доступных их пониманию произведения
Совершен- ствования уроков чтения iconКоррекционно-развивающая работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей c нарушением речи
Проблема нарушения чтения и письма – одна из самых актуальных для школьного обучения. Нарушения чтения и письма у детей чаще всего...
Совершен- ствования уроков чтения iconУроков по модульной технологии. В данной работе представлены фрагменты сценариев модульных уроков по биологии в 8 классе
Методические рекомендации содержат информацию о целях и задачах проведения уроков по модульной технологии. В данной работе представлены...
Совершен- ствования уроков чтения iconОсобенности организации уроков чтения в период
… Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий...
Совершен- ствования уроков чтения iconТехника быстрого чтения москва“книга”1983
Книга предназначена для массового читателя, для всех желающих повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного
Совершен- ствования уроков чтения iconПрограмма курса «История Московской области. История Каширского района» 8 9 классы
Программой предусмотрено 52 урока на изучение теоретического материала, 7 уроков на повторение, обобщение и контроль знаний, 5 уроков...
Совершен- ствования уроков чтения iconХii международные Педагогические Чтения
Международные педагогические чтения под руководством Шалва Александровича Амонашвили
Совершен- ствования уроков чтения iconУчебное пособие по английскому языку для студентов биологических факультетов вузов. Казань: Казанский университет, 2012. 196 с. Основная цель пособия “Essential English for Biology Students”
Пособие состоит из 8 разделов, посвященных некоторым из основных проблем биологии, 24 уроков, 10 текстов для дополнительного чтения,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница