«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника»




Скачать 17,58 Kb.
Название«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер17,58 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Муниципальное образование город Урай

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Радость»


«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника»


(ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОПРОБИРОВАН НА БАЗЕ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С № 19 «Радость»)


Разработчик педагогического проекта:

Воспитатель Кудинова Ольга Николаевна


Период формирования и функционирования

педагогического проекта:

4года.

Адрес педагогического проекта:


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Тюменская область,

г. Урай, микрорайон 3, д. 47

МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №19 «Радость»


г. Урай, 2011г.


1. Краткая аннотация проекта

Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).




Повышающие

познавательную

активность

Метод тотальных объектов

Может использоваться в разных видах деятельности
Методологическую основу данного педагогического проекта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Он является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Цель проекта - помочь детям овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ. Для достижения поставленной цели предлагаются следующие методы:





«очеловечивание» приемов и явлений, изменение сюжета сказки, изменение эпизода сказки, изменение конца сказки


Типовые приемы фантазирования



Можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например, части сказки



Морфологическая таблица


Активизация мыслительной деятельности

Составление сравнений

Сравнение по признаку цвета, формы, звука, вкуса



Составление загадок

Коллективный речевой продукт, сочиненный совместно с взрослыми



Побуждающие к творчеству

Типовые приемы фантазирования, составление загадок, круги Луллия, морфологический анализ, ступенчатый Эвроритм, творческие задачи



Способствующие установлению связи между разными видами деятельности

Методы проб и ошибок, противоречий, морфологического анализа, мозгового штурма, моделирования, метод фокальных объектов





2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта:

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в будущем? И строит только догадки; педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира. В российском образовательном процессе есть педагогическая система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач). Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника. Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. В результате диагностик выявили проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. В процессе анкетирования педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и воображения у детей дошкольного возраста, и недостаточными возможностями образовательного процесса в детском саду. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

3. Цели и задачи проекта Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления (ОТСМ), адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления, воображения и речи детей. Объект исследования: процесс развития творческого мышления,воображения и речи дошкольников. Данная цель реализуется через следующие задачи: -изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей; - раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей; -разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; - определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ. - определить рекомендации педагогам и родителям.

4.Основное содержание проекта. Механизм реализации педагогического проекта. Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с педагогами - помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

2. Работа с детьми. Она включала в себя использование методов и приёмов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала и речи.

3. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

Методы реализации проекта:

Название метода

Содержание проекта

Ожидаемый результат

Проблемно-поисковый

- ставит проблемы - предлагает инструменты для их решения

Успешно решают проблемные задачи

Поисково-экспериментальный

Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта

видят и выделяют проблему эксперимента - принимают и ставят перед собой цель - отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире

Игровой

- учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений – учат разрешать противоречия

-выявляют противоречивые свойства предметов, явлений – умеют разрешать противоречия

Практический

-создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

-создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта –преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

На первоначальном и последующих этапах реализации программы проводили диагностики уровня развития речи, творческого мышления, воображения и диапазона потребностей всех участников проекта.(Приложение 1,1а). Одним из условий развития творческого воображения у детей выступает личность самого педагога. Дело в том, что воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой развивается творческое воображение. Основной из всех форм работы с педагогами являются консультации. Работая с педагогами, определили условия эффективности консультирования:

• Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);

• Строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;

• Познакомить воспитателей с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ в разных возрастных группах.

В связи с обозначенными этапами работы, были проведены следующие консультации «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной творческой деятельности детей в дошкольном учреждении» , «Развитие воображения у детей» ТРИЗ, «Его инструментарий в применении к занятиям в детском саду. РТВ, как средство активизации мышления», «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников». (Приложение 2 )

На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ. С этой целью были организованы семинары-практикумы «Методы активизации творческого мышления и воображения», «Сказки по-новому», в ходе которых педагоги изучили основные методы ТРИЗ. (Приложение 3 )

В результате проделанной методической работы по проблеме использования в работе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. Система работы воспитателя с семьей


Анкетирование Цель обследования: Выявление знаний и умений развивать творчество и отношения к проявлению творческих способностей у детей.





прямоугольник 51


прямая со стрелкой 50

Планирование работы
прямая со стрелкой 48

прямая со стрелкой 44
Обучение практическим умениям

Просветительство

Вовлечение в образовательный процесс


прямая со стрелкой 40

прямая со стрелкой 38
Групповые консультации
прямая со стрелкой 42


Родительские собрания



День открытых дверей, совместные праздники, досуги, выставки



Общие

Групповые

Цель: возрастные нормы развития по программе, задачи на текущий год

Ежедневные беседы

Цель: особенности пребывания ребенка в детском саду, занятия
прямая со стрелкой 29


Наглядно-текстовая информация
прямая со стрелкой 27 прямая со стрелкой 28


прямая со стрелкой 24
  1   2   3   4

Похожие:

«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconКонспект мастер-класса по теме: Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при
«Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине»
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconТриз (теория решения изобретательских задач) как средство развития творческих способностей младших школьников

«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconМетодическая тема
Цель: совершенствовать умение использовать методы и приёмы технологии триз в работе с дошкольниками
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconВладимир Петров История развития приемов Информационные материалы Тель-Авив, 2006 Петров В. История развития приемов
В работе изложена история развития приемов разрешения противоречий, разработанных основателем теории решения изобретательских задач...
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconТехнология триз в развитии художественного творчества детей
Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги в поисках путей и способов творческого развития детей обращаются к различным...
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconРабочая программа по немецкому языку 8 класс
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconМетоды и приёмы развития речи на материале фольклорных произведений
А. П. Усова, А. Я. Мацкевич, И. В. Черная, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Е. Н. Водовозова, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко,...
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» icon«Воспитай отличника\ Повестка дня: Разговор «Значение памяти в учебной деятельности. Методы и приёмы развития памяти ребёнка» Подготовка
Разговор «Значение памяти в учебной деятельности. Методы и приёмы развития памяти ребёнка»
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» icon"Фольклор как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста"
Это подтверждают исследования Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной посвященных...
«Методы и приемы триз как средство развития речи и творчества дошкольника» iconТема «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
Выступление по теме: «Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница