Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В




Скачать 19,66 Kb.
НазваниеРодителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В
Дата04.02.2016
Размер19,66 Kb.
ТипДокументы
Родителям о технологии РО Л. В. Занкова

Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В. Занков 55 лет назад, значительно опережая свое время, сформулировал главную задачу обучения детей в школе - достижение оптимального общего психического развития каждого ребенка.

Система основывается на теории развития ребенка, разработанной российским ученым Л.С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной системе с точки зрения недостаточности се развивающего эффекта.

Основные принципы технологии Занкова опираются на учения нейропсихологии и нейропедагогики о развития мозга и психики ребенка.

Учитель должен знать,чтобы начать жить в этом мире, важно сначала воспринять его целостно, наработать чувственный слой, а уж потом можно его дробить, классифицировать, обозначать. Поэтому правое полушарие, панорамное, целостное, развивается у детей быстрее, а левое – медленнее, особенно у мальчиков. Пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, у детей по сравнению со взрослыми непропорционально мал, то есть обмен информацией затруднен, особенно у мальчиков. Таким образом, дети более правополушарны, чем взрослые. Их мышление целостно, идет от образа, от смысла, оно не цепное.

С этой точки зрения и следует рассматривать принципы системы Л.В. Занкова.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали, надо опереться на более развитое правое полушарие. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы, на которой и может строиться обучение таким абстрактным классификационным предметам, как русский язык и математика. При этом необходимо помнить, что, увеличивая количество экскурсий, мы привлекаем знания детей, полученные ими из наблюдений вне стен школы. Почему это важно? В школе в настоящее время идет обучение типовым заданиям, шаблонам, алгоритмам, используемым в практике обучения. В определенных условиях школьных заданий происходит как бы левополушарное третирование. При этом перенос знаний в нестандартные условия в жизнь затруднен.

Дидактические принципы технологии развивающего обучения Л. В. Занкова.

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее. Этот принцип предполагает работу в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), выход за рамки актуальных возможностей детей. В результате появляются неясные знания (по Н.Н. Поддьякову), которые невозможно точно классифицировать, "оречевить". Педагог как бы вводит ребенка в эту зону и отступает. Так же идет естественное развитие ребенка в жизни: через неясные знания к четким, через чувственное целостное правополушарное восприятие и мышление к левополушарному оречевлению и классификации. Слово при этом нанизывается на образ.

Но из этого следует, что дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.

Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесные ярлыки. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.

Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний

Этот принцип часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. На самом деле он предполагает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, внутренней связи, дает философское понимание мира, целостное мироощущение и мирознание, а не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни.

  1. Принцип прохождения материала быстрым темпом

Этот принцип особенно важен для мальчиков. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им только бросай идеи, как топливо в топку, но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя несколько раз по одной и той же тропе.

  1. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения

Этот принцип направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний, то есть через взаимопереход правополушарного мышления в левополушарную систематизацию.

  1. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее – учеников разных типов.

Левополушарникам легче усваивать знания через пошаговые технологии, алгоритмы, правила, схемы. Правополушарников лучше обучать через образы, наглядность, идти от схватывания главного смысла, принципа, идеи. Они легче запоминают материал, опираясь на эмоциональные метки, лучше обучаются в диалоге. Дети не должны быть сравниваемы друг с другом. Нет единого эталона ученика, так как нет единого эталона мыслительной деятельности и типа мозга.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребенка, позволяют раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого и, что особенно важно, не дают потерять потенциальных генераторов идей – правополушарников. Кроме того, обучение по этой системе не эксплуатирует преимущественно левое полушарие, а значит, не вызывает однобокого, дефектного развития мозга. Мозг развивает педагог. Природа закладывает лишь потенциальные возможности. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

Свойства технологии

1 Многогранность

2 Процессуальный характер обучения.

3 Коллизии.

4 Вариантность.

Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:
- в его содержании,
- построении процесса учения,
- в характере отношений.

Содержание урока. На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между уже изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и прочее;
- соотношение на уроке нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);
- степень новизны в содержании каждого задания;
- широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.
Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, т. е. темой любого раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним знания и противоположные, для того чтобы новое нашло свое место в системе знаний.


Процесс обучения. При планировании процесса обучения учитель ориентируется на богатство и разнообразие видов деятельности, которые он предложит ученикам. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Он старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей.
Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности.


Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. Леонид Владимирович Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определял не учитель, а школьники, реагируя на ответы товарищей. Учитель же выступает в роли опытного проводника, ведущего через горы непростым путем, дающего возможность преодолевать препятствия, чтобы сплотить и сделать опытной свою команду. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания - скуке.
Безусловно, ни один урок как создание конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном.
Это те позиции, которые, как нам кажется, воспримут многие учителя. Учителю, начинающему работать по системе общего развития Л.В. Занкова, труднее всего бывает преодолеть привычку решать за детей все проблемы. Учителя спешат с подсказывающим конкретным вопросом, торопятся вызвать сильного ученика, сделать обобщение за класс.

Рекомендации учителю, начинающему работать по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

1. Уметь выдержать паузу после формулировки вопроса - не мешать детям думать.

2. Не вести ребенка за руку в решении проблемы - дать поле свободы

(Что думаете? Что скажете? О чем молчите?).

3. Уметь организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.

4. Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно,

высказываться по своей инициативе.

5. Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у

детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.

  1. Уметь не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки

ставят вопросы и проблемы перед классом.

  1. Владеть активными методами и формами работы

(игровая, театрализованная, тренинги), т. к. они эффективны для развития творческого потенциала детей.

8. Владеть нестандартными методами укрепления нервно-психического

здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т. д.).

9. Уметь снять напряжение, раздражительность. Умение сосредоточить

внимание, увлечь работой.

10. Уметь быть равноправным партнером, избегая роли лектора.

11. Уметь видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что

учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов.

12. Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только

литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.

13. Уметь поощрять детей к свободному проявлению чувств.

14. Стремиться поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать

умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.

15. Не злоупотреблять отметками и сравнительным оцениванием.

16 Владеть невербальными средствами общения:

зрительными (глазами) и физическими(погладить голову, пожать руку, обнять

плечи), и ребенка надо научить смотреть в глаза, у них, некоторых детей

"взгляд в никуда" как форма защиты.

17 Спокойно реагировать на ответы, не повторять ответы, повторы отучают

слушать. "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но

удерживать его в рамках, которые нужны для успеха; мертвая тишина на уроке

недопустима" - говорил Ушинский.

18 В любом "занковском" классе есть дети с трудностями в учении. Задача

учителя, классного руководителя - обеспечить им успех в деятельности,

помочь им нормализовать отношения со сверстниками, повысить их самооценку.

Этих детей можно сравнивать только с самим собой (относительная

успешность).

19 Очень существенный фактор - их занятия, увлечения вне школы. Найдите

момент рассказать об этом в классе, это поднимает их авторитет среди

сверстников, поможет поверить в себя.


В системе общего развития важно постоянно создавать условия для развития познавательного интереса.

Вот несколько существенных факторов (условий):

1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.

2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый

материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.

4. Вовлечение в процесс поиска.

5. Осознание важности и необходимости изучения.

6. Чем чаще оценивается работа ребенка

(в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.

7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления,

радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг

работает наполовину.

Исходя из всего сказанного, можно сделать выводы.

1. Дидактический стержень занковского урока - это процесс

деятельности учащихся, которые на протяжении урока наблюдают,

сопоставляют, проводят аналогии, т.е. идет процесс усвоения знаний и

работа над развитием.

2. Жизнь детей на уроке - это проявление воли, различных эмоций,

чувств, увлеченность и работа ума.

3. У урока гибкая структура. Учитель и работа идут не только от

намеченного плана, но и от детей.

4. Обязательно изучается результат деятельности.

5. Как источник знаний используется наглядность и ТСО, сведения из

вспомогательных источников (словарей, энциклопедий, справочников).

Основные отдаленные результаты действия системы - высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные - высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Технология развивающего обучения академика Л. В. Занкова даёт возможность для реализации идей новой концепции среднего образования - идей демократизации, гуманизации образования.

Система Л.В. Занкова не просто жива и выдерживает конкуренцию, на ее основе разработано большинство так называемых новых комплектов. Занковцы могут гордиться тем, что современная цель модернизации российской школы буквально совпадает с целью дидактической системы Л.В. Занкова, которую он сформулировал еще в 1957 году. Сравните: общее развитие каждого ребенка (Л.В. Занков) и построение личностно
ориентированной развивающей модели школы (официальные документы).

Уже тогда Л. В. Занков смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия.


Литература


1 Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

2 Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.

3 Занков Л. В. Беседы с учителями. М., 1991.

4 Нестерова О. В. Динамика когнитивной и личностной дифференцированности младших школьников при традиционном и развивающем обучении по системе Л. В. Занкова: Автореф. канд. дис. М., 2004.

5 Чуприкова Н. Н. Психологический смысл системы Л. В. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М., 2001.

6 Нечаева Н. В., Рощина Н. Н. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова. Самара, 2006.

7 Еремеева В. Дидактические принципы системы Л. В. Занкова глазами нейропсихолога.

Журнал «Практика образования» 2007 г.

8 Нечаева Н. В. Занковский урок. Какой он? Журнал «Практика образования» 2005 г.


Приложение №1


Схема анализа урока с точки зрения технологии развивающего обучения Л. В. Занкова.

  1. Дидактический стержень урока - преобразующая деятельность учеников.

Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.

2. Что делали на уроке дети, как трудилась их душа.

Привлечение к работе всех.

  1. Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей:

не вести детей на "коротком поводке".

Не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование была направлена работа.

4. Характер и постановка вопросов.

5. Как был организован поиск, совместный поиск.

Взаимообщение, диалогичность.

6. Жизнь детей на уроке:

а) Как жили познанием?

(Увлеченность, одержимость знаниями, а не оценками.)

б) В урок включен не только ум, но и чувства.

Пережитые знания превращаются в убеждения.

в) Как познание соединено с эмоциями? Эмоционально пережитое лучше усваивается.

7 Как шло повторение?

Стояли ли на месте, многократно повторяя, или прибавляли каждый раз новые знания.

8. Гибкая форма урока. Работать не от плана, а от детей.

9. Высокий уровень трудности, но с соблюдением меры.

10. Использование предшествующего опыта детей.

11. Вся работа учителя направлена на осознание детьми знаний.

12. Постоянный контроль за усвоением знаний.

13. Общение детей с детьми, учителя с детьми. Характер общения влияет на процесс обучения

и развития. Не принижать детей за неправильный ответ.

14. Воспитание шло косвенно, незаметно. Единство знания, развития и воспитания.

15. Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха,

похвалить за первые ростки самосознания.

Похожие:

Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconЕ. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности
Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации...
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconУроках математики в системе развивающего обучения
Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактической игры на уроках
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconПубличный отчет за 2011 год общая характеристика учреждения
Филиал Федерального научно-методического центра им. Л. В. Занкова и Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего...
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconКонцепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения
Проблема развивающего обучения играет важную роль в формировании личности. Она отвечает главным требованиям эпохи: грамотной, творческой,...
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconПояснительная записка Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка»
Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем...
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В icon1 раздел: «Я человек»
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках по системе Л. В. Занкова и внеклассных мероприятиях
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconЦентр психолого-медико-социального сопровождения «спутник» 662150, г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 3, дом 11, тел. 7-56-60 e-mail
Согласно Уставу, целью деятельности учреждения является: оказание помощи детям от рождения до 18 лет, имеющим проблемы в развитии,...
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconКомпетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л. В. Занкова
Милькина Наталия Ермолаевна, учитель начальных классов моу «Гимназия №2» г. Балаково Саратовской области, e-mail milkina
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconДавыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования
Из книги: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. –...
Родителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы \"Обучение и развитие\" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В iconРазвитие умственных способностей у младших школьников
Психолого-педагогические предпосылки развития умственных способностей у младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница