Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона»




Скачать 20,11 Kb.
НазваниеАвторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер20,11 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Рассмотрено Утверждено

Педагогическим советом Директор МОУ СОШ №8

МОУСОШ №8 ________________ В.А. Лут

Протокол № 1 30 августа 2011г.

от 30 августа 2011г.


Авторская программа


туристско-краеведческого кружка


«Юный турист Дона»


Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей: с 9 до 14 лет


Разработчик программы: Мажаева Светлана Александровна,

учитель физической культуры МОУСОШ №8

и педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДДиЮ г.Миллерово


г. Миллерово

2011г.

Пояснительная записка


Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны. Большинство детей сейчас рождаются со всевозможными болезнями и отклонениями в развитии организма. Многие лекарственные препараты малоэффективные, а то и просто поддельные. Поэтому, возрастает роль спорта и физических упражнений.

Одним из самых эффективных, увлекательных, полезных видов спорта является туризм. Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка.

Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей. Из своего педагогического опыта могу сказать, что несколько дней, проведенных на природе, дают детям в сфере общения больше, чем год, проведенный в стенах школы.

Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует: укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.

Просмотрев и ознакомившись с программами Е.Ю. Уткиной «Спортивное ориентирование и туризм», В.М. Куликова, Л.М. Ротштейна «Пешеходный туризм», О.С. Макаровой «Маршрут для непосед», оценив все плюсы и минусы в данных программах, я решила написать свою туристско-краеведческую программу для младших школьников «Юный турист Дона».

Эта программа написана в соответствии с предъявляемыми требованиями. Она соответствует Закону Российской Федерации об образовании, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования

Теоретическая значимость программы заключается в том, что школьный туризм получил четкое определение. Классификацию и основные теоретические принципы, пригодные для его организации.

Практическая значимость программы заключается в том, что каждый принцип организации сопровождается реальными практическими рекомендациями, реализую которые можно организовать школьный туризм, адекватно современным особенностям социальной жизни в Российской Федерации.

Новизна программы в том, что в содержании заложены и предлагается формирование эколого-туристских умений (норм и правил рекреационного природопользования), предполагается формирование экологических знаний у юных туристов на основе базовых знаний.


Цели программы:


  1. Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям туризмом, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

  2. Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из самых основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения их здоровья.

  3. Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнения программы спортивного похода. Эта программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда туризма, как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Туризм усиливает воспитательные возможности.

  4. Характер приключения – ожидание результата туристического похода, повышая интерес к нему, стимулирует ребенка к всемирной подготовке к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата и делает его интересным.

Задачи программы:

Воспитательный аспект

  • Бережное отношение к окружающей среде и любовь к природе.

  • Систематические тренировки организма на свежем воздухе через спортивные подвижные игры, преодоление экстремальных походных условий, привить здоровый образ жизни.

Обучающий аспект

  • Привитие туристических приемов и навыков;

  • Приобщение к исследовательской поисковой работе;

  • Применение экологических знаний;

  • Практическое применения ОБЖ;

Оздоровительный аспект

  • Укрепление здоровья детей.

  • Формирование положительного эмоционального заряда, психологической уравновешенности для успешного осуществления учебного процесса.

Ключевыми принципами программы являются:

1. «Безопасность» - дети должны чувствовать себя в безопасности все время, пока они находятся в лесу. Район тренировки должен быть ограничен дорогами, оградами и т.д., карта должна иметь развитую сеть дорожек и тропинок; дистанция должна проходить в основном по линейным ориентирам и быть короткими.

2. «Постепенность» - для овладения любым навыком, необходимым для бега с компасом и картой, детям требуется очень много времени. Поэтому не стоит спешить. Необходимые знания и навыки довольно сложны даже для взрослого человека и их немало. К ним относятся:

  • понятие о сущности ориентирования (начиная с древности и до наших дней);

  • спортивное ориентирование;

  • спортивная карта;

  • масштаб;

  • условные знаки спортивной карты;

  • стороны горизонта;

  • компас;

  • азимут;

  • ориентирование по компасу;

  • движение по карте и т.д.

3. «Разнообразие игровых приемов обучения».

Педагогическая структура программы включает в себя смысловую ориентацию занятий и основные средства.


Смысловая ориентация программы:


  1. Развивать воображение и интерес детей к миру путешествий. Соединять идею и содержание путешествий с туристической подготовкой. Формировать у детей устойчивые мотивы активного детского туризма, стремление к путешествиям, обогащающим новыми впечатлениями и достижениями. Строить эстетические и нравственные отношения детей к природе и к людям. Способствовать появлению ярких, эмоциональных переживаний ребенка в процессе обучения, развивать у детей романтику путешествий, любознательность, интерес к приключениям.

  2. Формировать у детей элементарные умения и навыки, необходимые для участия в походах и путешествиях. Воспитывать физические качества и способности, требуемые в походах. Развивать понимание и способности к жизнеобеспечению в природных условиях.

  3. Формировать заинтересованное, осознанное отношение к укреплению и коррекции своего здоровья. Воспитывать привычку удерживать правильную осанку, формировать правильную походку. Развивать потребность и способность рационального использования естественных факторов природы в укреплении здоровья. Воспитывать предусмотрительность, осторожность, самоконтроль, другие качества у умения безопасного поведения.

  4. Развивать нравственно-экологические чувства детей, понимание взаимосвязи природы и человека. Формировать природоохранные навыки. Обучать детей творчески выражать свои чувства и переживания, связанные с путешествиями, ценить и уважать творчество своих друзей.


Основные средства программы:


  1. Подбор и чтение литературы о путешествиях. Ведение дневника туриста. Просмотр в семье телепередачи «Клуб путешественников». Привлечение детей к разработке игрового замысла. Внесение элементов сказки и фантастики в обучение. Обобщение опыта детей в путешествиях и выявление их интересов в беседах и игровых заданиях. Задания по подготовке и проведению туристического похода.

  2. Обучающие и тренировочные программы. Тестирование физической подготовленности детей. Комплексы развивающих упражнений. Задания, нацеленные на осмысление учебного материала. Полосы препятствий.

  3. Беседы о сохранении и укреплении здоровья. Задания детям для обсуждения и коррекции своего здоровья в семье. Специальные упражнения для формирования правильной осанки, рациональной походки, укрепления стопы и т.д. Развитие физических качеств. Обсуждение мер предупреждения травм и заболеваний в походе. Задания для освоения элементарных приемов первой помощи.

  4. Беседы с детьми о красоте, пользе и необходимости сохранения природы. Обсуждение произведений детских писателей о природе и путешествиях. Составление и разгадывание детьми туристских кроссвордов. Разработка природоохранных знаков. Сочинение детьми рассказов, стихов, песен, изготовление рисунков, поделок на основе впечатлений о походе.


Срок реализации программы - 3 года.
Возраст обучающихся
— первый год обучения 9-10 лет

второй год обучения 11-12 лет

третий год обучения 13-14 лет


Формы и режим занятий


Занятия проходят 3 раза в неделю по 1,5 часа (6 часов) и проводятся в группе одновозрастных детей с максимальным количеством детей не более 20 человек.

Основные формы занятий:

  • Теоретические занятия - беседы с использованием иллюстративного материала, просмотр презентаций на тему туризма и дальнейшее их обсуждение, чтение карты, доклады на разнообразные темы, диспуты, рассказы.

  • Практические занятия – в помещении и на местности – наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые), ведение «Дневника туриста», физические упражнения, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии, умение вязать туристические узлы

Занятия первого года обучения проводятся в игровой форме. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1-2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозяйственной группы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.)

Ожидаемые результаты

Реализация программы даст возможность:

  • Поднять на новый качественный уровень туристско-краеведческую работу;

  • Возможность ознакомиться с уникальными природными и историческими местами;

  • Дальнейшее развитие детского туризма;

  • Новый подход к организации школьного туризма для различных категорий учащихся;

  • Созданию новых туристических маршрутов;

  • Развитие новых форм тематического, спортивного, познавательного, экологического туризма.

Оборудование и снаряжение

Презентации:

  • «Туризм, виды туризма»;

  • «Взаимодействие природы и человека»;

  • «Как охранять окружающую нас природу»;

  • «Природа и человек»;

  • «Снаряжение туриста»;

  • «Виды костров»;

  • «Аптечка туриста».

Кинофрагменты:

  • «Наши меньшие братья в опасности»;

  • «Друг ли ты лесу?»;

  • «Охрана воздуха от загрязнения»;

  • «Берегите природные богатства»;

Модели:

  • Глобус Земли физический М 1 : 30 000 000;

  • Комплекты макетов форм поверхности суши.

Таблицы:

  • Календарь наблюдений за погодой;

  • Охрана и преобразование природы;

  • План и карта;

  • Таблица по охране природы.

Туристское снаряжение

  • Палатки;

  • Рюкзаки;

  • Костровое оборудование;

  • Медицинская аптечка;

  • Ремонтный набор;

  • Веревка основная и вспомогательная (по 30 м);

  • Снаряжение для метеорологических наблюдений и краеведческой работы.

Учебно-тематический план программы

При составлении учебного календарного плана следует предусматривать на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана не обязательно изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на вторую половину каждого занятия следует планировать живую практическую работу самих кружковцев (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим походам). Практические занятия всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы.

Учебный план и программа второго и третьего года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в нашей стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.


первый год обучения







Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

в помещении

на местности

1.

Введение

2

2

-

-

2.

Детский пешеходный туризм

8

5

3

-

3.

Ходьба – основной способ передвижения в пешем походе

10

4

3

3

4.

Безопасность походов

10

8

2

-

5.

Туристский бивак

12

8

4

-

6.

Спортивная подготовка туриста

10

6

4

-

7.

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему

10

6

4

-

8.

Естественные факторы природы в походе. Закаливание

12

8

2

2

9.

Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе

16

8

4

4

10.

Подготовка к походу

14

6

8

-

11.

Проведение походов:

52

-

-

52




3 однодневных

-

-

-

24




2 двухдневных

-

-

-

28

12.

Подведение итогов похода

20

4

16

-

13.

Ориентирование по компасу

14

6

8

-

14.

Туристское снаряжение

10

8

2

-

15.

Карта и местность.

16

8

6

2

ИТОГО:

216

87

66

63



  1   2   3   4

Похожие:

Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconПрограмма школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной...
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconПрограмма дополнительного образования «Юный корреспондент» (для детей 9- 11 лет) на 2012-2016 учебный год
Программа кружка юных журналистов «Юный корреспондентр» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconПояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог»
Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено. Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности...
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconКонкурс пройдет в 2 этапа
«Моё Красноярье» (заочный), в соответствии с Всероссийской программой туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество»
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» icon«История и личность: председатели колхоза «Родина». Исследовательская работа Лисовой Ирины
Ххii районный слёт участников туристско – краеведческого движения «Отечество», посвящённого 150-летию К. Л. Хетагурова
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconЛипецкий край липецк 2002
Материалы IX областной конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Липецк: 2002. – 226 с
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconДепартамент образования и науки администрации липецкой области липецкий областной центр
Выпуск Материалы X областной конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Липецк: 2003. – 230 с
Авторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона» iconПрограмма краеведческого кружка «Здесь Родины моей начало»
Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница