Активизация познавательной деятельности учащихся




НазваниеАктивизация познавательной деятельности учащихся
Дата04.02.2016
Размер9,7 Kb.
ТипДокументы
Активизация познавательной деятельности учащихся.

Арбузова Е.И.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к  числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Перед образованием стоят задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данного исследования.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И.З. Озёрский, В.Б. Бондаревский, З.И. Щукина, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю.К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике.  И.Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся , описывает рациональные методы развития их мышления. В психолого-педагогической литературе проблема активизации учебно-познавательной деятельности рассматривалась с различных точек зрения - повышения познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.); формирования мотивов учения (X. Хекхаузен, А. Маслоу, А. К. Маркова и др.); алгоритмизации видов учебно - познавательной деятельности (В.А. Беликов и др.); формирования обобщенных умений (А.В.Усова и др.); самостоятельной познавательной деятельности. Исследователями признается тот факт, что активная деятельность играет ведущую роль в формировании личности школьника. Однако стимулирование этой деятельности должно исходить не только от педагогов, родителей, общества, но и определяться самими учащимися.

Необходимо найти такой внутренний стимул, чтобы обучающийся включился в активную учебно-познавательную деятельность. Это должен быть внутренний толчок, побуждение, потребность, исходящие из собственных интересов и ориентации личности учащегося. Таким внутренним стимулом, на наш взгляд, могут стать ценностные ориентации учащихся.

Актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между:

1) возрастанием потребности, осознанием значимости качественного образования и неспособностью современного образования эффективно удовлетворить эту потребность;

2) осуществлением активного реформирования современной системы образования с учетом особенностей, потребностей и ценностных ориентаций личности и недостаточной разработанностью психолого-педагогических теорий, определяющих направления и способы осуществления личностно-ориентированного подхода к образованию;

3) значением ценностных ориентаций в процессе становления личности и ее активности в деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния ценностных ориентаций на уровень активности личности в деятельности, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Экспериментальная проверка показала, что уровень активности учебно-познавательной деятельности старшеклассников недостаточно высок. Во всех исследованных классах ученики предпочитают пассивные виды деятельности на учебных занятиях. При попытке преподавателей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся не учитывается личностно-ценностный аспект в обучении.
Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являлись: каким образом активизировать учащихся на уроке; какие методы обучения необходимо применить чтобы повысить активность подростков на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

Есть более или менее типичные причины, на которые надо обратить внимание.

1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также не малой силы воли. Умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, усидчивость, твердость руки и владение письмом, актуальность, ловкость, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становиться затем очень трудным. У подростков свои особенности, которые приходится учитывать преподавателю - интерес к фантастике, к необычному, стремление к подвигу. Если преподаватель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества, он чувствует желание учащихся узнать больше и прилежно учиться. Учащиеся любят испытывать свои возможности: кто сильнее, быстрее, больше знает и умеет. Поэтому конкурсы, викторины, соревнования и олимпиады становятся стимулами познавательной деятельности.

2. Громадность учебного материала, изучение специальных предметов по профессии, который нужно усвоить и запомнить.

Попытка втиснуть в память и сознание учащегося весь материал, приводит к перегрузке, усталости и сопротивлению. Педагоги часто пытаются организовать работу с учащимися без опоры на желания и мотивы самих учащихся. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой период времени. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих учащихся учиться.

Учащиеся устают от слишком большого учебного материала и длительной умственной работы, утомленная психика не воспринимает нового материала.

Поэтому, необходимо составлять опорные конспекты, где в сжатом виде дан материал, необходим кратковременный отдых от умственных занятий, который стимулирует дальнейшую познавательную деятельность. Например, при изучении темы по биологии «Митоз», я предлагаю учащимся работу со схемами в нетрадиционной стихотворной форме.



3. Отвлекающие факторы полнокровной жизни учащихся.

Обучение требует от учащихся все больше времени не только на занятиях, но и дома. Когда учащийся должен выбирать между учебным материалом компьютерными играми или телепередачами он выбирает последнее. Значит! Большая часть работы должна быть выполнена на уроке:

а) учебный материал составлен в виде опорного конспекта, если ученик дает не совсем точное определение или формулировку учебного материала учитель предлагает сверить с учебником;

б) применение письменных ответов, выполнение тестовых заданий, совершенствуют приемы самоконтроля.

в) необходимо использовать интерес учащихся к работе с компьютером с целью приобретения знаний по предмету, например: на лабораторно-практических занятиях, при выполнении домашнего задания преподаватель дает задание, которого нет в учебнике и надо искать в Интернете.

4. Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие учебных занятий, отсутствие быстрой смены событий, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает учебу тусклой и неинтересной для многих учащихся.

Вывод: необходимо выходить за рамки учебного занятия, для чего нужно проводить экскурсии на производство, на природу, подключать учащихся к проведению демонстрационных опытов, самостоятельной работе с реактивами, компьютером, осуществляя связь между полученными знаниями и применением их в жизни.
Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество и рыночные отношения привели к смене приоритетов и иерархии ценностей общества, резко изменили цели и ценности образования. В обществе все отчетливее осознается значимость качества образования, отвечающего высоким государственным и мировым образовательным стандартам. Удовлетворение потребности в качественном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы образования в России, ее перехода от авторитарности системы к личностной ориентированности.
Именно поэтому необходим процесс реформации современного образования, направленный на формирование личности, способной не только к активной деятельности в современных рыночных условиях, но и способной ориентироваться в современном нестабильном обществе, в котором интересы различных социальных групп не стыкуются, противоречат друг другу.
В связи с этим возникает необходимость решения проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и построения учебно-познавательного процесса с учетом особенностей, потребностей и ценностных ориентаций личности школьника.


Литература:


1.Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.

2.Баранов С. П Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.

3.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования - М., 1956.

4.Вяткин Л. Методика проблемного обучения - Саратов; 1971.

5.Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

6.Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.

7.Загвязинский В. И. Проблемность в школьном обучении - Тюмень; 1971.

Похожие:

Активизация познавательной деятельности учащихся icon«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»

Активизация познавательной деятельности учащихся iconОпыта связана с основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения. Позволяет последовательно решать задачи биологического образования и воспитания школьников,
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через синтез педагогических технологий»
Активизация познавательной деятельности учащихся iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при обучении физике
...
Активизация познавательной деятельности учащихся iconКазённое образовательное учреждение дополнительного образования
Ресурс разработан в рамках сетевого семинара «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством эор и сервисов веб» на...
Активизация познавательной деятельности учащихся iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики
Работу учитель физики мбоу «Атясевской основной общеобразовательной школы Актанышского района Республики Татарстан» Фатихова Дания...
Активизация познавательной деятельности учащихся iconВнеклассное мероприятие «Своя игра» Подготовил мероприятие: мастер производственного обучения Шутова Татьяна Валентиновна
Развитие интереса учащихся к профессии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм...
Активизация познавательной деятельности учащихся icon«Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение...
Активизация познавательной деятельности учащихся iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»
Активизация познавательной деятельности учащихся iconМуниципальное образование Кореновский район
«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно познавательной деятельности младших школьников»
Активизация познавательной деятельности учащихся iconТема занятия: «Виды театральных кукол»
Цель: активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счёт компьютерной визуализации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница