Программа и методические указания по организации и проведению




Скачать 11,02 Kb.
НазваниеПрограмма и методические указания по организации и проведению
Дата04.02.2016
Размер11,02 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки РФ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова»


Кафедра политологии и конституционного права


ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по организации и проведению

педагогической практики студентов


Направление подготовки: 030200 Политология

Формы обучения (очная)

Квалификация: магистр






Москва 2011




Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены Бродовской Е.В. и обсуждены на заседании кафедры политологии и конституционного права института политики, права и социального развития

протокол № ___ от ____________2011 г.

Зав. кафедрой________________ Е.В. Бродовская


ВВЕДЕНИЕ


Педагогическая практика является одной из основных форм учебного процесса, обеспечивающая подготовку магистранта – политолога. Политолог – должен быть подготовлен к педагогической деятельности в области политических наук. Согласно Учебному плану педагогическая практика проводится на 2 курсе, продолжительностью 5 недель.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью педагогической практики студентов направления политология является выработка навыков самостоятельной подготовки и проведения учебных занятий по политическим дисциплинам, а также приобретение опыта организационной и воспитательной работы.

Педагогическая практика позволит студентам углубить свои знания по теории политики, методике преподавания политических дисциплин, испытать свои силы в качестве преподавателей, а также организаторов внеаудиторной работы со студентами.

Исходя из этого, можно определить основные задачи педагогической практики:

1) ознакомление со всем комплексом обязанностей преподавателя политических дисциплин в МГГУ им. М.А. Шолохова;

2) закрепление теоретических знаний студентов по методике преподавания политических дисциплин в высшей школе;

3) изучение студентами в реальных условиях методических приемов чтения лекций, проведения семинарских занятий по политическим дисциплинам, а также организационной и воспитательной работы;

4) приобретение опыта разработки методических материалов к лекциям и семинарским занятиям по политическим дисциплинам;

5) приобретение практических навыков преподавательской, организационной и воспитательной работы.


2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

В процессе педагогической практики студенты должны подготовиться к самостоятельному чтению лекций и проведению семинарских занятий. Поэтому им необходимо:

  1. ознакомиться с учебной и методической литературой по политическим дисциплинам;

  2. изучить опыт методической работы, накопленный преподавателями кафедры политологии и конституционного права;

  3. посетить лекции и семинарские занятия, проводимые руководителем практики и другими преподавателями кафедры, в частности, «открытые» лекции и семинары, мастер-классы и т.п. (не менее 8 часов),

  4. выполнить индивидуальное задание, выданное руководителем практики (анализ научно-методической литературы по определенной проблеме, разработка схем, таблиц, тестов) анализу учебников, методических пособий и т.п.);

5) на этом этапе педагогической практики главное внимание студентов уделяется выработке умения наблюдать и анализировать методическую литературу и учебный процесс, систему работы преподавателя, руководителя практики.

В ходе активной педагогической практики студенты должны прочитать лекцию, провести семинарские занятия, принимать участие во внеаудиторной работе коллектива кафедры политологии и конституционного права.

В связи с этим практикантам необходимо:

1) разработать и предоставить руководителю практики текст лекций по одной из политических дисциплин и прочитать ее студентам (предпочтительно младших курсов);

2) предоставить сценарий проведения семинарского занятия и провести

его в интерактивной форме;

3) провести не менее одного мероприятия в рамках внеаудиторной

работы;

4) принять участие в профориентационной работе преподавателей кафедры (в школах Москвы и области);

На этом этапе педагогической практики главное внимание студентов уделяется формированию умений:

- отбирать материал подготовки текста лекций и сценариев проведения семинарских занятий;

- использовать интерактивные формы проведения семинарских занятий;

- отбирать и дозировать учебный материал с учетом использования его в конкретных аудиториях.

Оценка за педагогическую практику определяется умением правильно подобрать материал для лекции, распределить его по времени. Необходимо рационально распределить время при проведении семинарского занятия. Необходимо уметь при необходимости перестроить ходе семинарского занятия в силу изменившихся обстоятельств. Следует проявлять общую культуру, соответствующую статусу вузовского преподавателя, в том числе речевую. Важно показать умение провести внеаудиторное мероприятие, найти общий язык со студентами.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

Прохождение педагогической практики оформляется приказом по университету с указанием времени ее прохождения, места и руково­дителей от кафедры социологии и политологии.

Накануне проведения практики ответственный за ее организацию по кафедре проводит инструктаж магистрантов 2 курса, на котором знакомит их с планом работы, распределяет по группам, назначает руководителей практики, выдает индивидуальный план прохождения практики

Педагогическая практика включает в себя 2 этапа:

- первый этап – «наблюдательная практика» (пассивная), которая занимает 2 недели. В течение этого времени практиканты посещают занятия с целью ознакомления с методикой проведения, изучением особенностей студенческой группы, которой практически будет проводить занятие;

- второй этап – «стажерская практика» (активная) - занимает 3 недели. В течение этого времени практикант под руководством руководителя практики проводит не менее 2 (2-х часовых) семинарских занятий (не исключается их проведение в параллельных группах) и готовит текст лекций (письменно).

По мере прохождения практики студент-практикант представляет руководителю практики Дневник практики, в который руководитель записывает краткий отзыв и выставляет оценку.

Студент-практикант так же представляет краткий отчет о прохождении практики. Объем отчета 10-12 страниц текста, набранного на компьютере. Структура отчета:

  • титульный лист;

  • бланк задания;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы.

Нумерация страниц сквозная. Первой страницей является ти­тульный лист, но на нем номер страницы не проставляется. Текст отчета подразделяется на разделы, подразделы, пункты. Разделы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего отчета. Подразделы нумеруются в пределах раздела с указанием номера раздела и подраздела (нап­ример: 1.1). Разделы и подразделы имеют заголовки.

Во введении формулируются задачи практики и актуальность вопросов, рассматриваемых в отчете, для процесса обучения.

В основной части отчета должны быть отражены следующие мо­менты:

  1. краткая характеристика лекционного потока и студенческих групп, в которых студент проходил педагогическую практику. Определение учебных задач, решавшихся практикантами;

  2. краткий анализ обеспеченности студентов учебной и методической литературой, возможностей университетской библиотеки, РГБ, городской и районных библиотек для подготовки заданий по социологическим дисциплинам;

  3. краткий анализ посещенных и проведенных занятий во время практики;

  4. краткий отчет о проведении внеаудиторной работы, участии в профориентационной работе кафедры политологии и конституционного права;

  5. отчет о выполнении индивидуального задания, выданного ру­ководителем практики.

В заключении делаются выводы о значении педагогической практики для подготовки специалистов-политологов, а также предложения по ее совершенствованию.


5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бродовская Е.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании политических дисциплин: Учебное пособие / Е.В. Бродовская, А.А Лаврикова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. – 202 с. (электронный ресурс)

2. Бродовская Е.В. Применение активных форм обучения в изучении политических конфликтов / Е.В. Бродовская, А.А. Лаврикова // Преподаватель высшей школы: практика, теория, творчество, результат / под ред. Н.Н. Панферовой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие [Текст] / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.

4. Практикум по политологии / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2000.

5. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2001.

6. Трайнев В.А. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы (теория, методология, практика) / В.А. Трайнев, Л.Н. Матросова, А.Б. Бузукина. – М.: Прометей, 2003. – С. 23.

7. Туронок С.Г. Политический анализ / С.Г. Туронок. – М.: Дело, 2005.

8. Щедровицкий, П.Г. Процессы и структуры в мышлении [Текст] / П.Г. Щедровицкий. – М.: Путь, 2003.


Приложение 1


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова

Кафедра политологии и конституционного права


ОТЧЕТ

по педагогической практике

студента ________________________

Ф.И.О.

База практики _____________________________

Время практики: с "____"________ 200_ г. по "___" ________ 200_ г.

Руководитель практики от кафедры политологии и конституционного права

(________________) ___________________

Ф.И.О.

Москва 20__

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ на педагогическую практику


студенту _______________________________________


1.

2.

3.

Задание выдал ___________________________ (__________)

Задание принял __________________________ (__________)

"___" ___________ 20___ г.


Похожие:

Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания к проведению практической работы по дисциплине «проектирование машиностроительного производства»
Методические указания к проведению практических работ студентов по дисциплине «Проектирование машиностроительного производства» разработаны...
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания по проведению практических занятий 16 тема 12 иностранные инвестиции 18
График организации самостоятельной работы студента заочного отделения гр. Ф -05 20
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания по проведению практических занятий дисциплины «Уголовный процесс»
Утверждено и рекомендовано в качестве методических указаний по организации и проведению практических занятий дисциплины «Уголовный...
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «История политических идей»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология девиантного поведения»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Программа и методические указания по организации и проведению iconРешение заседания кафедры Протокол №2 «29» сентября 2011 г. Программа и методические указания по организации и проведению научно-педагогической практики магистрантов специальности 030200 «Политология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «экономика предприятия (организации)»
Методические указания утверждены на заседании кафедры и рекомендована к изданию кафедрой «Экономика и управление на предприятии»
Программа и методические указания по организации и проведению iconОбщие методические указания методические указания и контрольные задания по дисциплине «Технология металлообработки»
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания по выполнению контрольных работ и тематика контрольных работ по реинжинирингу бизнес-процессов и по их выполнению Методические рекомендации
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Программа и методические указания по организации и проведению iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница