Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1




НазваниеСтихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер7,53 Kb.
ТипДокументы
  1   2

ПОЛ ГРОШЕВАТОВ




ПЯТИСТИШИЯ С ОСТРОВА КОРФУ







СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ




УДК 821.161.1

ББК 84(2Рос=Рус)6-5

Г 899

Грошеватов П. П’ятивірші з острова Корфу: Вірші для дітей та дорослих / Пол Грошеватов. – Донецьк, 2011. – 57 с.

ISBN


Силою благодійного впливу на формування творчих здібностей дитини з п’ятивіршами мало що може порівнятися. Вони невеликі за обсягом, легко запам’ятовуються, а впливає на свідомість дитини та його розвиток лише те, що нею засвоєно. У процесі засвоєння буде формуватися смак до поезії. П’ятивірші суттєво розширять кругозір дитини – в цьому їй допоможуть батьки (див. коментарі “Мама і тато знають все”), посприяють розвитку уяви, відчуття рими і ритму, прищеплять бажання самій складати вірші. Це ті самі здібності, які ми хочемо бачити в будь-якій дитині. На цих здібностях утверджується особистісне начало.


© Укладання, підготовка тексту,

передмова, вірші, коментарі

О.В. Домащенко, 2011

© Малюнки А.В. Пугаченко, 2011

О СУДЬБЕ И ПЯТИСТИШИЯХ ПОЛА ГРОШЕВАТОВА



Наши уже сравнительно давние дружеские отношения с Полом Грошеватовым стали главной причиной его решения передать мне все права на издание его шуточно-серьезных, детско-взрослых стихотворений. В этих стихотворениях просматривается очевидная связь с парадоксальной поэзией Эдварда Лира, но также нельзя не заметить, что они далеко выходят за пределы сформированного и устоявшегося жанра лимериков.

Пол родился 12 сентября 1977 г. в Москве. В ранние детские годы был увезен матерью, англичанкой, на ее родину – в Лондон. Отец остался в Москве. Свои русские стихотворения Пол подписывает фамилией отца, тогда как в Англии он известен в качестве литератора под фамилией матери.

Согласно семейному преданию род Грошеватовых происходит от чеха Яна (Ивана) Грошека, который в XVII веке переселился в Москву, принял Православие и верой и правдой послужил царю Алексею Михайловичу.

В Лондоне Пол жил с матерью на Онслоу-сквер, учился в Оксфорде, после университета предпочел многообещающей политической карьере жизнь свободного художника, и с тех пор ведет жизнь, не вполне понятную нам, домоседам. Зиму он обычно проводит на острове Корфу на вилле своих близких друзей, сына которых одно время учил играть на органе. В 2008 году я был у него в гостях. Те несколько вечеров, которые мы провели на веранде виллы, слушая сагу Ионического моря, или, как говорит наш выдающийся современник Олег Чухонцев, «гекзаметрическое анданте волн ионийских», остались в моей памяти как одно из самых лучших воспоминаний. Эти вечера дали мне для понимания истоков европейской культуры не меньше, чем долгие годы, проведенные в библиотеках.

Остальное время года он живет в Лондоне или других европейских городах, нигде надолго не задерживаясь. С промежутком в несколько дней я получал от него письма из Флоренции, Афин, Вены, куда он специально приезжал на очередную оперную премьеру. Этой внутренней и внешней свободе – в пушкинском ее понимании – можно, конечно, только позавидовать.

Несмотря на то, что в его памяти не сохранилось никаких воспоминаний о Москве, Пол считает себя русским человеком и близко к сердцу принимает все, что происходит в России: нет сомнения, что ключевыми для его мировоззрения и мировосприятия стали ‘decline and fall’ (упадок и разрушение) великой страны.

По поводу своей русской фамилии Пол шутит, что с 1991 года вся Россия разделилась на Рублево и Грошеватово, при этом Москва постепенно превратилась в город-спутник при Рублево. По этой причине он так и не приехал ни разу в Россию, хотя ему очень хотелось это сделать: трагедия вырождения и деградации слишком заметна даже с расстояния в тысячу километров. Драма Пола, поэта и человека, заключается в том, что он обречен на невозвращение: страна, в которую он мог бы возвратиться, не существует уже почти сто лет.

Вот почему, когда он пишет про тепло рук матери, он ни на секунду не забывает о своем онтологическом сиротстве. По этой же причине так важен в его стихах мотив осязаемости Родины, которая так и осталась для него только умозрительной данностью. Нельзя также не отметить, что особым смыслом в его пятистишиях наполнено слово ‘гражданин’: в нем звучит память об утраченном гражданстве.

Впрочем, создается впечатление, что русская поэзия – это и есть его родной дом. В этом доме нам всем не будет тесно.

Лимерик (Limerick) – с ударением на первом слоге – не просто шуточное стихотворение, состоящее из пяти строк, но такое, в котором присутствует нечто абсурдное с точки зрения здравого смысла. Примеры таких лимериков, целиком соответствующих творчеству крупнейшего представителя этого жанра английского поэта Эдварда Лира (1812-1888), в книге Пола Грошеватова: «Комета», «Жил один гражданин на Эльбрусе…», «Жил один гражданин на карнизе…». Однако далеко не все в этой книге – лимерики. Сохраняя их формальные признаки, автор по сути создает новый универсальный жанр, способный вобрать в себя не только абсурд и нелепость, но также серьезные философские («Есть другой, невещественный свет…») и гражданские («Есть страна под названьем Цапки…») проблемы.

Я просил автора последнее стихотворение не публиковать, поскольку, на мой взгляд, оно не вполне справедливо по отношению к сегодняшней России, но он ответил категорическим отказом, считая, что любовь к России в наше время только так и может быть выражена.

Очень удачные, на мой взгляд, иллюстрации к стихотворениям, принадлежащие Анастасии Пугаченко, были одобрены автором.

Почему пятистишия так важны и благотворны для формирования творческих способностей ребенка? Потому что они невелики, легко запоминаются, а воздействует на сознание ребенка и его развитие только то, что им усвоено. В процессе усвоения формируется вкус к поэзии. Пятистишия расширят кругозор ребенка – в этом ему помогут родители (см. комментарии «Мама и папа знают все»), поспособствуют развитию воображения, чувства рифмы и ритма, привьют желание самому сочинять. Это те самые способности, которые мы хотим видеть в каждом ребенке. На этих способностях утверждается личностное начало.

Поэтому я рекомендую всем родителям приобрести для своих детей книгу Пола Грошеватова.

А.В. Домащенко,

доктор филологических наук


Звуки хора земного звучат там и тут,

Муравей дирижером быть хочет,

Те, кто в небе, – поют,

Те, кто в травах живут,

Не поют, а задорно стрекочут.





Гражданину в коляске удобно,

Он уже научился свободно

«Ма-ма-ма» лепетать

И тебя узнавать,

По теплу твоих рук узнавать.





комета, комета, комета, комета…


Жил один гражданин на комете,

Много лет бороздил он по свету,
  1   2

Похожие:

Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconПресс конференция с родителями
Когда воспитатели наших детей получат реальную помощь и поддержку, они почувствуют себя уверенно и смогут работать в спокойной атмосфере,...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconКнига стихов 1912 года Ахматова Анна Стихотворения в сборник вошли стихотворения из разных «книг»
В сборник вошли стихотворения из книг: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Нечет», «Бег времени»...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 icon«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама»
Тема урока – «Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама»
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconРассказ «За что?» 1 С. Сейфуллин Стихотворения «Автомобиль»
Стихотворения «Автомобиль», «Счастье человека». Публицистическая проза: дневниковые записи о посещении Уральской губернии
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconN с. 32-35. О положении и правах детей в России. Бариловская, В. М
Приравняли к подкидышам : Проблемы детей глазами взрослых : Как реально помочь : Поиски решения // Студенческий меридиан. 2009. N...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconЛитература 10 класс Зачёт №1
А. С. Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconИнструкция Материал
Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconКонкурс проводится с целью воспитания у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению. Задачи
Привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины,...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconЗадачи урока: Дидактические: Обучать элементам лингвистического анализа стихотворения; Обратить внимание учащихся на стилистические особенности стихотворения
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации М. Ю. Лермонтова с видами Кавказа, репродукция картины М. А. Врубеля «Демон (сидящий)»,...
Стихотворения для детей и взрослых удк 821. 161. 1 iconСредняя общеобразовательная школа №59 города Барнаула Выявление симптомов астмы у учащихся 7,8 классов
Этим заболеванием страдает от 4 до 10% населения планеты, среди детей до 15%. По данным официальной статистики, в России от 5 до...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница