Тические задачи в экономике и статистике




Скачать 32,66 Kb.
НазваниеТические задачи в экономике и статистике
Дата04.02.2016
Размер32,66 Kb.
ТипПрограмма
Программа элективного курса

«Математические задачи в экономике и статистике»

Рецензия на программу написана кандидатом педагогических наук,

доцентом, доцентом кафедры М и МОМ ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Коркиной П.С., 2012 год.


Пояснительная записка.

Каждому человеку в его повседневной практической деятельности приходиться выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, производить несложные финансовые вычисления и т.д. Покупая товар в кредит, обменивая рубли на доллары, внося деньги на счет в банк, участвуя в лотерее или вступая в игру, человек для своего материального и морального благополучия должен выбрать оптимальный вариант действий из многих возможных.

Актуальность введения элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» заключается в том, что профессий, связанных с науками математика, экономика и статистика, очень много и ученикам необходима дополнительная специализированная подготовка для более точного определения своего дальнейшего профессионального пути. Данная тема актуальна в связи с тем, что современным школьникам требуются не просто задачи на вычисление, а задачи, наиболее приближенные к жизненным ситуациям.

Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения.

В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей.

Цель курса – сформировать представления о математических методах и способах решения нестандартных задач в экономике и статистике.  

Задачи курса:

1). Систематизировать и углубить знания по математике, необходимые для решения задач по экономике и статистике.

2). Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности при проектировании решения задач в области экономики и статистики.

3). Содействовать формированию опыта творческой деятельности школьников

через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач и выполнении проектов.

4). Содействовать формированию навыков работы с научной литературой, использования различных Интернет-ресурсов.

Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.

В ходе изучения материала элективного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как лекции, семинары, практикумы по решению задач, деловые и ролевые игры, консультации.

Программой предусмотрены разнообразные виды деятельности обучающихся: самостоятельное приобретение знаний из различных источников информации и применение этих знаний, работа в группах, работа в парах, участие в дискуссиях.

Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений. В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции. Тематика творческих работ составлена с учетом развития исследовательских умений. Наряду с информационно – реферативными творческими работами, имеются проблемно – реферативные, экспериментальные и исследовательские. Оптимальное сочетание различных видов творческих работ дает возможность каждому ученику развивать как когнитивные, так и креативные умения. Групповая форма работы будет способствовать развитию оргдеятельностных и коммуникативных компетенций школьников.

Программа соответствует цели и задачам профильного обучения – социализации личности, развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, решимости реализовать свои жизненные планы.

Общее количество часов – 60, из них:

- 40 часов – теоретическая часть, направленная на расширение знаний обучающихся по математике, экономике и статистике, расширение знаний о профессиях, связанных с математикой, экономикой и статистикой;

- 20 часов – проектная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся.

Итоги работы обучающихся на занятиях элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» будут подводиться в виде тестирования после каждой основной темы, на итоговом занятии с выступлениями обучающихся о проделанной работе по выбранной теме и по результатам творческой работы на Дне науки.


Учебно – тематический план.

№ п/п

Название темы

Всего занятий

В том числе

теория

практика

семинар, конференция

деловые и ролевые игры

1.

Вводное занятие.

2

1

1

-

-

2.

Исторический экскурс в мир наук.


2


1


-


1


-

3.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.


6


-


4


-


2

4.

Требования к исследователь-ской работе.


2


-


2


-


-

5.

Банковские операции.

4

1

2

1

-

6.

Бюджет.

2

-

-

-

2

7.

Работа по основным разделам темы проекта.


10


-


10


-


-

8.

Основы предпринима-тельства.

6

2

2

-

2

9.

Случайные величины.

6

2

2

2

-

10.

Математическое описание случайных событий.


6


1


1


2


2

11.

Статистическая информация.

8

3

3

2

-

12.

Анализ выполненной работы.


5


-


2


3


-

13.

Итоговое занятие.

1

-

1

-

-




Итого:

60

11

30

13

6


Содержание курса (теоретическая часть – 40 часов).

Тема 1. Исторический экскурс в мир наук.

Основная цель – познакомить обучающихся с возникновением и взаимосвязью наук: математики, экономики, статистики.

Содержание:

1). История возникновения математики.

2). История возникновения экономики.

3). История возникновения статистики.

Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

Основная цель – показать применение основного математического понятия – «процент» в жизни человека.

Содержание:

1). Тарифы.

2). Голосование.

3). Распродажа.

Тема 3. Банковские операции.

Основная цель – раскрыть суть основных банковских операций.

Содержание:

1). Кредиты.

2). Вклады.

Тема 4. Бюджет.

Основная цель - рассмотреть виды бюджетов, способы увеличения доходной части бюджета семьи.

Содержание:

1). История возникновения бюджета.

2). Бюджет семьи.

Тема 5. Основы предпринимательства.

Основная цель – рассмотреть основы предпринимательской деятельности.

Содержание:

1). История становления предпринимательства в России.

2). Виды предпринимательской деятельности.

3). Бизнес - план.

Тема 6. Случайные величины.

Основная цель – познакомить обучающихся с понятием «случайная величина», рассмотреть ее виды.

Содержание:

1). Распределение вероятностей случайной величины.

2). Математическое ожидание случайной величины.

3). Дисперсия и стандартное отклонение.

Тема 7. Математическое описание случайных событий.

Основная цель – рассмотреть основные формулы теории вероятности и способы решения задач по данным формулам.

Содержание:

1). Классическое определение вероятности.

2). Сложение и умножение вероятностей.

3). Объединение и пересечение событий.

Тема 8. Статистическая информация.

Основная цель – рассмотреть основные статистические характеристики и показать их применение при статистической обработке данных; показать роль графиков, таблиц и диаграмм в представлении информации.

Содержание:

1). Наглядное представление информации.

2). Статистические характеристики.

3). Статистическая обработка данных.


Содержание курса (практическая часть – 20 часов).

Тема 1. Вводное занятие.

Основная цель – познакомить обучающихся с целями и задачами курса, темами творческих работ.

Содержание:

1). Презентация курса.

2). Темы творческих работ.

3). Диагностика обучающихся.

Тема 2. Требования к исследовательской работе.

Основная цель – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию и оформлению творческих работ.

Содержание:

1). Требования к оформлению проекта.

2). План работы над проектом.

Тема 3. Работа по основным разделам темы проекта.

Основная цель – провести индивидуальные консультации по отбору литературы, написанию текста творческой работы.

Содержание:

1). Раздел «Аннотация»

2). Раздел «План исследований».

3). Раздел «Научная статья».

4). Раздел «Заключение».

Тема 4. Анализ выполненной исследовательской работы.

Основная цель – провести анализ работы над проектом и подготовить выступление для защиты проекта.

Содержание:

1). Проекты обучающихся.

2). Презентация проекта.

Тема 5. Итоговое занятие.

Основная цель – подвести итоги работы элективного курса.

Содержание:

1). Диагностика обучающихся.

2). Рефлексия.


Тематика творческих работ.

1). На перекрёстке наук.

2). Экономическое развитие предприятия.

3). Экономия семейного бюджета.

4). Кредиты. Жизнь в долг…

5). Мир денег.

6). Задачи на проценты в нашей жизни.

7). История звонкой монеты.

8). Инфляция. Виды инфляций.

9). Вероятность вокруг нас.

10). Нужна ли современному человеку пластиковая карта?

11). Безработица в условиях рынка труда.

12). Мое собственное дело.

13). Статистика как метод изучения явлений экономики.

14). Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года.

Анализ статистических результатов перехода на летнее время.

15). Определение цены сделки квартиры исходя из ее равноценности с

квартирами данного типа.


Планируемые результаты.

Предметные результаты: в ходе освоения содержания курса обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; - использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента; - самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; - проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений; - самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию;

- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- готовность и способность обучающихся к самоопределению.

Метапредметные результаты:

- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на занятии; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;

- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Диагностика обучающихся.

С целью выявления положительных результатов изучения материала элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике», на вводном и итоговом занятии проводится диагностика обучающихся. Для этого используется стандартизированная методика «Интеллектуальный тест Р.Кеттелла» из комплекта программ компьютерной обработки психологических тестов научно – производственной фирмы «Амалтей».

Ученик индивидуально на компьютере проходит данный тест. Время выполнения теста – 30-40 минут. При прохождении теста учениками, желательно присутствие психолога.

Интеллектуальный тест Р.Кеттелла является наиболее подходящим инструментом для оценки интеллектуального развития школьников, выбора уровня образования.

Методика теста состоит из 4 субтестов: дополнения, классификация, матрицы и топология. Перед выполнением каждого субтеста, ученику предоставляется инструкция по выполнению заданий и 3 – 4 задания по данной теме. Затем ученик выполняет 8 – 14 заданий каждого субтеста. Результаты субтестов суммируются, и на экран компьютера выходит результат и его обработка. Полученные результаты соотносятся с возрастными нормами.

При сравнении и анализе результатов диагностики на вводном и итоговом занятии можно говорить об уровне обученности и обучаемости испытуемого, а также об особенностях его познавательной деятельности.


Список литературы.

1. Автономов, В. С. Введение в экономику [Текст] / В.С. Автономов. –М.: Вита-Пресс, 2010. – 256 с.

2. Акимов, Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных [Текст] / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. –М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с.

3. Бродский, Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика [Текст] / Я. С. Бродский. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 544 с.

4. Васильев, В. П. Экономика для школьников и абитуриентов [Текст] / В. П. Васильев. - М.:Дело и сервис, 2005. – 132 с.

5. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя [Текст] / М. Глеман, Т. Варга. Пер. с фр. А. К. Звонкина. - М.: Просвещение, 2009. — 176 с.

6. Грызина, Н. Ю. Математические методы исследования операций в экономике [Текст] / Н. Ю. Грызина, И. Н. Мастяева, О. Н. Семенихина.- М.: ЕАОН, 2008. – 204 с.

7. Евич Л. Н., Ольховая Л. С., Ковалевская А. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие [Текст] / Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 32 с.

8. Кондратьев, Д. Л. Твоя коллекция монет [Текст] / Д. Л. Кондратьев. - М.: Детская литература, 2004. – 170 с.

9. Лютикас, В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей [Текст] / В. С. Лютикас. - М.: Просвещение, 2009. – 198 с.

10. Прокопенко, Н. И. Задачи на смеси и сплавы [Текст] / Н.И. Прокопенко.- М.: Чистые пруды, 2010. – 215 с.

11. Просветов, Г. И. Экономика для школьников. Задачи и решения [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 232 с.

12. Просветов, Г. И. Теория вероятности и статистика для школьников [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 120 с.

13. Тюрин, Ю. Н. Теория вероятностей и статистика [Текст] / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. -2-е изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. —256 с.

14. Шевчук, Д. А. История экономики. Учебное пособие [Текст] / Д. А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009 – 305 с.

15. Юдин, С. В. Математика в экономике. Учебное пособие [Текст] / С. В. Юдин. - Тула: РГТЭУ, 2009. – 228 с.


Календарно – тематическое планирование.




п/п

Тема

Форма занятия

Виды деятельности

Количество часов

Сроки проведения

теоретических

практических

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с темами творческих работ. Выбор темы творческой работы, способов работы над темой.

Презентация

Беседа. Проектирование личного учебного плана.

Диагностика обучающихся

1

1




2

Исторический экскурс в мир наук.

Лекция, семинар

Сообщение. Работа в группах

1

1




3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Тарифы.

Практикум

Работа в парах

-

2




4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Голосование.

Практикум

Деловая игра

-

2




5

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Распродажа.

Практикум

Работа в группах. Тестирование

-

2




6

Требования к оформлению исследовательской работы. Обсуждение и составление плана исследовательской работы.

Консультация

Сообщение. Индивидуальные беседы

-

2




7

Банковские операции. Кредиты. Вклады.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в парах

1

1




8

Банковские операции.

Экскурсия в банк

Беседа

-

2




9

Бюджет. История возникновения бюджета. Бюджет семьи.

Практикум

Ролевая игра

-

2




10

Работа по основным разделам темы проекта.

Консультация

Работа с литературой. Индивидуальные беседы

-

2




11

Основы предпринимательства. История становления предпринимательства в России.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в парах

1

1




12

Основы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в группах

1

1




13

Основы предпринимательства. Бизнес-план.

Практикум

Ролевая игра. Тестирование

-

2




14



Работа по разделу «Научная статья».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

-

2




15

Работа по разделам «Аннотация», «План исследований», «Заключение».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

-

2




16

Случайные величины. Распределение вероятностей случайной величины.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в группах

1

1




17

Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины.

Практикум

Работа в парах

-

2




18

Случайные величины. Дисперсия и стандартное отклонение.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в группах

1

1




19

Работа по основным разделам темы проекта.

Консультация

Обсуждение результатов работы над проектом

-

2




20


Математическое описание случайных событий. Классическое определение вероятности.

Семинар

Работа в группах

-

2




21

Математическое описание случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в парах

1

1




22

Математическое описание случайных событий. Объединение и пересечение событий.

Практикум

Деловая игра

-

2




23

Оформление творческой работы. Оформление приложения.

Консультация

Индивидуальные беседы

-

2




24

Статистическая информация. Наглядное представление информации.

Лекция. Практикум

Работа в парах

1

1




25

Статистическая информация. Статистические характеристики.

Лекция. Практикум

Работа в группах

1

1




26

Статистическая информация. Статистическая обработка данных.

Лекция. Семинар. Экскурсия в отдел статистики

Беседа. Работа в парах. Тестирование

1

3




27

Анализ выполненной исследовательской работы. Подготовка выступления.

Консультация

Индивидуальные беседы

-

2




28

Подведение итогов работы над проектом. Защита проектов.

Конференция

Индивидуальные выступления

-

3




29

Итоговое занятие.

Практикум

Беседа. Диагностика обучающихся

-

1




Похожие:

Тические задачи в экономике и статистике iconПредседателя Агентства Республики Казахстан по статистике от «20» мая 2008 г. №67 Агентство Республики Казахстан по статистике
Разработана и внесена департаментом регистров и классификаций Агентства Республики Казахстан по статистике
Тические задачи в экономике и статистике iconАгентство республики казахстан по статистике
Разработан и внесен департаментом статистики производства Агентства Республики Казахстан по статистике
Тические задачи в экономике и статистике iconПредседателя Агентства Республики Казахстан по статистике от «23» июля 2009г. 2009 года №112
Разработан и внесен департаментом статистики услуг Агентства Республики Казахстан по статистике
Тические задачи в экономике и статистике iconЭкзаменационные вопросы по статистике для студентов специальности 061500 "Маркетинг"

Тические задачи в экономике и статистике icon«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории
Кэн, доцент каф. Теории и методики обучения технологии и экономике, Заслуженный работник высшей школы РФ р. С. Лукьянова
Тические задачи в экономике и статистике iconТические методы анализа экономических процессов
Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной...
Тические задачи в экономике и статистике iconТические методы и модели
Учебная дисциплина входит в цикл специальных дисциплин, состав и содержание которых определяется специализацией магистра при реализации...
Тические задачи в экономике и статистике iconТические методы защиты информации
Скорость кода, пропускная способность. Теорема Шеннона для двоичного симметричного канала связи с шумом (с доказательством). Вероятность...
Тические задачи в экономике и статистике iconОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике) Информатик (в экономике) n п/п
Английский язык для студентов экономических факультетов: Учебное пособие. М.: «Приор», 1999
Тические задачи в экономике и статистике iconПрограмма элективного курса
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести прак­тические навыки по современным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница