Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса»




Скачать 24,24 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса»
Дата04.02.2016
Размер24,24 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики


УТВЕРЖДАЮ

И.о. Директор ИПс

___________И.И. Хасанова

«___»_______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса»

для студентов заочной формы обучения специальности

050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям)

специализации

«Профессионально-педагогические технологии» (030510.12)


Екатеринбург 2010

Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. унив.», 2010. 14 с.


Составитель: к.п.н., доцент Л.В. Колясникова


Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики Института психологии РГППУ. Протокол от «» 2010 г., №.


Заведующий кафедрой Н.Е. Эрганова


Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от « » _________ 2010 г., № ___


Председатель методической

комиссии ИПс РГППУ С.С. Котова


© ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический

университет», 2010




Пояснительная записка


Современные тенденции развития образования, подписание Правительством РФ Болонского соглашения, внедрение стандартов третьего поколения, кредитно-модульной системы обучения обусловливают необходимость поиска путей эффективного управления образовательными системами. В качестве одного из звеньев системы менеджмента качества образования является мониторинг и измерение показателей качества основных рабочих процессов образовательных учреждений, в том числе и образовательного процесса.

Измерение основных показателей качества образовательного процесса может осуществляться с использованием различных технологий, но наиболее перспективной, на наш взгляд, является тестовая технология, которая позволяет оценить уровень и структуру подготовленности обучаемых, проследить динамику образовательного процесса.

Управление качеством образования, мониторинг и диагностика уровня подготовленности обучаемых требуют от современного педагога профессионального обучения соответствующего уровня профессиональной компетентности.

Учебный курс «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» нацелен на изучение студентами современных технологий диагностики эффективности образовательного процесса, технологий педагогических измерений. При его изучении студенты овладевают теоретическими основами педагогической диагностики, основами классической и современной (математической) теории педагогических измерений и приобретают умения по созданию и апробации диагностических средств и экспертизе их качества. Особое внимание при изучении данного курса уделяется технологической стороне создания и применения диагностического инструментария.

С учетом вышесказанного цель изучения курса определяется следующим образом: сформировать у студентов теоретически обоснованные и систематизированные умения по конструированию диагностического инструментария и его применению в системе профессионального образования.

Задачи изучения курса «Диагностическое обеспечение образовательного процесса»:

- сформировать знания и представления об основах педагогической диагностики и педагогических измерений;

- развить умения по проектированию и применению диагностического инструментария в образовательном процессе;

- ознакомить студентов с программными продуктами, используемыми при разработке тестов и обработке результатов тестирования.

Требования, предъявляемые к базовым знаниям студентов: к моменту изучения курса «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» у студентов должны быть сформированы основы знаний по:

- системному анализу (общие представления о системах);

- теории вероятностей и математической статистики (законы распределения, точечные и интервальные характеристики случайных величин, понятие корреляции, вариации);

- педагогике и психологии.

Основные требования к знаниям и умениям студентов:

- должны знать: основные положения теории педагогических измерений, педагогической диагностики и мониторинга качества образования, технологию разработки и применения тестового диагностического инструментария.

- должны уметь: конструировать, применять и анализировать качество тестового диагностического инструментария.

Курс «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» состоит из двух разделов, каждый из которых имеет свои теоретические и практические задачи.

Так как создание теста – это комплексное умение, состоящее из ряда единичных, то учебный материал в первом разделе структурирован так, что вначале у студентов формируются единичные умения по:

- классификации и конструированию заданий в тестовой форме;

- определению дидактических свойств тестовых заданий;

- отбору содержания учебного материала, включаемого в тест, с учетом цели тестирования;

- конструированию тестовых заданий определенной формы на заданном содержательном материале с учетом целей и задач тестирования;

- созданию множественных вариантов одного и того же теста (баз тестовых заданий);

- предварительной оценке качества инструкций по проведению тестирования;

- определению границы угадывания теста.

В результате приобретения перечисленных единичных умений студенты должны овладеть комплексным умением по конструированию систем заданий в тестовой форме. Процесс обучения завершается проведением контрольной работы, в которой студенты составляют систему заданий по заданной теме.

Вторым этапом создания теста является получение количественных характеристик заданий и формирование теста из тестовых заданий. Таким образом, результатом изучения второго раздела является приобретение студентами умений по оцениванию (экспертизе) качества вновь создаваемого теста. Данное умение является комплексным, состоящим из следующих единичных умений:

- оценивание репрезентативности выборки, на которой проводилась апробация теста;

- валидизация теста;

- определение и анализ количественных характеристик теста и тестовых заданий;

- оценивание соответствия статистического распределения баллов целям и задачам тестирования;

- нормирование теста, выработка критериев оценки;

- оценивание качества инструкций.

Для создания и оценивания качества тестов используются специальные компьютерные программы. По желанию студенты могут быть ознакомлены с ними.

В конце обучения студентам предлагается итоговый тест. Студенты, успешно прошедшие тестирование освобождаются от экзамена. Не справившимся студентам предоставляется возможность сдать экзамен в традиционной форме.

Виды и объем учебной работы,

график изучения дисциплины

«Диагностическое обеспечение образовательного процесса»

для специальности 050501.65 Профессиональное обучение (производство

продовольственных продуктов и общественное питание) (030500.12)

специализации «Профессионально-педагогические технологии»

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий

Форма обучения

Заочная с полным сроком

Заочная с сокращенным сроком

1. Виды и объем учебной работы, в ч

1.1. Общая трудоемкость дисциплины

260

260

1.2. Аудиторные занятия

24

20

1.2.1. Лекции

12

12

1.2.2.Практические занятия

12

8

1.2.3.Лабораторные занятия

-

-

1.3. Самостоятельная работа

236

240

1.3.1. Курсовая работа

-

-

1.3.2. Контрольная работа

50

100

1.3.3. Расчетно-графическая работа

-

-

1.3.4. Другие виды самостоятельной работы. Подготовка к практическим занятиям

186

140

2. График изучения дисциплины

2.1. Курс

4, 5

3, 4

2.2. Семестр

8, 9

5, 6, 7

2.3. Зачет (семестр)

-

6

2.4. Экзамен (семестр)

9

7

2.5. Курсовая работа (семестр)

-

-

2.6. Контрольная работа (семестр)

9

6, 7



Тематический план изучения дисциплины

«Диагностическое обеспечение образовательного процесса»

по заочной форме обучения

Наименование темы (раздела) дисциплины

Количество аудиторных часов

Заочная, полный срок

Заочная, сокращенный срок

лекция

практ. работы

лекция

практ. работы

Раздел 1. Проектирование тестовых средств обучения и диагностики результатов обучения

6

8

6

6

1.1. Введение в теорию педагогических измерений

2

-

2

-

1.2. Задания в тестовой форме: требования, формы, дидактические свойства, системы заданий

2

4

2

4

1.3. Классификация педагогических тестов

1

-

1

-

1.4. Технология проектирования и апробации педагогического теста

1

4

1

2

Раздел 2. Конструирование педагогического теста как средства измерения латентных переменных

6

4

6

2

2.1. Тестовые задания: требования, характеристики

1

-

1

-

2.2. Количественные характеристики теста, определяемые на основе классической теории тестирования

2

2

2

2

2.3. Моделирование педагогического теста на основе математической теории тестирования (IRT-теории)

2

-

2

-

2.4. Валидность педагогического теста

1

-

1

-

2.5. Компьютерные программы обработки результатов тестирования и моделирования теста как средства измерения латентных переменных

-

2

-

-

Всего:

12

12

12

8

Содержание курса

Раздел 1. Проектирование тестовых средств обучения и

диагностики результатов обучения

1.1. Введение в теорию педагогических измерений

Роль измерений в науке и практике. Идея измерения латентной переменной. Измерительные шкалы: номинальная шкала (шкала наименований), ранговая или порядковая шкала, интервальная шкала, пропорциональная шкала. Величина главной тенденции на каждом уровне измерительных шкал. Области применения измерительных шкал.

Критерии качества педагогических измерений: объективность, надежность, валидность. Шкалирование и нормирование в педагогических измерениях, шкалы, используемые в педагогических измерениях. Получение T и Z-шкалы. Нормальное распределение случайной величины (кривая Гаусса).

Соотносительные нормы в педагогических измерениях: предметная, индивидуальная, социальная соотносительные нормы. Оценивание результатов обучения на основе различных видов норм.

1.2. Задания в тестовой форме: требования, формы, дидактические свойства, системы заданий

Роль педагогических заданий в практике обучения, виды педагогических заданий. Задания в тестовой форме, требования, предъявляемые к заданиям в тестовой форме. Формы заданий.

Открытые формы тестовых заданий: задания на дополнение, задания на свободное изложение, задания с кодировкой баллов, расположение заданий открытой формы в таблице. Достоинства и недостатки заданий открытой формы, область применения.

Закрытые формы тестовых заданий. Задания с одним правильным вариантом ответа, принципы разработки вариантов ответа: альтернативный, классификации, сочетания, кумулятивный. Задания с несколькими правильными вариантами ответа. Задания на установление соответствия, на установление правильной последовательности действий или событий, задания на количественное и логическое сравнение. Достоинства и недостатки заданий закрытой формы, область применения.

Инструкции к заданиям в тестовой форме. Требования к инструкциям, правила их составления.

Дидактические свойства заданий в тестовой форме: информационная мощность, предметная сложность и содержательная валидность. Дистракторный анализ.

Системы заданий в тестовой форме: цепные, тематические, текстовые, ситуационные. Фасетные задания, параллельные задания.

1.3. Классификация педагогических тестов

Понятия «тест», «тестирование». Виды педагогических тестов: нормативно- и критериально-ориентированные, гомогенные и гетерогенные, адаптивные и т.д. Входное, текущее, рубежное и итоговое тестирование. Целевое назначение теста: «жесткая» селекция, текущая и итоговая аттестация, контроль на уровне минимальных требований.

1.4. Технология проектирования и апробации педагогического теста

Диагностичная постановка цели тестирования. Отбор содержания в зависимости от цели тестирования и типа теста, разработка технологических матриц теста. Конструирование базы заданий в тестовой форме, компоновка заданий в тест. Составление матрицы покрытия учебных элементов заданиями теста. Разработка инструкции по проведению тестирования. Определение границы угадывания.

Организация выборки тестируемых. Объем и репрезентативность выборки. Определение объема выборки по изменению величины дисперсии, по среднему квадратичному отклонению и по таблицам достаточно больших чисел. Определение репрезентативности выборки с учетом стратифицирующих переменных.

Проведение процедуры тестирования по единой технологии. Определение оптимального времени тестирования. Составление матрицы исходных результатов тестирования.

Раздел 2. Конструирование педагогического теста как средства

измерения латентных переменных


2.1. Тестовые задания: требования, характеристики

Отличие тестовых заданий от заданий в тестовой форме. Требования к тестовым заданиям. Трудность тестового задания, дифференцирующая способность задания, графические образы тестовых заданий, корреляция результатов решения тестового задания с результатами решения педагогического теста.

2.2. Количественные характеристики теста, определяемые на основе классической теории тестирования

Расчет показателей средней тенденции: средний арифметический балл, медиана, мода. Показатели вариации: сумма квадратов отклонений от средней арифметической, дисперсия, стандартное отклонение.

Надежность результатов измерений, вычисление коэффициентов надежности по формулам Рюлона, Кьюдера-Ричардсона, Гутмана, Кронбаха, Спирмена-Брауна. Корреляция оценок, полученных испытуемыми в задании с суммой баллов, коэффициент корреляции Пирсона, дифференцирующая способность (дискриминативность) тестовых заданий, статистическая трудность тестовых заданий, трудность теста. Кривая распределения тестовых баллов. Нормирование теста с учетом социальной соотносительной нормы.

2.3. Моделирование педагогического теста на основе математической теории тестирования (IRT-теории)

Ключевые требования измерения латентных переменных, логические основы модели Раша, эмпирическое установление соответствия между результатами тестирования и моделью Раша, дихотомическая модель Раша.

Логит трудности тестовых заданий, логит уровня подготовленности испытуемых, характеристические кривые испытуемых, характеристические кривые тестовых заданий и теста. Информационные кривые тестовых заданий, теста.

2.4. Валидность педагогического теста

Валидность теста, виды валидности теста: очевидная, содержательная, конструктная, конкурентная, критериальная.

2.5. Компьютерные программы обработки результатов тестирования и моделирования теста как средства измерения латентных переменных

Компьютерные программы обработки результатов тестирования на основе классической теории тестирования, компьютерные программы обработки результатов тестирования на основе математической теории тестирования. Статистические пакеты Stat Soft Statistics, SPSS. Программы измерения латентных переменных RUMM, WINSTEPS.

Темы практических занятий

(по заочной форме обучения)

Таблица 4

Наименование темы практического занятия

Количество часов

1. Конструирование тестовых заданий открытой и закрытой формы

2 ч

2. Разработка систем заданий в тестовой форме

2 ч

3. Конструирование базы заданий в тестовой форме

2 ч

4. Проектирование содержания педагогического теста – конструирование технологической матрицы теста

2 ч

5. Интерпретация количественных характеристик теста на основе классической теории тестирования по результатам заимствованной апробации теста

2 ч

6. Получение количественных характеристик теста на основе математической теории тестов (IRT-теории) по результатам собственной апробации

2 ч

Итого:

12 ч


ЛИТЕРАТУРА

Основная


1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 224 с.


Дополнительная

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТА, 1996. – 95 с.

2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. – М.: Центр тестирования, 2005. – 156 с.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

4. Колясникова Л.В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 152 с.

5. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: «Инеллект-центр», 2002. – 296 с.

6. Мамай С.П. Методика составления тестовых заданий [Гриф УМО] / Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2001. - 58с.

7. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика: Монография. – Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2007. – 424 с.5.

8. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.









Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconМетодические указания для их выполнения по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса»
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения специальности 050501. 65 (030500) Профессиональное обучение...
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ 6 курс педиатрия факультет № п/п
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ 5 курс лечебный факультет № п/п
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ 6 курс лечебный факультет № п/п
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconРабочая программа промежуточной аттестации по дисциплине пм 02, мдк 02. 01. ч. 4
Рабочая программа ориентированна на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студента...
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам № п/п
Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconОбеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами физической культуры и спорта № п/п
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ n п/п
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия,...
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconУчебно методическое и программное обеспечение образовательного процесса общеобразовательные программы средней школы
Рабочая программа на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательной школы и рабочих программ по учебнику В....
Рабочая программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №59»
Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница